Продолжаю архив VK-рубрики, в рамках которой я еженедельно рассказываю про те или иные комиксы как правило далекие от понятия “мейнстрим” или “попса”.

Ввиду оптимизации работы сайта выложены только обложки, но по ссылке выше через хэштег #dp вы можете найти примеры страниц в нашем паблике.


Номера с 1 по 25 вы можете найти по ссылке.

Номера с 26 по 50 ищете по другой ссылке.

51. By Chance or Providence

52. This Was Our Pact

53. Hard-Boiled Defective Stories (El Borbah)

54. The Man From Harlem

55. Two Dead

56. Bezimena

57. Juice Squizers

58. Shattuck by Wally Wood

59. When I arrived at the castle

60. You’re Not Going to Believe What I’m About to Tell You

61. The Bojeffries Saga

62. Киндерланд

63. The Extremist

64. Abandon The Old In Tokyo & Good-Bye

65. Город, где вечером стихает ветер. Страна, где расцветает сакура

66. Come Again

67. Laura Dean Keeps Breaking Up With Me

68. ШУВ

69. Trio Grande. Adios Palomita

70. The Adventures Of Jerome Katzmeier: The Walls Have Teeth

71. Freddy Lombard

72. Isle of 100,000 Graves

73. Playboy

74. Good-bye, Chunky Rice

75. The Enigma of Amigara Fault


Душная пятница #51: By Chance or Providence

Бекки Клунан в мейнстриме для меня значится как современная икона женских иллюстраторов, которая ничего монументального, в общем-то, не делала. И это очень странно. Пытаясь ни раз переубедить себя в обратном, я каждый раз сталкивался с тем, что это, – опять “в общем-то”, – почти бесполезно. Отсутствие премии Айснера и лишь 3 номинации на нее тоже как бы показывают, что где-то она что-то недотянула. Я, кстати, очень этому удивился, учитывая вполне знатное имя на рынке. Не меньше я удивился количеству комиксов сделанных в сценарном соавторстве (хотя это как раз объясняет написанное выше). Но не суть. Бэкки классная. Пока ее главное достижение DEMO (с Брайаном Вудом) ждет прочтения, меня заинтересовала другая работа, в большей степени широкую аудиторию обходящая и очевидно более знакомая фанатам Клунан или тем, кто решил копнуть чуть-чуть глубже.

By Chance or Providence: Stories by Becky Cloonan – это переиздание (Image) в виде своеобразной “режиссерской версии”, – как ее называет сама Клунан, – включающее в себя 3 истории с новым покрасом от Ли Лафридж, скетчами, дополнениями и многим другим. К слову, изначально истории выходили как синглы по одной в год в формате самиздата с 2011 по 2013.

Любопытно, что вышел я на все это добро через старую ч/б версию второй истории The Mire и она же для меня осталась самой интересной. Это небольшая зарисовка про оруженосца, выполняющего последнюю волю своего рыцаря, которая заключается в доставке сообщения возлюбленной. Вообще, я давно считаю, что комиксист настолько хорош, насколько хороши его короткие истории, ведь для большинства авторов (особенно в мейнстриме) написание таковых часто бывает проблемой, равно как и, напротив, слишком большие и затянутые раны. Рассказывать историю номером, одной страницей или даже одной панелью, – вот высший пилотаж графической истории, как искусства. И в рамках условного размера одного номера Бекки выдает очень красивое действо, спойлерить которое я не вижу смысла.

Остальные истории довольно забавно изучать в контексте линейного порядка их выхода. Первая The Wolves очень очевидная, но работает на атмосфере леса, дикой природы и крови (сразу вспоминается Through the Woods Эмили Кэролл). The Mire – идеально балансирует между рисунком и самим сторителлингом, ровно раскрывает сюжет и, хотя и сразу намекает на развязку, подает ее очень хорошо. И, наконец, третья история Demeter, про утратившую любимого в море вдову и жертвы с последствиями ради этой любви; третья история визуально и концептуально работает еще сильнее, это касается и открытой концовки, и, если вам такие концовки нравятся, то вас она не разочарует.

Вот, пожалуй, и все. Читается комикс очень быстро, но впечатления оставить успевает. Всем советую для расширения кругозора.

P.S. Еще в сборнике очень большая и красивая галерея скетчей и концепт-артов. Сразу вспомнил российскую художницу Юлию Тар, уж больно стиль с цветами навеивает.


Душная пятница #52: Мы Дали Слово (This Was Our Pact)

Ранние русскоязычные релизы Райана Эндрюса как-то проскочили меня стороной, но мимо This was our pact (“Мы Дали Слово”, издательство МИФ) я попросту не мог пройти. Заметив релиз на amazon за полгода до его выхода прошлым летом, я в скором времени узнал о практически одновременном русскоязычном релизе, который, собственно, и приобрел позже уже в начале 2020.

Изначально меня пленил сам рисунок из микса черной акварели и местами размазанных сухой кистью карандашей. Однако цифровая покраска комикс и вовсе делает каким-то эфемерно прекрасным. Это, пожалуй, один из двух-трех раз за последние годы, когда комикс был мною куплен “вслепую” ради рисунка. Но – о, чудо! – история оказалась ничуть не хуже.

“Мы дали слово” рассказывает о группе детишек на велосипедах, обгоняющих бумажные фонарики, традиционно спущенные по реке в день летнего солнцестояния. Группой было принято решение в этом году во что бы то ни стало нагнать фонарики и узнать, правду ли о них говорят городские легенды. Клятва команды: “не поворачивать домой и не оглядываться”.

Однако совсем вскоре кто-то из-за голода, кто-то из-за страха родительской порки дрейфит и сворачивает с пути. Колеса лишь двух велосипедов не перестают вращаться и упорно едут вдоль реки навстречу приключениям. И, что странно, – Бен и Натаниэль даже не лучшие друзья, что, в прочем, вполне может изменить длинное ночное приключение…

“Мы дали слово” – оригинальная история о том, как дети видят дружбу, и что она для них значит. Проблемы поджидают отчаянных велосипедистов за каждым поворотом; автор постоянно испытывает отношения ребят на прочность, попутно раскрывая их характеры и проблемы.

Лес, через который едут мальчики, полон чудес и опасностей. На пути ребятам встречается любезный медведь-семьянин, тревожная ведьма, лишенная ассистентки, пещера искусственных звезд и даже собака, которая может ходить по воде! И многое, многое другое.

Комикс изобилует как яркими образами, так и легендами, эти образы связывающими в целостный рассказ. Это история с четким началом и концом, выверенная, ровная, динамичная, но главное – добрая и милая.

При невольном желании подсознания вечно все сравнивать, хочется провести параллель с мультфильмами Хаяо Миядзаки, настолько же здесь все личное и волшебное, однако местами пугающее, как и любое ночное приключение по неведомым тропам.

Очень горячо рекомендую комикс к прочтению (и приобретению).


Душная пятница #53: Hard-Boiled Defective Stories (El Borbah)

Старый-добрый Чарли Браун… то есть Бёрнс, простите. Чарльз Бёрнс. Вот уж чье творчество назвать иначе как специфичным язык не повернется, и все же как он мне нравится…

El Borbah по уже частой тенденции был мною прочитан с подачи Димы, и я не уверен, что прочел бы его в ближайшее время при ином раскладе; все-таки это весьма старая работа, заслуживающая переиздания, но, видимо, нам оно не светит.

Итак, комикс представляет собой набор небольших историй в, на удивление, европейском формате с большим количеством панелей. Если вы читали Black Hole или Last Look trilogy, то здесь вас ждет та же эстетика, но в формате черной комедии, поданной как иронизирующий детектив в населенном мутантами и роботами палп-городке.

Титульный герой El Borbah, – эдакий детектив в костюме рестлера, никогда его не снимающий. Борбах любит колотить бандитов и работает за деньги и так или иначе настроен их всегда получить. К нему обращаются бизнесмены, дела которых идут под откос, дамы в беде и много кто еще. В общем-то именно детективная составляющая со своими крайне оригинальными панчлайнами-развязками здесь выглядит интереснее всего, хотя утверждать, что сам подход к эстетике вкупе со стилем здесь не играют своей роли попросту глупо.

El Borbah – это в первую очередь комплексная пародия на детективы 40-50х годов, но с рандомными элементами антиутопии и нарочито вычурной палповой фантастики и ужасов. Всем фанатам Бёрнса крайне рекомендую к прочтению.

