Мы решили сделать данный формат ежегодным. Как и в прошлом году, сразу оговорка – это НЕ “лучшие комиксы 2020”, а те что мы для себя открыли в этом году, поэтому старья здесь много. Дело не только и не столько в том, что мы не читаем новые комиксы, а скорее в том, что выбираем мы те, которыми хочется поделиться в первую очередь. – ваша редакция. Володя Чигур Green Arrow Майка Грелла Майк Грелл писал “Стрелу” в период с 1987 по 1993 год; из под его пера в общей сложности вышли 80 номеров основной серии, пара ежегодников, плюс три мини-серии на 3-4 выпуска. Итого, около сотки выпусков про дядьку в костюме Робин Гуда, который ненавидит прозвище “Зелёная Стрела” и ни разу за весь ран не пытается прыгнуть выше головы. Ну вы знаете, все вот эти сюжеты, когда Оливера Куинна и его колчан наравне с сыном Криптона и дочкой Зевса отправляют воевать против какого-нибудь монструозного Дарксайда. Так вот, такой дичи здесь нет. Ран Грелла – это максимально приземлённая история о часто сомневающемся в себе герое, перед которым зловеще маячит пятидесятилетие. Всё чаще Олли ловит себя на мысли, что часики-то тикают и, быть может, пора уйти на покой, заняться грядками, да посмотреть, наконец-таки, последний сезон “Сверхъестественного”. Но большое сердце виджиланте продолжает волноваться о судьбе Сиэттла. И вот, угрюмый, хоть и такой же острый на язык, стрелок вновь погружается в пучину разборок как в черте родного города, так и отправляясь в другие страны. Борьба с наркокартелями, якудза, браконьерами, маньяками, продажными копами и даже с ФБР оказывается не менее увлекательна и важна, чем отражение нападения Дарксайда. И об этом – вся сотка номеров, ни одного кроссовера или тай-ина, представляете? Одна проблема – ран Грелла заканчивается на совершенно заурядной ноте, без какого-либо нагнетания, эпика, клиффхэнгеров и вообще без признаков прощания автора с героем. Просто очередная арка подошла концу…и на следующем номере нас ждёт уже иной авторский состав и даже иная редакционная политика в отношении Олли. Но это уже совсем другая история. Tex Arcana Наш Димон плохого не посоветует. Как правило, рекомендации Дмитрия – это ни разу не супергероика, а, напротив, что-то малоизвестное и вообще антихайп. Вот, например, Tex Arcana – остолбенительной красоты истории Джона Финдли, изначально выходившие в легендарном Heavy Metal, легендарны по своему содержанию, но почему-то и легендарно забвенные и не обсуждаемые нигде, никогда и никем. Даже в самых душных и не продуваемых подземельях авторских пабликов. Хотя оно и понятно – всё-таки смаковать старпёрские высказывания какого-нибудь Джона Бирна куда веселее, чем листать покрытые мхом скрижали, не сидящих в твиторах творцов. Так о чём это я? Ах да! Если вкратце, то Tex Arcana – это разной продолжительности сюжеты, действие которых происходит на Диком Западе. Местный контингент, съехавшийся с разных уголков планеты, коротает знойные деньки в местном салуне, ковыряясь в носу да промывая друг другу косточки. Но именно в этом захолустье однажды начинает происходить череда жутких происшествий – то вампиры нагрянут, то какие-то бедовые скрипачи, то другие потусторонние личности. Даже если вас не зацепит графическая сторона “Арканы”, то диалоги вы зацените уж наверняка. Будь то разговор пьянчуг, размышления коварного злодея или спор двух центральных персонажей демонов – все они пропитаны незатейливостью и простотой, оживляющими действие и окунающими с головой в этот песчаный мир. Кстати, более подробно о нём может рассказать наш “первооткрыватель” комикса в одном из своих видео. Moon Knight (vol.01) Первая сольная серия “Лунного Рыцаря”, большая часть которой была написана его создателем Дагом Манчем – это отличная точка для знакомства с Марком Спектором и его личностями. Предварительно стоит, разве что, прочитать Werewolf by Night #32-33, где состоялось самое первое появление оного. Именно в сольнике мы узнаём “тот самый” ориджин героя, где аж египетский бог “благословил” его на подвиги, а также становимся свидетелями самых первых схваток с архи-врагами вроде Бушмэна (не путать с президентом) или Морфеуса (не путать с Морбиусом). Одно из преимуществ этой серии – в ней не ощущается никакой архаичности. Да, как и во всех “бронзовых” (и старше) комиксах, здесь немало текстовых нагромождений. Но поэтичный, наполненный образами язык Манча вовсе не кажется словоблудием, а, напротив, является важным стилистическим дополнением к общему настроению серии. Местами и вовсе складывается впечатление, словно ты читаешь Байрона. Ещё один плюс “Лунного Рыцаря” образца 1980-1984 годов – рисунок молодого дарования по имени Билл Сенкевич. “Рыцарь” стал одной из первых работ художника, и здесь можно воочию увидеть, как сильно он прокачался