Дисклеймер: данная статья написана автором на основании имеющейся у него информации и накопленного опыта. Статья не претендует на полноту, гениальность или 100% верность, однако написана от души с целью помочь тем, кто не шарит или имеет вопросы по данной тематике. Если у вас имеются поправки, дополнения и прочая исключительно полезная информация – пишите мне в личку ВКонтакте, будем дополнять материал вместе. Многие начинающие коллекционеры и читатели комиксов терзаются сомнениями и не могут найти информации по размерам, качеству и типам изданий на рынке. Это не удивительно, ведь с каждым годом издатели все более изощряются в роскоши или наоборот дешевизне; нужно увеличивать охват аудитории, ведь рынок этот сейчас далеко не в рассвете своих сил по многим фронтам. Но на деле, в рамках популярных издательств, все довольно просто, и, прочитав эту статью, вы в этом убедитесь. Для начала немного терминологии. Позже я оформлю на сайте глоссарий, работа над которым ведется, и который будет позже пополнятся и расширятся, но пока того, что приведено ниже, вам должно хватить. Аббревиатуры и термины Синглы (Single issues, они же на сленге floppies) – отдельные выпуски, журналы, чаще всего на скрепке. По размерам, например, серебряный век и современные комиксы разнятся, но незначительно. Это важно, разве что, в вопросе их хранения, а так журналы и журналы. Графический роман (Graphic Novel) – Часто НЕПРАВИЛЬНО используемый претенциозными маркетологами термин, якобы придающий комикс-сборнику более “достойное” название, однако также используется (правильно) и для описания OGN (см. ниже). В конечном итоге сейчас так называют любой комикс в книжном формате и от этого никуда не деться, и пыхтеть по этому поводу нормальным людям уже давно скучно. Оригинальный Графический Роман (Original Graphic Novel / OGN) – Издание в любой обложке ранее не опубликованной истории. То есть такие комиксы выходят сразу в формате книги и являются самостоятельным релизом, а не репринтом. Сборник / Собрание комиксов, ну или Коллекционное Издание, если угодно (Collected Edition) – Подборка, как правило, ранее опубликованных отдельных выпусков, собранных в формате книги. Вот это как раз и нужно говорить издателям про Хранителей и прочие “ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ”, потому как те же Хранители технически это лимитированная макси-серия. Трейд / ТПБ (TPB = Trade Paperback / SC = Softcover) – Сборник в мягком переплете, чаще всего 150-250 страниц толщиной, хотя нынче и книжки по 500-1000 страниц также совсем не редкость. Престиж формат / микро-трейды (Prestige Format / Micro Trades) – Этим термином DC Comiсs обычно именовали комиксы с проклеенным угловым корешком (как у ТПБ), но в среднем толщиной 48-64 страниц. У Престижных изданий печаталась плотная картонная обложка, а страницы были толще обычных синглов. Первым комиксом в таком формате стал Batman: The Dark Knight Returns 1986 года. Термин позже вышел за рамки одного издательства, хотя именно DC и сейчас выпускает подобные вещи (Пример: DC Rebirth Special). Хард / Хардкавер (HC = Hardcover / HB = Hardback) – Любое издание в твердом переплете. Оверсайз (OHC = Oversized Hardcover) – Хардкавер увеличенного размера относительно условно стандартного для издательства. Делюкс (Deluxe Hardcover) – По сути тот же оверсайз, но термин использовался конкретно DC Comics, позже перейдя на другие издательства, например, Image. Теперь это размытый термин, обозначающий в целом более крупные по размеру или контенту книжки (у тех же DC делюкс изданиями часто называют и TPB). Омнибас (Omnibus) – Обычно более объемные издания, содержащие выпуски комиксов одного автора / команды авторов в рамках цельного рана, или просто тематический контент выстроенный по тому конкретной серии или эвенту. Может также быть многотомником. Учитывая культ омнибаса в РФ, стоит отметить, что данный формат железно не означает ни конкретного объема, ни твердости обложки (см., например, издания