С чего начать коллекционирование комиксов? Этим вопросом задаются многие читатели среди современной российской аудитории любителей комиксов. В этой статье я попробую прояснить кое-какие моменты, высказать личное мнение об этом затратном хобби и дать пару советов тем, кто не знает с какой стороны подойти к коллекционированию комиксов.

Для чего собирать комиксы?

Как ни странно, ответ будет довольно неоднозначным. Люди вроде Николаса Кейджа, при всей их любви к комиксам, обладают значительными финансами, а потому превращают коллекционирование во вложение денег, ведь старые выпуски стоят довольно много и уходят на аукционах за десятки и сотни тысяч долларов. Action Comics # 1 (первое появление Супермена, 1938 год) уже несколько раз бил рекорд самого дорогого коллекционного комикса (одну из копий в 2011 продавал как раз Кейдж), и в последний раз был продан за 3.2 миллиона долларов.

New York Comic Con 2014, Винсент Зурзоло из Metropolis Collectibles демонстрирует CGC экземпляр Action Comics #1 за кот. его фирма заплатила 3.2 миллиона долларов США.

Но я уверен, что у вас, как и у меня, нет таких денег для покупки 1 старого выпуска, не так ли? А потому давайте спустимся с небес на землю и поговорим о “диванных” коллекционерах вроде меня, собирающих комиксы по более простым и в то же время разнообразным причинам и параметрам, а чаще и вовсе просто “для себя”.

Для кого-то это любовь к интересным историям и/или персонажам, для других это дух соревнования в поиске редких подписных изданий, в том числе и с целью вложения в них денег, а кому-то настолько нравится процесс поиска и эстетического удовольствия, что роль играет либо качество, либо количество, либо формат, либо даже возраст отдельных выпусков или сборников. Я даже знаю человека, который просто их покупает, особо не читая ни в каком виде и почти не распаковывает свои покупки. На самом деле в данной теме есть столько интересных нюансов, что можно писать докторскую по психологии, но об этом ниже.

Вне зависимости от деталей – в корне этого хобби (как и многих других объективистских хобби) находится фетиш, и как только вы это поймете и осознаете, вам станет проще смириться с тратой денег, времени и сил.

Как и в любом коллекционировании, степень безумия определять вам. Ниже я расскажу об известных мне подходах в выборе принципа коллекционирования комиксов.

Для начала, я хочу поделиться с Вами роликом“За что мы любим комиксы”, который я периодически пересматриваю, чтобы не утонуть в приступах синдрома “плюшкина” и больше читать, а не покупать (хотя смотреть, видимо, нужно перед каждым заходом на ebay).

Ах да! Нужно же ответить на поставленный вопрос – собирать надо для себя. В этом случае остальные вопросы начнут сами вставать на место.

С чего начать?

Определитесь со следующими моментами.

1) Вкус и интересы.

56ec529bbb065d76f16cec248684f04e

Уильям Шетнер и Леонард Нимой читают сатирический журнал комиксов MAD на съемках сериала Star Trek в 60-х

Перед тем, как покупать комиксы, определитесь с тем, что вам нравится.

Если вы уже читали и читаете комиксы вне зависимости от языка, то вам будет уже проще сделать осознанный выбор издания любимых историй. Благо веб-ресурсов даже в РФ уже хватает.

В современной обстановке на российском рынке комиксов (все еще преимущественно переводных), легко запутаться в своих предпочтениях. В годы, когда я начинал довольно активно читать комиксы, были доступны лишь “ИДК”, “Ровесник” и отечественная “андерграунд” ерунда, ныне возводимая в какие-то небывалые высоты, а до того Махаон (я не пренебрегаю др. издательствами, просто для экскурса в историю российского комикса 90-х сейчас не время и не место). Сейчас же только один Marvel издают что-то около 10 издательств или даже больше (10, Карл!). Ситуация одновременно хорошая и плохая. Количество бьет по качеству, но позволяет издавать менее продаваемые вещи за счет окупаемости разных Дедуплов и Пауков. Такой вот парадокс. Главное, что сейчас наш рынок позволяет понять, что у супергероики полно альтернативы, даже если понимать этого многие упорно не хотят.