за эти несколько лет, особенно, когда начал сам заниматься тушью. И ещё одно важное качество: минимальная связь с остальным миром Marvel. Здесь есть один забавный тим-ап с Сорвиголовой и…всё. Возня с каким-нибудь гоблинами или братания со всевозможными супер-командами – впереди. Здесь же всё пока камерно и уютно, как у Хонсу за пазухой. Department of Truth О Department of Truth, кажется, не рассказал только ленивый в итогах-2020, и я просто не могу не присоединиться к этой серенаде Тайниону и Симмонсу (тут ещё можно поспорить, кто из них больший красавчик!). Поначалу мне показалось, что это нечто дико претенциозное и как-бы-артхаусное, из серии, когда авторы размазывают грязь по асфальту и потом долго объясняют смысл своей “великой” затеи. Но нет, “Департамент правды” оказался очередным подтверждением тому, что Тайнион столь же хорош в инди, сколь слаб в мейнстриме. Главный герой комикса является новеньким сотрудником, собственно, этого Министерства – теневой организации, контролирующей теории заговора. Служба учреждения опасна, трудна и, конечно, никем не видна. Не то, чтоб на самом деле все теории оказались правдой, а Мин-во эту правду скрывало; но при должной вере необходимого числа людей любые теории вполне могут стать реальными – и в этом вся беда. Что, кстати, можно было в прошлом году проследить, например, по истории с 5G-вышками. С этими-то манипуляциями правдой и ложью как раз и работают такие необычные чиновники. Конечно, лишь этим весь цимес истории не ограничивается, сюжет стремительно растет и вширь, и вглубь. На сегодняшний день вышло всего 4 выпуска, самое то, чтобы втянуться! Дмитрий Ломоносов Berlin В этом году получилось так, что я читал запоем либо большие циклы, либо подборки по авторам. Начнем с комикса-долгостроя, который почти два года лежал у меня на планшете, а после прочтения незамедлительно был куплен в бумажном виде. Berlin — почти 600 страниц и 22 года (!) работы Джейсона Лютса. Картунист провел масштабное исследование и продемонстрировал срез жизни германской столицы в период политических волнений. Лютс не просто пересказывает известные факты и легенды: на страницах комикса реальные личности соседствуют с вымышленными персонажами, а главным героем оказывается сам город. Берлин пленяет своим нарративом и атмосферой, рассказывает десятки историй и является хорошим примером актуального комикса с повесткой. Книга затрагивает практически все слои общества и поднимает массу этических вопросов, актуальных до сих пор; будь то столкновение политических взглядов, расизм или отношение большинства к представителям ЛГБТ. И все это на фоне событий, которые навсегда изменят мировую историю. Абсолютный мастрид. The One / Brat Pack / Maximortal Большинству Рик Вейч известен как один из художников Swamp Thing Мура (а также сценарист, которому Алан передал серию). На деле американец является довольно плодовитым и ярким независимым автором. Рик всегда скептически относился к жанру супергероики, оттого и удивительнее, что его главные труды посвящены именно ей. За год до выхода Watchmen, Epic Comics начали публиковать лимитированную серию The One. В ней Вейч подверг деконструкции образы сверхлюдей, сделав это по-современному ярко, дерзко и с увесистой порцией чернухи. Спустя несколько лет Рик вернулся к теме с Brat Pack и в этот раз сфокусировал внимание на сайдкиках и “корпоративности” супергероев. Подача стала еще жестче, юмор чернее, тьма темнее. Продолжился курс в Maximortal — спиноффе Brat Pack, который рассказывает об альтернативной истории происхождения Супермена и судьбе его авторов. Заодно комикс раскрыл и дополнил финал предыдущей серии. В итоге мы имеем довольно сильные и злободневные комиксы, опередившие своё время. К счастью, не так давно эти забытые серии подхватило издательство IDW: The One и Brat Pack можно найти в виде приятных и доступных по цене хардов. Если хотите знать, что предшествовало The Boys Гарта Энниса, то вышеперечисленные работы Рика Вейча ждут вашего прочтения. Grendel Первая попытка подступиться к магнум опусу Мэтта Вагнера мне совсем не удалась. Еще бы: мало кто ожидает гору текста (по факту — рассказ в прозе с иллюстрациями), открывая Devil by the Deed. Спустя несколько лет (вспоминая полюбившиеся мне The Demon и Madame Xanadu) я снова решился попробовать Grendel. И как же вкратце рассказать об этой удивительной, экспериментальной и настолько неоднородной серии? Grendel — почти 40 лет экспериментов с формой и содержанием; писательский талант и изыскания Мэтта Вагнэра, наполненные графическим разнообразием десятка художников. Grendel — история молодого писателя и его двойной жизни, журналистское расследование, триллер о психическом помешательстве, сага о вампирах, политический эпик и