Dark Horse ниже). Артист-издания (Artist Editions) – Вношу сюда этот термин, поскольку им на просторах интернетов стали называть в виде условного слэнга все крупноформатные издания со сканами оригинальных страниц комиксов. Название закрпилось от родоначальника и популяризатора этой темы – изданий Artist/Artifact от издателя IDW Publishing. Проклеенный переплет (Glued Binding) – Стандартный переплет для ТПБ и многих хардов. Считается и является хуже прошитого переплета (см. ниже). Прошитый переплет (Sewn Binding) – такой корешок позволяет книге открываться более плоско (частый термин на западных ресурсах – lay flat), что облегчает чтение и сокращает gutter-loss (см.ниже). Также подобный переплет влияет на общее качество книги, делая ее более долговечной и прочной, хотя чего лукавить, прошитый переплет часто сопровождается косяками если сделан некачественно даже теми же Dark Horse. Слипкейс (Slipcase) – Специальный короб с одной открытой стороной, прилагаемый для сохранности и эстетической дороговизны книги или комплекта книг. Ляссе – тканевая закладка вклеенная/вшитая в переплет книги. Корешковое поле* / Гаттер Лосс (Gutter/Gutter Loss) – Пространство страницы, как бы “уходящее” в переплет. Наиболее актуален этот термин при обсуждении толстых и/или проклеенных изданий, поскольку % гаттер лосса часто влияет на % рисунка и леттеринга, видимый читателю. *полиграфический термин “внутреннее корешковое поле”; не исключаю и других названий. Том (Volume / vol.) – А вот тут есть специфичный для формата нюанс, несмотря на, казалось бы, простой и общедоступный термин. В комиксах, особенно мейнстриме томами часто обозначают одну и ту же серию со сброшенной нумерацией, еще и частенько ее возобновляя. В эти дебри я лезть не хочу, поскольку даже у издателей и коллекционеров часто возникает путаница на этот счет. Главное запомните, что если на книге написано Vol.1, – это значит*, что это первый том в текущей серии изданий, будь то омнибас или ТПБ, но отнюдь не обязательно 1й том комикса или даже одной серии идейно. В России, например, издательство “Комильфо” уже вовсю сталкивается с этой проблемой поскольку у Человеков-Пауков и др. Marvel серий нумерация за последние годы менялась раза по 4-5. *порой из-за частых пауз в переизданиях тех же омнибасов Marvel, иногда происходит ребрендинг названия или дизайнерские промахи, в следствие чего цифры тома исчезают или появляются. Поэтому бездумно покупать эти вещи – дело опасное для кошелька и нервов. Теперь же, когда с основными моментами мы разобрались, перехожу к разбору издателей. Книги по форматам и размерам в разных издательствах: DC издает, помимо собственных работ, еще и комиксы своих импринтов Vertigo и Wildstorm. Основные форматы и их размеры*: Trade Paperback (TPB) 25,6 x 16,7 см (10.1 x 6.6″) Showcase Presents (TPB) 25,6 x 16,7 см (10.1 x 6.6″) Standard Hardcover (HC) 26,4 x 17,5 см (10.4 x 6.9″) Archives (HC) 26,4 x 17,5 см (10.4 x 6.9″) Deluxe (OHC) 28,4 х 19 см (11.2 x 7.4″) Omnibus HC 28,4 х 19 см (11.2 x 7.4″) Absolute HC 31,5 х 21,5 см (12.4 x 8.5″), не считая слипкейсов *в США принято указывать размер дюймами, а не сантиметрами. Оригинальные размеры я вынес в скобки с международным значком, обозначающим дюйм (″) Классическая четверка DC: TPB, HC, Deluxe HC/omnibus, Absolute. TPB основная базовая единица с клееным корешком, также самая дешевая. Showcase Presents представляют собой более толстые сборники по 400-600 стр. с дешевой бумагой и черно-белой печатью “под газету”. В России такая бумага экспертами именуется “туалетной бумагой”, несмотря на почти явное использование в домашних условиях “Zewa Плюс”. Хардкаверы представляют собой “твердые” издания, тогда как более конкретная линейка DC Archives, – ныне закрытая, – перепечатывает раны издательства более ранних комиксов золотого/серебряного века. Deluxe твердые издания, это те же оверсайзы marvel (OHC), в рамках которых может быть как небольшая лимитка, так и продолжительная серия в виде