P.S. Истории переиздавались в книгах Hard-Boiled Defective Stories (1988, Pantheon) и El Borbah (1999, 2006) и отличаются лишь наличием эпилога-прозы в конце El Borbah.


Душная пятница #54: The Man From Harlem

Гуидо Крепакс большинству читателей комиксов известен как автор эротических произведений. Однако не только ими богато его портфолио, и про одну из медиумных жемчужин с подачи Димы я и хочу рассказать (помолимся за парня, сколько же он дерьма читает, чтобы иногда жемчуг находить для друзей).

The Man From Harlem – история эпохи Джаза в начале прошлого века. Это простая история чернокожего музыканта спасшего слишком любопытную проститутку от расправы со стороны местной мафии. И, в принципе, на этом все. Данная работа является одним из тех немногочисленных для меня исключений, когда передача стилистики, эпохи и ее романтики и идей через форму комикса затмевает к чертям тривиальность сюжета.

The Man From Harlem – это пример как работать в комиксах и с комиксами академического уровня. Сам формат комикса европейский с большими (по меркам периодики США) страницами, и страницы эти Крепакс использует как ему угодно, что преступно редко позволяют себе европейские художники (работа, к слову, была сделана в 80х для итальянского журнала CEPIM).

Интересные раскадровки с позиции композиции и формы фактически являются залогом успеха в динамичных историях комиксов в 21 веке; именно эти вещи разбавляют даже совсем унылую супергероику, и целые серии за последнюю декаду или две вылезли именно на этом. Крепакс же делает композиции в своих раскадровках, руководствуясь более базовыми принципами воздействия на читателя. В значительной мере это даже дизайнерский, нежели художественный подход, столь интересна его комплексность и расчетливая чистота. К слову, в работах Крепакса вообще виден и оп-арт (то, чем пестрил в свое время Стеранко, например) и модерн (ар-нуво).

Основной “фишкой” The Man From Harlem является именно эпоха повествования и ее главная определяющая черта – джазз. На страницах комикса вас ждут черно-белые вставки с музыкантами и названиями песен, а внутри самих раскадровок Крепаксом в символичном виде заложен ритм музыкальной композиции; подобно джазу, ритм этот не ограничен обыденными для рядового слушателя тактами и рамками, а скорее синкопирован и тягуч, а разбивки панелей настолько непривычны для данного формата, что логика основы композиции становится более-менее “понятной” только при прослушивании музыки. Но и без музыки видна ее уникальность и общность, что монументально важно для комикса как арт-формы вообще. Говоря проще, Крепакс делит музыкой раскадровки, но делает это не в каком-то техническом плане, а эмоционально-эстетическом художественном, используя базовое понимание этой музыки через визуальный ритм, понятный читателю интуитивно.

Язык тела в комиксе вообще отдельная тема, так, например, помимо базового понимания геометрии в композиции (опять же, пособие для дизайнера и художника), Гуидо еще и манипулирует состоянием персонажей, усиливая, например, головокружение и слабость через все те же старые-добрые раскадровки, делая диагональные панели не просто ради динамики на странице, но и подчеркивания психологического состояния персонажей.

Как я уже написал выше, это работа в иллюстративной ее части достойна упоминания в академических работах как пример композиции в качестве главного инструмента рассказа графической истории (про музыкальность в графике вообще молчу, хотя знаю, что люди дипломы на такие темы защищают, это актуально).

Но главная заслуга работы – ее универсальность. Это не какой-то комикс для музыкантов, дизайнеров и исследователей-задротов (как сделал бы какой-нибудь Chris Ware, при всем к нему уважении), – это комикс для всех, и оценить его может каждый, настолько он понятен визуально. А вот понять причины его красоты смогут только те, кто углубится в тему.

Очень сильная работа, обязательная к прочтению тем, кто изучает комикс как арт-форму и просто любит красивые истории в этой винтажной эстетике, не углубляясь в технические вещи.

P.S. Также прикрепляю ссылку на западную статью с разбором некоторых менее очевидных вещей в комиксе.


Душная пятница #55: Two Dead

Новая работа Нэйта Пауэлла, в этот раз в паре с Вэном Йенсеном, бывшим криминальным журналистом.

Действия происходит в 1946 году в городе Литтл Рок, штат Арканзас. Сегрегация и мафия в равной степени разрывают город на части. Комикс основан на нескольких реальных случаях преступлений, поднятых из архивов сценаристом, благодаря старым связям и кооперации с городской полицией и местной газетой (его бывшим работодателем). Нэйт сам родился в Литтл Рок, поэтому аутентичность здесь наблюдается абсолютно во всем, а проработка атмосферы отсылает в культовой “Прослушке” от HBO (кстати, возможно и отсылка тут имеется).

В центре повествования сразу несколько конфликтов. Основных истории две: одна связана с двумя черными братьями, оказавшимися по разные стороны закона, вторая рассказывает о двух полицейских с неподъемным эмоциональным багажом.

Про рисунок тут говорить бессмысленно, на Пауэлла надо просто смотреть. Меня уже несколько лет удивляет статус Пауэлла, как одного из самых состоявшихся и продуктивных комиксистов в инди сегменте, чьи работы на первый взгляд колоссально рискованны с точки зрения потребителя и продаж, но на самом деле попадают в списки бестселлеров или современных шедевров во всех душных списочках, в том числе и у самих комиксистов. Про премии так и вовсе молчу.

По части графики, разве что, стоит отметить эфемерные элементы, которые стали уже фирменной чертой книжек Нэйта. Здесь нет мистики как таковой, но именно через мистику Пауэлл показывает переживания, страхи и галлюцинации некоторых персонажей. Метафора через иллюзию, говоря проще.

В корне же своем перед нами полицейская драма, проблематика сегрегации и поствоенного птср, и просто криминально-историческая составляющая определенного города в определенный момент его истории.

Two Dead идеально подходит для любителей эмоционально тяжелых криминальных историй.


Душная пятница #56: Bezimena

Сегодня речь пойдет об очень специфичной штуке. Впервые увидев рисунок Нины Буньевац на обложке Bezimena в солиситах Fantagraphics, я не придал ему значения. Но вот, когда после нескольких рекомендаций Димы (а он к этому моменту уже успел побывать на выставке оригиналов Нины) комикс прочел Володя, тут-то я, – за неимением выхода под наплывом психологического давления, – также присоединился к коллективным чтениям. И да, комикс однозначно шикарен, но обо всем по порядку.

Я сразу оговорюсь, Bezimena очень жестокая история, сложная психологически. Нина через призму эфемерного и как будто нелинейного нарратива создает мрачную сказочную метафору своей жизни через еще кучу метафор внутри самой истории. И да, история обретает смысл и сама на себя отвечает полностью только после прочтения послесловия автора в конце комикса, и читать его нужно обязательно.

Bezimena как комикс имеет две плоскости. Одна завуалированно раскрывает образ маньяка-психопата; вторая делает историю более живой и в мрачном смысле сказочной для читателя, искусственно ведя его до самого конца, несмотря на напряжение и отвращение к персонажам. Кульминация книги является ее же открытым финалом, на который, в общем-то, нет ответа в комиксе, но есть в послесловии и голове читателя, хотя каждый отвечает на него для себя сам.

Структурно бОльшая часть комикса, – это чередование текста нарратора и иллюстраций к его словам, что работу сильно выделяет как комикс технически. Это не новаторство, но очень далеко от ординарности.

Благодаря малому количеству текста комикс читается за один присест весьма быстро, да и разбивать его на “сеансы” чтений я не советую.

Bezimena берет читателя в первую очередь атмосферой и поэтому спойлерить и рассказывать сюжет глубже нет смысла, а вот добавить контекста паре вещей перед чтением стоит.

Нина активно использует в целом несложно считываемые отсылки в мифам древней Греции. Конкретно здесь речь идет сразу о двух мифах в “разночтении”, связанных с Артемидой (богиней охоты и не только). В одном из мифов юноша, подглядывающий за моющейся Артемидой, был превращен в деву, в другом – в оленя (и впоследствии съеден своими же охотничьими псами). Все это плохо считывается при первом прочтении, но при повторном отчетливо видно с самого титульного листа, на котором как раз изображена какая-то греческая вариация на тему. Да и орнамент в оформлении дает вектор отсылкам. Даже статуя Артемиды в середине книги имеется… Правда совы, насколько я помню атрибут сугубо Афины, но как же они чертовски хороши (аж музыка из twin peaks заиграла в голове при прочтении).

