Пару лет назад, еще до существования этого сайта, я писал более-менее объемный материал о Черепахах для comicstrade.ru под инфоповод в виде выхода 50-ого номера, с целью привлечь новых читателей и поделиться любовью к франшизе. На тот момент, если я не путаю, Комильфо едва-едва начали издавать современную серию, да и ребята из Illusion Studios только разгонялись. С тех пор многое изменилось. Оригинальная серия IDW обжилась десятками новых персонажей и разными спин-оффами; в России Illusion Studios выпускают издания лучше оригинальных и уже нагнали 4й том Mirage, а Комильфо, хоть и увлеклись хайпом ради продаж, тоже, в общем-то, трудятся в поте лица. Да что там – в Россию уже приезжали Матеус Сантолоко, Кевин Истмен и Джим Лоусон!

Однако и в этот раз я пишу все на чистом экстазе от потрясающего инфоповода – осенью 2017 вышел 75й номер серии IDW, что делает ее самым длинным онгоингом о черепахах вообще. Мне кажется, что это более чем достойный повод для новой душевной статьи о черепахах. КАВАБАНГА!

Вместо пролога

Чтобы понять, сколь сильна моя любовь к этой франшизе, не нужно далеко ходить. Достаточно лишь вспомнить любимую историю моей бабушки в которой я просто попросил ее рассказать мне сказку “про черепашек ниндзя и каменных солдат из измерения Икс”. Это было начало девяностых я еще жил в Томске, мне было примерно 4 года. Прошло уже немало лет, вот я читаю своему сыну теперь уже его книжку о черепашках примерно двадцатипятилетней давности, а когда он ложится спать, сам читаю комиксы Mirage и IDW, в тайне надеясь, что буду читать их со своими внуками через много лет.

Но вы сюда пришли не за моей биографией, а за информацией о черепашках, и ее я постараюсь вам дать, причем в полностью обновленном переписанном виде. Я пока не готов писать большие материалы по Mirage, но вот про IDW могу хоть лекции читать, поэтому усаживайтесь поудобнее и запаситесь пиццей.

Дело было в 2011…

Кевин Истмен поражает меня своей… персоной? Это ведь феноменальный случай – продать свою франшизу, а потом прийти со-автором в ее перезапуск и сделать комикс, местами превосходящий свою же классику! Не уверен, что знаю истории успеха круче, особенно в том, что касается перезапусков. Однако, давайте не будет обманывать себя и льстить одному лишь Кевину. Секрет успеха серии в первую очередь заключается в уникальной команде авторов со своим творческим процессом, а также в богатом запасе уже проверенных идей.

Началось все в 2011 году, когда Истмана пригласили в офис издательства IDW для обсуждения новых комиксов, сценаристом которых был уже утвержден Том Вальтц. Кевин, восхваляя все идеи Вальтца, поначалу чувствовал себя неловко, однако уловив творческие флюиды Тома, вдохновился и включился в процесс, в итоге став полноценным соавтором.

Сам Том Вальтц является давним фанатом франшизы, хотя, если немного копнуть в его биографию, не столь уж и давним. С франшизой Том познакомился вскользь через сослуживца-коллекционера комиксов в 1988 году, во время службы в морском флоте США. По словам Тома, он тогда не понимал как “что-то с названием “Teenage Mutant Ninja Turtles” может быть крутым”. Позже черепахо-зависимостью его заразил старший сын в начале нулевых, через мультсериалы. Комиксы же Том открыл для себя сам на волне данного восторга.

Третьим, часто недооцененным автором комиксов является Бобби Корноу* (Bobby Curnow), бессменный редактор комикса. По словам коллег сценаристов Бобби очень важный член команды, и, наблюдая, сколь стабильно качественно идут многочисленные мини-серии с другими авторами, я лично также склонен в это верить.

*Забавный факт – выдуманный для комикса остров Burnow Island назван в честь Бобби.

