Это новый формат статейки на тему прочитанного редакцией comicsource в 2018 году.

Сразу оговорка – нет, здесь не “лучшие комиксы 2018”, а те что мы для себя открыли в 2018, поэтому старья здесь много.  Внезапно не правда ли? Все как мы любим.

Нам показалось, что поделиться эдакими “итогами года” будет интересно, ведь не на все пишутся лонгриды, снимаются видосы и покупаются омнибасы, а наша неоплачиваемая работа заключается в том, чтобы продвигать хорошие комиксы в массы. Надеемся, что вы оцените.

– ваша редакция.


Володя Чигур
Володя Чигур

Invincible (Europe Comics)

В феврале завершился монументальный Invincible Роберта Киркмана, это было очень круто и захватывающе, и больше мне сказать о нем нечего. Лучше скажу пару слов о его удивительном тезке из Европы. Invincible француза Pascal Jousselin повествует о незатейливом супергерое, которому разные злодеи постоянно мешают приготовить обед или сходить в магазин за свежими овощами. Особенностью героя, каждый раз помогающей ему победить незадачливых хулиганов, является его владение «магией комикса». Говоря простым языком, он умеет перемещаться по странице соответственно собственным нуждам. Так, сидя в своей квартирке и видя, что происходит в другой локации в нижней панели, герой буквально спрыгивает на эту панель и берется на дело. А еще там есть дедулька, который избивает зарвавшегося чинушу бабблом, полным словесного недовольства. И чем недовольнее дедок, тем больше и тяжелее (и больнее) баббл.

Мы уже привыкли, что герои комиксов могут осознавать свое присутствие в комиксе, что могут обращаться к читателю или восставать против автора. Но чтобы так легко и беззастенчиво, как у себя дома, они перемещались по пространству комикса – ну, если такое было, то не настолько изящно.

Первый том Invincible, получивший подзаголовок Justice & Fresh Vegetables, уместился в 50 страниц. Читая его, я чувствовал себя археологом, нашедшим древнюю амфору, и пару раз останавливался, чтобы перевести дух от восторга. Да, я очень эмоциональный читатель. Invincible (не киркмановский) — это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потом еще раз, и еще раз, и еще много-много-много раз.

Uber (Avatar Press)

Кирон Гиллен – потрясный британский умник, который хайпанул в нашей стране благодаря 1) уважению взглядов Виталия Милонова (см. Young Avengers) и 2) созданию очередной коллаборации богов – вместо Эл-Джея и Parallel Comics у него пубертатные версии Баала, Ананке и т.п. (см. Wic+Div). Обе серии вполне хороши, но в сравнении с Uber они не более чем проходное чтиво. Uber — это масштабная история о сверхлюдях, созданных втихаря фашистами во время Второй Мировой. Уберменши стали ключом к победе фашистской Германии, что повлекло за собой целый ком событий, в котором оказались всем крупнейшие мировые игроки того времени – в первую очередь, это США, Великобритания, СССР и Япония. Гиллен проделал колоссальную работу, изучая невероятное количество материалов о войне, благодаря чему каждый сюжетный поворот является стопроцентно продуманным и не вызывающим вопросов. Каждое вывешенное ружье в Uber’е рано или поздно не просто выстреливает: так как комикс выходит в издательстве Avatar Press, можете себе представить какой фарш устраивают уберменши из противников и какое раздолье здесь для художников. Нужно отметить, что изображаемое насилие в комиксе обусловлено не воспаленной фантазией создателей или желанием тупо эпатировать публику. Авторы лишь создают бескомпромиссное полотно о чудовищном, жестоком мире, власть над которым захватили еще не монстры, но уже не люди. И холодный документальный нарратив, который повествует о происходящем сухим языком учебников по истории лишь усиливает ощущение ужаса и обреченности, в самых ярких красках описываемых Гилленом.