Данная работа очень тяжелая эмоционально, но как в значительной степени биография – это вообще какой-то другой уровень и не очередное авторское страдание, размазанное по холсту. Да и проблематика здесь стоит под совсем другим углом.


Душная пятница #57: Juice Squizers

Марафоня все-все комиксы Дэвида Лэфэма я каким-то странным образом упустил абсолютно отличный комикс, причем не столь давний. Исправляюсь (и надеюсь, что упустил что-то еще).

Juice Squizers изначально издавалась как мини-серия из 4 номеров для Dark Horse и очевидно продолжения можно уже не ждать (то был 2014 год), а жаль, ведь там есть, что развивать и загадок Лэфэм оставил от души. Но это, пожалуй, единственный недостаток комикса и не столь уж страшный.

Мини-серия заканчивается на позитивной ноте и закрывает основную историю. История эта рассказывает о клубе Давильщиков Жуков, группе детей под предводительством взрослых ветеранов этой же организации, которая в занимается ровно тем, что описано в названии. Давит жуков. Режет жуков. Травит жуков. И очень больших жуков.

Собственно, главной тайной, – откуда эти гигантские жуки взялись (и насколько они разумны) – и занимается история, но ее вовсе не раскрывает до конца. Вместо этого нас ждет раскрытие персонажей, города и ввод в команду нового приезжего мальчика-вундеркинда.

История комикса легка, интересна и скорее весела, чем серьезна. Это полная противоположность, скажем, Stranger Things или IT с похожими мотивами. Комикс вообще будто бы вдохновляется излюбленными темами Стивена Кинга, но делает это легко в формате подросткового веселого coming-of-age приключения про детей, а не мрачной истории на серьезных щах.


Душная пятница #58: Shattuck by Wally Wood

Обожаю Уолли Вуда, но “стоящих” и актуальных комиксов в моем вкусовом и концептуальном понимании у него довольно мало. Меня в первую очередь всегда привлекали его стрипы Sally Forth и Canon. Пару лет назад я нарыл переизданный Fantagraphics Shattuck и много лет по непонятной мне причине ждал его прочтения. И вот прочел и, как гласит мемесная темноволосая дама: “Это. Было. Ох*енно”.

Нет, поймите меня правильно, это всего лишь стрип, еще и оборванный, и в книге всего то около 50 полос. Но черт, это действительно постмодернистский вестерн, сделанный во времена американской войны во Вьетнаме, а это не вчера было.

Уолли непосредственно писал и иногда рисовал комикс, но основная масса графики была сделана Дэйвом Кокрумом (карандаш) + Джейком Абелем (тушь) и Говардом Чайкиным (к). Да, вот такие вот легенды работали над комиксом, который с первых публикаций в 70х издавался в формате книги лишь единожды в 2016 году.

Сам комикс рассказывает историю ковбоя, ставшего шерифом, потом снова ковбоем, потом ненастоящим бандитом. Шаттертаку невероятно везет, но еще он действительно быстр и стреляет с обеих рук. Женщины сами прыгают в нему в постель, все кроме той, ради которой он бы хотел измениться. Шаттертак одновременно труслив и храбр, смышлен и глуп и все в одном флаконе. Дико современный образ, если подумать.

Столь классным по моему мнению комикс делают две вещи: гиперболизированный жанровый шовинизм и отличное чувство юмора в духе классических комедийных стрипов (это все помимо рисунка, разумеется). По меркам современных терпимостей и twitter-шеймингов этот комикс мог бы так разорвать задницы многим тысячам людей и особенно женщинам, что никакими нитками его было бы не сшить. НО дело здесь в том, что комикс изначально и должен был быть безвкусным. Он издавался для американских солдат во Вьетнаме дабы поднять их моральный дух, и сам Вуд довольно быстро перестал издавать комикс сразу по нескольким причинам. Да и, объективно говоря, Вуд полжизни порнуху рисовал и часть, насколько я помню, выходила и вовсе анонимно.

Мужчины в комиксе – самоуверенные мужланы или недальновидные остолопы, а женщины – похотливы, прекрасны, стильны и темпераментны.

Стрипы полны иронии и ситуационного юмора, и при этом безусловно красиво нарисованы мэтрами индустрии и, несмотря на оборванный финал, оставляют за собой бурю самых хороших эмоций. Читать комикс не стоит разве что людям, не видящем исторической ценности таких работ и не понимающим юмор, завязанный на историко-контекстуальном факторе. Shattuck очень смешной и красивый комикс, но только, если вы можете понять кто писал этот комикс (легенда, наркоман, алкоголик, эро-порно-мастер комиксов) и для кого он делался (смотрите выше).

К слову, Fantagraphics издали книгу в малом формате, но в виде сканов оригиналов, по сравнению с ретушированным Canon. Эдакое pocket-artist издание вышло.

P.S. Вот ссылка на обзор издания.


Душная пятница #59: When I arrived at the castle

Эмили Кэролл западает в душу и умеет пугать. Это ее главная фишка. When I arrived at the castle именно этим и занимается. Пугает до усрачки, но… тут все не так просто.

When I arrived at the castle – это сказка, да не простая, но аджендой завитая. Хотя и простая тоже. Эмили, будучи, если не путаю, лесбиянкой, активно не скрывающей ничего с 2014 года, когда вышел ее Through the Woods, решила свои фрустрации, как подобает многим авторам комиксов, выплеснуть на холст. А точнее на свой графический планшет, но это мелочи.

История очень простая, но по ее прочтении ночью (читайте его ночью, господа) я не был уверен что все понял и еще раз прочел ее утром, а потом прочел 3 интервью от банальных ресурсов до TCJ. И знаете, нет там скрытых смыслов, но символизм в виде графики… ух, тут есть на что посмотреть.

Забыл сказать про сюжет сходу. Антропоморфная кошка прибывает в замок, чтобы убить вампиршу (которая выглядит до поры до времени как человек). Сама история наполнена маленькими нюансами, обрамляющими основной сюжет, который очень размыт, но концептуально понятен при внимательном прочтении. Побочные вещи вы додумываете для себя сами, но Эмили здесь работает не простыми страшилками, как это было в большинстве ее коротких работ, – нет, здесь она идет немного дальше.

Тизеры и обложка как бы намекают на гомо-эротику, но на самом деле ее здесь нет. Есть пара голых грудей и пальчик во рту, и на этом все. При этом работы (как я узнал от более душных обзорщиков с запада) отсылают немного и классическим работам о вампирах, где гомоэротика была подана еще чуть ли не до Брэма Стокера (за что купил, за то продаю).

Злоупотребление людскими эмоциями и телом, возмездие за содеянное и последствия для обеих сторон – вот ключевые аспекты истории. Метафоры же здесь довольно легко считываются, а концовка открыта.

Символические образы вроде смены кожи, или кровавого дождя гиперболизируют идею поданную историей. На ум сразу приходит Bezimena, про которую я рассказывал всего пару выпусков назад. Адженда тут та же, но немного под другим (не знаю насколько личным) углом. И более небрежно и абстрактно.

Очень интересная работа, особенно графически если не сюжетно. Эмили просто мастер композиции, и это тот редкий для меня случай когда диджитал-арт ничуть не уступает традиционному в плане рассказа истории, а одна сцена конкретно работает только в цифровом прочтении (клал кирпичи посреди ночи, true story).

Советую, как минимум, изучить графику в этом и без того коротком комиксе. Эмили оставила лишь красный цвет, убрав другие акценты, таким образом наполнив историю только тьмой, просветами и кровью. Морем крови. И еще раз повторюсь – работа с композицией просто феноменальна.


Душная пятница #60: You’re Not Going to Believe What I’m About to Tell You

В этот раз я решил позволить себе небольшую разгрузку в сессионное время, а заодно внести разнообразия в рубрику.

Просмотрев все комиксы в номинации “лучшая короткая история” из списка номинантов Айснера 2020, я остановился на Мэттью Инмане, которого, кажется, уже знал, но забыл. Или не знал… Да это и не важно. Важно, что он классный.

You’re Not Going to Believe What I’m About to Tell You – это обрамленный смешульками вполне научный комикс о том, почему люди ведут себя как конченные м*дилы, встречаясь с чем-то новым, и о том откуда берутся неприязни и ненависть. Очень актуальная работа для 2020 года.

На этом я закончу рекомендации, потому что комикс читается минут за 15 и говорит сам за себя. Ссылку прилагаю, благо все бесплатно.