постапокалиптический боевик. Grendel — миф, легенда, наркотик, стихия, идея. Виват Грендель! Максим Гранько Этот год для меня прошел под флагом супергероики, но и без более инди и даже душных вещей не обошлось, конечно. К сожалению, большая часть уже была мною освящена либо в лонгридах, либо на канале, либо в вк-паблике в рамках рубрики «Душная пятница». Ссылки я приложу ниже, а здесь поделюсь тем, о чем еще не говорил нигде. Astro City Я пока прочитал половину серии и взял небольшую паузу, но не вижу причин не рассказать о комиксе уже сейчас (а статейку и видео сделать в 2021 г.). Astro City, – если вы о нем не слышали, что маловероятно, – это цикл комиксов, стартовавший в начале 90х от Курта Бьюсека, Брента Андерсона и Алекса Росса на обложках. К слову, Бьюсек/Росс тогда уже сдружились на фоне работы над Marvels и, – по мнению многих комиксистов и историков, – и вовсе открыли (или хотя бы популяризировали) новое направление, суть которого в показе мира супергероев через призму обычного человека. В целом именно этим и занимается Astro City, но этим не ограничивается. Суть комикса показывать богатый лор и персонажей (не говоря уже о проработке этого мира на многие годы в будущее и прошлое) через бытовые истории. Например, редактор комиксов, который испытывает судьбу, очерняя суперзлодеев в своих журнальчиках, или случайный приезжий турист, поменявший свою жизнь после встречи с героями города и его бытом. И все же это супергероика и крупные арки здесь очень даже героические, но показаны всегда через человечность, будь то страх отцовства, месть за родителей или прочие человеческие эмоции, используемые в типичной супергероике более рудиментарно, чаще как банальная мотивация. Бьюсек является чуть ли не самым уважаемым знатоком супергероев среди самих авторов этих комиксов, поэтому и тропы и клише он переворачивает только так. Беря архетипы образов Бьюсек делает их глубже, смешивая с неподходящими для них ориджинами и историями и делает их идеальными и свежими. Концептуальная часть и вовсе достойна всех почестей, что окружают Астро Сити с момента их выхода. Это и красивейшие дизайны, сделанные Брентом и Алексом (да и Курт рисует порой скетчики), проработанный город и мир, вылизанные инфраструктуры биографий супергеров и всех деталей мира, их окружающего. Более того, читая Astro City я не мог не заметить здесь линии, содранные большой двойкой лет 10 спустя уже в нулевых, причем местами практически под копирку, в упрощенном и скучном виде (Civil War, Secret Invasion, например). Это не прямые обвинения в плагиате, – нет конечно. Но это диванный анализ того, что откуда пришло и анализ справедливый, ведь Astro City крепко встряхнул индустрию и особенно этот жанр. Его суть по словам Курта и его коллег вроде Фрэнка Миллера была в том, чтобы собрать воедино образ супергероя после его размазанной на декаду деконструкции. Собрать со знанием того, что авторы узнали, разобрав его; собрать воедино и сделать их снова тем, кем они должны быть – хорошими людьми, делающими все возможное для спасения людей всего мира и самой жизни, платящими за это свою цену. И у Курта с его командой это выходит просто совершенно. А какой здесь символизм и метафоры порой проскакивают – просто слов нет. Это комиксы лишенные жанровой безвкусицы, в которых клише и тропы попросту обретают новую жизнь и дышат свежестью и интересом, где герои умирают и весьма редко возвращаются, стареют, уходят на пенсию или в отставку, жертвуют собой во благо народа. Астро Сити, – это место, где вампиры могут носить на себе кресты и быть супергероями, бывшие суперзлодеи могут реабилитироваться ради покойной матушки, а мир спасают несколько раз по пути на работу. Астро Сити – мир, заставляющий по-настоящему верить в героев внутри нас и мечтать. Едем дальше… Как же много было годноты прочитано и перечитано в 2020 году! The Immortal Hulk и Batman: Three Jokers вселили веру, что среди мейнстрима еще теплится надежда на спасение от унылой ерунды. JSA и, конечно, Starman вернули чуток поблекшую любовь к доброй супергероике без мокрухи и пессимистичных взглядов Эннисов, Муров и Милларов. Самое важное, что я перечитывал в этом году и одно из самого важного, что я читал в жизни вообще. Plastic Man и Earthworm Jim окунули в детство и напомнили о том, что самое важное – это получать удовольствие в процессе чтения и расслабляться душой и телом. Душной графической эстетики подарили незабываемые The Man From Harlem, Xenozoic Tales и When I arrived at the castle, помимо прочих… Прекрасной жести и тлена привнесли Bezimena, Two Dead и Enigma. Среди переводных актуальных изданий особенно порадовали романтичный комикс «Мы дали слово», веселые зарисовки Маржан Сатрапи «Вышивки» и новый сборник Тома Голда. Поделись Радостью