Мы решили сделать данный формат ежегодным.

Как и в прошлом году, сразу оговорка – это НЕ “лучшие комиксы 2019”, а те что мы для себя открыли в этом году, поэтому старья здесь много. Дело не только и не столько в том, что мы не читаем новые комиксы, а скорее в том, что выбираем мы те, которые кажутся нам наилучшими, достойными рекомендаций.

– ваша редакция.


Володя Чигур
Володя Чигур

Immortal Hulk

Знаю, по-хорошему надо было бы поставить эту серию в топе 2018 года, когда она и началась. Но разве не является показателем еще большей крутоты тайтла тот факт, что его можно уверенно называть топовым вот уж второй год подряд?

В 2018-м Юинг и Беннетт с первых же выпусков Immortal Hulk дали понять, что перед нами не очередной пшик, который закроется через 10 выпусков, как часто бывает с сериями, которыми, что называется, «забивают эфир». И по сей день ситуация ни разу не изменилась. Каждый выпуск прочитывается на одном дыхании, заставляя ждать следующий с нетерпением, сравнимым по силе лишь с ожиданием, когда пройдет похмелье после новогодней ночи. Вновь и вновь нам преподносят то жутчайший боди-хоррор, то сокрушительные монологи, то попросту изумляющие твисты. Смелое использование многих малоиспользуемых издательством персонажей из лора Халка привело к тому, что ты то и дело захлебываешься от восторга и поражаешься тому, как в очередной раз попадаешься на удочку авторов. Вообще, пускай это прозвучит дико претенциозно и нубово, но при чтении Immortal Hulk я уже пару раз поймал себя на мысли, что чувствую некий шок сродни тому, который испытывал, читая приснопамятного муровского Swamp Thing или бескомпромиссного бендисовского Daredevil. Безусловно, это совершенно разных полей ягоды, но мурашки на моем сутулом хребте – тоже, знаете ли, существенный показатель.

Если верить твитору Юинга, планов на серию у них еще громадье и свежая арка дает понять, что сценарист действительно не боится развернуться в совершенно любом направлении и любом масштабе. Чему и рады.

Secret Six

Дисклеймер: в данному случае под «Secret Six» я подразумеваю ран Гейл Симон, выходивший в DC с 2006 по 2011 год и повествующий об аналоге Отряда Самоубийц, созданного загадочным мастермайндом для выполнения ими его темных делишек. После Флэшпойнта Гейл тоже писала «Шестерку», но поговаривают, что там уже не торт, а я так и не удосужился проверить эту версию.

Собственно, о том, почему я оказался покорен этим раном. По сути, ситуация здесь в точности та же, что с Justuce League International, которую я добавил в свой прошлогодний топ. Совершенно обделенные вниманием публики персонажи (самый известный из них – Дэдшот) + дико динамичный, полный искрометных диалогов и прямо-таки анекдотичных ситуаций сюжет = очередное комикс-чудо. Можно, конечно, допустить, что я просто падок на истории про команды поехавших маргиналов, но это, скорее, просто совпадение. Иначе мне бы и последние «Мстители» понравились.

Справедливо будет уточнить, что вообще было несколько тайтлов. Во-первых, лимитка Secret Six – Villains United, рассказывающая о появлении команды в «симонской» формации. Затем идет арка в параллельно шедшей серии Birds of Prey – Dead of Winter, которую также писала тогда Симон. Помимо кроссовера с «Шестеркой», эта арка важна тем, что в ней мы видим, как состав команды претерпевает некоторые изменения. И в уже последующей полноценной серии Secret Six на 39 выпусков мы наблюдаем за долгоиграющей кавалькадой безумств с неугомонной шестеркой фриков.

Mort Cinder

В 2018-м году я почитывал не только постыдную супергероику, но и элитарную индюшатину, которая вполне пришлась бы к месту в рубрике Макса «Душная пятница».

