Многие новички, желающие познать комикс-культуру, сталкиваются с колоссальным количеством проблем. В данной статье я постараюсь подсказать решения для максимально комфортного введения абсолютного новичка в мир комиксов.

ДискLAMEр: на полноту чего-либо в чем-либо автор не претендует, равно как и на объективность в рекомендациях.

Нужен ли английский?

Нужен, конечно, но не обязательно. Первое, что вы должны понять – это свой уровень английского. Если он (более-менее) свободный, то проблем нет. Если же он средний – комиксы помогут его подтянуть, по крайней мере в наработке базовой лексики. Кстати, я уже писал небольшой материал с советами о том, как читать комиксы и учить при этом язык. Почитайте, может пригодиться.

Если же вы можете читать исключительно русскоязычные комиксы, – это в настоящее время не проблема.

  1. По русским печатным изданиям все понятно, – покупайте, изучайте, наслаждайтесь, меняйтесь. Но имейте в виду, что качество переводов и редактуры в России все еще находится на довольно низком уровне, хотя и есть прогресс на этом поприще. Всячески рекомендую Бумкнигу и Зангавар, там почти не к чему придраться.*
  2. Помимо бесчисленных переводных изданий существует и много пиратских переводов, сделанных скорее ради энтузиазма, а не денег. Я бы мог сказать, что это плохо, но я не издатель комиксов и, хотя я сам такие переводы практически не читал (разве что для ознакомления уже в очень взрослом возрасте), знаю много людей кто “подсел” на комиксы благодаря таким вот вещам.

* Можете слушать друзей, “авторитетные” сайты и т.д., главное помните, что рынок этот узкий, и все дерьмо будет литься скорее в комментариях, а не в самих статьях, ибо многочисленные “гик ресурсы”, на деле не то чтобы профильные, дружат с издателями, которые еще и переводчики, и редакторы, и продавцы этих самых комиксов. В общем, объективность здесь понятие сложное, поэтому будьте внимательнее, иначе очень сложно будет в дальнейшем сформировать какой-то определенный вкус. Я не о том вкусе, который делает вас “эстетом”, а о том, который портит вам же самим восприятие жанра/автора/издательства по паре-тройке слабых прочитанных работ.

Secret Avengers vol.1 #16

Какие бывают комиксы?

Для ответа на этот вопрос нужно понять следующее:

1) Комикс – это формат (или медиум), а не жанр. Существует огромное количество жанров внутри этого медиума: супергероика, криминал, научная фантастика, юмор, детектив, фэнтези, эротика и т.д. Безусловно, около 90% всех выходящих регулярно комиксов – это супергероика, но Вам нужно лишь понимать это, а не искать в этом проблемы.

2) Комикс бывает разным в своей подаче. Вы наверняка слышали о газетных стрипах, “обычных” синглах, графических романах и/или веб комиксах. Это разные форматы носителей, т.е. газеты, журналы, книги и интернет сайты соответственно. Помимо разных источников получения информации такое разделение влияет, например, на ширину и возраст аудитории. Разница в формате и аудитории, соответственно, может по-разному влиять на дальнейшую ценность и популярность комикса и т.д. Это лишь примеры, на самом деле разнообразия в этом аспекте намного больше.

3) Комиксы устаревают, особенно супергероика. Ввиду того, что первые комиксы появились еще в конце 19 века, а многие эксперты и наскальную живопись считают первыми комиксами, можно с уверенностью считать, что комиксы зависят от эпохи, так же как и от авторов произведения. Это я к тому, что 90% “старых” (до середины 70х  годов) комиксов современным читателем воспринимаются как неинтересные или глупые, и это абсолютно нормально. Тем не менее, значение истинной классики это не принижает, а напротив делает ее еще важнее.

4) Отдельным пластом стоят европейские BD (bandes dessinées) традиционно издаваемые в альбомном крупногабаритном формате и, например, манга, схожая с традиционно западными комиксами лишь по общей концепции формата (кстати, о манге у нас имеется исчерпывающий материал в 4 частях).

Допустим, что со всем перечисленным выше вы ознакомились и согласны. Едем дальше.

Esquire, Март 1957. Художник – Mike Ludlow (так просто, чтобы читалось веселее).