Поэтому выбирайте жанр или издательство (второе – легкий, но ограничивающий вас путь), или еще проще – супергероя/франшизу, и изучайте издания и историю.

2) Форматы изданий.

Однозначно, это самое важное знание.

Традиционно американские комиксы (“comic books”, а не более абстрактное “comics”) выходят отдельными, чаще ежемесячными “журналами” (“single issues” отсюда “синглы” в русской версии, а с 2003 в американской “тусовке” также был введен термин floppies). Сингл-формат подразумевает и периодику, и мини/макси-серии, и спецвыпуски.

IMG_7179

Синглы Space Usagi

Позднее, в 80-е у Большой Двойки (Marvel и DC) начали выходить издания в мягком переплете, чаще всего именуемые TPB (trade paperback; синоним: softcover/SC) и в твердом переплете – HC (Hardcover; он же hardback/HB). В 80-90 гг. выпуск подобных сборников едва ли можно было назвать “поточным”. Помимо стандартных изданий существовали и существуют до сих пор ряд издательств, перевыпускающих тот или иной комикс в виде ограниченного тиража с “плюшками” вроде автографов, вариантных обложек, ляссе, кожаного переплета, увеличенного формата и т.д., обладающих зачастую немалой стоимостью и лимитированным тиражом.

Примеры разных изданий Dark Horse Comics. Library формат, увеличенные, стандартные и уменьшенные хардкаверы, ТПБ

Примеры разных изданий Dark Horse Comics. Library формат, увеличенные, стандартные и уменьшенные хардкаверы, ТПБ

Бывает и так, что комикс выходит сразу в книжном формате, в качестве так называемых “графических романов”. Существует еще масса нюансов в рамках разного рода изданий, но это уже разговор для другого материала. Для начала Вам хватит и этой информации.

Grading Table2

Примерный вид таблицы оценок к кот. большинство привыкло. Кстати, оценка 10 довольно субъективна и встречается очень редко.

Зная (в большей степени заочно и не очень близко) с десяток-другой людей довольно серьезно собирающих оригинальные комиксы в России и СНГ и изучая зарубежный рынок коллекционирования, я могу с уверенностью сказать, что наибольшей популярностью в РФ последние лет 10-15 пользуются переиздания книжного формата (кратко об этом чуть ниже). Одиночные выпуски (синглы) хотя и пользуются спросом среди отдельных индивидов (у меня у самого есть 4 коробки американских синглов, но это смехотворно мало, учитывая, что собираю комиксы я уже лет 18), безусловно, приносят больше проблем, как в рамках покупки, так и хранения и сбыта при необходимости (я говорю о России).

Каждый из форматов имеет свои практические и эстетические нюансы, поэтому, не будьте категоричны в своих суждениях.

3) Оценка комиксов.

Это очень важный момент, если вы решили ввязаться в покупку старых синглов или OOP (Out Of Print, т.е. издания, тираж которых закончился на складах) сборников. В этом аспекте существует бесчисленное множество нюансов и главное – все здесь неоднозначно.

В качестве базового примера покупки у людей, разбирающихся в оценке, можете посмотреть мою статью о магазине Mile High Comics, но и там не все божественно ясно и четко, поверьте мне. В целом советую для себя отметить, что NM и VF (nearly mint и very fine, соответственно) наиболее оптимальные варианты для покупки старых синглов с рук.