Вот, например, Mort Cinder, выпущенный Fantagraphics. Комикс назван в честь его главного героя – загадочного криповатого мужика, который воскресает каждый раз, когда его убивают другие загадочные криповатые мужики, преследующие его всю его затянувшуюся жизнь. Морт видел рассвет человечества, участвовал в постройке Вавилонской башни и сидел в окопах во время Первой мировой, одним словом, благодаря своему бессмертию засвидетельствовал каждую эпоху.

Главная жемчужина этого комикса – это, безусловно, рисунок Альберто Бреччии. Сочный, жирный как рождественская индейка в американских ромкомах. Тушь Бреччии завораживает, подчас отвлекая от сюжетной составляющей. Писал Mort Cinder Гектор Герман Остерфилд, который намеренно утаил от читателя некоторые существенные детали и унес в так и не обнаруженную никем могилу некоторые тайны истории. И этим комикс еще притягательнее; рассказы Морта Циндера, часть загадок которого так и останутся неразгаданными, вкупе с жутковатой биографией Остерфилда создают мрачную атмосферу вокруг Mort Cinder, делая его своеобразной мистерией, вышедшей из-под контроля.

Message to Adolf

В 2018-м году я почитывал не только постыдную супергероику с индюшатиной, но и, прости господи, мангу.

Message to Adolf – одна из последних работ, без всякого сарказма, великого Осаму Тедзуки, подробнее о котором вы можете почитать вот здесь. Несмотря на небольшой для манги объем (чуть более 1200 страниц), события ее захватывают период с конца 1930-х годов до начала 1980-х. Сюжет вертится вокруг трех Адольфов: Камиля, Кауфмана и, собственно, Гитлера. История происхождения последнего станет главным «макгаффином» в этой саге – существует реальная версия, что главный фашист в истории человечества, неистово ненавидевший евреев, на самом деле и сам был отчасти евреем. В руки одного из героев попадает документальное подтверждение этому факту, что и приведет в действие цепочку событий, которые продлятся целых 50 лет. Почти как «Годзилла: Полувековая война», только вместо Годзиллы свидетельство о рождении Гитлера.

Если вы любите эпичные масштабные полотна с целой паутиной сюжетных линий, да еще и с реальной исторической подоплекой, то Message to Adolf вам в руки. Уверяю, вы не раз и не два будьте дрожать от переизбытка чувств, когда будете читать его.

 


Максим Гранько
Максим Гранько

Очень неловко повторно писать про ряд лучших для меня комиксов прочитанных в этом году, поскольку практически по всем мною уже написаны заметки, а то и лонгрид, поэтому ниже после списка того, о чем я еще не рассказывал, я привожу список уже освещенного мною ранее в этом году со ссылками.

20th Century Boys

Потрясающая манга Наоки Урасавы была “проглочена” мною буквально за 3 недели. Уже не помню, как я вышел на эту серию, а точнее как именно Макс из рисовки уговорил меня взяться за ее прочтение. История рассказывает о группе мальчишек (и одной “пацанки”) в детстве придумавшей книгу с пророчеством, куда напихали всякой ерунды с которой они могли бы бороться будучи героями. В 90х повзрослевшие ребята встречаются вновь на фоне странных и загадочных обстоятельств: пророчества начинают сбываться и кто за этим стоит неизвестно. На фоне террористических актов и сектантства таинственного “Друга”, ребята во главе с лидером Кенджи пытаются провести свое расследование, которое быстро перерастает в войну. Собственно довольно быстро Урасава кидает нас в будущее, а именно в начала 21 века, где становится очевидным поражение ребят и начинается их путь к отмщению и спасению мира от “Дружелюбных” пут.

Сам комикс очень быстрый и динамичный, часто с очень малым количеством слов на экшн сценах, однако баланса с диалогами тут более чем достаточно. Нелинейный нарратив часто бросает нас то 80е в детство героев, то в их уже пожилые ипостаси в 21 веке, причем делает это всегда очень непринужденно и выверенно.