P.S. К слову, остальные комиксы я тоже почитал, но понравился мне лишь этот и How to Draw a Horse Эммы Ханзингер.


Душная пятница #61: The Bojeffries Saga

Алан Мур для меня и по сей день, несмотря на весьма неслабый читательский опыт, частенько оказывается пуще душным и трудно перевариваемым автором. The Bojeffries Saga как раз из таких работ, но отпугивать это никого не должно, потому что комикс этот “стараний” чтения стоит.

Сам проект является долгостроем и был издан в полном виде (если я не путаю) в 1992 году через Tundra, а позже переиздан через Top Shelf в 2014. Формат здесь примерно тот же, что и у Судьи Дредда в 2000AD, истории изначально публиковались клочками в Warrior и других журналах и представляют собой законченные истории на 5-10 страниц. Комикс черно-белый. А как иначе?

История рассказывает о семье Боджеффрис, эдакой английской и более взрослой вариации на Семейку Адамс. Сама семья весьма неполноценна и странна в своем составе. Отец с двумя относительно взрослыми детьми, младенец, дед и два дяди. Да вот только дед – разлагающийся мутант-цветок с какими-то силами (это даже не описать), дочка – похотливая мускулинная монстрячка, сын – нерд с оживающими игрушками, дяди – оборотень и вампир, а младенец… ну, тут лучше сами почитайте.

Рисунок Стива Паркхауса, что в общем-то не удивительно, по-английски “олд-скульный”, детализированный, потрясающе стилизованный и вообще выполнен на высоком уровне. Тут двух мнений быть не может.

Касательно самой работы – это юмористический проект, зачастую юмор этот черный, но ни в коей мере не вычурный. Здесь порой поднимаются и серьезные темы, вроде расизма и феминизма, но все это показано через вполне элегантную призму иронии, свойственной именно англичанам. Комикс однозначно не снискал бы большой широты аудитории выйти он сейчас в 2020 (хотя его фан-база едва ли обширна в принципе). Сложно словами описать именно английский юмор, но вот тут работает именно он. Те, кто смотрели, например, “Дживса и Вустера” или “Монти Пайтона” поймут, о чем речь и без объяснений.

Единственное, что может здесь отпугнуть – это язык оригинала. Давненько у меня так не скрипели шестеренки при прочтении. Здесь есть и стилистическое коверканье слов, и акценты (видимо), и слэнг, и архаизмы. Точно уверен, что не понял всех 100% текста, но это и прикольно (для разнообразия). Будет стимул почитать еще раз. Главный же плюс в этом плане – законченность каждой истории, и все они короткие.


Душная пятница #62: Киндерланд

Данная работа Бумкниги долгое время меня обходила стороной, хотя тут, в общем-то, есть все, что я обожаю в авторских комиксах. Но вот пришло время исправиться.

Киндерланд – рассказ о взрослеющих в ГДР детишках-пионерах. Сама история имеет 2 нарративных пласта и темы. Основная часть комикса – это история о детстве и чувствительности детского восприятия, смене ценностей и убеждений. Вспомогательная и обрамляющая комикс история, это даже не история, а скорее сеттинг происходящего; жизнь в страхе и неопределенности своего будущего с кульминацией в виде падения Берлинской Стены.

Период выбран, надо сказать, любопытный и очень уж нестандартный для комиксов как медиума. Жизнь юного пионера Мирко (так зовут главного героя) в истории вертится вокруг настольного тенниса. Собственно, жизнь почти всех школьников в комиксе вертится вокруг этой игры. И тут необходимо заметить, что графика Мавила в спортивной части истории – это просто экстаз. Динамика происходящего будто заставляет мячик вылетать со страниц комикса и отскакивать от читательского носа обратно прямо на игровой стол. Именно в эти моменты я понял, что комикс мне крайне понравился в первую очередь визуально.

Основная история развивается довольно равномерно в первых 2/3-х, но ближе к концу (после падения Стены) все идет скачками и довольно рвано и также рвано, собственно, и заканчивается. И, хотя это может быть не очевидно на первый взгляд, так и должно быть, или так удачно для автора совпало. Буря эмоций ребенка контрастирует с эйфорией родителей, которые просто хотят хорошо жить и иногда шиковать, тогда как их сын просто хочет не подводить друзей и играть в настольный теннис; все это создает отличный темп, подводящий к довольно жизненному и оборванному финалу истории, четкое обрамление которой и не нужно.

Мавил показывает срез времени через несколько весьма разных жизней и разные возраста. Комикс работает отлично и в историческом ключе (особенно это касается деталей, которым я склонен верить) и ключе комедийном, несмотря на, в общем-то, довольно драматичное окружение и период. И все же в сердце своем Киндерланд – это история об открытых детских сердцах и мечтах, и историю эту вполне можно советовать всем и каждому.


Душная пятница #63: The Extremist

Питер Миллиган для нашей редакции довольно забавный автор. Уж больно много было боли с отмены его приезда в РФ. Да и не читаные вещи уже давят на подсознание… Но не об этом речь, а об еще одной из череды его небольших работ. В этом выпуске коротко расскажу про The Extremist, мини-серию из 4 номеров для Vertigo.

Комикс… блин, да странный он. Странный, но качественный. Хотя я даже не знаю как начать мысль, его описывающую. Моя проблема с комиксом в том, что я читал Невидимок Моррисона, и вот вся суть данной работы Миллигана там была подана как одна из концепций ранних стори арков. Да, это моя заморочка, но заморочка достойная оговорки. Да и Энигму того же Миллигана я также читал. Эх…

The Extremist рассказывает историю с разных перспектив повествования, что на деле служит лишь отвлекающим от общей истории маневром. В центре внимания костюмированная в духе BDSM девушка, ищущая убийцу мужа и общающаяся с неким, вроде как, элитарным извращенцем, подающим философские идеи в духе Маркиза Де Сада с пафосным и надменным высокомерием. Зачем она этим занимается? Ну вот затем, что все сложно и нужно хардкорить и быть свободным от оков нонконформизма.

Это очень концептуальный комикс, что я чаще не люблю в историях, но он настолько прекрасно выстроен (это понимаешь только в финале), что уважение к Миллигану, как к сторителлеру он вызывает. Ну а интересующихся всей этой “извращенской” в широком понимании эстетикой комикс может и вовсе покорить (увы, тут я мимо). Хотя я бы прочитал его в первую очередь из-за по-хорошему дурного рисунка Тэда МакКивера, возможно, самого идеального художника для такой странной работы.


Душная пятница #64: Abandon The Old In Tokyo & Good-Bye

Если бы кто-то пару лет назад сказал мне, что я буду читать такую душную мангу, как творчество Ёсихиро Тацуми, я бы рассмеялся в голос. Как будто мне не хватает страданий в привычных американских и европейских комиксах! Но смотрите-ка, оказывается не хватает!

Сегодня будет необычный выпуск рубрики, поскольку речь пойдет сразу о двух работах Тацуми Abandon The Old In Tokyo и Good-Bye, а за мангу я рассказывать не умею. Строго говоря, это даже не работы, а целые антологии работ, объединенные тематикой страданий обычного японского люда после Второй мировой войны. Работы Тацуми с гэкига мангой вообще раскрывают тематику темных аспектов человеческой души и социальную несправедливость.

Художественно рисунок Тацуми мне лично ближе, нежели более современные условные стили популярных и часто бесконечных произведений, хотя и против последних я ничего не имею. Однако более картунистский минималистичный подход невероятно символично контрастирует с сутью историй, гиперболизируя их визуально даже сильнее в наши дни. Да и, в принципе, любителям стилистики классиков вроде Тедзуки, Мидзуки и схожих авторов эта работа хотя бы визуально придется по душе.

А вот сюжетно… Ух. Тут все сложно. Истории опустошают читателя, и это они, судя по всему, и должны делать. Тут тебе и кризисы среднего возраста, и депрессии, и убийства, и эректильные дисфункции, ну а любовь и измены – куда без этого?

Не в виду своей лени, но в виду логики рубрики не вижу никакого смысла в пересказывании историй, их здесь очень много. Скажу лишь как читатель, что Тацуми – это такой культовый автор для культовых авторов и душных фанатов комиксов, и так уж случилось, что я люблю, когда душно. Ну и для медиума Тацуми – легендарный мангака, проложивший дорогу и взрослой манге в Японии, и вообще серьезным историям в комиксах (те же Братья Эрнандес хором их вдохновляются).