многотомника. Омнибасы содержат, в свою очередь, более крупные раны уже законченных историй. По сути это просто толстые и более лаконичные оверсайзы. Стоит также отметить, что ранние омнибасы DC были размером со стандартные харды, а не оверсайзы; так, в частности, издавались многие работы Джека Кирби (не путать с недавними переизданиями), Starman, Authority и другие комиксы. Забавный для новичка нюанс. Большинство (особенно до 2016 года) оверсайзов и омнибусов издательства выпускались с черной основной обложкой без доп. цветов и со слабым едва заметным тиснением. Позже некоторые книги стали удостаиваться цветных обложек а совсем недавно начали мелькать и экземпляры с корешками поверх цветных обложек, хотя черные угольные обложки и сейчас “украшают” многие их издания. Замечу также, что главным слабым звеном издательства являются и по сей день именно переплеты омнибасов. С некоторых пор их стали делать комбинированными, т.е. прошитыми и на клею с очень слабыми капталами. И хотя качество их потихоньку улучшается, они все равно “стреляют” через раз. Absolute издания – топовая линейка DC, крупнее всех остальных их изданий. Тогда как большинство прочих изданий, за вычетом отдельных Омнибасов, имеют проклеенный переплет, Абсолюты прошиты. Также, помимо увеличенного размера издания имеют слипкейс, ляссе и более плотную бумагу. Качество, в особенности, переплетов в современных абсолютах статистически стало сильно хуже ранних изданий, но что есть, то есть. К слову, не все всегда бывает стандартно. Вот, например, довольно тонкий хардкавер Титанов, по ширине как абсолют, по высоте как омник. Кстати говоря, совместно с Graphitti Designs, коих наша редакция очень любит, DC пару лет назад стали выпускать огромные Gallery издания, краткая справка о которых будет приведена ниже. Основные форматы и их размеры Marvel Comics: Digest (TPB) 17,78 x 12,7 см (7.8 x 5.3 ″) Trade Paperback (TPB) 25, 9 x 15,24 см (10.2 x 6.6 ″) Essential (TPB) 25, 4 x 15,24 см (10 x 6.6 ″) Premiere Edition (HC) 25, 4 x 15,24 см (10.3 x 6.6 ″) Masterworks (HC) 25,4 x 17,78 см (10 x 7 ″) Oversized Hardcover (OHC) 25,4 x 17,78 см (10.8 x 7.25 ″) Omnibus 25,4 x 17,78 см (10.8 x 7.25 ″) “Adamantium Collection” 50,8 x 33 см (20 x 13 ″) Marvel Treasury Edition 25,4 x 35,5 см (10 x 14″) / 23 x 33 см (9.4 x 13.2″), классические и современные, соответственно. Снизу вверх: omnibus, premiere HC, TPB, Treasury (современный). Digest TPB – уменьшенные ТПБ, как бы, карманные издания. Essential линейка – аналог ДиСишных Showcase Presents, т.е. толстенные черно-белые репринты с дешевой бумагой. Premiere Edition* – условно стандартные хардкаверы Marvel издаваемые, как и старые оверсайзы, под “кожзам” c тиснением. Примерно в 2012 году реформатированы в более скудные “твердые” издания, выходящие и сейчас. *Существовала также линейка Marvel Premiere Classic Library Edition HC схожего размера, издаваемая всегда в двух вариантах. Эти сборники, как можно догадаться, из названия содержали репринты классики. Masterworks – также линейка стареньких репринтов, но уже не отдельных сюжетов, а классики преимущественно серебряного века с самого начала. Самая сложная в плане репринтов линейка, также выходящая ранее в мягком переплете, слегка шире обычного. В прочем, их я давненько не видел в анонсах; полагаю их выпуск marvel заменил др.форматом (см. ниже). А вот твердые издания, вроде бы, потихоньку издаются и дальше. Marvel Treasury Edition – недавно возрожденные ТПБ с плотной картонной обложкой увеличенного формата. На фото выше вы можете увидеть X-Men Gran Design vol.1, – наиболее яркий пример тех немногих изданий такого формата, что marvel себе позволили. Про старые издания можно почитать на википедии. По размеру отличия минимальны. Marvel OHC – увеличенный размер. В этом размере выходят как регулярные серии (Marvel начал эту практику значительно раньше DC), так и лимитки, эвенты и кроссоверы. Omnibus HC – как и у DC, расширенные версии оверсайзов, содержащие