Высокохудожественной эту работу я бы не назвал, но это очень крепкий боевик с мистикой, фантастикой, немножко метафизикой и колоссальным количеством драмы и сильнейшего пафоса. Еще большое влияние здесь уделено интеграции американской музыки, в частности рока в японскую культуру; в частности, на этом держится очень много символизма вокруг главного героя, а также самые важные детали истории. Для атмосферности советую послушать песню T-Rex  20th Century Boy, которой комикс, собственно, обязан своим названием (к тому же именно ею открывается и закрывается комикс).

Потрясающий образчик развлекательного комикса. Учитывая размер, внушительный, но не пугающий учитывая какой бывает манга (22 + 2 тома переименованной 21st Century Boys), проседает здесь на удивление малое количество томов и на мой взгляд но все находятся где-то между 15-19 томами. Финальные же тома и сама концовка просто рвут башню, а финальный твист я считаю и вовсе одной из лучших концовок, что я читал (что для меня показатель целостности произведения при всех его недостатках).

Doom Patrol # 34

Да, я пишу именно отдельный сингл, потому что он божественен. На фоне выхода сериала (который на момент написания статьи в декабре 2019 я так и не посмотрел) мы с ребятами почти хором прочли Doom Patrol Моррисона и в мнении в общем-то сошлись – есть там добротные вещи, есть хрень, но это не самая сильная работа Гранта. Я же могу добавить чуть больше, покуда по молодости читал магнум-опус Гранта The Invisibles. С этими “знаниями” (надо бы перечитать этот бред коль стоит в бумаге) могу заключить, что Патруль — это действительно бета-версия Невидимок, причем невероятно скучная. В ней буквально оттачиваются все концепты, который Грант использует дальше и если Невидимки это сложная философия и эстетика белиберды, то Патруль это эксперименты с белибердой и философией в условном супергеройском мейнстриме. Именно читая Патруль я для себя наконец-то осознал, что подавляющая часть бреда, используемого Грантом в своих сложных работах ни что иное как форма, а не содержание рассказа. Грант использует сложные речевые построения абсурдных, (иногда имеющие место) выражений как некий фон или белый шум для самой истории, читать который можно через строчку и смысла этот шум не несет (даже если автор его пытался вложить). Дело в том, что комикс как графическая форма коммуникации, а не набор картинок, помимо прочего, должен быть понятным и даже при дымящемся черепе Гранта в Патруле он не понятен и не интересен к познавания и пониманию (и это точно не вкусовщина). В Невидимках даже при полном незнании темы эзотерики и метафизики (а об этом в Невидимках написаны книги и даже научные исследования) видна глубина идейности, которую Грант хотел продать, понятна концепция и проблематика и она действительно там есть, одновременно очень сложная и бредовая и вместе с тем простая. Патруль же – это сборник метафизических и фантастических зарисовок с парочкой сквозных идей в классическом понимании написания персонажей, каждая из которых заканчивается одинаково – Deus ex machina, причем Бог здесь как правило один и тот же персонаж, позже “патрульные” начинают меняться.

И вот посреди всего этого безобразия и затесался Doom Patrol # 34, – комедийный выпуск, увы завязанный на сюжете до него и служащий своеобразной и очень внезапной развязкой сюжетной линии. В нем Месье Маллах и Мозг, давние участники Brotherhood of Evil пытаются отомстить Патрулю и пробираются в их логово. К несчастью для них они натыкаются на разборку мозга Роботмэна в банке и новой сущности, занимающей его опять же новое тело. Далее разворачивается по истине симбиоз шекспировской трагедии и типичной комедии 90х с неумно гомофобными шутками. Это просто непередаваемый угар, оценить по-настоящему который можно, увы, лишь прочитав немного предшествующих выпусков и зная хотя бы кратенько Маллаха и Мозга (хотя понять его просто и без этого, но напряжения между героями и атмосферы не оценить). Я смеялся пару дней, особенно над жвачкой. Честно.