Также делюсь списком изданных D&Q работ Тацуми издательством:

– 3 антологии одного формата (твердые и мягкие репринты): Abandon The Old In Tokyo, Good-Bye, The Push Man And Other Stories.
– Drifting Life (осн. На биографии автора).
– Fallen Words.
– Black Blizzard (ранняя работа Тацуми)

Читал пока только те, что в заголовке, но, думаю, дойду до всех, очень уж голос у автора сильный, как и стиль с тематикой.

P.S. Но впечатлительным эти комиксы я бы не советовал. Жуткие штуки.


Душная пятница #65: Город, где вечером стихает ветер. Страна, где расцветает сакура.

Каждый раз, рассказывая о манге, я не стесняюсь признать, что не так уж много ее читал. Но вот, где ирония – с каждым разом выходит, что читаю я ее все больше и больше. И манга о которой сегодня пойдет речь, несмотря на, казалось бы, странное и поэтическое название и избитую тему, уже стала одной из моих любимых.

Работа Фумиё Коно “ Город, где вечером стихает ветер. Страна, где расцветает сакура” рассказывает об одной из самых страшных трагедий Второй мировой войны в целом и самой страшной травмой для Японии – атомной бомбардировке Хиросимы. Замечу, что эта работа – часть своеобразной дилогии, вторая часть которой, к слову, скоро выйдет у AltGraph и будет называться “В этом уголке мира”.

Коно является легендой у себя на родине, да и в мире она весьма популярна, а конкретно работа о которой я сегодня рассказываю и на Айснеров номинировалась, и была экранизирована.

Внутри сборника вас ждут два рассказа, собственно они уже вынесены в название. Обе истории рассказывают об одной семье, но разных поколениях, показывая в первую очередь широту бедствия культурной и человеческой трагедии города Хиросима и ее продолжительность. Социальные отчуждения, страх перед заболевшими, незнание своей судьбы и судьбы любимых (ввиду непредсказуемости лучевой болезни и ее многолетних последствий) – все это и многое другое здесь показывается иногда совсем тонко, а иногда целыми сюжетными пластами.

Баланс в комиксе является, пожалуй, самым интересным его аспектом. Если одна история показывает трагедию юной девушки, только-только начинающей справляться с угрызениями совести за свое выживание в бомбардировке и внезапно умирающей ужасной смертью, то вторая показывает, что не все потеряно и всем выжившим есть ради чего жить. Второй сегмент состоит уже из двух частей и рассказывается сразу в нескольких временных плоскостях, показывая историю дочки и ее ныне покойной мамы.

Но по-настоящему привлекает в данной работе не сама тематика и даже не персонажи. Первое на что обращаешь внимание – это рисунок. Даже в черно-белой графике ты не можешь не сравнивать его именно с акварелью, столь он легок и эфемерен. При этом автор не употребляет популярный в комиксах прием визуализации на контрасте стиля относительно сюжета, Фумиё все рисует с небывалой легкости штриховкой, чистотой линии, простотой и чувственности природы. Эта работа просто влюбляет в себя и не отпускает, несмотря на тематику. Потому что этот комикс – история о том, что выжить в любой ситуации лишь начало, нужно еще и жить дальше, а делать это проще всего благодаря любви.

Очень жду “В этом уголке мира” и думаю, что сниму видео про обе книги разом. Мастрид, ребята. ИМХО.


Душная пятница #66: Come Again

Испугались, что рубрика опоздает? Нет! Я успел, но, скажу честно, еле-еле, слишком много всего вокруг происходит и я очень устал. Поэтому решил вспомнить комикс который пару лет назад читал и хвалил, но не в этой рубрике.

Come Again является пока что моей любимой работой у Нэйта Пауэлла, хотя технически и знаково Swallow Me Whole она никогда бы не превзошла (и вряд ли что-то уже превзойдет). Почему же я так люблю Come Again? Потому что это единственная авторская работа Пауэлла, где есть хэппи-энд. Как я люблю хэппи энды… и как же редко я их получаю в любимых работах.

Come again отличается и повесткой. Здесь нет социально-острых тем, ну если вы не считаете острой темой супружеские измены или отношения детей и родителей, например. На фоне прочих работ Пауэлла, Come Again выделяется желанием быть проще и понятнее буквально любому читателю. Отсутствие соц. повестки привлекает любителей легкого чтива, а фирменные фишки и нарративные приемы автора заставляют читателя понять, что этот комикс просто-напросто прекрасен и сложен при всей своей, казалось бы, банальности. Сэттинг происходящего также понятен и знания доп.контекста не требует.

Как и во всех работах Пауэлла, дымка мистицизма создает несколько сюжетных пластов в истории, центральными персонажами которой является мама и ее сын. Все это дело происходит, как частенько делает Пауэлл, в Арканзасе, причем в этот раз речь идет об эпохе пост-хиппи и сэттинг завязан на коммуне близ гор со своими традициями и особенностями, хотя и без крайностей.

Соединяет историю воедино некая легенда-страшилка, слитая с тем, что происходит и происходило ранее в реальности. Визуальный ряд традиционно связан с излюбленным Пауэллом приемом – графическим нексусом повествования, если угодно (в данном случае потайная дверь). Все это украшается преимущественно багровыми тонами со сменой монохромных палитр, но в какой-то момент и это начинает искажаться. И это еще одна причина моей любви к этой работе Пауэлла, она очень свободная, не скованная стилем и ритмом, она выходит чуть дальше других работ автора и дарит еще и позитивные эмоции, нежели традиционно мрачная драматургия Нэйта.

Потрясающая мрачная сказка, в корне своем являющаяся слай-оф-лайф историей и прощении ошибок и любви.


Душная пятница #67: Laura Dean Keeps Breaking Up With Me

Я читаю относительно много не мейнстрим комиксов, в том числе и современных, и при этом я очень редко нахожу в них не лицемерные относительно авторства вещи. И вот эта работа как раз представитель, вроде как, логичных отношений автора и произведения. Любопытно, что прочел я ее аккурат за неделю до Айснера, про который напрочь забыл.

Марико Тамаки известна в том числе наградами за вклад в литературу ЛГБТ коммьюнити и в своих комиксах она раскрывает темы гомосексуализма среди подростков и как с этим всем жить. Мне, честно говоря, это абсолютно параллельно, покуда я и не гей, и не подросток. Но мне, как минимум, интересна Тамаки как писатель, хотя в данном случае меня скорее заинтриговал стиль и цвета художницы комикса.

Для меня лично иррационально обидным становится тот факт, что Laura Dean, в общем-то, не про “гейство”. Ну, то есть почти все персонажи здесь геи (что характерно кроме лучшей подруги главного персонажа и ее родителей), но, если подумать, комикс вообще не о гомосексуализме. Он о легких формах абьюза, социального дистанцирования, нездоровых отношениях и древнем концепте “братушки важнее потаскушки” (ну или в данном случае “сестренки важнее….” э-э-э, ну, не суть; в общем, в формуле одни девушки). И обидно мне здесь то, что я никогда не узнаю, сработал ли бы комикс, будь он только про натуралов. Дали бы ему премию? Выглядел ли бы он также красиво? И, учитывая хайп вокруг комикса еще до его релиза год назад, у меня возникает вопрос, сколько здесь позерства в отношении облизывания комикса? Если бы в нем не было гей-персонажей было ли кому-то дело до этого релиза? Это важные вопросы, потому что Джиллиан – хороший автор, а Розмари охрененная художница. Однако комикс преподносится везде как именно комикс про геев, от геев и для геев, а на его основную и универсальную идею зависимых нездоровых отношений большинству будто бы плевать.

К слову, для меня главной причиной дочитать комикс стал рисунок и композиция художника, потому что я видел достаточно историй, чтобы понять, чем этот комикс кончится (откровений тут ноль). Розмари Малеро-О’коннелл делает невероятно разнообразные и современные раскадровки, обладает модным и легко считываем стилем и цветом (по сути монохром с акцентами), но самое шикарное это композиция. Отдельными панелями и в общей структуре страницы Розмари делает красивые киношные кадры, работая с правилами третей и прочими приемами в большей степени как фотограф, но при этом нарушая их для своих целей в рамках композиционной структуры. Если говорить менее душно, ее картинки даже без слов и персонажей в кадре рассказывают историю и раскрывают этих самых персонажей; можно даже ничего не читать, настолько работа сильна визуально. За счет экспериментов с композицией и реже перспективой комикс становится еще более динамичным эмоционально, что окончательно добивают пусть и более избитые, но эффектные розовые акценты в пространстве панелей или аксессуарах.