Какие комиксы мне почитать?

Ответ будет определять для Вас дальнейший путь развития.

Если мы говорим о не супергеройских комиксах, то тут все проще. Для начала осознайте, что есть люди, уже прочитавшие многие комиксы и разбирающиеся в предмете. Почитайте рецензии знающих людей, списки рекомендованных комиксов для новичков. Можно даже не определяться с жанром или авторами, а выбирать по ходу поиска комиксов и чтению отзывов на них. Можно пойти и от обратного, – выбрать жанр и искать комиксы в этом жанре, но таким образом мимо Вас может проскользнуть что-то грандиозное.

С супергероями все намного сложнее. Хотя все зависит от мотивации и целей.

Я не раз встречал популярные в рунете вопросы/сомнения, на которые хочется дать краткий комментарий:

  • “Мой друг посоветовал почитать мне конкретный комикс, но я в них ничего не понимаю, и не уверен, что он будет мне интересен.”

– Почитайте. Пока не прочитаете – не поймете, нужно ли оно Вам вообще.

  • “Я посмотрел фильм, и мне хочется прочитать комиксы, но я не хочу разбираться в этой теме, я же не задрот. Можно мне самобытных историй про супергероев?”

– Можно, благо выбирать нынче есть из чего, да и классики хватает. Но не лишним будет спросить себя – “зачем?” Фильм Вы уже посмотрели, а понятие “самостоятельная история” все равно довольно абстрактно, когда речь идет о супергероях.

  • “Хочу быть в теме, это сейчас популярно”.

– Если Вы хотите почитать немного комиксов, потому что все равно ходите в майке с Мстителями из ТВОЕ™ и играли в “драчки” по мотивам Marvel в детстве, то это нормально (я бы и сейчас поиграл с удовольствием), но “в тему” Вам так просто не войти. Как и с любым хобби, нужна довольно большая отдача и жертвы. Это и время, и силы, и деньги (последнее опционально).

  • “Мне нравятся возможности, которые открывает формат комикса для рассказа истории, я хочу узнать о них побольше.”

– Это, как правило, очень продуктивная причина для начала систематического чтения комиксов. Знаю много людей, которые прицельно читают годноту ради постижения искусства, а не споров в комментах и на форумах.

  • “Мне нравится (Бэтмен), хочу читать про него комиксы”.

– Это облегчает поставленную задачу, но также сильно Вас ограничивает, ведь, скажем, Бэтмен появляется также и в огромном количестве командных комиксов и кроссоверов, игнорировать которые не всегда просто, хотя и осуществимо (God bless wikipedia).

С чего начать читать комиксы про супергероев Marvel/DC?

Если Вас интересует конкретный герой – просто загуглите “the best (Batman) stories”. Это лишь пример, но разочарованными Вы вряд ли останетесь, все-таки время отсеивает шлак (в основном). Множество сайтов периодически делают подобные списки (они же “топчики”), рассчитанные преимущественно на новую аудиторию, поймавшую хайп от просмотра фильма или подаренного друзьями комикса, и желающих постичь новый медиум.

Если Вы хотите начать читать, скажем, Marvel или DC, но находитесь в ступоре от обилия разных комиксов на рынке, я подкину пару простых и сложных вариантов ниже, но сначала хочу прояснить пару моментов, которые вам стоит уяснить сразу.

  1. Marvel не лучше DC;
  2. DC не лучше Marvel;
  3. Существует большое количество альтернативных и качественных супергероийских комиксов, которые не имеет никакого отношения к Большой Двойке.

Написанное выше – не мое ИМХО, а скорее взрослое мнение любого “больного” в хорошем (иногда не очень) смысле читателя/фаната/любителя комиксов. Если вы считаете по-другому, то вы просто не дошли до этого сами, или умрете невеждой.

Перед переходом к практическим советам, стоит пояснить, что в комиксах, особенно в супергероике, есть некоторые понятия, которые необходимо узнать сразу, для понимания насущных проблемных вопросов.

