Обзор «СуперУхо»

Сегодня я впервые расскажу о работе относительно новых игроков на рынке отечественных издателей рисованных историй “МИФ Комиксы”. Речь пойдет о графическом романе “СуперУхо” автора детских книг Сиси Белл.

Вплоть до выхода русскоязычного релиза, я о комиксе ничего не знал, как, полагаю, и подавляющее большинство российских читателей. Айснер* Айснером, а детские комиксы, а тем более в формате графического романа, в России пока что развиты не так, как подростковые и взрослые, отчего данная книга порадовала меня еще сильнее.

*В 2015 году данный комикс, в оригинале именуемый El Deafo, выиграл премию Айснера в номинации “Лучшая публикация для детей (8-12 лет)”.

Я люблю детские комиксы во многих их проявлениях, будь то местами неоднозначные муми-тролли Туве Янсон или культовый и прямолинейный Боун Джеффа Смитта, – произведения со своим голосом, поданные в своем, удобном автору формате, мне по душе. Проще говоря – бессмертные вещи. И пусть СуперУхо пока не проверен временем, свой след в истории комикс уже оставил.

Как я уже упомянул выше, СуперУхо – это графический роман, а не стрип или периодика. Это во многом обусловлено изначальной задумкой автора о создании графического учебника для глухих детей (Сиси сама потеряла слух в детстве). В результате Сиси Белл написала довольно уникальное во многих смыслах произведение, в котором, кстати, и учебнику место нашлось, но обо всем по порядку.

Первое на что стоит обратить внимание, – СуперУхо является биографическим комиксом. Если бы я заранее не знал об условной аудитории комикса, то меня бы это сразу напрягло, потому что все мы помним тяжелые черно-белые талмуды Крейга Томпсона, Арта Шпигельмана и Марджан Сатрапи (которые, к слову, замечательны) и прекрасно знаем, что это книги, требующие определенного настроя и эмоционального состояния. СуперУхо не таков.

Обычно биография ставит своей целью рассказать историю и взгляды на жизнь. Такие произведения часто служат своеобразной призмой жизненного восприятия самого автора со стороны, неким автопортретом с попыткой разобраться в себе или зафиксировать нечто важное. Но и тут СуперУхо вас удивит.

Сиси Белл – невероятно жизнерадостный и упорный человек, не зацикленный на детских или взрослых проблемах и травмах. Откуда я это знаю? Из комикса конечно. Сиси рассказывает все как есть, а точнее как было в ее детстве, ведь именно этот период она раскрывает в своем комиксе.

Сиси случайно (позже и специально) подслушивает, как ее учительница делает всякое. Например, ходит в туалет. Происходит это из-за микрофона на шее преподавателя.

Интересно, что целевая аудитория СуперУхо, это дети, но на самом деле комикс, как и большинство наилучших детских произведений, универсален.

Взрослый может многое для себя почерпнуть. Это и воспитание своих детей, и отношение к чужим детям с ограничениями и просто банальности правильного воспитания, ведь ни для кого не секрет, что дети часто бывают злыми, даже если сами этого не понимают. Темы простые, но авторская подача и личный опыт придают им глубины и подлинности.

Детям же комикс может показать что-то новое, раскрыть свой потенциал и поменять отношение к людям с ограниченными возможностями, да и банально помочь стать чуточку добрее. Что уж говорить о глухих детях, для которых книжка действительно может стать настоящим пособием с отличными советами. Повторюсь, универсальный комикс.

В том, что касается рисунка, то тут все прекрасно, просто и антропоморфно. Все персонажи заменены на кроликов, потому что, по словам автора, кролики – хорошо слышат. Метафора незамысловатая, но доступная и подходящая. Данная стилизованная “мелочь” на деле задает тон всему комиксу, акцентируя внимание на проблеме глухоты и важности, собственно, слуха.

Сиси просто потрясающе показывает, казалось бы, простые вещи не банальными графическими решениями. Называть их новаторскими я не буду, потому что это не так, но оригинальными их назвать уж точно стоит. Например, самое начало комикса, когда Сиси теряет слух в 4 года после осложнений, вызванных менингитом. Смотрите, как постепенно пропадает текст из пузырей.

Дело не в самой уникальности приема, а в том, что он идеально подходит для отображения этой проблемы глазами ребенка. Вот вы слышите в свои 4 года, а вот весь мир ускользает от вас; не стоит забывать, что сознание ребенка поначалу даже не понимает, что происходит. И вот слух исчез. Жизнь поменялась, но все идет дальше, потому что по-другому быть не может. Громкость, четкость, произношение – все это определяется леттерингом и выглядит очень лаконично. Сразу видно, что Сиси училась не только иллюстрации, но и дизайну.

Повествование в СуперУхо довольно прямолинейно, но в целом представляет из себя хронологический набор связанных детских воспоминаний, и таковым он и воспринимается, во всяком случае, для взрослого читателя. История начинается с потери слуха Сиси в 4 года и заканчивается ее воссоединением с лучшей подругой в младшей школе. Фрагментарность истории довольно легко понять, ведь, опять же, комикс детский, а значит простой, добрый и поучительный. Так и должно быть. Однако и проблем на пути Сиси хватает, как и неприятных и попросту раздражающих персонажей. Ну, знаете, как и в реальной жизни.

Здорово, что читатель, будь то ребенок или родитель, может сопоставлять себя с персонажами и ситуациями, ведь тема глухоты и подобных проблем (особенно в детском возрасте), в общем-то, очень даже злободневная, равно как и тема гуманности и равенства. Это важные темы, которые надо раскрывать и показывать как можно чаще, в том числе и в комиксах.

В итоге хочу признаться, что даже среди легких произведений, мне ничего из комиксов не давалось так легко, как СуперУхо уже очень долгое время. Думаю, причиной тому ненавязчивость с которой автор рассказывает личную, но отнюдь не уникальную историю. Уж очень привычно мне видеть в комикс-биографиях поголовную плаксивость, уныние и томность “взрослых” авторов; приятно для разнообразия почитать чистый и нескончаемый позитив из истории реальной человеческой жизни. Никакого трудного детства, плохих родителей и деревянных игрушек, вместо этого “лишь” физиологические проблемы и их абсолютно потрясающие решения. Жизненно, красиво, ярко, местами грустно и, конечно же, оптимистично до конца.

P.S. Мне остается только догадываться, с какой нежностью этот комикс находит отклик среди глухих детей и взрослых по всему свету. Это поистине добрый, милый рассказ в котором все прекрасно. Надеюсь, что МИФ скоро издаст больше таких уникальных вещей. На правах редактора даже посоветую одну из таких.


Экземпляр комикса для обзора предоставлен издательством МИФ.

Поделись Радостью