В минувшие выходные отгремел Большой Фестиваль 2017 на котором основному составу редакции comicsourse.ru удалось побывать. Спешим поделиться впечатлениями в качестве посетителей и, местами, фанатов (не побоюсь этого слова по отношению к себе лично).

Гости фестиваля

Главной звездой БФ2017 стал Кевин Истмен, человек-легенда, бизнесмен от мира комиксов и прославленный создатель Черепашек Ниндзя. Признаюсь честно, узнав о его приезде, я сразу понял, что поеду на фестиваль, даже если до Питера придется добираться верхом на муле или оседлав торнадо. Но и этого организаторам фестиваля оказалось мало.

Вторым важнейшим гостем можно без сомнения назвать Джима Лоусона, привезенного командой Арсения Дубакова из Illusion Studios. Джим также известен интенсивной работой над классическими комиксами о зеленой четверке.

За мейнстрим часть отвечал испанский гость Хавьер Пулидо, наиболее известный в наших, и не только, краях как художник комиксов “Хоукай”, “Женщина Халк” и пр.

С Британии к нам вновь прибыл Руфус Дейгло, ранее посещавший фестиваль в 2016 году вместе со своей женой.

Еще одна иностранная гостья Мари Ахокойву представляла на фестивале зарубежный андерграунд, но присутствовала лишь в субботу.

К сожалению, ранее заявленные гости Марко Руди и Питер Миллиган не смогли приехать из-за внезапных личных обстоятельств. От мысли, что творилось бы на фестивале с двумя дополнительными гостями такого уровня – по коже бегут мурашки. Как бы это не было печально, никто не застрахован от чрезвычайных ситуаций, и хочется лишь пожелать организаторам не сдаваться и везти этих гостей в следующий раз.

Отдуваться за иностранцев в комикс-зале пришлось Руфусу и Хавьеру, которые работали не покладая рук, чем вызвали безмерное уважение посетителей и организаторов. Джим и Кевин, разумеется, не отставали и собирали огромные очереди в свои раздельных шатрах напротив большой сцены, с Сыендуком в качестве волнореза посередине.

Но не одними иностранцами мы с друзьями остались довольны. В этом году фестиваль посетило неприлично огромное количество российских художников, общение с которыми доставило не меньше удовольствия. Евгений Францев, Артем Траханов, Дима Иванов, Евгений Яковлев и многие другие потрясающие художники, активно занятые в отечественной индустрии, с радостью общались с посетителями, продавали оригинальные рисунки, подписывали книги и охотно рисовали скетчи. Просто магическая атмосфера и богатый улов.

Основательно пообщаться с гостями, увы, не вышло из-за огромного потока посетителей. Тем не менее, ввиду предзаказанного коммишена у Джима Лоусона, мне удалось немного пообщаться с ним буквально в первые минуты фестиваля, да и позже, при рисунке скетчей в общей очереди, я также не стал стесняться и обсудил некоторых персонажей с Джимом. В частности, вам, возможно, будет интересно, что Джиму не особо нравится новый образ Крысиного Короля по версии IDW, во всяком случае визуально. Мы сошлись на том, что он чрезмерно вычурный, гротескный и вообще скучный по сравнению с оригинальным. Еще было очень забавно услышать каково было удивление Джима, когда ему впервые нужно было нарисовать Корову Кадли. “I was like… W-W-WHA… WHAT IS THAT?” – прокомментировал Джим, и его можно понять. У ребят, кто слабо знаком с комикс-мифологией зеленой четверки (и очевидно не читал в детстве черепах от “Махаон”) была примерно такая же реакция на фесте. Именно Короля и Кадли я и просил нарисовать на бланк-каверах.

Анонсы

Разумеется ни один фестиваль комиксов не обходится без новых анонсов. Хотя в этом году с ними все обстояло намного скромнее, некоторые интересности все-таки были озвучены, в частности громкий анонс Private Eye от XL Media.

Эксклюзивы

Что же касается эксклюзивов, их снова было даже чрезмерно много. По понятным причинам большинство из них были изданы «Комильфо».

«Комильфо» – Хоукай. Омнибус (150 экз.); Рик и Морти (200 экз.); Сорвиголова (100 экз.); Продукты 24 (24 экз.); Веном против Карнажа (не для свободной продажи, прилагается к бонусам ВИП билетов).

«КомФедерация» – This is Комикс (альт.обложка + белая (пустая) обложка для скетчей).

«Другое издательство» – Что если? Гражданская Война (200 экз.); Зомфри Блог #4 (50 экз.).

«BUBBLE» – Мироходцы #6, Экслибриум #32, Игорь Гром #6.