  1. Континьюити (continuity) – это фактически утвержденная на данный момент времени хронология (timeline) происходящих во вселенной событий.
  2. Реткон (retcon) – изъятие/замена какого-либо события из континьюити.
  3. Ран (run) – дословно “пробег”, т.е. тот или иной период авторства сценариста и/или художника на постоянной серии (или франшизе серий). Понятие свойственно именно не авторским комиксам (чаще супергероика), где ротация авторов является нормой.
  4. Кроссовер (crossover) – участие нескольких серий или персонажей из разных комиксов в общем сквозном сюжете истории.
  5. Эвент (event) – т.е. дословно “событие”; целенаправленное объединение большого числа разных героев в одной мета-истории обычно со своей титульной серией и вспомогательными сериями, участвующими в этом самом эвенте.
  6. Тай-ин (tie-in) – т.е. “привязка”; те самые вспомогательные серии, в которых текущая линия историй либо прерывается, либо частично изменяется в угоду эвенту (см.п.5.)
  7. Тим-ап (team-Up) – объединение любых персонажей для достижения единой цели (командная работа).
  8. Стори-арк (story arc) – фрагмент общей истории из нескольких выпусков, в периодике часто занимающий 3-6 номеров, объединенных общим повествованием и сюжетом (цельная глава). Для удобства переизданий в сборниках в 21 веке наиболее популярным является дробление комиксов на истории (стори арки) по 4-6 выпусков в каждом.

Про п.1 (континьюити) Важно понимать, что герои большой двойки существуют по 50-75 лет, но стареют или молодеют периодически, в связи с чем и происходит обнуление каких-то деталей, открывающих новые возможности для творческих команд. Чаще всего этим комплексно грешит DC, и именно поэтому многие читатели их боятся и предпочитают заочно ругать. Кто-то может сказать, что в нулевых это чаще свидетельствует о творческой импотенции… и этот кто-то будет прав.

Также, чтобы все было понятно по пунктам 4-5, поясню, что любой эвент = кроссовер, но сам по себе кроссовер не является эвентом по умолчанию (до нулевых эвенты можно было пересчитать по пальцам). Например, в комиксе “Человек-Паук” на пару выпусков появляется Росомаха, – это будет классический пример кроссовера или “гостевого появления” (guest appearance).

Яркий пример для наглядности:

После нашумевшего, хоть и спорного, рана Д.М.Стражински на Amazing Spider-Man, выведшем Паука из условных низов в самые крепкие серии Marvel впервые за пару десятилетий, редакторы так заигрались с маркетингом, не желая взросления Питера Паркера, что стерли брак Человека-Паука и Мэри Джейн в 2008 (они женаты с 80-х) из истории, попутно воскресив, например, Гарри Озборна, умершего примерно 30 лет назад для “дойки” весьма спорных сюжетов и переигрывания пройденных многими годами ранее вещей. Сейчас же издательство играется с альтернативной версией все еще женатых Паркеров и их дочкой в новом комиксе SM: Renew Your Vows, пока в основной вселенной Паркер не женат, туповат и почему-то творит то же, что Тони Старк 90-х, т.е. неадекватную хрень и корпоративные дела. Таких спорных решений в комиксах полно, и с ними приходится жить, выбирая для себя лучшие истории, или слепо следуя за любимыми персонажами через огонь, воду и Брайана Майкла Бендиса (как я).

Теперь давайте уже вернемся к обещанным выше вариантам стартовых точек.

Для начала запомните фразы “New Reader Friendly” и “Great Jumping-On Point For New Comic Book Readers”. Этими фразами издатели как правило разбрасываются, будучи уверенными в том, что новый читатель может просто взять эту серию и начать ее читать. К сожалению, это не всегда так, хотя в большинстве случаев это оправдывает ожидания. Просто хватайтесь за что-то, что нравится вам стилистически или сюжетно. Ешьте и бегите дальше.

Если вам интереснее сначала понять общую канву всех историй издателя, то на деле, сейчас актуальны 3 современные стартовые точки для Marvel и 3 для DC.

Откуда начать читать Marvel

Первым делом поясню, что огромных списков на чтение я тут делать не буду, но объясню с нуля базовые точки входа для основных сюжетных пластов внутри издательств.