Авторская химия в комиксе – факт неоспоримый. Здесь царит жесткая структура, долгосрочное планирование на перспективу, скрупулёзное изучение ранних материалов и продуманная работа над расширением вселенной. Про локальное качество выпусков здесь можно даже не упоминать, ведь об этом я подробно поговорю ниже. Но самым главным и заслуженным навыком этого коллектива я без сомнения хочу назвать терпение.

Черепашки существуют давно. Они издавались для взрослых, для детей, для подростков; все вы хотя бы номинально знакомы с мультфильмами, кинофильмами, книгами или комиксами о них. Представьте, как сладко и сложно отбирать лучшие сюжетные линии и персонажей, лучшие конфликты и концепты из плеяды самодостаточных инкарнаций, чтобы рождать нечто новое и превосходящее все предыдущие версии. Вдвойне сложно делать это медленно, не транжиря добро понапрасну, выжидая, структурируя и всегда опережая читателя. По моему мнению, в этом и кроется секрет успеха перезапуска IDW – сама судьба свела талантливых людей в одном месте, чтобы из кучи прекрасных и не очень вещей создать вещь новую, знакомую каждому читателю по-своему, в уникальном для него ключе. Здесь всегда можно найти что-то знакомое, но обманывать себя на стоит, ведь за каждым новым поворотом ваша челюсть может внезапно оказаться на полу.

Новое начало

В новом происхождении черепах кроется, пожалуй, самая главная изюминка первой сквозной истории, законченной условно в 50-м выпуске.

В первом арке все довольно предсказуемо. Подопытных черепах пытаются похитить из лаборатории таинственные ниндзя, но живущая с ними крыса злоумышленникам мешает. Черепахи падают в канализацию, подвергаются воздействию мутагена, ну а дальше вы все знаете. Здесь стоит сделать поправку на то, что разум, в частности Сплинтера, объясняется воздействием на него психотропных препаратов, расширяющих сознание, т.е. авторы постарались максимально оградить читателя от абсолютного абсурда и нестыковок, что они стараются делать и дальше.

Более глубокое происхождение авторы отсрочили на пару томов, позже поведав читателю, что на самом деле Сплинтер и Черепахи – это реинкарнации Хамато Йоши и 4 его сыновей, живших некогда в феодальной Японии. Йоши и его семья пали жертвами его бывшего собрата, ныне врага, Ороку Саки, современному миру известного как Шреддер. Разумеется, здесь поначалу все выглядит очень неоднозначно, ведь мир магии вводится очень постепенно, и черепахи не особо верят Сплинтеру, хотя каждый принимает это его убеждение по-своему.

Разумеется, где черепашки – там и Шреддер. Но откуда он появляется несколько веков спустя, спросите вы? Все вам расскажи и покажи 😉 Нет, читайте комикс сами, а я еду дальше.

Тема реинкарнации дает авторам новую потрясающую песочницу, как с точки зрения общей мотивации и сюжетной канвы, так и в плане образов и характеров персонажей. Так, например, вся тематика владения искусством Ниндзя объясняется сама собой, тогда как нюансы, вроде случайного чтения Микелянджело на японском, превращаются в прекрасные вишенки на этом дивном торте.

Хорошо забытое старое

Об общем визуальном ряде персонажей также необходимо упомянуть, ведь это без малого 40% успеха в приключенческих комиксах. В целом образы остались “теми же”, но уровень индивидуальности в концептах Матеуса настолько разительно отличается, от всего, что было в истории черепах ранее, что многие художники после него стали значительно тщательнее к этому относиться (вплоть до формы среза повязок), хотя, разумеется, с разным уровнем детализации и стилистики.

Визуальная составляющая и концепты это, конечно, хорошо, но не них одних строятся действительно хорошие истории. Персонажи – сердце таких приключений. Характеры черепах порой играют ключевые поворотные роли в целых арках и так и должно быть. Teenage до сих пор стоит в названии не просто так; катализатором историй по-прежнему часто является внутренний конфликт черепах, как между собой, так и внутри себя.