в основном цельные раны, тома или эвенты и смежные им выпуски. “Adamantium Collection” – попытка марвел выпускать свои “абсолюты”. Топовые издания огромного размера, со слипкейсами (больше абсолютом, но и знатно абсурднее). Стоит отметить отдельно, что ранее у марвел прошивались только омнибасы (и тут были редкие мерзкие исключения), но примерно после 2012 года, оверсайзы также стали прошиты, что очень здорово влияет на чтение и удобство. К сожалению, качество бумаги, напротив, ухудшается из года в год, некоторых читателей повергая в приступы жопоболи. Тоже можно сказать и об обложках, ранее издаваемых под “кожзам” с фойловым (фольгированным) тиснением, а ныне в цвете с матовым лаком. В 2018, совсем новые книги (Wolverine by Jason Aaron Omnibus vol.2 и не только) вышли из печати с жестким клеенным или комбинированным переплетом, который уж точно мерилом качества язык назвать не повернется. Также необходимо перечислить расширенные за последние годы линеек TPB Epic/Ultimate Collection. Epic Collection TPB – это серия толстых мягких сборников в цвете, служащих более практичной заменой медленно затухающих Masterworks. В рамках линейки выходят старые комиксы, заранее расписанные по общему количеству томов с перспективой на многие годы, причем порядок выхода нарочно нарушен. В качестве примера, представьте, что у Amazing Spider-Man в полном ее виде должно выйти 42 тома (это цифра для примера). В итоге мы получаем тома 15, 20, 1, 22, 7, 3 и т.д. в случайном порядке. Формат спорный, но очень интересный для любителей совсем уж полных собраний. Complete Epics – Здесь собраны эвенты/кроссоверы 80-90х, причем всего вышло 5 серий, 3 по Человеку-пауку и 2 по Людям Икс. Ultimate Collections/Complete Collections – издания современных ранов. Обычно в одну книгу входят по 3 обычных TPB. Самый удачный из относительно новых форматов Marvel, позволяющий покупать отличные комиксы дешевле, и не ждать неподъемные омнибасы годами. В этом формате выходят уже законченные серии, причем чаще всего уже изданные во всех возможных форматах (в зависимости от продаж и спроса). Кстати, обновляемый список Epic/Ultimate Collection можно найти здесь. Форматы и размеры Dark Horse Comics: Trade Paperback (TPB) 25,4 x 16,8 см (10.2 x 6.6″) Omnibus (TPB) 20,3 x 15,2 см (8.8 x 6.8″); современные омнибасы равны по габаритам обычным TPB. Hardcover (HC) 25,4 x 17,8 см (10.4 x 7″) Archives (HC) 25,4 x 17,8 см (10.4 x 7″) Oversized Hardcover (OHC) 28 x 19 см (11 x 7.5″) Library Editions (HC) 31,2 x 23/20,3 см (12,3 x 9/8″) Colossal Editions (HC) 30,5 x 23 см (12 x 9″) Gallery Edition (HC) 30,5 х 43,2 см (12 x 17″) Форматы Dark Horse. Сверху вниз: tpb omnibus старого образца, conan omnibus нового (равен обычным tpb), стандартный хард, увеличенные харды и Library. Omnibus TPB – являются первой “инновацией” издательства. Толстые сборники на качественной бумаге, но в уменьшенном формате по доступной цене действительно не имеют столь же интересных аналогов компактных и выгодных изданий. К слову совсем новые омнибусы mignolaverse и Conan имеют уже обычные размеры и более тонкую бумагу, что книгам идет на пользу. С харкаверами в целом все понятно, а вот две линейки ниже достойны разъяснений. Библиотечные издания (Library)* – топовая серия издательства, причем издаваемая в разном виде. Так, например, Hellboy Library обшита черной тканью с фольгированным тиснением, Buffy Library имеет суперобложки с глянцевым лаком, а Goon Library издан с двумя типами лака с разной фактурой. Sin City Library издавался с обложками под “кожзам” и слипкейсами и т.д. Разный подход к разным изданиям имеет место быть, это касается и размеров. До недавнего времени Library все были единой высоты, но разнились по ширине на пару сантиметров (см.цифры выше). Но недавний Moebius Library всех удивил размерами схожими с OHC (т.