1) 2004-2012 гг. – эпоха Мстителей Б.М.Бэндиса. Я отмечаю Мстителей как костяк не просто так, а потому что от них издательство чаще отталкивается в выборе эвентов, а те формируют направление или политику издательства на дальнейшие годы (к сожалению, так уж вышло). Собственно, это можно назвать “современным Marvel”; начинается длиннющая условная мета-история арком Мстителей Avengers Disassembled, а заканчивается Avengers VS X-Men. Можно перечислять много нюансов, но, лучше просто читать здесь все по хронологии, начиная с ключевых серий, или интересных вам героев.

Один из разворотов арка Avengers Disassembled, ознаменовавшего новую эру для Marvel.

2) Инициативой Marvel Now 2013 года издательство в целом запустило новые или обновило старые серии, с тех пор утвердив “сезонную” структуру с надоевшим всем обнулением нумерации своих серий. На деле “сезон” закончился в 2015 году событием Secret Wars, тем самым начав новый период All-New All-Different Marvel. Лично я всячески рекомендую читать ран Джонатана Хикмана (Avengers, New Avengers, Secret Wars, и предшествующую всему этому Fantastic Four) первым делом, особенно, если вас интересуют эти персонажи, к тому же все происходящее в комиксах издательства теперь, так или иначе, вытекает из Secret Wars, и это надолго. Прочие серии этого периода в основе своей читабельны без богатых предысторий (в самих комиксах вам расскажут большую часть необходимых знаний, так уж они устроены). All-New All-Different Marvel на деле должен был играть ту же роль, но этого не произошло.

Marvel Now в костяке которого Хикман начал вести все к разрушению вселенной Marvel в Secret Wars

3) AllNew AllDifferent Marvel начался в 2015 году, перенеся события в новой общей основной вселенной на 6 или 8 месяцев вперед (простите, не помню точно), пытаясь повторить успешный подобный финт Хикмана (не вышло). Основной характерной фишкой тут стало то, что костяком перезапуска стала серия Captain America, позже насквозь проходящая эвент отвратительный Civil War II и перетакающая в более годный Secret Empire. Остальные тайтлы проще читать, если вам интересны персонажи, за вычетом неформатных произведений вроде цельной макси-серии The Vision или больше похожей на антологию Scarlet Witch. Заметил в сети, что этот перезапуск многим дается тяжелее прошлого (потому что бестолково сделано). Кстати, скоро Marvel снова все перезапустит, вроде как, к след. году.

All-New All-Different Marvel – в названии скорее читается ирония, нежели правда.

Разумеется, позже я попробую сделать на сайте списки для чтения и может даже “топчики” на свой вкус, но в целом найти информацию и даже инфографики по теме труда не составит. Ориентируйтесь по эвентам и их годам, если хотите потихоньку понять общую картину. Кстати, именно Marvel NOW! и All-New All-Different Marvel сейчас издают в России JJ и Комильфо (и еще пара издателей, вроде, тоже пару серий Marvel NOW! отхватили). Даже основные циклы вполне реально нагнать и прочесть при желании. Да и со вкусом в ребят все, более-менее, в порядке.

Отдельно добавлю, что годные и целостные современные комиксы издательства были и до 2004 и Бендиса. Например, Fantastic Four (Марк Уэйд), Amazing Spider-Man (Д.М.Стражински) и New X-Men (Гранта Моррисона) приходились в большинстве своем именно на начало нулевых, потому как 90-е в целом были довольно печальным временем, особенно для Marvel. Кстати, все три серии издавались в России. Я не утверждаю, что именно с этих комиксов надо начинать знакомство с Marvel, но фактически именно с них (помимо прочего) начинал я, и это проверенные временем и уже классические вещи, и если ни одна из серий вам не понравятся, то вам, вероятно, вообще мало что понравится по этим персонажам (хотя и эти раны пару раз спотыкались).

Кстати, в том что касается, например, Людей Икс, Фантастической Четверки или Человека Паука, – помните, что необязательно читать все в хронологическом порядке. Максимум, что вы потеряете при прочтении, например, современных Людей Икс, – это удивление или, напротив, зевота от сюжетных поворотов, основанных на старых персонажах и действах. Продолжайте читать, и позже у вас выстроится в голове примерная общая мозаика, и при желании вы  сможете ее расширять, добавляя новые кусочки или перечитывая старые (может прибавляя немножко википедии на пути). Так читать комиксы намного интереснее, а вот сразу массивно налегать на эвенты я не советую, они чаще выходят слабыми, чем наоборот. Цель последних скорее продажи, а не качество.