О самих черепахах говорить много не стоит, однако не упомянуть яркую дифференциацию, максимально интегрированную Матеусом Сантолоко, я не могу. Большинство из нас помнит, что черепашки носят разные повязки, имеют разные таланты и цвета. Теперь же все это более контрастно переплетается и с комплекцией, и с возрастом, и даже с их характерами, ведь сами братья действительно разнятся между собой. Все мы помним основные черты характера черепах, но здесь они намного ощутимее и значительнее; Рафаэль не просто бесится по поводу и без повода, а борется с экзистенциальным кризисом, Микелянджело будучи младшим братом, часто является еще и голосом совести и чистоты в команде, страдая порой сильнее других и т.д. Каждый из них имеет свои проблемы, страсти, пороки и желания, и это еще больше приближает их к современному читателю. Не стоит забывать и о новом ориджине; тема реинкарнации усиливает значение образа “братства, которое нельзя разрушить” и добавляет невероятной духовной глубины каждой черепашке и остальным персонажам, чьи судьбы переплетаются с зеленой четверкой.

К слову о других персонажах, хотя многие герои и злодеи здесь остались верны себе предыдущим, переосмыслений здесь также очень много, и все они отлично вписаны в сюжет. Это касается и ориджинов, и сеттинга, и целых сюжетных пластов из классических комиксов. Удивительно, как при всем при этом авторы не перестают удивлять читателя. Да, иногда чьи-то появления довольно предсказуемы из-за очевидных для старых фанатов пасхалок, однако расслабляться здесь опрометчиво, ведь на серьезные сюжетные повороты и даже насилие авторы не скупятся. Впрочем, иногда истории прописаны и нарисованы так гармонично и интересно, что читать их доставляет массу удовольствия уже просто ради самого процесса эстетики сторителлинга, нежели ВАУ-моментов, и это радует даже больше.

Тем не менее, приведу самые яркие примеры “кочевания” персонажей, для самых любознательных (остальным советую перейти к след. главе).

  • Комиксы Mirage. Шреддер, Караи, Бакстер Стокман, Крысиный король, Кожеголовый, Утромы и Трицератоны, Эйприл и Кейси и др.; cловом, костяк франшизы.
  • Комиксы Archie. Отсюда перекочевали Mighty Mutanimals, Null (сменивший пол), ManRay, Mammoth и еще много кто.
  • Мультфильм 1987 года. Крэнг, Нейтрино, Слэш, Бибоп и Рокстеди, Металхэд, Мондо Гекко и др.
  • Мультфильм 2003 года. Энджел и Хан (хотя тут они оба – комбо с др.персонажами из комиксов Mirage, что возможно было самым умным решением в рамках персонажей второго плана.)
  • Мультфильм 2012 года. Голубь Пит – персонаж совсем недавно созданный для нового мультфильма Nickelodeon был в том же виде перенесен на страницы комикса. Пит отлично разбавил каст мутантов. Если вы ранее не смотрели мультфильм, то, как и я, рухните со стула от смеха при первом появлении Пита на страницах комикса, а дальше он и вовсе станет вашим любимчиком.

Клевый контраст, согласны?

Все это лишь примеры (я и сам, наверняка, многого не знаю, ведь не всю классику пока осилил), тем не менее, наглядно демонстрирующие с какой любовью и  заботой относятся авторы к новой серии. Самое потрясающее, что незначительные и комичные персонажи теперь порой вызывают нешуточное отвращение или шок в определенных сценах и это по-своему прекрасно.