е. значительно меньше “библиотечек”). Так или иначе именно этот формат является флагманским для издателя и все еще остается мерилом отношения качества/цены у коллекционеров. *некоторые книги издательства совпадают по размерам с Library, формально (по названию) в линейку не попадая, например, комиксы франшизы Alien, а также серия Tomb Raider Archives. Colossal издания было два*, и название это условное. Colossal Conan и Big Damn Sin City – толстые версии “библиотечек” по 1000-1500 страниц. Данные издания являются экспериментальными, и коллекционеры настоятельно рекомендуют хранить их горизонтально, но как бывший владелец BDSC могу сказать, что с ними все выглядит надежно. *Скоро выйдут еще, как минимум, 2 книги о Конане. Gallery Edition – аналоги “artist” изданий IDW. Огромные книги со сканами оригинального рисунка в репродукции с оригинальным размером. Общим тезисом для Dark Horse будет – отличное качество по низкой цене. Несмотря на периодические огрехи с клеем и пары печатей Library серии с проблемами, “Лошадка” изумляет как качеством TPB с толстенной бумагой и порой матовыми обложками, так и Library книгами с которыми мало кто может вообще потягаться в соотношении качества/цена, да и во всех других. Trade Paperback (TPB) 25,4 x 16,8 см (10.2 x 6.6 ″) Compendium (HC/TPB) 25,4 x 16,8 см (10.2 x 6.6 ″) Hardcover (HC) 25,4 x 17,8 см (10.4 x 7 ″) Oversized Hardcover (OHC) 28 x 19 см (11 x 7.5 ″) “Omnibus” HC 30,5 x 21,6 см (12.6 x 8.5″), у image именуемые по разному в зависимости от серии. Компендиумы – это просто толстые TPB (и харды) в среднем по 50 номеров. Ввиду творческой и издательской свободы, даруемой администрацией Image своим авторам, в плане хардкавер изданий у этих ребят… ммм “все сложно”. Image позволяет авторам выбирать подходящий им формат из возможных, поэтому размеры выше основаны на изданиях Walking Dead, выходящих во всех 5 форматах (6, включая лимитированные HC Compendium тома с комик кона). В том, что касается других комиксов в твердом переплете, – подавляющее большинство выходит в формате OHC с габаритами выше. Так, например, издавались Chew, Saga, TWD, Nailbiter, The Wicked + The Divine, East of West, Invincible, Revival и многие другие комиксы издательства. Хотя у многих из них также были и лимитированные увеличенные “омнибусы”. Яркий пример разнообразия делюксов Image, равно как и не всегда стандартных TPB. Это вы еще стрипы Liberty Meadows не видели… Есть и “выпендривающиеся” авторы, вроде Рика Ремендера, выходящего только в “omnibus” формате. А, допустим, вещи вроде Madman Atomica изданы и вовсе промежуточных размеров, также не малых. Разумеется, у Image выходили и издания альбомных форматах TPB, и более крупные книги, но какой издатель – такой и издательский план, перечислять мелкие нюансы я не буду. Вот это парадоксально странные ребята. При наличии топовой линейки Artist Edition (см.ниже), по сути зародившей новый виток печатной индустрии комиксов, качество увеличенных хардкаверов у них, что называется, “ну такое”. Отдельно стоит заметить, что Top Shelf Productions был поглощен IDW Publishing пару лет назад, поэтому по сути является теперь их ипринтом, однако их книжки по качеству и материалам остались теми же, но об этом я расскажу ниже. Trade Paperback (TPB) 25,4 x 16,8 см (10.2 x 6.6 ″) Omnibus (TPB) 20,3 x 15,2 см (8.8 x 6.8 ″) Hardcover (HC) 26,1 x 17,2 см (10,3 x 6,8 ″) Oversized HС 27,7 х 18,5 см (10,9 x 7,3 ″) – сильно варьируется* Artist/Artifact ed. HC 48 x 34 см (19 x 13,4″) *тут надо заметить, что пример размера взят с Wormwood: Gentleman Corpse – The First Few Pints HC. Так, например, Angel After the Fall Premiere Ed. HC почти копирует по размерам библиотечки Dark Horse, видимо, нарочно. А те же Teenage Mutant Ninja Turtles: The Ultimate Collection издаются в размере 12,1 х 8,4”. В общем, тут “все сложно”. Итак, про Top Shelf Productions . Тут много писать бессмысленно. Их книги имеют отличный уровень качества, однако обложки иногда стираются уже в пути. К минусам стоит отнести и тот факт, что некоторые их книги можно купить только на сайте издателя без привычных скидок больших