В том же, что касается истории, она субъективно хорошая и здесь нет вычурной безвкусной гей агитки (агитки в соц.комиксах вообще норма, но их отсутствие или маскировка делают истории чище), как это часто бывает в сегменте любых специфически таргетированных произведений. Иронично, что по сравнению с теми же модными и вычурными в плане повестки Wicked + Divine или Paper Girls эта работа читается как нечто совсем иное и интересное, а не такое агрессивное, скучное и написанное белыми мужиками 50-ти лет; с другой стороны и фантастики здесь нет, есть слайсуха и это дарит серии совсем другой смысл. Более того, здесь показываются абсолютно свежие для меня как читателя вещи вроде пассивного высмеивания старшими геями младших на манер афроамериканцев, переживших 50е-70е года и также высмеивающих “ниггеров” с улиц Балтимора и других общественных гетто помоек за незнание того, как все раньше было для них хуже и как п*издюкам повезло, а они не ценят.

Но, опять же, это история о том, как девушка не может порвать с некоей Лорой Дин, местной звездой школы с репутацией крутой и плохой девчонки, чьи комплексы вынуждают ее сохранять полигамные отношения, быть безответственной и в целом овцой. При этом Лора бросает свою партнершу пару раз в неделю. И основная повестка комикса скорее в том, что любой человек может делать правильный и неправильный выбор между друзьями и нездоровыми отношениями, между правильным и неправильным. И поэтому мне, как гетеросексуальному читателю, обидно, что такие истории сейчас преподносятся за ориентацию их автора или персонажей, а не разнообразие и свежесть тематики в принципе. Потому что именно тема комикса за пределами вопроса ориентации достойна того, чтобы комикс хвалили, как нечто свежее и красивое, но видя статистику, награды и сми, я понимаю, что это не совсем так.

Для следящих за современными комиксами читателями было очевидным, что работа пару наград да получит, учитывая имя сценариста и хвалебные отзывы еще до релиза книги, буквально с ее анонса. Это как раз та сторона комикс-культуры, которая портит репутацию произведений в глазах читателя или формирует заведомо субъективные вкусы и мнения. “Жанровая” принадлежность комикса к гей-культуре автоматически его сегрегирует и это странно наблюдать в обществе, где именно с этим дерьмом все стараются сражаться.

В общем, сама история не дала мне, как читателю и ценителю историй, чего-то нового, несмотря на освещение редко рассматриваемого конфликта (как центра произведения). Но вот рисунок поистине вдохновляющий, крайне советую заценить художницу, как профессионала стиля и композиции в комиксе. А за Тамаки и дальше буду следить, очень перспективный автор.

P.S. Комикс, кстати, если уж и сегрегировать, то скорее как женский в плане стилистики и цветов, если уж мы вдаемся в стереотипы, хотя парней здесь тоже разбирают.


Душная пятница #68: ШУВ

Ольга Лаврентьева, как комиксист, является одной из самых ярких фигур в российском сегменте нашего любимого медиума. И я говорю о взрослых комиксах, разумеется. Это не те, где письки-сиськи, маты, расчлененка, треш, угар и содомия, – это те, где есть о чем подумать, где рассказываются важные для читателя, медиума и истории вещи, где есть почти интимное авторское восприятие мира и уникальность авторского голоса.

ШУВ Ольги моментально стал хитом и, прочитав его совсем недавно, мне стало очевидным почему только так и могло быть. Дело в том, что, как искусство, комиксы должны давать что-то новое или переосмыслять что-то старое. И ШУВ делает и то, и другое, хоть и с оговоркой.

Оговорка эта довольно любопытная. Восприятие комикса будет зависеть сугубо от вашего года рождения, и того, где и как вы жили в 90е годы. Я был рожден в 1988 году в Томске. На пути в Москву в начале 90х мою семью метало от сибирской нищеты до довольно зажравшейся подмосковной жизни, а потом все и вовсе стало странно и неровно. И, хотя я миновал “потрясающую” романтику прыганья по гаражам и нюхания клея за этими самыми гаражами, я абсолютно точно не миновал новых русских и романтики улицы разбитых фонарей, эпоху хаоса, Мавроди, путан и девальвации. И от этого мой читательский опыт ШУВ, в общем-то, исключительно выигрывает. С другой стороны, комикс несет собой и просветительскую функцию для современной молодежи, и восприятие у каждого будет совсем личным.

ШУВ погружает читателя в “лихие” 90-е, как не погружает ни одно кино и сериал про бандюков и новых русских, что, судя по тв-программам, до сих пор является чуть ли не главным наследием российского кинематографа, сразу после фильмов про ВОВ. Но ШУВ идет дальше обычной атмосферы и показывает то, как эпоха меняла уже сложившиеся умы и умы, только начинающие свое формирование. Или не влияла, что тоже важно понимать, изучая это непростое время.

Что действительно затягивает читателя с первых страниц, так это способ подачи истории. Рассказчиком выступает “культ” из нескольких детей, созданный на почве самоубийства некоего Васи Шломова, соседского молодого паренька. Причем “культ” здесь используется строго метафорически, покуда речь, все-таки, идет о клубе по интересам, а интерес этот заключается в написании комиксов на основе легенды, вокруг “настоящей” причины смерти Шломова. То есть перед нами именно детектив, притом в каких-то аспектах даже немного мистический ближе к финалу.

Если написание комиксов представляется детям их серьезным занятием и к концу истории обретает подобающе серьезный смысл, – на манер историй Стивена Кинга о странных детишках, – то дурачество этих самых ребятишек показывает совсем другой аспект истории – рефлексию на жизнь и культуру. Через игры в плюшевых медведей-террористов и путан ребята отображают негативные аспекты жизни в пост-советскую эпоху и происходящее вокруг них или в новостях. Это и метафоры на чеченскую войну, и ситуации с террором в целом; это сломанные жизни детей, чьи родители просто на знают как жить и как растить этих самых детей с поправкой на смену устоев из-за капиталистической западной волны; это целая бездна потерянного потенциала и жизни на грани адекватности.

По мере рассказа истории Ольга погружает читателя в совсем другое, менее ироничное настроение. Детектив превращается в сюрреалистичный триллер, а затем в нечто философское и обыденное (уж точно для 90х). История пусть и не опустошает читателя, но заставляет задуматься, заставляет что-то вспомнить или почувствовать, заставляет ассоциировать себя и свой мир с Россией на постсоветском пространстве, а заодно и сравнить многое ли поменялось с тех пор. Только за это комикс уже можно рекомендовать взрослому читателю и считать хорошим произведением, но рисунок Лаврентьевой поднимает его еще выше как искусство, и остается лишь надеяться, что на западе Ольгу тоже читают и знают, потому что ее уровень сторителлинга этого достоин и такими авторами надо гордиться.


Душная пятница #69: Trio Grande. Adios Palomita

Для 69-ого выпуска рубрики по совету Димы я решил сделать что-то тематическое, но пошлить не захотелось, поэтому был выбран максимально красивый комикс с лёгенькой эротикой и классными приключениями.

Adios Palomita – короткий комикс в жанре вестерн. Джо и его мексиканская красавица-бандитка Долорес по неведомой читателю причине подвергаются атаке бывшей жены Джо. Точнее не бывшей, а просто брошенной 5 лет назад и проведшей эти 5 лет в тюрьме в ожидании спасения. Как, почему и для чего она выследила Джо и почему решает взять его живым, нам и предстоит узнать.

Для такой короткой истории (около 50 страниц) здесь присутствует отличная проработка и персонажей, и сюжета, и все это развивается по мере повествования в той же степени, что и настроение комикса. Как и положено вестерн-историям, – здесь нет компромиссов, все сурово и романтично. Да вот только история эта слишком позитивная для вестерна, и очень откровенно здесь считывается заложенное авторами эмоциональное ожидание нестандартной концовки. Ты испытываешь равную привязанность ко всем членам любовного треугольника и, в общем-то, весь комикс пропитан скорее иронией к жанру, нежели следованию канонам вестерна.