Сюжетные пласты, как и персонажи во многом принадлежат прошлым вариациям франшизы, но, само собой, сильно изменены в угоду сценария и новых персонажей. Например, арк Northhampton идейно взят из оригинальных комиксов Mirage и уже не раз был переделан в других версиях приключений черепах, однако здесь в нем участвуют дополнительные персонажи, а его сюжетные детали основательно изменены благодаря предшествующему арку (также видоизмененному). Сюжетная структура комикса сродни дереву; старые истории являются корнем происходящего, но с каждым стори арком это дерево все сильнее разрастается, создавая новые мощные ветки, почки и побеги. И дело не в творческой импотенции, а дани старым и превосходно работающим историям, которые можно развить по-новому, мощнее, шире и попросту лучше. К слову, – почему снова и снова Нортгэмптон, спросите Вы? Возможно на этот вопрос ответит другая статья или почтовый адрес Mirage Studios:

Mirage Studios
P.O. Box 486
Northampton, MA
01061

Спин-оффы и общая вселенная

IDW в целом и авторы TMNT в частности быстро почувствовали востребованность комикса на рынке и многочисленные спин-оффы (ответвления от осн. серии) не заставили себя ждать. Впрочем, промахов тут практически не было.

На протяжении 6 лет в рамках линейки было несколько условных форматов подачи дополнительных выпусков.

  1. Micro-series. Это обычные ван-шоты, однако хронологически раскиданные между основных выпусков. Шаг понятный на ранних этапах (опять же старая практика Mirage), но сильно отпугивающий нового читателя. Также имеется парочка ежегодников (Annual).
  2. Mini-series. Стандартные лимитки с разными функциями. Они либо служат предысторией-прологом, либо самостоятельными спин-оффами, либо с выходом раз в неделю заполняют вспомогательную историю между основных выпусков. Не пугайтесь, в общей сложности их здесь немного.
  3. Кроссоверы с другими комиксами, причем 2 мини-серии с Охотниками за Приведениями и Усаги Йодзимбо входят в канон IDW.

Отдельным столпом стоит относительно новая ежемесячная серия TMNT Universe, являющаяся вторым онгоингом, но со структурой антологии. В ней обычно подается 2 истории, основная и вспомогательная (back-up story), причем вспомогательная обычно легче читается полностью после основной. TMNT Universe уже дважды служила мостиком к основной серии, однако это не банальные кроссоверы между тайтлами. Нет, считайте Universe площадкой для предыстории новых сюжетных пластов основной серии или закулисных историй сокрытых от глаз зеленокожих братьев. Очень интересный формат, раскрывающий для авторов возможности рассказа дополнительных историй с персонажами которым тесно в рамках основной серии. Любопытно, что и пишут и рисуют комикс самые разные комиксисты. В общем, это отличный эксперимент для разных авторов, в целом курируемый Бобби Корноу (насколько я понимаю из доступной информации). Талантливых авторов здесь хватает, но я не буду перечислять всех.

Хронология и порядок чтения

Я не считаю нужным постить обложки всех серий и кратко рассказывать о них. Зачем? Нет, я поступил умнее и проще. Для вашего удобства я подготовил список всех комиксов TMNT, вышедших на данный момент в хронологическом порядке по отдельным блокам.

Скачать: Порядок чтения комиксов TMNT от IDW

Список я в целом сделал на основе западных форумов, однако блоки немного упростил и чуток поменял порядок на свое усмотрение, дабы не усложнять вам жизнь. Оговорюсь, кстати, что микро-серии (ван-шоты, раскиданные между номерами в самом начале серии) я вообще читал позже всех томов с которыми они пересекались, и не почувствовал никаких проблем, хотя лучше, конечно, читать все по списку выше.

Художники

Состав художников в TMNT периодически меняется. Это не должно отпугивать читателя, поскольку, в последствии, это дает новым художникам почву для развития. Так, например, потрясающая Софи Кэмпбелл*, рисовавшая один из арков основной серии (7 том), позже рисовала и писала истории для TMNT Universe и делала это, надо сказать, превосходно.

*Поясню, что Софи раньше была (был?) Россом Кэмпбеллом, в частности во время работы над 7 томом, но позже сменила пол. Просто, чтобы вы не путались.

На разнообразие художников и стилей тут жаловаться грешно, но все равно, кто бы что не говорил, в “фронтменах” серии прописался Матеус Сантолоко, хотя ныне его немного потеснил Дэйв Вочтер.