«СПб-Комикс» – Скелет Инспектор #2

Эксклюзивы – это, конечно, хорошо, если бы не одно большое НО. На деле, значительная часть Хоукая (и прошлогодней Женщины Халк) улетели на барахолки, не успел отгреметь первый день фестиваля. Во второй день очереди к Пулидо и вовсе были абсурдно большими из-за ушлых “бизнесменов”. Опять же, у нас свободная страна и все дела, но по-человечески – это форменное скотство по отношению к авторам, искусству и просто людям в очередях (особенно тем, кто был в инвалидных креслах и на костылях и при этом скромнее остальных), многие из которых едут из дальних уголков России ради встречи с художниками и сценаристами, а не очередей, усугубляемых юными торгашами-школьниками в страстном желании заработать лишнюю тысячу рублей. Простите за ИМХО выпад, но вот эти ребята пусть идут… лесом.

Организация

Организация в этом году оказалась на уровень выше.

Очереди являются неотъемлемой частью любого подобного фестиваля, но в этот раз, как поэтапный запуск гостей, так и организация очередей оказались очень достойными.

Наборы для обладателей ВИП (супер) билетов были более скромными, нежели в 2016, однако стоимость билетов с лихвой окупило преимущество в покупке талонов на подписи и скетчи, ввиду захода на полчаса раньше, как мы с друзьями и надеялись.

К единственному очень спорному моменту я бы отнес новое место проведения. Помещение Музея Стрит-Арта, несомненно, более “теплое” и доброе в плане атмосферы, но места, особенно в комикс-зале было преступно мало (а гостей многим больше прошлого раза), из-за чего зачастую и возникали небольшие организационные проблемы (скорее просто дискомфорт для других посетителей) с очередями у иностранных авторов. Здесь же встает вопрос звука главной сцены, по понятным причинам местами чрезмерно вездесущего. Фанатам и просто посетителям, как мне кажется, это докучало сильно меньше, нежели гостям, читавшим лекции и рисовавшим весь день.

Ну и, разумеется, я не могу не отметить открытого пространства основной части фестиваля. Либо Михаил Богданов отстегнул бочку эля и гарем горячих женщин Тору, либо какие-то другие боги (черепах?) благоволили Кевину и его очаровательной жене, но, не считая мелкой короткой мороси в воскресенье, погода была просто замечательной.

В итоге, поставив на хорошую погоду, организаторы победили, и свежий воздух, конечно, скрасил пребывание в очередях и поедание хот-догов. Все вышло намного домашнее прошлого года, прошедшего в “холодных” экспо-стенах Экспо-форума. В итоге, недостаток места и все риски оказались оправданны и все прошло почти идеально, но стоит ли также искушать судьбу еще раз? Погодного секрета организаторов я не знаю, поэтому им виднее.

Отзывы посетителей, организаторов и участников

Послевкусие от БигФеста строго положительное! Решение проводить бОльшую часть мероприятия на открытом воздухе себя оправдало: погода в Петербурге выдалась отличная.

Cпорные и неудачные моменты скорее отразились на участниках фестиваля, нежели на его посетителях.

Для меня он запомнится в первую очередь отличным составом комиксистов, неприлично доступными ценами на скетчи, новыми знакомствами и эйфорией от выполнения поставленных целей.

Дмитрий Ломоносов (автор comicsource.ru)


Будучи человеком, наблюдающим за нашей комикс-индустрией и ее действующими лицами издалека и не имеющим прежде возможности воочию увидеть, как проходят мероприятия, связанные с комиксами, я, в первую очередь, был приятно удивлен той легкости, с которой контактировали между собой практически все гости и участники фестиваля. Лично для меня, человека не привыкшего к ненавязчивому вербальному общению и даже сторонящегося его, это было чрезвычайно важным плюсом. Отдельная благодарность людям, без которых я не получил был то, за чем пришел, а именно встречи с гостями – Максу Федюшкину (Макс, отчет в “рисовке” будет, когда вернусь домой к сканеру;)), Руслану Хубиеву, Илье Бройдо, Кате Чинаски, Арсению Дубакову, да и вообще всем, кто организовал этот Праздник с большой буквы. О минусах говорить не хочу – и потому что их напрочь затмило несчетное количество плюсов, и потому что о них скажут многие другие, да и потому что орги о них прекрасно знают сами. Мне не с чем сравнивать, но теперь, если меня спросят каким должен быть идеальный фестиваль комиксов – я скажу, что таким как Большой Фестиваль-2017.

Володя Чигур  (автор comicsource.ru)


В этом году на Большом Фестивале мне удалось не только поработать переводчиком иностранных гостей, но и поучаствовать в непосредственной организации фестиваля, хоть и совсем немного, я помог с приглашением некоторых иностранных гостей. Конечно, мой вклад в организацию совсем незначительный в сравнении с другими ребятами, и уж точно не идет ни в какое сравнение с тем, что делают Миша и Марина, но душой за фестиваль я болел ничуть не меньше.

Очень обидно, что некоторые анонсированные, и даже не анонсированные, зарубежные гости отменили свой приезд в последний момент, но Кевин, Джим, Хавьер и Руфус отработали за десятерых, минимум. Я сам был свидетелем того, как Руфус Дэйгло, взяв обеденный перерыв, сидел в комнате для гостей и, поедая пиццу, рисовал скетчи, чтобы порадовать всех, кто к нему пришел.