Кстати, есть еще и так называемые CGC (др. примеры CBCS, PGX), – заверенные специальной фирмой синглы, помещенные в двухслойный кейс, утверждающий официальную оценку издания, ключевые данные. У этих фирм существуют даже специальные подписные линейки Signature Series, в рамках которой они заверяют автографы, подписанные, как правило, при их представителях на разных конвенциях и т.д. Эти штуки у нас в стране постепенно набирают популярность в последние годы. Главный недостаток – их стоимость. Чем старше/популярнее/раритетнее выпуск, тем больше фирма берет за его обработки и оценку. Концептуально – это схема развода на деньги людьми, вторгшимися в индустрию в начале 21 века со своими правилами, игнорируя предыдущие, в удачной попытки “рубить бабло”. Объективно же судя, их приходится принимать, потому что так устроен рынок, и если вы не 40-летний олдскульный американский дядька, разбирающийся в оценке как профессионал и знающий кому это можно продать и у кого купить (поверьте это адские дебри, в которые лезть опасно), то чаще предпочтете именно такие выпуски тем, что кто-то где-то как-то оценил и выставил на ebay, даже если будете за них переплачивать. Так вот вышло. Кстати, есть отличное видео, где такой вот крутой дядька ругает эти самые конторы по существу, но со своей позиции:

Однако в видео товарищ оценщик не упомянул про заверения подписей и скетчей. Такие вещи оправдывают подобные переплаты, если вы будете считать стоимость входных билетов на конвенции, гонорары авторов, упаковку и базовую стоимость выпуска. CGC, например, гарантирует подлинность подписи присутствием ответственного лица в исключительном порядке. Для людей живущих не в США, это порой единственный шанс заполучить желанный автограф или скетч со 100% гарантией подлинности и с тем, что это круто, спорить уже сложнее. Безусловно, данная категория CGC изначально в большей степени создана для перепродажи, а приобретается на вторичном рынке чаще “для себя”. Ниже пара фотографий с примером оформления CGC комикса. Это мой личный выпуск, купленный ради подписи Стена Ли.

Шапка именной серии (тиснение под подпись и физиономия Стэна). Здесь указывается оценка, название, авторство и обычно справа указаны примечательные моменты, на усмотрение оценщика, однако в этом экземпляры эта информация указана сзади, как и авторство.

Шапка именной серии (тиснение под подпись и физиономия Стэна). Здесь указывается оценка, название, авторство и обычно справа указаны примечательные моменты, на усмотрение оценщика, однако в этом экземпляре эта информация указана сзади, как и авторство.

4) Финансы.

Вы должны четко понимать, что можете себе позволить и можете ли вы выходить за пределы дозволенного.

5) “Реальная” стоимость комиксов.

Разумеется, коллекционировать “нужно”* (мне нужно, а Вы делайте, что хотите) оригиналы, в этом случае легче понимать ценность и рынок вообще, часто предугадывая ценообразование. Нет, собирать можно хоть распечатанные на принтере и скрепленные степлером зины, но не об этом ведь речь, не так ли? Оригиналы стоят денег, особенно учитывая доставку в Россию.

*уровень отечественного рынка комиксов не позволяет серьезно оценивать издаваемую продукцию в рамках коллекционной ценности (см.ниже). Самыми коллекционными тут будут раритеты 90-х ввиду возраста и (в далекой перспективе) лимитированные издания BUBBLE в виду аутентичности (это все же единственные отечественные мейснтрим комиксы на рынке). Насколько будут меняться смехотворные переплаты за вариантные обложки сказать сложно.

С доступными изданиями все в общем-то понятно. Однако, перед тем, как покупать ту или иную книгу недоступную в свободной продаже, задумайтесь о рациональности покупки. То же можно сказать и о синглах. Стоит ли переплачивать? Если стоит, то сколько, за что и почему?

На большинство комиксов есть своя примерная средняя цена. Да, для кого-то она не имеет значения в рамках его бюджета, для кого-то она, напротив, и вовсе недостижима. Это все не имеет значения, цена есть у всего и ее рационализация важна, но чтобы в этом разбираться, надо много анализировать, изучать вопрос или, как минимум, советоваться со знающими людьми.