онлайн-ритейлеров. Отсюда и меньшая осведомленность среди аудитории: американские коллекционеры и читатели комиксов народ довольно жадный и склонный к нытью. Между тем именно здесь публикуются классики и современные классики вроде Эдди Кэмпбелла, Нэйта Пауэлла, Алана Мура, Кевина Истмена и др. По форматам книги обычно выпускаются в паре привычных форматов хардкавером и стандартных тпб, хотя бывают и прикольные сюрпризы. Наиболее популярные размеры Top Shelf Productions. Вообще за что я рад у IDW, так это за разнообразие. Помимо продукции Top Shelf, выпускающих в основном качественные взрослые комиксы, у издателя есть несколько топовых линеек лимитированных изданий (об этом ниже) и горячо любимый мною импринт LOAC (Library of American Comics), в котором помимо классики политических, сатирических и юмористических газетных стрипов издаются также и репринты поп-франшизных стрипов вроде Star Wars, Amazing Spider-Man, Batman и т.д. Archie и Bloom County от IDW LOAC. Здесь же нестандартные харды Fantagraphics, Drawn & Quarterly, Image. Отдельным пластом стоит продукция idw limited. Label HС – топовые издания с подписями, принтами, рисунками, слипкейсами и пр.плюшками. Размеры указывать нет смысла так как это именно типаж изданий, а не формат в плане размерности. Те же черепашки выходили в размере сродни обычным, но с подписями, слипкейсами и в др. оформлении. Линейка разбивается на Red/Blue/Black и др. цвета исходя из “понтовости” изданий*. *Подробные примеры вы можете найти в гиде по черепашкам, например, или в видео Димы о подписном Судье Дредде. Artist Select HC – это еще одна линейка хардов со слипкейсами и подписями, тиражируемых по 1000 экз. с контентом как бы “the best” историй по мнению самих художников этих историй. Издания IDW, от tpb до Artist. А вот дальше я кратенько скажу пару слов о тех самых Artist/Artifact изданиях IDW и нового, зарожденного ими сегмента. Artist Editions Выше я уже писал пару строк про этот формат. Суть его проста: в таких книгах издается сканированные и напечатанные в изначальном размере “оригинальные” страницы. В рамках IDW есть два формата таких изданий: Artist Editions – Издания, чаще объединенные определенными выпусками одного художника, дополнительно содержащие и прочий материал.* Artifact Editions – Издания в которых, грубо говоря, собрана солянка из страниц одного художника, которую, очевидно издателю и автору удалось найти в архивах. *тут стоит сделать оговорку, потому что это на самом деле удобная условность. Тот же Peanuts вышел как Artist, хотя мало того, что изначально является стрипом, так еще и содержит их в абсолютно рандомном ключе, как artifacts. Разумеется Артисты выходят чаще; бОльшую ценность их как, все-таки, комиксов, а не артбуков оспорить тяжело, а стало быть и интерес к ним выше. Размеры их составляют примерно 48 x 34 см., что в общем-то позже переплюнули несколько издателей. Плотная бумага, феноменальные переплеты, многослойные лаковые покрытия обложек и уникальные дизайны, – к слово, эти книжки эталон современной полиграфии, и этот факт бесспорен. Спорно, однако, само существование многих конкретных изданий, смысл которых автору статьи, да и еще куче людей не понятен, но это уже можно списать на вкусовщину, нищебродство, “комплетизм” и много других коллекционерских болячек. Я не уверен, что IDW были самыми первыми с этой темой, но что именно они популяризировали этот формат -100% правда. Следом другие издатели стали выпускать подобные книги, часто разнящиеся по формату в большую сторону. Ниже я расскажу о них основную информацию. Вот видео-презентация одной из недавних книг такого формата от издателя: Graphitti Designs Gallery Edition 38х43 см. (12×17″) 33×50 см. (13х20″) Наша редакция очень любит их старые книги, однако эти пощупает только осенью. По полиграфии едва ли найдутся более стабильно крутые ребята. Издатель, практически завязавший с книгами, судя по их активности, аки феникс из пепла, возродились на рынке крупноформаных книг. С