Justice League International / Justice League Of Europe by Giffen & DeMatteis (DC Comics)

80-е для комиксов сравнимы с переходным возрастом – индустрию трясло и лихорадило, мракота и непотребства наступали по всем фронтам, авторы совсем отбились от рук и начали писать взрослые вещи про боль и унижения. В 1987 году гремели Watchmen, Batman: Year One и Kraven’s Last Hunt – книжки, которыми мы до сих пор прикрываемся в споре с батей, отстаивая достоинства дражайшего вида искусства. Но в том же 1987-м началась не менее легендарная, но в разы более позитивная серия, а точнее новый том Justice League. Авторами были назначены Кит Гиффен (plot) и Джон М. ДеМаттеис (script). Линейка, получившая после 6-го номера приставку International (через пару лет ее переименовали в JL of America), настолько зашла угрюмой публике, что вскоре получила спин-офф о европейском филиале Лиги – Justice League Europe с теми же авторами. В результате, авторский дуэт написал более ста выпусков похождений обеих команд. Чем же они так зацепили читателей?

В первую очередь, безусловно, юмором. Именно здесь встретились два непутевых героя DC, ставшие главными поставщиками гэгов в издательстве – Синий Жук и Бустер Голд. Порой трусоваты, а порой безрассудно храбры; иногда нерешительны, но всегда отзывчивы и смекалисты, эта парочка то и дело вызывает улыбку своими комментариями и идеями. Не менее колоритен здесь Марсианский Охотник, который вынужден возглавить американскую ячейку команды, и теперь постоянно нуждающийся в медитациях после очередного бардака, учиненного его подопечными. Вообще, главных героев серий никак нельзя назвать главными лицами DC Comics – друг Мистера Миракла Оберон, Гай Гарднер, Метаморфо, Рокет Рэд и многие другие – но, тем не менее, их захватывающие противоборства со столь же малоизвестными злодеями неизменно вызывают исключительно положительные эмоции. В этом еще одна особенность Лиг: Гиффен и ДеМаттеис показали, что для читательской любви, внимания и обожания совсем необязательно писать о героях, про которых снимают фильмы и которым посвящены одновременно 10 тайтлов. Эти господа буквально из ничего создают эталонные в своей комичности ситуации, переполненные тоннами искрометных диалогов. И при этом, приводя напряженные сюжеты к неизбежным последствиям, переворачивают читательское восприятие с ног на голову, наполняя финал эмоцией и драмой. Если вкратце, то JLA / JLI Гиффена и ДеМаттеиса — это явный пример того, что не важно о ком или о чем ты пишешь, главное как. Даже если это простой филлер о бродячем коте, забредшем в штаб-квартиру Лиги.

Chicken With Plums (Pantheon Books)

“Цыпленка с черносливом” Маржан Сатрапи выпустила в этом году “Бумкнига” и у меня есть ощущение, что для меня это стало главным российским изданием. Да и вообще одной из любимых книг в принципе. Совсем небольшая история о том, как музыкант в горе от утраты любимого музыкального инструмента решает лечь на кровать и умереть. Простейшее описание, но, черт побери, как сильно у меня зудело от СПГС во время чтения книги. Мое первое впечатление от истории: “Цыпленок” похож на песнь смерти. Фатум здесь как добросердечная мать облекает главного героя в саван из смирения и упрямства, никаких мытарств, агоний, драм. Эталонный исход лирического героя. Мое второе впечатление от истории: “Цыпленок” — это ода жизни. Потому что не так уж часто, дочитав историю о смерти, ты закрываешь книгу преисполненный какого-то светлого ощущения легкости и спокойствия. Все то же смирение, но уже не перед завершением бренного пути. Скорее в отношении прошлого и будущего, каким бы оно не было. Мое третье впечатление от истории: “Цыпленок” — это гимн любви. Ультимативное, совершенное, непоколебимое чувство, следствием которого стала привязанность героя к утраченному осколку памяти. Этим он напомнил мне “Гранатовый браслет” Александра Куприна. И здесь уже возникает смирение, принимающее возникший удар судьбы, которые делает невозможным и бессмысленным дальнейшее существование. Ибо нитью, связывавшей героя с его жизнью, была память о прекрасном прошлом. А единственным, что осталось от этого прошлого был инструмент. Инструмента не стало – не стало и жизни как явления, которое стоило терпеть ради воспоминаний. Так просто, но так проникновенно, что аш дух захватывает даже сейчас, спустя много месяцев после прочтения.