В том, что касается ценообразования и переплат за оригинальные американские сборники, приведу 4 простых и разнообразных примера из своего опыта, для наглядности:

96b4c68e811fc41f3c4a9c8a6a077217_xlПример 1. Подписная  книга

1-й том подписного хардкавера Usagi Yojimbo Saga, купленный мной исключительно из-за большой любви к этой серии в июне 2014 по предзаказу (сильно заранее) за амазоне за 61$ да еще и по курсу, примерно, 35 рублей; таким образом, книжка вышла примерно 2100 рублей. Уже через год цены были 300-400$, через полтора 400-600. Сейчас на амазоне просят больше 2000$, а на ибее либо продают сетом, либо просят те же 400-500 баксов. Другой вопрос, что вот сейчас (по состоянию на январь 2017) я и вовсе не вижу никаких предложений на ebay на эту книгу отдельно. Такой вот смешной и странный этот рынок. Но имейте в виду – б/у цены на amazon, это чаще полная глупость, измеряйте цены по ebay и подписывайтесь на обновления по поисковым запросам, для анализа цены.*

61n0-6xd-5LПример 2. Обычный ТПБ

Сборник андерграунд комикса Гилберта Шелтона Fat Freddy’s Cat про который 99.99% российских читателей точно никогда не слышали, а большинство и не услышат ибо это очень-очень нишевый комикс. Серия была издана в формате мягкого крупногабаритного омнибуса и еще полгода назад стоила что-то около 30 баксов на амазоне. Сейчас же цена на амазоне 140-420$. На ebay есть пара копий с Австралии, которые, если вам их отправят, в сумме обойдутся в сотню баксов. При этом ключевая работа (комикс про кота всего лишь спин-офф) The Fabulous Furry Freak Brothers Omnibus как стоила 30-35 баксов, так и стоит, притом, что вышла она на год раньше комикса о Коте. С чего, вы спросите, взялись такие цены? Понятия не имею. Как я и сказал выше, – это смешной рынок, как в плане тиражей так и наценок. Кстати, комикс этот я так и не купил, ибо почитав в цифре понял, что это не мой автор, но следить за ценами было интересно.

 

*Не торопитесь покупать книги втридорога, реальное коллекционирование не всегда связано я растратами, а чаще, напротив, со здравым смыслом и терпением.


954841Пример 3. OOP Marvel Omnibus

Punisher by Garth Ennis Omnibus HC. Всем известный омнибус Гарта Энниса еще недавно стоил на вторичном рынке астрономические суммы – от 300 до 500 $ и выше. После анонса репринта в феврале 2017 появился ряд лотов, преимущественно аукционов, по 150-200 долларов на выходе. Я отхватил себе экземпляр за 150$ с едва помятым уголком. Стоило лишь подождать (на самом деле это самое сложное). К слову именно у книг большой двойки самое глупое и смешное ценообразование, которое задают самые смелые (чаще просто охреневшие) коллекционеры и/или “предприниматели” на ebay.

182673_2Пример 4. Отечественный эксклюзив с CCR

Пример с российскими комиксами – издания с вариантными обложками на отечественных онлайн барахолках. После двухлетнего бума, мне кажется, ажиотаж на эти вещи начинает частично спадать, но я могу и ошибаться (перестал следить пару месяцев назад). Отчетливо помню, как на Comic Con Russia 2016 в очереди к Чипу Здарски у одного парня взрослая женщина купила сыну вариантную обложку Говарда Утки, кажется за 5 000 ибо “сын очень хочет” (при номинале, кажется, рублей 500). И вот только на такое пока заточено понятие коллекционной ценности комиксов в России с поправкой на возраст покупателя, ибо тут ситуация вообще “шляпа”*.