У Marvel есть также чит-вариант – можно начать знакомство со вселенной Ultimate, зародившейся в начале нулевых как альтернатива для нового поколения читателей. Действие в Ultimate Universe происходит практически с нуля, но сразу замечу, что, несмотря на общий высокий уровень начальных серий, написанных Марком Милларом, Брайаном Бендисом, Уорреном Эллисом и Брайаном Воном, качество этих серий стремительно падало вниз, в конечном итоге превратившись в кашу, позже практически полностью слитую в небытие событием Secret Wars. Тем не менее, серии вроде Ultimates vol.1-2, Ultimate Spider-Man, а также первых половин Ultimate X-men и Ultimate Fantastic Four очень годные, и однозначно стоят прочтения.

Важно помнить, что всегда есть ряд комиксов, вырывающихся из контекста континьюити (можно сказать, “живут” вечно), благодаря творческому таланту отличных авторов. Эти истории, как правило, самодостаточны и вечны, но при этом могут (чаще всего так и есть) соответствовать канону истории, служить ее продолжением, предысторией или просто быть современной (и не очень) классикой с большой буквы.

Откуда начать читать DC

1) Самой интересной точкой ввода будет, пожалуй, начало нулевых. Здесь сложно сказать порядок чтения, ибо его не существует, но также ориентируйтесь на эвенты. Единственный нюанс – перед “кризисами” (многие эвенты DC носят это слово) рекомендую читать оригинальный Crisis on Infinite Earths, хотя это опционально (википедия в помощь). Лучше всего сосредоточится на отдельных сериях о персонажах, хотя и командные комиксы вроде JSA и JLA будут довольно приветливы к (не ленивому) читателю. В целом надо первым делом узнать кто такой Джефф Джонс. Он является самым продуктивным автором популярных и хороших историй издательства уже лет 20, поэтому советую отталкиваться от его творчества. Процесс будет долгим и надуманно сложным, но очень интересным (главное много и комплексно читать, покуда это нравится). Если интересны эти персонажи – начните с The Flash, Green Lantern, JSA и Teen Titans (опционально) – это все Джефф Джонс, затем Identity Crisis, Infinite Crisis (и сопутствующие серии), дальше… да ладно, вам этого на год или два хватит 😉 Здесь же отдельно можно взять JLA и Batman Гранта Моррисона, например, и т.д. (об этом чуть ниже).

2) Инициатива New52 2011-2016 года, больше уничтожившая, нежели привнесшая, была направлена на упрощение всей вселенной и омоложение всех ее героев. В результате комиксы стали более понятными для абсолютных новичков, но более бездушными, и быстро скатились к той же самой необходимости в эвентах и кроссоверах, в коей, по мнению издателей, они нуждаются уже не первое десятилетие. Именно эти комиксы, не считая редких классических вещей, издает в России Азбука в последние годы. Я крайне негативно отношусь к этому перезапуску в первую очередь из-за слабой общей целостности вселенной, которой ранее отличались DC от своего конкурента, но еще больше из-за слабых и пережеванных общих идей в этой новой (на самом деле кастрированной старой) вселенной. Тем не менее, тут есть хорошие и самодостаточные раны вроде Wonder Woman (Азарелло), Green Arrow (Лемир), Batman (Снайдер), Флэш (Бучелатто), и моя любимая серия Batman & Robin (Томаси/Глисон), не говоря уже о том, что некоторые вещи реткон толком не задел (Batman Incorporated и Green Lantern). Начинать ли читать эти комиксы решать вам, но в большинстве своем по ним не надо составлять мнение о вселенной DC (это равно преступлению, уверяю вас).

Не особо новые new 52 герои.

