Эд Брубейкер на инди проектах мне чаще нравится, нежели наоборот, но сегодня я хочу рассказать о комиксе в которой я и вовсе влюбился – Friday, который Брубейкер создал специально для небезызвестного иллюстратора Маркоса Мартина по просьбе последнего.
Friday в целом типичный приключенческий YA (young adult) комикс Image с оккультными темами, но… внезапно с каждым выпуском перерастающий в хоррор. Впрочем, нетипичного тут для меня лично довольно много.
Например, структура. Тут комикс на мой взгляд выигрывает только после своего выхода, т.к. издавался он на платформе Мартина Panel Syndicate в формате “плати сколько хочешь”, т.е. его можно читать и бесплатно. Но выходили эти 9 увеличенных выпусков порядка 5 лет, зародившись где-то в районе ковидных годов. Я читал комикс уже в полном виде и, если честно, не помню, когда в последний раз было так приятно взахлеб читать очень быстрый и легкий современный комикс, где текста более чем хватает. Сама история органично бьется на три акта, по три главы в каждом (как раз на три сборника). При этом каждый акт как вещь в себе тоже работает очень сильно в полном виде.
Далее хочется отметить темп истории, т.к. ввиду ее долгого производства визуал здесь настолько шикарен по двухстраничным композициям и просто раскадровкам, что совершенно не к чему придраться не только по графике, но и по истории в принципе. Ни одной лишней панели, ни одной затянутой страницы, никаких скомканных концовок и форсированных вступлений.
Касательно рисунка, — плоский стиль Мартина изменился в лучшую сторону в угоду разным текстурам, живым волнистым штриховкам и в целом менее вылизанной линии и геометрии в том, что касается природы, монстров, архитектуры, да и чего угодно вплоть то компоновок страниц. Мартин уже пару десятилетий как хорош, но тут он просто шикарен, не меньше. Колорист тоже интересно работает, особенно учитывая контрастные черно-белые места в оформлении и на обложках. Мне немного не понравились разве что кислотные покрасы глюков в плане палитры, но это уже сугубо вкусовое.
Чуток более субъективного в плане читательского опыта. Слегка увеличенный объем глав (28 с) и потрясающий темп делают комикс будто бы длинным, но после простой математики там не набирается даже на полных 12 стандартных выпусков! Мартин даже сам себя подкалывает в плане скорости рисования. Впрочем, комикс Мартин делал на вроде как сложном жизненном этапе (не до конца понял каком именно) и это тоже ощущается на страницах истории. Говоря проще — очень много души и эмоций, скрупулезности и детализации.
Но я начал не с того конца. Давайте о сюжете. История рассказывает о девушке Фрайдей Фитцхью и ее друге Ланселоте Джонсе. Вместе они с детства расследовали странные случаи в жизни маленького городка Кингс Хилл, подружившись еще в средней школе. Ланс — вундеркинд и местная знаменитость, можно сказать гений во многих областях, несмотря на юный возраст (а он младше Фрайдей на пару лет), а Фрайдей бойкая, смелая и местами наглая в хорошем смысле особа, что делает их дуэт как минимум динамичным. История начинается когда Фрайдей прибывает в родной город на каникулы после трех месяцев в университете и не может общаться с Лансом из-за того, как они расстались перед ее отбытием. Собственно, весь первый акт посвящен экспозиции их отношений, расстановке персонажей и их мотивации, а также немного истории города, а заканчивается… нет, никаких спойлеров!
В общем-то, о чем 2-3 акты я рассказывать не буду даже поверхностно, но скажу лишь, что вся история посвящена дружбе, взрослению и приключениям в заколдованном городке. В лучших традициях палпа,  — который очевидно всегда любил Эд Брубейкер, — здесь наука переплетается с мистикой, а мистика перерастает в фэнтези. Также стоит понимать, что здесь многое работает как данность. Гениальный парень изобретает за кадром классные девайсы и учит заклинания, т.к. жанр позволяет все делать “потому что” и это очень легко и традиционно для медиума преподносится авторами на блюдечке с эстетичной каёмочкой.
Больше всего этот комикс удивил меня тем, что Брубейкер умудрился сделать просто шикарный YA комикс, который и взрослому будет интересно читать. Сам Эд позиционировал работу как пост-YA, мол герои растут и обретают жизненные проблемы, но сеттинг и проблематика все еще YA. По мне так он просто душнит и чуток уходит в элитарность. Поймите меня правильно, комикс просто шикарен как комикс, но если уходить в подобие диванного анализа, то вся работа — на деле сборник клише. Серьезно, хочется даже посмеяться над собой т.к. некоторые сюжетные ходы по факту были настолько вторичными, что слезу от смеха пробивает как подумаю. НО!.. Я ни разу за комикс не остановился подумать о концовке, дабы поиграть в угадайку, не заскучал и не отвлекся. Читал на одном дыхании, забросив все дела, стоило лишь начать, что со мной нынче бывает раз в никогда. Даже слезу в начале второго акта выбило, потому что персонажи влюбляют в себя сразу и без смертей тут не обходится, а эмоциями авторы манипулируют отлично. Самое занятное это именно смещение Брубейкером жанровых акцентов, — чем дальше тем занятнее.
Я был многократно обманут и заинтригован, в конце оставшись доволен. А главное – минимум повесток (не без пары лесбиянок фончиком, но ладно уж), максимум сюжета и эмоций, закрученные тайны, интриги и далеко не самый стандартный подход в изображении дружбы далеко не самых стандартных персонажей: честно, без прикрас, но романтично и идеализированно одновременно. КАЕФ💛
Поделись Радостью