 

*Это, кстати, вполне нормально для западного рынка, мода на вариантные обложки и тут не “наша” фишка, но вот для мелкого ребенка совсем не здорово и оторвано от реальности получать такие вещи за такие деньги, гоняя мамку по конвенциям. ИМХО. Впрочем, обсуждать отмороженное воспитание я здесь не буду, во всяком случае не раньше, чем выращу своего сына =)

Методичность

Из личного опыта и знакомства с другими увлекающимися покупкой сборников людьми, я знаю, например, такие подходы или особенности покупок:

  1. Покупка преимущественно подписных и/или лимитированных изданий в виду редкости и (понятных мне) пафоса и антуража от приобретения.
  2. Покупка преимущественно одного формата (омнибусы Marvel, абсолюты DC или просто большие книги, например). Это иногда выглядит странно, но при этом красиво на полочках.
  3. Покупка по автору/персонажу всего подряд или “the best of the best” вещей. Например, коллекция только по Бэтмену, или “полочка имени Кирби”.
  4. Подход покупки всех желанных/любимых комиксов в исключительно самых дорогих/качественных изданиях доступных на рынке. Это скорее правило, дополняющее другие.
  5. Покупка для чтения, вне зависимости от формата, что называется, “как карта ляжет”, или “что больше приглянулось”.
  6. Разнообразие во всем (такое, разумеется, встречается чаще всего, особенно на первых порах).

tumblr_ljjfttn5cA1qa0q13o1_500Чаще всего мало кому удается придерживаться одного принципа, хотя бы потому что все мы люди и импульсивных покупок нам не избежать. Лично я давно отбросил попытки унифицировать коллекцию, хотя бы потому, что ввиду моих вкусов и предпочтений это просто физически невозможно.

У меня нет предпочтения к одному определенному формату или издателю. Покупая комиксы, я всегда исхожу из пропорции цена/качество, либо качество/ценность/цена, если речь идет о раритетах или издании, которое я покупаю, заранее зная, что это еще и хорошее вложение. В большинстве покупок я первым делом взвешиваю, зачем я покупаю ту или иную серию, в каком формате она мне актуальнее и т.д., но лукавить не буду, спонтанность всегда также имеет место быть, в этом, по сути, заключается часть “романтики” процесса. У меня довольно много сетов в мягком переплете и каждый я покупал по разным причинам, но в целом, я просто не против этого формата и часто не готов платить больше потому, что кого-то где-то прут исключительно хардкаверы.

С др. стороны бывало и так, что свои ТПБ я продавал для размена на харды, но это было редко. Bottomline – если что-то на моей полке стоит в трейдах, значит либо это оптимальный для меня формат, либо это не тот комикс, за который я готов переплачивать. Хотя, тут я сделаю оговорку, – большинство мягких изданий я покупал до осени 2014, поэтому и деньги тратил в общем-то смешные по современным меркам и нынче собираю в этом формате лишь пару серий, начатых давно.

Суть в том, что вы сами для себя будете определять что, как и в каком формате собирать, но по моему опыту скажу, что проще сразу определиться и с этим.

Кстати, не забывайте, что со временем у многим возникает желание покупать различный мерчендайз, будь то соверменные статуи или винтажные игрушки. Все это затягивает еще больше.

Читать или собирать?

48961a45ceaee1cc194dfe11ea55452879fd52af4642eea4cb87bc4131f5d839Самый интересный, противоречивый и забавный момент, -большинство людей, собирающих различные омнибусы и абсолюты (и прочие “топовые”, толстые и тяжелые книги) свои коллекции даже не читают. Или читают, но чуть-чуть, тем более с наступлением цифровой эры и появлением доступных цифровых планшетов.

Тренд этот пришел с запада, как и сами комиксы. Опять же, тут у каждого своя мотивация, ибо, как я уже говорил, фетишизм стоит в основе этого хобби, поэтому удивляться ничему не приходится, и принижать/восхвалять кого-то просто глупо и часто лицемерно (я сам ввиду многих причин, читал далеко не все из купленного). Кстати, не так давно я сам стал оставлять в пластике новые книги, до которых я точно еще не скоро доберусь в плане прочтения (чаще потому что уже читал в цифре), ибо так они лучше хранятся, но в целом я почти все вскрываю сразу, для меня это отдельный ритуал.