Герои харизматичны, причем не только основные. Все побочные персонажи, будь то злодеи на пару панелей или более важные для истории позитивные индивиды, крайне атмосферно и глубоко проработаны, и даже рисунок здесь помогает понять их характеры и происхождение. Хотя рисунок здесь и вовсе играет, пожалуй, определяющую роль. Художественная пластика с коей проработан экшен или эротика на страницах комикса превращает его в зрелищное и веселое кино, что вестернам (при всей моей скромной любви к жанру и эпохе) далеко не всегда свойственно.

Adios Palomita – это вестерн для тех, кто не особо любит вестерны, но любит зрелищные приключения и красивых рисованных женщин. Комикс гиперболизирует жанр, немного уводя его в эротическое русло, но не “скатываясь” до уровня того же Манары. Это хорошо проработанная ироничная история, в которой эротика атмосферно служит сугубо визуальным украшением, не перетягивающим внимание на себя.


Душная пятница #70: The Adventures Of Jerome Katzmeier: The Walls Have Teeth

Первая в рамках цикла книжка о приключениях Жерома Кацмейера от уже не нового для меня Франсуа Бука. Причем это его полностью авторский проект и он оказался еще и самым классным из того, что я прочел в рамках его работ (ну, может на одном уровне с Superdupont: Revival).

История эта очень странная и абстрактная, но вполне понятная и главное логически законченная. Происходит все в мире, где джунгли смешались с мегаполисом; животные, люди и непонятные гибриды заседают в барах вместе, а многие люди ведут себя страннее этих самых животных. Одним из таких “зверей” является как раз протагонист истории – семьянин и страховой агент Жером. Уверенность персонажа в себе, делающая его отличным протагонистом в виде абсурдного “Альфы”, метафорически подана через его необоснованно храброе и наглое поведение. Нося куртку из шкуры ягуара, он странным образом выбивает уважение к себе одним лишь своим настроем уже и без куртки. Полагаю эта тема развивается в последующих томах (на английский был переведен лишь один и серия заглохла), но здесь же “ворлд-билдинг” перебивает сама история.

Во время семейного ужина из стены раз за разом появляется таинственная акула, ворует стейк из мамонта и убегает обратно в стены. Но в какой-то момент вместо стейка в желудке акулы оказывается младший сын Жерома и тот, заручившись помощью своего соседа Леонардо ДаВинчи и его помощника отправляется покорять 5ое измерение внутрь стен, чтобы спасти сына, пока тот не переварился.

Ах да, акула пришла в дом по наводке купленной Жеромом накануне золотой рыбки, матерящей всех и все вокруг! Как я мог забыть!

По пути в измерении между стен Жерома ждет абстрактное путешествие, что в комиксах Бука давно стало обычным явлением. Однако именно в этой истории сквозной сюжет о семье в виде банального приключения протагониста не страдает из-за этой самой абстрактности, не теряет силы концовки и никак не проигрывает этой авторской условности сюрреалистичного мира.

А еще здесь тупые смурфы расчленяют диплодока, у которого вместо челюсти стальные ковши!

Я с большим нетерпением жду дальнейшие переводы комикса на английский, потому что первый том цикла работает именно как сериал с завершенной историей, не обязательно требующей продолжения; все по канонам европейской классики в духе Астерикса, Тин Тина или Счастливчика Люка.


Душная пятница #71: Freddy Lombard

Еще одна жемчужина Heavy Metal, найденная Димой в его почти научных изысканиях. Комикс моментально стал одним из лучших, что он мне подгонял.

Автор комикса Ив Шалан, к сожалению, скончался в возрасте 33 лет в 1990 году, оставив за собой небывалой красоты комиксы в лучших традициях Эрже, Госсини и других мэтров Франко-Бельгийских комиксов.

Именно о мэтрах и классике и нужно рассказать сначала, ведь Ив оставил за собой очень большое творческое наследие. Шалан являлся одним из группы авторов, начавших в 80-х годах новое условное направление в франко-бельгийских комиксах, именуемое как “атомный стиль”. Суть его была в более современном переосмыслении школы Марсинеля (Marcinelle school), оппозиции более известной российскому читателю школы Чистой Линии (Ligne claire), основателем которой принято считать Эрже (Тин Тин).

Основным отличием школы Марсинеля (равно как и Атомного Стиля) от Чистой Линии является использование разной ширины линий и концепции придания рисунку динамики движения, в том числе с акцентом на комедию (еще одно название Марсинеля – comic-dynamic), тогда как последователи Эрже использует рисунок “схематичный” и, так сказать, более чистый с одной шириной линии. При этом обе школы используют одинаковый подход в большей части своей концепции, в частности – персонажи изображаются мультяшно, фоны с уходом в реализм и никакой штриховки.

Отличия Атомного стиля от классического Марсинеля я лично сходу не отличу в полной мере, покуда в тему не углублялся; разве что пластика у современного переосмысления совсем другая, менее рваная с отказом от резких переходов между линиями. Так или иначе, Ив Шалан – личность неординарная и очень важная для европейского комикса, и тем важнее Фрэдди Ломбард, как одна из немногих крупных законченных работ мастера, при этом еще и переведенная на английский.

Фрэдди Ломбард – это опять-таки, переосмысление концепции Тин Тина. Это считывается невооруженным взглядом с одной только обложки, но суровый и прекрасный модернизм также легко уже не считать, – для этого придется прочесть комикс. Которого, к слову, аж 5 томов.

Сам Фрэдди – почти полная противоположность Тин Тину. Как и ТинТин Фрэдди очень смышлен и любит лезть в загадки. Но на этом, пожалуй, все. Фрэдди путешествует со сварливым другом и находчивой подругой, чьи отношения с Фрэдди сами по себе не всегда просты и постепенно раскрываются в сюжете. Сама их команда очень нехарактерна для подобного клише о приключении молодых детективов. Ребята живут на деньги дядюшки Фрэдди, высылающего им чеки из Австралии раз в месяц. Вы никогда не увидите их, живущими в одном месте; то это полуразрушенный дом, то пещера возле моря. Ребята всегда находятся в движении, всегда находят себе занятие, но в корне своем являются в том числе и изгоями, хотя это и не считывается так уж откровенно с первых томов.

В прочем, удивляет в комиксе не только персонажи, но и атмосфера с сюжетами. Здесь люди довольно кроваво умирают, показывают обнаженных женщин, Фрэдди занимается сексом (пусть это и показано вполне эфемерно, но считать легко), а ребята расследуют вполне настоящие и жестокие убийства. При этом здесь есть абсолютно устаревшие (даже для 80х, когда это публиковалось) расистские изображения, например, африканцев (а комикс, между прочим, и сейчас в печати у Humanoids). Эта работа впечатляет, изумляет и даже шокирует не один раз, при этом сохраняя некую милую непосредственность работ того же Эрже.

Истории, к слову, очень динамичны и разнообразны: это и смена жанра с пугающего детектива на легкую мистику, это разное настроение, от томной островной романтики и совсем легкой эротики до погонь по джунглям с аборигенами. Юмор здесь также является краеугольным камнем произведения и именно он позволяет сохранять эту самую классическую непосредственность, несмотря на расширение привычных границ подобной истории.

Фрэдди Ломбард – это работа, удивляющая во многих аспектах даже почти 4 десятка лет спустя и одна из самых классных приключенческих штук, что я читал за последние годы. Это однозначно не стандартный “семейный” комикс для всех возрастов, а скорее произведение для искушенного стилистикой и темой взрослого читателя.


Душная пятница #72: Isle of 100,000 Graves

Пару лет назад, прочитав залпом все работы норвежского картуниста Джейсона, я для себя сделал определенные выводы о его творчестве и, в общем-то, они не поменялись. Изначально выбрав несколько работ, что мне понравились, я и не заметил, что одна из них была совместной. Со-автором Isle of 100,000 Graves выступил Фабьен Вельман. И это так многое объясняет…

“Остров 100.000 могил” является черной приключенческой комедией, само собой, с трагедией посередине. Этот жанр сам по себе уже не свойственен Джейсону как автору; для него скорее характерны иронизирующие приключения или меланхоличные истории взросления и старения, хотя ими автор, разумеется, тоже никогда не ограничивался. Забавно, что, в общем-то, абсурдизм и драма с меланхолией никуда не делись и тут, но сама история скорее смешная, чем грустная. Именно здесь стиль Джейсона перетягивает одеяло в сторону комедии, заставляя смеяться над довольно жесткой сатирой, которую этот самый стиль и смягчает.

