1

Издательство: Marvel Comics

Сценарий: G. Willow Wilson

Рисунок и обложки: Adrian Alphona, Jacob Wyatt

Цвет: Ian Herring

Обложки: Sara Pichelli, Kris Anka, Jamie McKelvie

Дата выхода: 2014-2015

На фоне многочисленных новых комиксов Marvel, в последние годы агрессивно и местами абсурдно защищающих интересы разных меньшинств, очень легко потеряться в бесконечных new-reader-friendly сериях, постоянной перенумерации выпусков и хипстерских (за неимением другого подходящего слова) проектах, ныне столь модных у “мышиного дома” “дома идей”. Но это все не про Ms.Marvel.

Если вы возьмете современные комиксы, то увидите, что мода на антигероев, начатая в 80-х одним бородатым джентельменом, все-таки спала, хоть и не закончилась окончательно. Тем временем в Marvel пришла новая мода на… я даже не знаю, как это назвать. Slice-of-life? “Хипстерские (что это вообще значит?) комиксы”? В общем, marvel теперь любит показывать нам тяжелые будни супергероев или суперзлодеев (кстати разница между ними в 21 веке не особенно большая), преимущественно второсортных, приключения которых напоминают ситкомы с элементами других жанров вроде детектива или боевика. Но и это все тоже не про Ms. Marvel.

Какими бы не были современные тенденции, в сердце хорошей супергероики всегда лежала абсолютно простая концепция: супергерои – это хорошие люди, помогающие всем вокруг и делающие мир лучше, и вот это точно про Ms.Marvel.

Screenshot_2016-07-14-19-06-41

Камала Хан – 16-и летняя дочь пакистанских иммигрантов, живущих в Джерси. Одним не особо прекрасным днем, Камала ускользает от родителей на вечеринку, а по пути домой ее накрывает терригеновый туман (трансформирующий людей в нелюдей), после чего девочка получает суперсилы, работающие довольно странно и, само собой, плохо поддающиеся контролю без тренировок. Иными словами – классический супергеройский ориджин.

Что делает комикс свежим и новым, описано в первом предложении предыдущего абзаца. Вы помните слова про Стива Роджерса – “простого парнишку из Бруклина”? Так вот Камала – простая девчонка из Джерси.

G. Willow Wilson, будучи мусульманкой, максимально передала детали быта современного иммигранта-мусульманина (не обязательно пакистанца) из Джерси. И вот тут-то и кроется секрет этого замечательного комикса – он о семье, друзьях и любви, выходящей за пределы традиций, условностей и расы. Но обо всем по порядку.

Screenshot_2016-07-13-08-44-51

Да, Камала – мусульманка пакистанского происхождения, но что это значит для комикса? На самом деле, религиозные мотивы практически не определяют ни комикс, ни его персонажей, разве что привнося свежие шутки и новую стилизацию хорошо знакомых нам проблем. Старший брат Камалы Аамир уходит в религию,  заменяя ей учебу и поиск работы; отец переживает за будущее и обеспеченность детей; мать заботится о целомудрии и здоровье семьи, а также о религиозном наследии. Даже если заменить мусульман на католиков или кого угодно, базовые элементы воспитания и взаимоотношений останутся прежними. Однако то, что сама героиня часто ощущает себя другой или даже чужой именно из-за своего происхождения, придает истории дополнительной эмоциональности.

Screenshot_2016-07-13-18-10-20С точки зрения самой супергеройской жизни Камалы все еще интереснее. Ее способности отражают все то, что я описал выше. Наша героиня – полиморф.

Камала может менять форму, и если вначале она случайно превращается в своего кумира Капитана Марвел (бывшая Мисс Марвел), то позже, по мере личностного роста, она учится ценить себя такой, какая она есть. Как сказал ей лучший друг в откровенной беседе: “you’re just the best version of Kamala”. И каждый из нас может быть лучшей версией себя, потому что быть кем-то другим просто бессмысленно.

Ее способности постепенно раскрываются дальше и если вы думаете, что это очередной банальный растягивающийся персонаж, то вы сильно заблуждаетесь.