3) DC Rebirth 2016 года. Тут все очень радужно, потому что почти все серии направлены на устранение последствий вышеупомянутого New52 в максимально жесткой форме. DC возвращается к корням и все дела. Могу долго распинаться об этом, но у нас уже есть целая рубрика о линейке, которую мы ведем вместе с коллегой, так что милости прошу, – читайте, если интересно. Основное отличие новой инициативы – давление на ностальгию при состоятельности большинства серий, однако истинное удовольствие ждет тех, что будет читать все ключевые серии (их по сути всего с десяток-полтора). Отдельные серии также легко читать с полным незнанием персонажей. Идеально подходит вообще всем, хотя, разумеется, абсолютно новый читатель не поймет всех нюансов мета-историй сразу, потому что (буду честен) настало новое время олдфагов. Ну и да, скоро выясним, как Доктор Манхеттен из Хранителей связан с текущей (возможно, и не только) DC вселенной. Будет жарко.

Вы, наверное, задались вопросом: “а что до этого все было так плохо?” Нет, до этого у DC дела обстояли, как правило, нормально и хорошо, но по большей части там все не так просто (читайте ниже).

DC серьезнее и мрачнее Marvel? Ерунда!

В рамках же более простого подхода, я советую выбирать персонажей DC и, хотя бы поверхностно, изучая их на википедии и в списках лучших историй, знакомиться с их мифологией. Это будет сильно проще для Вас, поверьте.

Не пугайтесь, несмотря на сложные ретконы, здесь довольно легко наслаждаться огромными пластами, существующими на своей волне, и повторюсь – вам не нужно стремиться узнать ВСЕ и спешить мериться метафорическими пиписьками в пабликах ВК, – лучше просто читайте в свое удовольствие.

Хотя я не стремился делать списков в этой статье, могу еще раз сказать, что Green Lantern, The Flash и JSA Джеффа Джонса можете смело ставить в фавориты списков прочтения, равно как JLA и Batman серии Гранта Моррисона (хотя в простоте последнего для новичков со мной многие могут справедливо поспорить), также стоит обратить внимание на Starman Робинсона, Gotham Central Грега Раки, New Frontier Дарвина Кука, это все в общем-то как раз те бессмертные истории вне времени и континьити. Это лишь первое, что пришло на ум из постоянных длительных ранов нулевых и смежных лет, которые не особо сложно читать, не зная ровным счетом ничего о героях, хотя подготовка как всегда будет не лишней. Больше информации о списках рекомендованного чтения будет позже, но, подобно Дж. Р.Р. Мартину, пока что мне придется лишь пообещать вам, что “они грядут и скоро все будет”.

Пара слов о Большой Двойке

Marvel

Не буду отрицать, что с марвел все проще. До вышеупомянутых современных этапов, Marvel не столь успешно и часто обыгрывал свои эвенты, не считая разве что локальных кроссоверов внутри соседствующих по тематике серий (особенно успешными они чаще всего были у Людей Икс), а значит, не мешали читателю наслаждаться сольными сериями. Это облегчает понимание общей вселенной, ибо до недавнего времени ретконы здесь также носили либо локальный характер, либо отменялись вновь позже, не сильно влияя на сами текущие серии.

Здесь оптимальным для новичка, все-таки, будет выбор персонажей/команд и последующее изучение соответствующей мифологии с чтением рекомендованных серий (в 99,9% случаев нет смысла читать все комиксы о старых персонажах). У каждой линейки Marvel на самом деле не так уж много известных и тем более хороших в широком смысле слова ранов, главное начать. Все очень просто. Извините, что повторяюсь, но колеса тут не придумать.

DC

Тут все намного немного  сложнее.

DC начинали делать комиксы значительно раньше Marvel, еще перед Второй мировой войной, что повлияло не только на персонажей и их истории, но еще и сформировало между ними абсолютно иную взаимосвязь.

Поскольку флагманские тайтлы и их герои (по сути Лига Справедливости и Ко) позже занимали все большую нишу, несмотря на многочисленные проблемы, а издатели и читатели старели, в 80-х было принято решение объединить разные вселенные внутри издательства в одну в рамках первого серьезного эвента в истории комиксов – Crisis on Infinite Earths.