История рассказывает о девочке, чей отец пропал в попытке разбогатеть на титульном острове, где по легенде хранится куча сокровищ. Подросшая девочка обманом собирает себе команду пиратов с телохранителем и отправляется на поиски отца. На деле же остров является школой для палачей и исполнителей пыток. Настоящей школой с детьми, классами и т.д.

По моему скромному мнению, это самый яркий комикс Джейсона в буквальном и переносном смыслах. Сам абсурдизм истории двигает ее вперед, при этом выстраивая историю, придавая ей четкости. В прочем, абсурд Джейсон и сольно умеет использовать отлично, но вот легкость и меньшая депрессивность здесь очевидны, хотя и без фирменных “молчунов” не обходится. Черный юмор здесь прекрасен и остроумен, а сама история написана в жанре приключенческого романа, что, учитывая нарративную манеру Джейсона, работает идеальным образом.

Как и со всеми комиксами Джейсона, эту работу бесполезно описывать. Она проста и минималистична и будет интересна тем, кто любит все, что я описал выше. Но главное, – это нехарактерно яркая (и полноцветная) для автора работа, которая вас скорее развеселит, чем загонит в депрессию.


Душная пятница #73: Playboy

Playboy Честера Брауна, – это, наверное, один из самых странных комиксов в этой рубрике, а заодно и из тех, что я читал. Он не сложный нарративно или сюжетно, не оригинальный визуально или пуще захватывающий, но очень-очень откровенный, и этим он по-странному пленяет.

Ранее в рубрике я уже писал про работу Брауна I Never Liked You, более глубокую и драматичную, но, к слову, тоже автобиографическую и личную. Прочитав ее можно легко понять, что Честер имеет свои эмоциональные и, быть может, психологические проблемы, которые, ему приходится преодолевать. Однако Playboy совсем не об этом.

Данная работа по сути является личными переживаниями автора, связанными с его восприятием голых женщин из этого журнала и самого фетиша вокруг оного. Звучит очень странно и скучно, но на самом деле это совсем не так; обыденный и устаревший для современного человека журнал в старые-добрые времена служил для многих мостиком к созреванию и понимаю половой жизни, а заодно и формировал или морально травмировал стандарты женской красоты для молодых и не очень умов.

Основная тематика работы, – это не секс как таковой, а то, что мы испытываем из-за него. Это не обязательно удовольствие. Это стеснение, комплексы, стыд, боль, смех и, – главное, – осуждение посторонних.

Секс в комиксе помещается в не самые очевидные контексты, и читать работу не всегда приятно, но всегда интересно, просто потому что таких работ больше нет. Это уникальный авторский опыт и уникальная тема для рассказа. Неловкая, иногда неприятная и чрезмерно откровенная работа, но не уникальная в контексте бытия человеком в ассоциативном к автору ключе, и оттого в какой-то мере абсолютно универсальная.

В том же, что касается сторителлинга, – те же уникальные и странные раскадровки никуда не делись, Браун орудует в том же стиле не экономно, но эстетически расходуя место своих страниц. Стиль автора многих может отпугнуть, но его честность и откровенность, напротив, многим может показаться чем-то уникальным даже в нише авторского комикса.


Душная пятница #74: Good-bye, Chunky Rice

Good-bye, Chunky Rice отчасти является историей взросления, хотя основная канва комикса строится вокруг конфликта одиночество/дружба. Главный герой Чанки Райс – маленькая черепашка, желающая, наперекор своим сомнениям, оставить провинциальный городок и лучшего друга в стремлении начать следующий этап своей жизни.

Даже будучи ранней работой Крэйга Томпсона, Good-bye, Chunky Rice уже полон узнаваемых визуальных приемов вроде переходов из одной сцены в другую посредством символических предметов или образов, кинематографических ракурсов, нестандартной работы с панелями и плавного, несколько “мультяшного” леттеринга, придающего довольно грустному произведению свой романтический и оптимистичный флёр. Аллюзии в комиксе и отсылки в оном на самого себя также достойны отдельного упоминания.

По легкости повествования Chunky Rice местами напоминает современную сказку, за что все почести, опять же, можно смело отдать картунистскому и писательскому талантам Томпсона. То, как автор разбавляет трогательные и душещипательные сцены переходами к ностальгическому настроению, в по-своему позитивное русло, каждый раз впечатляет. Легкость в подаче можно также часто объяснить намеренным игнорированием автором логических цепочек. Так, например, само расставание в центре истории, равно как и путешествие Чанки в “большой мир” не обусловлено никакой объяснимой читателю мотиваций и просто представляется как данность, причем подчеркиваемая самими героями.

Смирение с неизбежностью – еще одна тема работы. После значительных эмоциональных потрясений читателя к концу истории окатывает волна оптимизма и веры в то, что все плохое в жизни – это лишь этап на пути к добрым и хорошим вещам. Не каждый автор способен так играть с эмоциями читателя, и это дорогого стоит.

Тематика произведения здесь, как и всегда у Томпсона, раскрывается в первую очередь персонажами. Практически каждый из основных героев терял кого-то близкого в своей жизни. Все персонажи крайне выразительны, но каждый по-своему. Капитан корабля, потерявший некогда любимую женщину, заполняет пустоту лишь любовью к океану; его травмированный в детстве брат ищет нового друга, чтобы заглушить детские воспоминания и т.д. Характерным для автора моментом также покажется неоднозначность персонажей. Например, главный герой Чанки и его подруга сами обрекают себя на страдания и оба не уверены, что оно того стоит. Обратным примером могут послужить сиамские сестры-близнецы, постоянно ищущие позитив в маленьких радостях, смиряясь с данными им картами.

Чего и говорить – каст здесь просто изумительный. Персонажей не много, но каждый из них показывает иную жизнь, иные реалии нашего существования, и с практически каждым из них вы сможете провести параллели из своей жизни.

Good-bye, Chunky Rice обязателен к прочтению всем фанатам творчества Крэйга Томпсона, а всем остальным я просто рекомендую его от всего сердца.

P.S. Я немножко схалтурил, поскольку уже писал об этом комиксе в другой рубрике, ныне заброшенной. Но подписчиков теперь стало намного больше, поэтому почему бы не сделать более лаконичный материал еще раз.


Душная пятница #75: The Enigma of Amigara Fault

Дзюндзи Ито для меня всегда будет тем автором, которого хочется прощупать и почитать, но для которого я всегда буду ссыкуном, потому что… ну жутко капец. Это автор сильно далеко за гранью моего комфорта, хотя я не то, чтобы игнорировал ужастики и насилие.

Ранее в рубрике я рассказывал про его биографический комикс о котиках, сегодня же расскажу о мелкой зарисовке в августе этого года переизданной в сборнике коротких работ Venus in the Blind Spot.

История, в общем-то, простая и пуще короткая, но от этого ее восприятие не проигрывает. Это даже не история как таковая, а некая странная зарисовка, в смысл которой, возможно, автор хотел что-то вложить, а может и не хотел.

После нахождения странных скал на территории Японии происходит большое событие в виде освещения находки репортажем. В скале имеются узкие пещеры – будто бы врезанные в незапамятные времена отверстия в виде человеческих силуэтов. Их показывают буквально тысячи и все это в прямом эфире. Их глубина не определена, а природа непонятна. Со всей страны съезжается народ и у многих появляется некий странный эмоциональный зуд с параноидальной мыслью – найти свой силуэт, который они видели по телеку (кто-то нашел свой внезапно уже на месте). Люди раздеваются, заходят внутрь и… тут я, пожалуй, остановлюсь.

О чем эта история я понятия не имею, концовка ее концептуальна, как и ее начало и разрешения сюжета на 100% тут нет ни в каком виде. При этом абсолютно четко считывается какая-то метафоричность, привязать которую очень легко, исходя из того, что вы хотите здесь видеть. Это плохие привычки и пороки, массовость культуры и что угодно. Потрясающий эффект, надо сказать. Основная часть истории очень эфемерна и, несмотря на невероятно профессионально нагнетаемое чувство ужаса, довольно мистична и таинственна, нежели ужасна.

Но это именно та грань, где Ито для меня показывает свой талант за пару десятков страниц, не портя мою психику своими обычными телесными психоделическими “изысканиями”, лишь немного окуная читателя в мир безумия.

Хороший пробник для незнакомых с Ито. Я же дальше за ним вряд ли пойду, экономлю электричество, чтобы ночью пока еще ходить в туалет в темноте или с телефоном, да и спать я пока не разлюбил.

Поделись Радостью
  • 2
    Поделились