К слову, и тут правило “каждый любит, как хочет” применимо, но на авторских правах скажу, что женщин надо любить, на гитарах играть, а комиксы читать.

Вот интересное интервью с крупным коллекционером комиксов Бобом Бриталлом в 2013 году. Мимолетный обзор коллекции 90000 комикс-наименований прилагается. Боб как раз говорит, что есть люди кто читает комиксы и кто их собирает, а есть такие как он, кто делает и то и другое.

Уход и педантичность

Ни для кого не секрет, что коллекционирование больше свойственно педантичным людям, но даже если вы не относитесь к их числу, вам нужно научиться заботиться о своих комиксах.

С синглами все довольно просто. Пакетик + картонка и коробка для хранения. Остальное просто плюшки.

Инструкция по правильному раскрытию книг. ОЧЕНЬ ВАЖНО!

С книжными сборниками все сложнее.

Во-первых, это климат (к синглам тоже применимо, но не всегда критично), а в частности влажность. Часто слышу и вижу, как западные коллекционеры используют увлажнители воздуха, во избежание появления, например, волнистых страниц. Это не обязательный момент, но все зависит от того, где вы живете, ведь небрежное отношение может повредить книжки, приведя их в состояние за гранью восстановления.

Во-вторых, это разные пластиковые протекторы для суперобложек. Выглядят эти вещи как суперобложка для суперобложки. Это может показаться глупостью, но, несмотряна,в общем-то, не маленькие цены, это очень полезное вложение, особенно для дорогих книг. Если же вы реально читаете свои комиксы, то это просто крайне приятное дополнение для вашей коллекции, позволяющее беречь книги при извлечении их с полок.

В-третьих, и это самое важное, – правильный шкаф. Я использую полки 3 см, вместо стандартных 1,6, постоянно проседающих под весом книг. Также важный элемент – застекление. Двери защищают суперобложки и вообще сами книги от пыли. Пока я не взял такой шкаф, мне хватало и обычных полок, но поверьте, это очень полезный апдейт. Единственным минусом служат петли, за которые могут цепляться книги. Но если руки кривые, то комиксы и без петель повредятся (сужу по себе). Кстати, тут как раз помогают вышеописанные протекторы. Еще один лайфхак – если вы собираете разные форматы, то берите шкаф глубиной 40 см (часто встречается такая глубина). Таким образом, если у вас кончится место, можно класть книги в 2 ряда, например, омнибусы Marvel сзади и тпб перед ними, вместо пихания книг друг на друга.

Напоминаю, это лишь мои рекомендации, основанные на опыте, ибо икеевские шкафы я тоже когда-то проходил.

Кстати, вы удивитесь, как дешево можно делать заказные стеллажи через разные заводы и их представителей на местных рынках. У меня есть дополнительный шкаф, глубокий, но узкий, под 4 коробки с синглами и верхним застекленным отсеком под высокие книжки вроде artist изданий IDW.

Что такое “Коллекционная ценность”?

5Коллекционер коллекционеру рознь. По моему личному мнению размер коллекции не имеет значения, пока Вас радует сам процесс, да и 1 комикс может легко стоить больше, чем коллекция, собираемая всю жизнь. Но, тем не менее, стоимость и ценность – это разные понятия.

Собирать можно что угодно, как угодно, однако под термин “коллекционная ценность”* часто нельзя отнести многие комиксы, ведь вещи вроде большинства тех же ТПБ издаются в большей степени для прочтения, ТПБ манги в Японии и вовсе служат подобием газет, которые, прочитав, можно оставить где-нибудь или даже выкинуть. Но если, например, собрать коллекцию из 5000 тпбшек? Будет ли это иметь большую коллекционную ценность? Я стараюсь не быть категоричным, но, учитывая, что в ценах я достаточно разбираюсь, скажу скорее нет, чем да.