Nemesis The Warlock (2000 AD)

Nemesis The Warlock – серия, созданная Пэтом Миллсом и Кевином О’Ниллом на страницах 2000 AD в 1980 году. Главный герой серии, в честь которого она и названа, является архи-врагом Томаса де Торквемады – деспота, тирана, диктатора, правящего планетой Термайт, эдакой вариацией постапокалиптической Земли, погруженной в такие пучины ада, мрака и дестроя, что загнивающий запад и рядом не стоял. Торквемада сочетает в себе самые отвратные человеческие качества: параноик, нацист, манипулятор, истеричка, фанатик, похож нарядом на ку-клус-клановца, наверняка ненавидит Хаски и Ic3peak. Немезис-Варлок, в свою очередь, гордый и уверенный защитник всех внеземных цивилизаций, которые стремится уничтожить Томас; он прекрасно знаком с магией, всегда готов с головой нырнуть в поединок хоть с целой армией неприятелей и, что характерно, не гнушается воспользоваться запрещенными приемами.

Весь цикл Nemesis The Warlock — это постоянные столкновения презирающих друг друга соперников, порой выходящих за рамки физических возможностей в своей неистовой жажде уничтожить врага. Миллс и О’Нилл (а позже и заменивший его Хесус Редондо) создали впечатляющих масштабов мир, в каждом выпуске расширяя его все дальше, показав нам как устройство дворца Торквемады и подземные транспортные переходы Термайта, так и множество различных планет, на которых также происходит действие. Nemesis The Warlock – мощнейшая сага о брутальном противостоянии двух противоположностей, которое никогда не будет отмечено даже намеком на примирение и вряд ли закончится со смертью одного из соперников.


Дмитрий Ломоносов
Дмитрий Ломоносов

Clean Room (Vertigo)

Очень трудно говорить про комикс, который настолько поразил меня, что мгновенно вошел в несуществующий список любимых работ. Это история корпорации-секты и её таинственной предводительницы – экс-писательницы хоррор романов, в одном из которых полностью отсутствует пунктуация. Поговаривают, что прочтение книги приводит к двум пограничным состояниям: полнейшему просветлению или сумасшествию.

В Clean Room Гейл Симон воссоздает жутковатую атмосферу лучших эпизодов “Секретных Материалов”, а Девис-Хант придает истории необходимый уровень гротеска. Рисунок британца чарует и действительно пугает – от искаженных персонажей и детализированной жестокости становится не по себе. “Чистая комната” – один из редких комиксов, который способен вызвать неподдельное чувство тревоги, поразить графическим насилием, но в тоже время подарить отличную историю.

Postal (Image Comics / Top Cow)

Сюжет Postal повествует о типичном американском городке Эдем и его жителях. Вот только все поселенцы Эдема – бывшие преступники, а сам город – “чистилище”, скрытое от постороннего взора. Жесткая дисциплина и законы обеспечивают равновесие и призваны помочь в перевоспитании грешников. Однако, спустя многие годы, в Эдеме происходит убийство…

Главный герой Postal, Марк, является местным почтальоном и обладателем синдрома Аспергера. В течение серии он проходит огромный путь, эволюционируя не хуже Уолтера Уайта из сериала “Во все тяжкие”. Тема “особенных” людей все чаще встречается в современном искусстве, однако Postal в совершенстве раскрывает данный вопрос. Начавшись как детектив, комикс постепенно преобразовывается в криминальную драму, а под конец даже приобретает эзотерические нотки.

Astonishing X-Men (Marvel)

После прочтения Людей Икс от Гранта Моррисона, по совету Максима, я незамедлительно открыл Astonishing X-Men Джосса Уидона. В конце дня, закрыв последнюю страницу комикса, зашел на eBay и купил давно вышедший из печати омнибус.

Первого абзаца недостаточно? Тогда по порядку. Уидон давно зарекомендовал себя как потрясающий сценарист и крепкий режиссер. В Astonishing X-Men Джосс проявляет свои лучшие качества: сигнатурная “душевность” ощущается в каждой строчке диалога и кадре истории, а до слез могут довести не только мощные драматические сцены, но и высококлассный ситуационный юмор. Конечно, все это было бы невозможно без филигранного рисунка Джона Кассадея.

Магия Уидона заключается в странном ощущении близости к персонажам, даже при отсутствии знаний и контекста, на который отсылается автор. По итогу в выигрыше все: и давний фанат команды и случайный гость на этой костюмированной вечеринке. Редкий пример, когда жанр “супергероика” звучит гордо.