Список художников очень велик: Dan Duncan, Andy Kuhn, Ben Bates, Mateus Santolouc, Ross/Sophie Campbell, Cory Smith, Kevin Eastman, Michael Dialynas, Damian Couceiro, Dave Wachter, Nick Pitarra, Adam Gorham, Pablo Tunica, Giannis Milonogiannis, Eric Freitas, Khary Randolph, Chris Johnson, Craig Rousseau, Dustin Weaver, Irene Koh, Franco Urru, Valerio Schiti, Charles Paul Wilson III, Mike Hendersen, Marley Zarcone и др.

Дабы не разговаривать о рисунке голословно, я лучше просто приведу примеры иллюстраций, чтобы показать разнообразие работ над всеми черепашьими сериями IDW.

Издания на рынке

Традиционно для запада, черепашки начали выходить в сборниках в мягком переплете (tpb), как выходят и в России. Но давайте сначала о США.

Итак, есть 2 оптимальных способа собирать черепах от IDW; ничего замысловатого. Это либо ТПБ, либо хардкаверы. На мой взгляд у каждого способа есть свои плюсы и минусы.

Лично я собираю тпб сразу по нескольким причинам.

  • Во-первых, начал я это дело довольно давно, когда курс $ позволял возить ТПБ для прочтения комиксов сразу в бумаге и с большей легкостью, нежели сейчас.
  • Во-вторых, TPB издания IDW, в общем-то, меня очень радуют, как в плане качества, так и оформления; не припоминаю, чтобы кто-то кроме них заморачивался с офигенными тиснениями на обложках, притом, что хардкаверы знатно стираются в плане уголков и содержат не все альтернативные обложки и минимальные допы, в отличие от TPB. И вообще, скажу по опыту (не только своему), что обычные и увеличенные харды IDW делает очень сомнительно, видел много расклеек и прочих неприятностей, что странно учитывая крутые TPB и премиум линейки Label, Artist Select и всякие Artifact издания.
  • В-третьих, так у меня в коллекции больше обложек Сантолоко (хе-хе).
  • В-четвертых, – и это самое важное, – так я могу фильтровать контент в дальнейшем, потому что при всем оптимизме и любви к франшизе, я уже видел пару мини-серий на оригиналы которых я не хочу тратить деньги (IDW пока что запихивает в харды вообще все выпуски). Предполагаю, что также поступят и с TMNT Universe, запихав ее кусками в основные харды, что, в общем-то, очень логично, но не всегда одинаково интересно.

Говоря же о хардкаверах, тут есть одно большое преимущество, для нового читателя перевешивающее все плюсы TPB, – хронологически расположенный контент. У меня чтение черепах в TPB дискомфорта не вызывало, даже когда дело доходило до раскиданных ван-шотов (где-то после 40 номера я читаю их первично в цифре), но, безусловно, новичкам так удобнее и проще и, войди я в тему сейчас, брал бы харды, не думая. Я слышал, что у первого тома первой печати были некие серьезные проблемы, но позже его допечатали и все, вроде как, стало лучше.

Ниже выкладываю видео обзор (не мой, разумеется) первых четырех томов этих изданий.

Помимо основных изданий были также выпущены несколько “мажорных” хардкавер-версий.

Change Is Constant (первый том серии) был выпущен в рамках линейки IDW Label ed. Одно время я владел Red label версией издания, обзор на которую можно найти здесь. Также были выпущены и другие более редкие версии, включающие разного уровня сложности иллюстрации Дэна Данкана (см. подробнее в обзоре).

Teenage Mutant Ninja Turtles Secret History of the Foot Clan Workprint Edition – хардкавер мини-серии Матеуса Сантолоко. Помимо обычного существует также издания:

  • Red Label Edition ($75, тираж 350 экз.) с альтернативной обложкой , 8 страницами бонусов и слипкейсом.
  • Blue Label Edition ($350, тираж 25 экз.) и оригинальным рисунком одного из этих авторов: Kevin Eastman, Sophie Campbell, Charles P Wilson III, Ben Bates.