Перед тем как поговорить о рисунке, упомяну, что в этом комиксе появляется и Росомаха, и нелюди, и Локи,  и даже оригинальная Мисс Марвел – Кэрон Дэнверс. Тем не менее, все вписаны в историю без присущего marvel натяжения, даже учитывая, что номера с 16 по 19 были тай-ином прелюдии Secret Wars (самым отличным, позволю себе добавить). Все работает превосходно, а злодей первого арка (клон Томаса Эдисона случайно скрещенный с геном попугая) так и вовсе прекрасен.

2_

Первый том рисует преимущественно Эдриан Альфона. Мне художник знаком еще с юных лет, когда я читал его замечательных Runaways, написанных теперь уже абсолютной звездой индустрии Брайаном Воном. Честно говоря, именно рисунок Альфоны и некая схожесть комикса по духу с Беглецами, заставили меня открыть 1-й номер Ms. Marvel.

Рисунок Эдриана Альфона в Ms.Marvel значительно отличается Runaways, все-таки прошло лет 10, а комиксы художник рисовал с тех пор крайне редко. Его стиль очень специфичен. Если поначалу вас могут смутить немного головастые люди, вы моментально влюбитесь в теплый и милый стиль этого замечательного художника. Одной из главных деталей в рисунке Эдриана является бэкграунд с многочисленными, часто абсурдными персонажами. Местами комикс напоминает стиль Серджио Арагонеса с его каррикатрным но детализированным рисунком.

Кстати, в выпусках Эдриана также стоит отметить необычные панели без прямых линий, наложенные друг на друга подобно полотнам. Знаю, это кажется мелочью, но на деле это добавляет плавности и теплоты истории.

В некоторых номерах Эдриана заменяет Джэйкоб Вайатт (Jacob Wyatt), чей рисунок ничем примечательным не выделяется.

Вместо вспомогательных художников хочется скорее отметить Яна Херринга – колориста комикса. Мне кажется без него рисунок Альфоны многое бы потерял. Сепия тона и немного “высветленный” рисунок делают комикс по-настоящему теплым и добрым.

Screenshot_2016-07-13-18-09-23Не могу не отметить обложки, раз уж речь зашла о рисунке. Хотя я и понимаю, что не все художники могут одинаково хорошо делать обложки и сам комикс, к тому же есть еще и внутренние издательские решения, направленные на маркетинг и т.д., тем не менее, я считаю, что обложки Джейми МакКэлви (для Ms.Marvel) просто омерзительны и не соответствуют духу комикса. Это создает огромный диссонанс для меня как читателя, что случается очень редко. Кроме него обложки делал Крис Анка и Сара Пичелли, к которым особых претензий нет.

В заключение скажу, что Мисс Марвел стала для меня глотком свежего воздуха и вызвала ностальгию по началу нулевых, когда я только вникал в Marvel, читая переводного Ultimate Spider-man и оригинальных Runaways. Ms. Marvel – замечательный и добрый комикс, в котором даже камео и кроссоверы не напрягают читателя, а новые персонажи интересны и свежи.

Поделись Радостью
  • Максим, я не уверен, что правильно понял логику отзыва. “Тяжелые будни супергероев […] с элементами других жанров” (сразу приходит в голову какой-нибудь “Хоукай”) – это как будто бы плохо и по-хипстерски (за неимением другого слова), но нелёгкая жизнь пакистанских эмигрантов о семье, друзьях, любви и прочих элементах других жанров – хорошо и здорово? 🙂

    Получается, “мне нравится потому что нравится”, разве нет?