В результате Первого Кризиса были довольно жестко переписаны происхождения персонажей и много чего еще. Позже был Zero Year (90-е), Infinite Crisis (2004) Final Crisis (2008) и Flashpoint (2011). Последний, кстати,  и создал в результате реткона New52. В целом это все довольно сложно в контексте мета-сценария (за не имением др. слова), растягивающего события на все комиксы издательства. Персонажей задействовано море, а континьюити переписывается каждый раз долго, размыто и с белыми пятнами, которые читатели не всегда успевают закрыть. Но как я уже писал выше, на эвентах не строится индустрия, на этом скорее строятся продажи и маркетинг, а остальное уже удача и талант авторов. Звучит страшно, но на самом деле… ладно, на самом деле это атомный п***ец, но очень интересный при изучении.

Сменим фокус. Главным отличием DC от Marvel (сравнение уместно), почему-то не дающимся многим читателям, это тематика наследия и передачи факела в их комиксах. Еще со времен первых супергеройских комиксов у Бэтмена был Робин, у Супермена Джимми Ольсен; cайдкики для этих героев играли роль расширяющих аудиторию персонажей, ведь ребенку читать о другом ребенке, да еще и помощнике героя, намного интереснее и проще.

Позже, по прошествии лет, начали меняться поколения супергероев и их альтер эго. Этим DC всегда был храбрее и увереннее Marvel (не считая Клэрмонта, который молодец). Последние даже сейчас боятся что-то реально менять, вместо этого играясь с костюмами и людьми внутри них (пол и цвет кожи особенно в моде). Иными словами, там где Marvel менял и меняет человека сидящего в костюме, DC менял костюм, потому что человек из него вырастал (как бывает и в реальной жизни). Я говорю как раз об упомянутой выше передаче факела.

Отсюда вытекает то, что независимо от ретконов и отпугивающих читателя общих вопросов, вы (повторяюсь) не должны бояться этих персонажей, а просто читать, читать и читать, постепенно выводя общую картину. Даже если целой эта картина не будет никогда, – у каждого персонажа есть ключевые моменты, значения которых вам хватит для понимания его сути и истории. Остальное вам расскажут сами авторы.

А что почитать кроме Супергероики?

Забудем про ребят в трико. Можно открыть для себя целый мир феноменальной и не очень всячины, если не быть предвзятым и быть разносторонним. На самом деле нынче формируются новые читатели (сам знаю массу таких друзей и знакомых), которые росли не на супергероике как я, а пришли в медиум из-за хоррор историй, детективов, фантастики, юмора, фэнтези и т.д. Есть даже особенно везучие эстеты с юных лет растущие на европейских BD, но это уже отдельная история (это не сарказм, если что).

Выбирать что читать, не зная чего хочешь, тяжело, но вот вам занятная история. У меня есть 45-ти летний дядя, который недавно прочел все  170 с кепкой номеров Ходячих Мертвецов (потому что я рассказал насколько сериал хуже), а затем The Boys и Preacher Энниса (залпом и с восторгом), и начал мангу Akira, ненавидя мангу/аниме. Все это потому, что я говна не посоветую, разумеется. И это притом, что человек комиксов в жизни не читал и прется в основном по старому фэнтези с эльфами, фейками и ограми. На супергероев я его вряд ли разведу, но мораль в другом, – не ставьте себе барьеров!

Повторюсь вновь, – я уже давно работаю над списком рекомендованных комиксов (не люблю слово “мастрид”, оно глупое концептуально, но все равно его использую) и быть может скоро просто начну выкладывать его частями (раз не выходит все и сразу), но пока совет мой банален и прост – изучайте комиксы Dark Horse, Image для популярных инди-работ, читайте Valiant при сильной ненависти к Marvel и DC, но любви к супергероям и вот этому всему. Читайте черно-белые или цветные андерграунд истории (Fantagraphics, First Second, D&Q и другие издательства), если хотите что-то совсем иное вроде душевных драм, исторических романов, порнухи или неадеквата (неадекватной порнухи?). Ну и все в таком духе.

Говоря об отечественном рынке, скажу, что в России сейчас издается очень много потрясающих комиксов на любой вкус. Ходите в комикс-шопы, общайтесь в соц. Сетях, читайте правильные профильные ресурсы и т.д. И главное не позволяйте никому (особенно себе) исключать один жанр в угоду другим!