Terminal City (Vertigo / Dark Horse)

Вселенная Мистера Икс – настоящее сокровище среди забытых комиксов. К радости, творения Дина Моттера приютили в Dark Horse. В основе комиксов Моттера лежит “психотектура” – архитектурное направление, утверждающее, что форма и расположение зданий способны влиять на жителей города. Чертежи трех городов, построенных по заветам психотектуры, содержали в себе ошибки, которые привели к массовой истерии, эпидемии бессонницы и прочим невзгодам для поселенцев.   

В основе Terminal City находится не просто одноименный мегаполис, но и сама его сущность: город является главным героем комикса. Именно в “Терминал Сити” стиль Дина Моттера как рассказчика работает в полной мере: история следует за десятком героев, практически не концентрируется ни на одном из них, но в тоже время охватывает множество сюжетных линий. Не все из них, однако, получат развязку…

Ретрофутуризм, нуар, ар-деко, баухаус, гангстеры, роковые женщины, харизматичные роботы, таинственный человек с чемоданчиком и сотня отсылок к популярной и не очень культуре. Терминал Сити – неповторимый коктейль и комикс, практически не имеющий аналогов.


Максим Гранько
Максим Гранько

Я в этом году прочел много годноты (как всегда, как и все), но про русскоязычные релизы мне не хочется здесь писать исключительно, потому что про них я уже что-то рассказал, или еще расскажу, а вот западным чтивом я поделюсь с удовольствием. Хотя Invincible и Uber я, с подачи Володи, прочел, и это просто топовые штуки, просто 10 из 10, – дублировать отзыв не буду; Володя все равно пишет интереснее, да и он первым отрыл, так что так честнее.

Strangers in Paradise (Abstract Studio)

Ох. Я потратил примерно 3 месяца жизни на Strangers in Paradise Терри Мура, так как четко решил изучить все авторское комиксы, что этот парень когда-либо писал. И знаете, что? Я надеюсь, что я прочту эти божественные комиксы еще хотя бы пару раз в жизни.

Экспериментальная серия про любовный треугольник шла довольно долго по меркам авторских комиксов, за это время комикс претерпел буквально все изменения какие только существуют на пути таких проектов. Он становился цветным под эгидой Image и вернулся обратно довольно быстро, он менял волюмы, задалбывал читателя хронологическими дырками и даже свернул с намеченной концовки на полпути истории из-за реальных трагических событий (никогда не перестану удивляться на сколь многое повлиял 9/11). Но не это главное, – главное, это невероятное эмоциональное приключение в формате микса из криминальной драмы, мыльнейшей оперы, эротики, искрометного юмора достойного Уоттерсона и Шульца (которым Терри часто и делает трибьюты), смены стилей и подачи, смеси прозы, поэзии, иллюстрированной истории и классического комикса – все это превращает SiP в нечто, что сложно описать объективно.

Единственный критерий для чтения, помимо любви ко всему описанному выше, – это отсутствие предвзятости к однополой любви и комикс-экспериментам. Да комикс неровный и сильно скачет и разнится по мощности и качеству, НО – расслабьте резинку на трусах снобизма, Терри в одном месте тупо включил Алана Мура и надрал всем жопу, сказав “мой комикс – мои правила” и, в общем-то, сделал это сногсшибательно. Так что если целующиеся девочки (хотя их тут на удивление мало) – не проблема, возможно, это станет для вас настоящим трактатом о любви и отношениях. Ну и да, обещаю* лонгриды про SiP и Терри в 2019, а также напоследок процитирую одного не особо известного автора в его мнении о комиксе:

What most people don’t know about love, sex, and relations with other human beings would fill a book. Strangers in Paradise is that book. I have long suspected that what people did in private was much funnier than it ever was erotic. Terry Moore obviously thinks so too. Strangers in Paradise is a delightful new comic, and Terry Moore is a fun writer and a fine cartoonist.

– Neil Gaiman

Big Questions (D&Q)

Абсолютно нишевый комикс для любителей андерграунд экспериментов. Через стаю птиц и пару людей в весьма статичной локации Андерс Нильсен показывает нашу с вами (человечью) жизнь, но через пернатых персонажей. При этом люди здесь, напротив, занимают в основном место некоего абстрактного элемента, недосягаемого и инородного в птичьей жизни. Хотя и самим “человекам” здесь тоже в какой-то мере посвящено много времени, и кто-то может поспорить о важности их роли в центральной истории.