*коллекционная ценность – это деньги, которые за ваши вещи готовы отдать другие коллекционеры.

from the cover of 2014 Fantagraphics Ultimate Catalog, drawn by Charles SchulzТПБ редко вырастают в цене, если это не полное собрание (однотомник) малого тиража, например, или если издание старое, а репринтов нет очень давно (есть очень смешные исключения, но не в них суть). Их тяжело хранить, ведь для них не делают каких-либо протекторов или заводской пленки как на хардкаверы, а шкафы с книгами довольно редко застекляют.Даже дешево перепродавать такие вещи довольно сложно, ибо это в большинстве своем издания для чтения и ознакомления.

На эту тему, часто вспоминается чья-то мысль, что коллекция комиксов без реальной коллекционной ценности = домашняя библиотека. Это на деле довольно близко к правде, ведь в общем и целом, что есть библиотека, как не коллекция книг?

С синглами та же история – мы можем назвать коллекцией и пачку вариантных обложек Скотти Янга (я обожаю Скотти, это лишь пример), а можем коллекцией назвать 10 000 выпусков Золотого Века комиксов. Так ведь? Безусловно. Но “вес” будет измеряться не количеством, а качеством, под которым в рамках коллекционирования будет измеряться именно коллекционная ценность, которая в свою очередь часто сводится в традиционным атрибутам вроде редкости, года выпуска и т.д..

На коллекционную ценность комиксов может влиять множество факторов: цена на первичном и вторичном рынках, показатели тиража (раритетность или номер печати), вероятность переиздания, год издания, популярность темы в поп-культуре, смерть того или иного автора, а также наличие его подписи и т.д. Все это часто непредсказуемо на практике, но как же интересно за всем этим следить и анализировать…

Как бы то ни было, я лишь высказал общие положения, однако коллекция не обязательно должна нести в себе коллекционную ценность. Напротив, сам термин не подчеркивает такого критерия, при этом его и не исключая. Однако так уж завелось, что именно с ценностью все привыкли ассоциировать коллекционирование, ведь первым/вторым вопросом вашего друга, узнавшего про коллекцию будет“ сколько ты потратил на это все?” или “сколько это все стоит?”. У вас такого не было? Значит, вы просто не достигли той точки, когда люди начинают за вас переживать.

Не превращайте хобби в рутину

Подводя итог, хочу отметить, что коллекционирование/покупка комиксов, – это очень затратное дело. Это не всегда связано с деньгами. Как и со всем стоящим в этой жизни, чем-то приходится жертвовать. Кто-то просто тратит деньги, если может себе позволить, кто-то не спит ночами, выискивая редчайшие лоты на ebay, кто-то просто покупает комиксы как литературу для прочтения с последующей перепродажей. Выбирать, для чего этим заниматься, и как к этому относиться решать только вам. Но я был бы не я, если бы не дал вам пары советов напоследок.

  • Забейте на “культ хардодрочеров” и не гонитесь за мнением пары сотен людей. Это смешно и вам не нужно.
  • Не гонитесь за чужими полками, формируйте свой вкус, ведь он будет меняться с годами и очень сильно.
  • Если в какой-то момент ваши чувства к хобби становятся смешанными, – остановитесь и задумайтесь, что вас напрягает. Со мной такое было не один раз.
  • Старайтесь следовать бюджету и плану (виш-лист). Скорее всего, у вас ничего не получится, как вы планировали, но без хотя бы какого-то плана вы обречены.
  • Старайтесь больше читать, а не покупать. Это самое сложное, когда начинаешь увлекаться покупками, а жизнь обрастает новыми обязанностями.
  • Получайте удовольствие и старайтесь избегать покупок “по инерции”.

Еще раз подчеркну – коллекция есть коллекция, и пока она для вас важна, не позволяйте другим людям утверждать обратное, в том числе и мне.

Я все.

38975bde59dbd2944a73fe0ba58a2319 копия


Поделись Радостью
  • 12
    Поделились