Продолжаю архив VK-рубрики, в рамках которой я еженедельно рассказываю про те или иные комиксы, чаще далекие от понятия “мейнстрим” или “попса”.

Ввиду оптимизации работы сайта выложены только обложки, но по ссылке выше через хэштег #dp вы можете найти примеры страниц в нашем паблике.


Номера с 1 по 25 вы можете найти по ссылке.

26. Big Man Plans

27. Face

28. Upturned Stone

29. The Cape

30. I Never Liked You

31. Katsuhiro Otomo’s Domu – A Child’s Dream

32. Invincible Justice & Fresh Vegetables

33. Beauty

34. Junji Ito’s Cat Diary – Yon & Mu

35. Bad Gateway

36. So Beautiful & So Dangerous

37. Little Ego

38. Hellboy Junior

39. Postal

40. Rat God

41. The Gigantic Beard That Was Evil

42. The Sword

43. Set to Sea

44. Little Tulip

45. Satania

46. Endocosmia

47. Hostage

48. Aama

49. Enigma

50. March


Душная пятница #26: Big Man Plans

Все главные герои в работах Эрика Пауэлла обычно надломленные жизнью люди, при этом сложные, иногда противоречивые и чаще всего с разбитыми сердцами. Big Man Plans в этом плане, пожалуй, самый яркий и крайний пример такого персонажа.

Первое что нужно знать об этом комиксе – по нему не стоит судить обо всем творчестве автора (Goon, Hillbilly, Conan). Ультра-насилие, жестокие сцены унижений и прочие в высшей степени неприятные моменты здесь возведены до возможного максимума, и в отличие от того же нашумевшего спешла The Goon – Satan’s Sodomy Baby никакой иронии и сального, нарочито безвкусного черного юмора здесь нет. Есть только боль, ужас и месть.

Big Man Plans рассказывает историю карлика по прозвищу “здоровяк”, после непростого детства и потери семьи служившего во Вьетнаме, пробираясь через тоннели и уничтожая врагов. Ныне Здоровяк запивает и затрахивает депрессию в американских барах. После отсидки из-за насильственного инцидента, Здоровяк возвращается в родной город с целью возмездия. Причина же столь брутальной мести местному Шерифу и двум его заместителям раскрывается только в финале.

Пауэлл давно зарекомендовал себя как мастер гротеска и драмы. Даже не работая в более привычном “руральном”, как нынче говорят, фэнтези, Пауэлл держит планку драмы на высшем уровне. Несмотря на ужасы, которые творит Здоровяк (а это действительно не каждый желудок и взор осилит), в конечном счете, он вызывает сочувствие и пусть и пугающую, но симпатию относительно своих поступков.

Через утрированное насилие протагониста Пауэлл создает ситуацию “клин клином вышибают”, и истинных злодеев истории делает в десятки раз хуже и страшнее как людей. Эти же моменты подчеркиваются невероятно детализированной и пугающей до дрожи графикой, пусть и стилизованной. Гипотетическая реалистичность происходящего пугает куда больше типичных для Пауэлла безобразных зомби, ведьм и изуродованных нечестью людей.

В конечном итоге Big Man Plans это история боли, любви, мести, и насилии которое эти вещи способны породить на свет. Крайне жестокий комикс только для самых крепких психикой людей. Серьезно. Жуткое чтиво.


Душная пятница #27: Face

Питер Миллиган в нашей редакции давно зарекомендовал себя как автор, который “сечет за свое дело” (когда хочет). Причем, это очень забавно, ведь помимо Володи, читавшего Shade The Changing Man, каких-то прямо крупных и культовых вещей никто, кажется, не читал целиком. И это как раз показатель того, что автор скорее всего “божит” частенько, ведь даже те ван-шоты и лимитки, что мы читали то тут то там, оставляли нас как минимум неравнодушными.

Одним из таких ван шотов стал комикс Face, история об искусстве и крайних его формах. Рисует историю Данкан Фегредо, теперь уже ветеран миньолаверса в представлении едва ли нуждающийся.

В центре внимание восходящая звезда пластической хирургии, которого вот-вот могут турнуть из конторы. В отчаянии он решается на предложение босса поехать на едва ли обитаемый частный остров одного эксцентричного и давно пропавшего с радаров художника.

Находясь на острове со своей молодой женой, по совместительству моделью, молодой врач периодически вступает в полемику с эксцентричным гением, в перерывах между операциями по омоложению лица. Однако вскоре становится очевидным, что на острове все не то чем кажется, а художник готовит не просто следующий шедевр, но и вовсе новый жанр в искусстве, и вряд ли вам стоит кушать, когда вы его для себя откроете.

Сам комикс является триллером, или даже скорее хоррором, причем весьма и весьма актуальным в контексте современного искусства и нашего с вами общества “потреблятства” и инстаграмов. Причем комиксу уже без малого 25 лет (1995 г.), а актуальность лишь растет и растет.

Мне, как человеку чувствительному, но периодически любящему пощекотать нервы, Face читать было весьма противно, но остановиться я не мог. Выводы делайте сами.


Душная пятница #28: Upturned stone

Марафоня Heavy Metal magazine ранее в этом году, Дима периодически подкидывал мне годноты. В преддверии Хэллоуина мне показалось логичным вспомнить одну работу… про тыкву.