ними в основном работает DC/Vertigo, но в этом году также выходит Terry Moore Strangers In Paradise Gallery Edition, подписная версия которого приедет на мои полки осенью этого года. Dark Horse Gallery Edition 23х33 см. (9 x 13″) 30х43 см. (12 x 17″) 38х43 см. (15 x 17″) “Лошадка” также не отстает, издавая, однако, немного странные для этого формата лицензии вроде Bone и Usagi Yojimbo, при том, что тот же акварельный Goon Chinatown (на который я делал обзор) был ранее отдан IDW. Kitchen Sink Books Curator’s Collection Edition (импринт Dark Horse) Здесь вышло всего два издания, зато каких! Will Eisner’s A Contract with God Curator’s Collection – 25х33 см. (10″ x 13″). Слипкейс сет в двух вариантах исполнения. Frank Miller’s Sin City: The Hard Goodbye Curator’s Collection – 38×54.6 см. (15″ x 21.5″). Подписной версией этой монструозной книги я ранее владел. Также подобные книги выпускали Hermes Press, Titan Books (обзор на из “Чужого” есть у меня здесь), Wayne Alan Harold Productions, Image. Fantagraphics Studio Edition 13.5″ x 17.25″ 14.5″ x 19.5″ 17” x 23 1⁄4” Ну тут, для людей в зарубежных изданиях разбирающихся говорить ничего не нужно. Я хоть конкретно этих книг в руках и не держал, в “фанте” уверен сильно больше тех же “лошадок”, хотя и последние делают на высшем уровне. К слову Fantagraphics начали эту тему буквально года два назад, если не меньше, но уже издали одни из лучших своих лицензий. Dynamite Art Edition 30х43 см. (12 x 17″) 35,5х53 см. (14 x 21″) Dynamite издает Вампиреллу, Рыжую Соню, всякое такое интересное эротическое. 2000AD/Rebellion Apex Edition 38×48 см. (15″ x 19″) 2000AD по сути издали один лишь Zenith Phase One Apex Edition, зато подписной! А теперь внимание, вот вам каталог ВСЕЙ информации обо ВСЕХ изданиях подобного рода. aeindex.org – сайт, посвященный полностью теме “артистов” с указателем и даже списками OOP. Наслаждайтесь. Прочие Издательства Да, я знаю, что не включил в статью стандартов Oni Press и Fantagraphics, но дело в том, что их “стандарты” это не то, чтобы стандарты, особенно у последних. Oni Press издают не настолько много книг и, разве что The Sixth Gun удостоился большого количества разных изданий (о них вы, впрочем, можете почитать в конце путеводителя по комиксу) Fantagraphics издают все в очень разнящихся форматах, описывать которые вообще не имеет смысла. Возможно, именно из-за этого разнообразия и гибкости “Фанта” и остается самым крутым издателем взрослых и нишевых инди-комиксов в США. Тоже можно сказать и о Drawn & Quarterly, издающих все от печатных веб-стрипов до классической манги Сигэру Мидзуки. Пару слов вставлю про замечательных Andrews McMeel Publishing, переиздания стрипов которых я частенько покупаю, равно как и Abrams и Pantheon. Абсолютно охренительные издатели. Andrews McMeel Publishing, D&Q, Fantagraphics Books. Не стоит обходить стороной и тех издателей, чьи книги выходят редко, но метко. Longmeadow Press, в копилке которого лишь пара популярных изданий, но одно из них до сих пор остается одной из самых лучших книг о Бэтмене за всю его историю, причем как в плане контента, так и издания. (О нем я уже писал, а Дима снимал видео, можете оценить). Cartoon Books, про которых можно сказать все тоже самое с их лимитированным Bone Джеффа Смитта. Graphitti Designs, качество и разнообразие которых уже стало легендарным. 2000AD, каждая книга из тех немногих, что у меня есть, сплошной праздник качества и “жира”. Они, кстати, всегда шире привычного размера, поскольку изначально их журналы выходили в виде более близком к квадратному. В общем, я это к тому, что не нужно ограничиваться чем-то популярным и известным, ведь самое сочное и приятное порой прячется в недрах ибеев, чужих полок и издательских складов. Graphitti Designs, 2000AD, Longmeadow Press, Cartoon Books, Flesk. В принципе я сказал, все что хотел сказать, но к дополнениям готов, пишите мне в личку Вконтакте и я пополню статью нужной информацией. Поделись Радостью37Поделились