Основная проблематика комикса это рассуждения о вечных вопросах и бренности бытия. Несколько линий посвящено проблемам смерти, смысле жизни, любви (в меньшей мере), коллективного образа жизни и… еще разок смерти, пожалуй.

Графика здесь весьма специфичная и более всего мне нравится контраст “комиксовости” (даже картунности, если угодно) и стилизации, в общем-то, довольно близкой к реализму в том, что касается перспективы, объема и всех вытекающих, и это при крайне простых линиях и правилах Нильсена.

Очень томный комикс с очень непростыми вопросами, но на удивление легкой подачей, во всяком случае, в части диалогов и монологов. Странным образом Нильсен заставляет читателя не останавливаться даже когда все крайне плохо и беспросветно. Может в этом главная идея комикса? Вряд ли… хотя…

Descender (Image)

Я специально ждал окончания комикса и дождался, прочитав его практически залпом за пару дней. Честно говоря, бомбит, когда нубы и адепты ютуба называют Лемира “легендой”, это уже даже стало неким мемом в наших редакционных чатиках. Однако Лемир действительно весьма весомый, хоть и довольно молодой автор. Я прочел практически все основные авторские и прочие работы Лемира (про Лемира на двойке давайте не будем, хотя и их я почитывал) и для себя решил, что Descender наряду со Sweet Tooth – лучшие его работы в рамках “популярных” комиксов. Нелогично сравнивать работы вроде Essex County и Underwater Wielder в данном контексте, а вот Trillium или Black Hummer можно и сравнить – Descender, что называется, “натягивает” их только так. И на 70% это происходит благодаря рисунку Дастина Нуена. Если сладкоежка немного отпугивает совсем нового читателя “странной рисовкой”, то у Descender таких проблем нет, как нет их и в рамках нарративной части и структуре истории. Были пара неприятных по темпу моментов ближе к финалу, но честно говоря, я даже не помню своих претензий, а значит это ерунда.

Комикс потрясающий. Яркий, красивый, акварельный, четко спланированный и динамичный, с превосходным “монтажом” и огромным потенциалом успешной киноэкранизации. Структура, здесь, кстати, тоже местами очень похожа на Sweet Tooth. Однако, как и “сладкоежка”, это не Шедевр и не нечто революционное или даже особенное. Это просто очень и очень хороший инди-комикс двух талантливых людей, от которого я получил массу удовольствия и визуального и сторителлингового. И мне этого более чем достаточно. Хотя экранизацию тоже хотелось бы увидеть.

Kaijumax Season 1-3 (Oni Press)

На удивление свежая работа о тюрьме для Кайдзю в мире где Кайдзю стали обыденностью. Тут все по стандартной схеме в духе сериалов The Sopranos, Prison Break, Sons of Anarchy и всякого разного про тюрячку и бандитов, но с поправкой на свою проработанную вселенную, очеловеченность монстров и их отношения с внешним и внутренним миром, заключенными и, собственно, гомосапиенсами. Одно из главных открытий года для меня.

Проработка персонажей и их человеческих черт, интеграция монстров в преимущественно тюремный сеттинг, маленькие около-гениальные решения с деталями вроде курения электрических вышек и занюхивания урана, дающие, казалось бы, абсурдному комиксу невероятную эмоциональную глубину и в то же время комичную пикантность, – все это заслуживает высших похвал. Едва ли метафорическая тюремная романтика соседствует здесь с небывалым насилием и сложными запутанными эмоциональными перипетиями; все это при наличии условного главного протагониста, который довольно быстро отходит на задний план и скорее удерживает большую часть сюжета вместе и ведет его из сезона в сезон, чем самостоятельно влияет на историю.

Отдельно в комиксах выделяется слэнг, за который я бы и вовсе дал ему сразу парочку Айснеров в новой номинации “за креатив”, чтобы другим комиксам было к чему стремиться в создании разнообразных миров и комичной абсолютно “мультяшной” драмы. Чего только стоят уже ставшие здесь банальностью “My Lizza” и “Megafauna”.