    • Гранько Максим

      Александр, попробую развернуто пояснить=) Мне очень нравится Hawkeye, Superior Foes of Spider-man, например, но именно об этих комиксах я и говорил, как модных. Несмотря на признание и успех, у marvel на этих (и куче других успешных в разной степени тайтлах) действует схема – берем старого b/с-list персонажа и меняем подход к нему и к его истории (да и рисунок часто похож др. на друга, несмотря на талант художников). То же самое по сути они делают в Howard the Duck, Young Avengers, Scarlet Witch и т.д., набирая востребованных авторов и делая хорошие/отличные комиксы. Еще пример – Spider-Woman – охренительный комикс с вторичным персонажем, но он все равно вторичен, ибо героиня не новая, – новый подход. Все это хорошо, но если Хокай был прорывом, то многие тайтлы после него стали в чем-то калькой. Но, повторюсь, Камала – новый персонаж, самобытный, интересный и по истории несущий наследие др. Мисс Марвел (что больше похоже на DC). Это свежий комикс про свежего персонажа. Ее мусульманское происхождение просто добавляет оригинальности, но будь она белой, комикс тоже мог бы выйти неплохим, но так он вышел отличным. Это как раз тот пример диверсификации и наследия героев на который надо ровняться, вместо замены пола, расы и/или ориентации персонажам с 50/70 летней историей, что не столько раздражает сколько не имеет смысла для старых читателей, а новых путает. На тему “мне нравится потому что нравится” – я редко пишу про комиксы, которые мне не нравятся, как и большинство хороших ресурсов (зачем на это тратить время?), но отвечая на Ваш вопрос – я конкретно объяснил, почему мне нравится, но это не значит, что, например, Хокай мне не нравится. Хокай – совершенно другой комикс и сравнение тут даже не имеет смысла. Поэтому я и привел в пример те комиксы на которые Ms.Marvel похожа – Runaways, как вариант. Я не писал, что мода – это “будто бы плохо”, ибо мода – это просто мода и она рано или поздно утомляет, если читать много комиксов (кстати DC по-моему будут делать то же самое в линейке Джерарда Уэя, но судить рано). Я также не писал ни слова про “нелёгкую жизнь пакистанских эмигрантов” =), поскольку у героев комикса она не тяжелее жизни обычного обитателя Джерси в мире супергероев – она просто другая. Тут скорее конкретно интересна жизнь пакистанской девочки, но и это не определяет весь комикс (ибо на деле часто бывает жестче и реальнее, а тут все все довольно мило). Кстати комикс довольно слабо продается, что не удивительно=(

      • не удивительно, как раз потому что новый персонаж, а не старый-раскрученный?

        спасибо за развёрнутый ответ! стало понятнее, что мне просто недостаёт ещё опыта по части супергеройских тенденций последнего времени 😉

        • Гранько Максим

          В том числе. Я думаю продажи слабые еще и потому, что у всех возникает (оправданное ко многим др. комиксам) предвзятое мнение к специфике проекта, будь то расовые меньшинства, гомосексуалисты и т.д. Многие люди заочно после отзывов видят в этом лишь инструмент привлечения новых читателей из этих категорий и просто не читают/покупают комикс. Пример тому Тор, Сокол/кэп, халк, недавно “сменившие” пол/расу. Я недавно видел статистику ориентации покупателей комикса The Wicked + The Divine (те же авторы, что и у Young Avengers) – оказывается бывает штук 10 разных ориентаций – век живи, век учись)))). Сам факт того, что это важно для кого-то говорит о том, что это влияет на продажи, хотя это не супергероика, но это не имеет значения. Есть еще вопрос того, что комикс пишет женщина, ибо многие считают, что комиксы от женщин-сценаристов хуже продаются, но по мне это бред, если цифры не подтвердят такую статистику (женщин очень мало в этой области, чтобы реально судить). На тему современной супергероики, не считая всех этих “модных” проектов, как я их обозвал, читать сейчас marvel невыносимо скучно. Видимо Хикман настолько мощно завершил свой ран, что теперь все “глобальное” и “мстительское” не воспринимается вообще. Людей Икс почти похоронили, ФЧ временно убрали, нелюди никому почти не интересны, паук посредственен и скучен (хотя я пока его читаю и дальше, как и иксов). Остаются как раз эти “модные” проекты, которые весьма радуют порой глаз и мозг, особенно рекомендую Scarlet Witch и Vision, если еще не читали.

          • пока стараюсь по возможности держаться в стороне от супергероики, навёрстываю классику.
            Runaways, впрочем, которые вы раньше рекомендовали, уже поставил в очередь 😉