Если вы ищите яркие и современные вещи, обратите внимание на альтернативные комиксы тех же JJ и Комильфо. Они помимо marvel издают довольно нестандартные комиксы вроде Секс Преступников, Танкистки, Королев Крыс, Скотта Пилигрима и прочих современных и не очень комиксов уже ставших классикой. Если же любите истории помрачнее, посмотрите комиксы АСТ Американский Вампир, Темная Башня и Лига Выдающихся Джентельменов (тут же выходят потрясающие старые комиксы про дядю Скруджа и Ко), и обязательно оцените издания XL Media (Спаун, Хеллбой, например), у них как раз выходит бестселлер и современная классика (фантастика с поревом) Сага, даже в России уже ставший культовым среди читателей, судя по продажам.

Хочется попробовать европейские комиксы, американские стрипы и внезапные открытия? Тогда самое лучшее издательство комиксов в РФ Зангавар вам в помощь. К Бумкниге можете обращаться за лучшими независимыми альтернативными комиксами со всего мира, это и Одеяла, и Сэм Забель, и Персеполис, и многие другие потрясающие вещи, хотя здесь не стоит забывать и скромных ребят из Рамона, издающих Боуна и (скоро) Усаги Ёдзимбо.

Махаон (я так понял теперь уже Азбука) издают ТинТин, а также Астерикс и Обеликс – европейскую классику рисованных историй на все возраста, хотя с детскими комиксами, новоиспеченные МИФ Комиксы скоро всех обгонят. И не стоит сразу списывать Азбуку, – помимо монополии на DC комиксы они еще издают взрослые комиксы Vertigo (Нас3, Львы Багдада и т.д.) и прочие книги др. издателей вроде культового BlackSad.

Кстати, пока я все это писал, возникла идея сделать список самых интересных русскоязычных релизов (вообще, а не “топчик” за год). Может и сделаю.

Не одной периодикой едины

Как я уже писал вкратце выше, существуют разные форматы внутри формата. Из “экзотики” я, например, люблю старые газетные стрипы, особенно юмористические, равно как и новые, давно выходящие онлайн. Стрипами также можно называть и те же комиксы вроде Судьи Дредда, которые уже несколько десятилетий выходят в таком формате (правда, в пару страниц на номер журнала, а не панелей на страницу газеты), несмотря на многочисленные современные книжные репринты.

Юмористические стрипы вообще вещь довольно своеобразная и  редко понятная/интересная большинству. Мне кажется тут та же ситуация, что и с классической русской литературой для иностранца. Для этого надо как минимум любить историю, классические вещи и признавать разный юмор, от глупых ситкомов до нецензурных HBO спешлов. Например, вещи вроде “Кальвина и Хоббса” абсолютно вечны, как и “For better or for Worse” или “Baby Blues”; семейные ценности, вечные вопросы, простая философия, часто устами детей. С другой стороны, например, первые пару декад (1950-1970) Peanuts не всегда легко читать ввиду уже архаичного сленга и устаревшего (но милого) юмора, равно как и более современный Bloom County, порой непонятный сразу из-за культурных и историко-политических отсылок. Есть и более смелые совсем свежие вещи вроде Liberty Meadows Фрэнка Чо, в меру смешного, милого, но и весьма пошлого местами. Разнообразия тут тоже хватает, но это я так к слову… (рекомендую старперские комиксы, пока ваша бдительность расслаблена).

Веб комиксы еще одна отдельная тема. Тут помимо частично перебравшихся стрипов, есть место и просто постраничному типу издания. Так, например, выходили на бесплатной основе Sam Zabel и Sin Titulo, позже изданные, как графический роман и альбом, соответственно. Есть много инди авторов, которые считают, что за веб-комиксами будущее, и с ними порой тяжело спорить.

Про BD и мангу и говорить не стоит; это свои рынки со своим выходом изданий и своими заморочками и шикарнейшими авторами, в дебри творчества которых я лезть не буду, поскольку сам не так давно начал их изучать (но серьезно, все читайте Akira, друзья).

Как видите, существует много комиксов. Очень много комиксов. Разных, специфичных, умных, никчемных, сложных, простых, шедевральных, глупых, революционных, классических, важных и не очень. Все еще читаете мой бред? Идите читайте уже комиксы!!!

Excelsior!

Поделись Радостью