Обычно в отзывах принято указать и на слабые стороны, я же могу из минусов вспомнить разве что неудобное покрытие на площадке и неудачное расположение главной сцены, но, не думаю, что можно было на это как-то значительно повлиять, а за огромным количеством плюсов, такие мелочи и заметить непросто. Я действительно несколько минут пытался вспомнить, что же мне не понравилось. Большая часть проблем, которые отмечали посетители прошлогоднего БФ, была решена, и, например, стенды в этом году все прошли строгий отбор и все были интерактивные и очень интересные, я и сам немного погулял, посмотрел и даже порисовал на двери коммунальной квартиры.

На мой взгляд, фестиваль прошел с огромным успехом, я видел скучающих людей, разве что, в очередях, но, к сожалению, огромные очереди к гостям – неотъемлемая часть любого крупного конвента, как в России, так и в других странах. У нас, кстати, еще не все так плохо и нам пока не приходится всю ночь стоять перед входом, чтобы купить эксклюзивы и получить самые ценные автографы. Кевин Истмен рисует комиксы уже лет 30, и к нему до сих пор стоят огромные очереди во всем мире, в этом году и нам посчастливилось постоять в его очереди, и хочется верить, что все ушли довольными, как и я.

Максим Федюшкин (организатор/переводчик, админ ВК паблика originalcomicart)


Если бы меня попросили описать БФ в одном предложении, то я бы просто ответил «лучший фестиваль в моей жизни». Но поскольку от меня попросили пару абзацев, надо придумать что-нибудь ещё. Писатель из меня так себе, так что, как говорится, не судите строго.

В этом году я сопровождал Руфуса Дэйгло, и поэтому большую часть времени сидел по ту сторону очереди. Для меня это был первый опыт сопровождения гостей, и, судя по тому, что Руфуса и Клэр всё устраивало, я вроде как даже справился. Однако я успел и постоять в очереди к Хавьеру Пулидо, так что в симуляторе очередей я всё равно поучаствовал. По самому фестивалю мне не особо удалось походить (да и желания не было особо, честно говоря), но комикс-зона была классная — там было много хороших художников.

Кстати, о гостях: они все до одного оказались очень милейшими людьми, с которыми было приятно общаться и проводить время. Жаль, что не приехали Руди и Миллиган, но что поделать — остаётся только надеяться, что они приедут в следующий раз. Зато мне удалось походить с Хавьером по городу целый день после фестиваля, за который я узнал очень много интересного об американской индустрии комиксов, но больше всего нового я узнал о серии She-Hulk (которая занимает особое место в моём сердце — первый перевод как-никак!).

А ещё я сделал то, ради чего многие приходят на фестивали — подписал комиксы и получил несколько скетчей (например, у меня теперь есть Локджо от Кевина Истмена!)

Самое грустное во всём этом было то, что фестиваль закончился, а следующее подобное мероприятие будет только в октябре (если оно вообще дотянет до уровня БФ).

Илья Бройдо (организатор, переводчик комиксов, совладелец ВК паблика “Осторожно Раскрашено“)


Впервые попал на подобное мероприятие немалого масштаба в качестве участника и, пожалуй, из-за эффекта первого раза не могу взвесить плюсы и минусы с должным беспристрастием, да и сравнить мне пока что не с чем.

Я наконец-то встретил кучу знакомых и близких друзей, с кем до этого мог общаться только через интернет — прекрасные люди; хоть и не успел никак перекинуться даже парой слов, но увидел воочию мастеров, чьи работы люблю (очень жаль, что не все доехали); посмотрел на творчество других отечественных художников и художниц, среди которых было достаточно много новых (по крайней мере, для меня) талантов и все они прекрасны по-своему.

Слышал критику фестиваля и его организации от “бывалых” и точно понимаю, почему и чем люди остались недовольны, но личный экспириенс в основном положительный.

Дима Иванов (художник комиксов, иллюстратор)


Напоследок хочется заключить, что Большой Фестиваль 2017 стал лучшим подобным событием в России из проведенных на данный момент. Великолепные гости, атмосфера, косплей, ЧЕРЕПАХИ, еще гости, море комиксов, и океан ностальгии – вот что мы испытали на этом мероприятии. Кто из вас мог представить, что он пожмет руку Кевину Истмену? Точно не я. Только от этого одного факта я готов плясать, вспоминая прекрасное времяпрепровождение.

К тому же основной состав редакции сайта впервые встретился именно в дни фестиваля. Почему это круто? Потому что Володя Чигур вместе со своей милой женой приехали с самого Магадана. Да, вы не ослышались – с МАГАДАНА. Так что можете смело давать вашим ноющим друзьям из Подмосковья подзатыльники при встрече. Ждем 2018 год!

P.S. А еще я подписал 1-й номер черепах у Кевина. Жизнь удалась.

P.S.P.S. Спасибо Илье Бройдо, Максиму Федюшкину, Руслану Хубиеву и Арсению Дубакову за… вообще за все. Вы клевые!

Поделись Радостью