Lobster Johnson

Да, я уже писал мнение про Миньолаверс и даже снимал (и снимаю) видео, но Лобстер не издан в омниках и про него мне хочется написать чуть больше. С ним у меня смешная история. 1-3 тома я читал, кажется, года 3-4 назад. Взявшись же за чтение всей франшизы, его я прочел не по рекомендованному порядку, а практически последним (после читал лишь Witchfinder) и не могу сказать, что пожалел. Более того, я еще и напутал 5-6 тома по порядку и тут мне тоже повезло, покуда это совсем не критично.

Мне сложно оценивать доп.серии в плане хронологии порядка их выхода, ведь читал я это все скопом, но так или иначе все серии вне Бюро и Хеллбоя раскрывают мир миньолы в глубину, чаще основываясь на том, что уже было упомянуто в основных линейках. Лобстер в этом плане довольно самодостаточен, хотя пара томов и пересекается упоминаемыми в БПРД событиями, а Iron Prometheus и вовсе служит дополнением к финальным аркам 1 цикла БПРД, разъясняя некоторые его детали. И все же Лобстер Джонсон это образец того как авторский подход и любовь в pulp-литературе могут делать нечто совершенно свежее и красивое, по сути не открывая новых горизонтов. Лобстер – виджиланте (не супергерой, ведь он злодеев убивает и глазом не моргнув) чьего лица и настоящего имени мы не знаем. Его команда борется с нацистами, отморозками, гангстерами и монстрами в стильные 30-40ые годы XX века. Стоит ли говорить, что эстетика и атмосфера здесь непередаваемо прекрасны, а в купе с талантливой командой Майка столь же прекрасны здесь и сценарий, и сюжеты. Лобстер как раз та серия, которую можно было бы читать бесконечно, однако сквозные линии здесь обозначены довольно четко и, насколько мне известно, мы увидим еще 3 сборника через какое-то время (ведь печатается и пишется это все давно под омнибусы).

HOUSE OF X / POWERS OF X

Хотел бы я орать какой Хикман великий, но на деле он просто отличный ремесленник, делающий стабильно отличные проекты не без своих слабостей и оговорок и в целом на высоком уровне. На Marvel после довольно уютного семейного эпик сай-фая в виде Fantastic Four и сухо эпичных, завязанных на продажах и эвентах Avengers видеть перезапуск Иксов весьма удачным поистине греет сердце фанатов франшизы и закрепляет Хикмана на пьедестале как “чувака, который смог”. На деле же я продолжу следать за перезапуском, но уже очевидно, что он лишь написал красивый пролог и встряхнул франшизу. Ходят слухи, основанные на солиситах, что в скором времени он и вовсе будет курировать направление событий франшизы и все снова скатится в эвент балаган. Однако образы Moira X и Людей Икс в совсем другом и новом образе – это одно из самых оригинальных и смелых решений для Marvel за последние лет 10-15, а для людей икс и вовсе смелее и безумнее даже того, что делал Моррисон и Ко. Вне контекста дальнейшей судьбы франшизы, это буквально одна из самых интересных штук последней декады вообще в жанре супергероики, тем более, что ее тут нет вообще и на деле перед вами сай-фай посуше Мстителей со спорными и противоречивыми взглядами, на грани риска потери читателя и репутации франшизы. При этом онгоинги за другими авторами атмосферу классики сохраняют, что делает всю затею еще интереснее.

Не уверен, что вспомнил все классное, что я читал в 2019 году, уж больно много было прочитано хороших комиксов (про Doomsday Clock я что-то тоже сделаю, но позже), которые немного затерялись в голове под давлением опусов Миньолы, Урасавы и Лэфэма. Но отмечу, как минимум, то о чем я писал в этом году ранее в рубрике “душная пятница”, и это действительно самые сливки 2019 для меня:

Stray Bullets

Motor Girl

Light Brigade

So beautiful & so dangerous

Hillbilly.

Поделись Радостью