Teenage Mutant Ninja Turtles Annual 2012 Deluxe HC. Ежегодник с рисунком Истмана был издан в нескольких изданиях; впрочем, любовь читателя к Истману как художнику современному IDW переоценили (об этом читайте подробнее в обзоре по ссылке ниже). Обычное издание стоит $39.99. Также были выпущены:

  • Teenage Mutant Ninja Turtles Annual 2012 Deluxe: Signed & Numbered Edition ($125, тираж 250 экз.), на который я ранее также делал обзор.
  • Teenage Mutant Ninja Turtles Annual 2012 Deluxe: Time Capsule Edition ($395 тираж 60 экз.). Издание содержит один из карандашей используемых Кевином для рисования этого комикса + оригинальную скетч-страницу с раскадровкой (layout), сделанный этими самыми карандашами.

Teenage Mutant Ninja Turtles Annual 2014: Deluxe Edition. Еще один ежегодник, удостоившийся лишь простого издания.

Teenage Mutant Ninja Turtles Heroes HC и Teenage Mutant Ninja Turtles Villains HC. Переиздания микро-серий (спецвыпуски) по 8 штук на хардкавер. Самые глупые издания с точки зрения полного собрания комиксов. Они не только ранее издавались в TPB, но и входят в первые харды полных изданий. Думаю эти книжки были чисто маркетинговым решением на фоне выхода кинофильмов Майкла Бэя. Разве что новые обложки неплохи.

Teenage Mutant Ninja Turtles/Ghostbusters HC. Опять же чистый маркетинг, поскольку книга также входит в 5й хардкавер полных изданий (канонный кроссовер с параллельной вселенной охотников) и ранее издавалась в TPB.

Teenage Mutant Ninja Turtles/Usagi Yojimbo HC. Совсем свежий кроссовер с кроликом-самураем. Вышел сингл, хард и скоро выйдет обновленный хард. IDW, угомонись.

Teenage Mutant Ninja Turtles The Kevin Eastman Covers 2011-2015 HC. Сборник альтернативных обложек для IDW серии от Кевина Истмана. По этой ссылке есть видео обзор.

Что же касается российских изданий, то ребята из “Комильфо” немного нарушили хронологию выхода, полагаю из-за приезда в Россию Матеуса в прошлом году, но уже почти восполнили все пробелы.

Сейчас в России изданы или скоро будут изданы:

  • Полное Издание Том 1 в твердом переплете (эксклюзив для БигФест 2017). Все остальное было издано в мягком переплете.
  • Полное Издание Том 2 (твердый переплет, готовится к выходу).
  • Подростки мутанты ниндзя черепашки тома 1-8.
  • Подростки мутанты ниндзя черепашки: Тайная история клана Фут
  • Подростки мутанты ниндзя черепашки: Злодеи (микро-серия)
  • Подростки мутанты ниндзя черепашки: Черепашки во времени
  • Бибоп и Рокстеди уничтожают все.

Вроде бы ничего не успустил. Немного обидно, что из-за неудачного опыта с синглами, микро-серии Герои не были пока переизданы в сборнике, но думаю это лишь вопрос времени. Хронология у издателя нарушена, но по идее скоро будет полностью восполнена и поставлена в нужное русло, не говоря уже о хардах.


За этим, пожалуй, и все. Данный материал не претендует на какую-то эфемерную полноту или что-либо еще; претендует он лишь на то, чтобы побудить в вас желание почитать (или даже перечитать) эти попросту замечательные комиксы. Надеюсь, читать это вам было так же интересно, как мне писать.

Кавабанга, друзья!

Поделись Радостью
  • Александр Мосин

    Ура. Черепахи)

  • lexx.bruce

    Относительно недавно начал читать, не без вашей статьи с комикстрейда. Обидно, что у нас Комильфо забило на микро-серии и ответвления, а HC вообще издавало в ограниченном варианте.