Присоединяйтесь, сейчас идет 4 сезон, всего будет 6. Сезон выходит раз в год в виде мини-серии на 6 выпусков в каждой. Очень жаль, что тираж первого делюкса оказался бракованным, я ждал это издание больше всего прочего в этом году… Но ожидайте видео обзор, как только его переиздадут Oni Press!

Come Along (Top Shelf)

Знаете такие комиксы которые не можешь закрыть даже если читаешь среди ночи, хотя на работу вставать через 3 часа? Благодаря Нэйту Пауэллу я знаю сразу несколько таких. О самом свежем и пойдет речь.

Come Along не похож на другие полностью авторские работы Пауэлла (которых по сути 2 книги и пара антологий с зарисовками). Здесь есть цвет, пусть и в монохромной гамме с акцентами и, что более внезапно, здесь есть хэппиэнд. Простите меня за этот спойлер, но это важно. Предыдущие работы Нэйта поднимают острые социальные вопросы, исследуют психику, проблемы, сломанных людей, а проиллюстрированный им March и вовсе является биографией борца за отмену сегрегации афро-американского сообщества (кстати, и его я прочел и он очень крутой). В общем, дядька он монументальный и серьезный; на западе в среде тех чье мнение действительно влияет на индустрию (сами авторы, критики и историки) Нэйта часто называют одним из самых важных молодых талантов. По-моему Джефф Лемир (или еще кто-то из современников) пошутил, сказав, что Нэйт один из тех авторов, которых ты всегда похвалишь, если спросят, но сам про него говорить не начнешь, боясь померкнуть в сравнении и впасть в депрессию.

Единственное что не давало мне покоя это покраска. До прочтения комикса у меня были сомнения и за матовую печать Top Shelf и за вообще наличие цвета. Все было напрасно. Come Along разительно отличается от Any Empire и Swallow Me Whole и всех прочих работ автора, при этом сохраняя его неизменный стиль. Густые черные контрасты, баланс света и тени, динамика линий и абсолютный контроль над эмоциями персонажей и читателя, и главное, – невероятные визуальные метафоры с многоуровневым нелинейным нарративом, – все это про Пауэлла. Однако здесь он сменил сеттинг с более схожих с его родными местами локаций чопорных техасских городков на выдуманную коммуну поколения пост-хиппи (ну или просто хиппи) живущих в предгорьях Арканзасса. Вместо мрака в чужих головах и настроениях Пауэлл создал мрачную локальную проблему внутри семьи, грозящую перерасти в нечто большое и ужасное. Нагнетающий мрак, буквально разрезающий свет и цвет автора, поглощает читателя и бросает его в пучину мистического водоворота и личных проблем.

Не побоюсь назвать комикс современным шедевром, но проблема в том, что он не может затмить Swallow me Whole из-за тематики, ее подачи и абсолютного триумфа чистой ч/б графики над цветом… А ладно, все равно шедевр. ИМХО.

Swamp Thing by Alan Moore (DC Comics)

Нет, это не кликбейт для Диминого лонгрида (хотя, почитайте, почитайте), просто вот так вышло, что я его прочел только этой осенью параллельно марафону (заставил Диму проделать грязную работу). Богоподобные комиксы. И пусть далеко не все выпуски мне нравятся одинаково, и у нас с Димой разнятся вкусы на пафос и его сорта, по части проработки истории это просто шедевр (что-то я разбросался этим словом, ну да ладно).

Моей любимой фишкой рана являются, пожалуй, истории с Эбби, да и вообще она там самый интересный и “удобный” для Мура персонаж. Почему то романтические выпуски с феноменальными рисунками и прозой, написанной на удивление поэтично, оставили самый яркий след в моей памяти наряду с философскими изысканиями в голове протагониста (про Anatomy lesson все знают, что круто, поэтому промолчу). Нет, отдельные мощные моменты и крутейшие хоррор-истории мне, разумеется, тоже понравились, но скорее локальные, а не глобальные. Но ох уж эти философствования и любовь… эх.


Вот, пожалуй, и все. Нет, мы читали еще очень много неплохих и даже хороших комиксов (и горы посредственных и плохих), но именно те что расписаны выше оставили в наших сердечках наибольший след в 2018 году. Надеемся, что-то из этого вам тоже нравится, или понравится после наших рекомендаций!

Поделись Радостью