Upturned stone Скотта Хэмптона рассказывает историю простую, но романтизированную и страшную; сразу напрашивается для сравнения Стивен Кинг. Четверо ребят (знакомо?) в попытке сэкономить пару баксов, врученных одной из матерей на покупку злополучного символа дня всех святых, находят бесплатную да еще и огромную тыкву, выросшую на одной могилке.

После тыквенного пира ребят начинают мучить кошмары. Каждый из них видит фрагменты чего-то пугающего и непонятного, пока все не становится совсем очевидным, ведь одному из них “в подарок” от тыквы достается убийство, причем давнее и не раскрытое. Сопоставив свои сны, ребята должны найти убийцу живущего в их городе безнаказанно, если не ради справедливости, то хотя бы, чтобы не сойти с ума от регулярных ужасающих сновидений.

Upturned stone представляет собой образчик классических ужастиков из 70х и 80х с coming-of-age мотивами с вполне буквально живописными иллюстрациями, кои в 90х были в значительной мере на подъеме в медиуме. Атмосфера, интрига, красота и романтика руральных городков, – если все это вам не чуждо, то в вашем рид-листе только что стало на один комикс больше.


Душная пятница #29: The Cape

“Каждый мальчик в детстве одевает плащ и мечтает взмыть в небеса, но что если однажды эта мечта сбудется?” Примерно так звучит начало аннотации комикса The Cape в сборнике IDW, на деле даже примерно не раскрывающей сути истории.

The Cape – это мини-серия, основанная на небольшом рассказе Джо Хилла, адаптированная Джеймоном Сиаромельей и проиллюстрированная Заком Говардом.

Джо Хилл уже давно доказал, что в умении писать ужасы он не сильно уступает своему отцу Стивену Кингу и этот комикс на удивление похож по темпу и атмосфере именно на работу известного батьки.

Сама история строится вокруг физически травмированного в детстве ребенка Эрика, чья жизнь пошла под откос. Началось же все с невинной игры в супергероев. Надев плащ, мальчик якобы немного приподнялся в воздух и потом упал с высокого дерева. Разумеется, никто в сказки не поверил, но вот в чем загвоздка, – это не сказка. Детское одеяло на деле оказалось каким-то необъяснимым артефактом и, спустя годы, оно вновь находит свое применение, делая из сломленного человека суперзлодея. В этом, собственно, и кроется весь концепт истории – никакое количество суперсил не сделает из плохого человека хорошего.

Довольно свежая на момент выхода история с точки зрения подачи и креативности, хоть и не блещущая колоссальной оригинальностью. Выделяет ее, разумеется, атмосфера и проработанные нюансы суперзлодейства и его мотивации, добавляющие истории немного хоть и натянутого, но реализма. Короткая притча о том, что с великим волшебным плащом приходит… жопа, в общем-то.

Ну и два факта до кучи:

– Дичайшая сцена с медведем внутри редакции комикса стала неким мемом (прикрепил ее раскадровку с миниатюрами страниц).

– Есть еще лимитки The Cape Fallen, дополняющая пару дней на которые глав.герой отлучался в основной истории (кровожадная слешер-фигня) и The Cape: 1969, не шибко увлекательная, но раскрывающая причины силы плаща (на самом деле отцовской нашивки) и рассказывающая о гибели батьки Эрика во Вьетнаме. Обе серии опциональны к чтению и очень слабые.


Душная пятница #30: I Never Liked You

I Never Liked You стала первой, но не последней работой Честера Брауна из прочитанных мною годом или двумя ранее. Рассказывать что-либо о нем довольно сложно, потому что это графическая автобиография, но я попробую.

Комикс рассказывает о периоде взросления Честера, половом созревании, соципатических проблемах и прогрессирующей шизофрении его матери. В целом никаких откровений здесь нет, покуда сама история довольно обыденная. Религиозная мама, позже сошедшая с ума, средняя ничем не выдающаяся семья, девчонки и первые увлечения, друзья и школа. Однако читать про уже тогда увлекающегося рисованием Честера крайне интересно, а в купе с нарративными элементами так и вовсе “полезно” для, так сказать, общего развития на поприще графических историй.

Главная “фишка” комикса (и не только этого) это его раскадровка. Причем в разных изданиях она по оформлению (как я понял из сканов) менялась, но в целом меня завораживал в процессе чтения именно “размер”, т.е. ритмическая составляющая совсем уж простых панелей. Используя панели с виду хаотично, Честер часто использует и вовсе по одной панеле на странице, и речь не о сплешах, а наоборот о “квадратиках” посреди пустого пространства. Для придания динамике сцене он делает диагональные композиции из, например, 3 панелей, и все это не выверено, не по сетке. Есть и наоборот статичные страницы с 2-3 равномерными панелями, где кроме разговоров ничего нет и т.д.

Вся это простота через призму эфемерности самой истории и скачков между отрезками времени придает комиксу невероятную атмосферу, а реалистичность переживаний Честера в паре сцен действительно цепляет читателя.

В купе с другими работами, что я читал или начинал читать у Честера становится понятным непростая ситуация в голове автора. Это, наверняка, не самый уравновешенный и “нормальный” в традиционном понимании человек, что его комиксам лишь льстит, и чаще всего для искусства, тем более графического, это норма. Абсолютно точно работа “не для всех”, но многим будет интересна, особенно любителям читать или делать соц.истории и биографические слайсухи.


Душная пятница #31: Katsuhiro Otomo’s Domu – A Child’s Dream

Когда мои кореша говорят “ой, да ты всего-то читал 2 манги”, я говорю, “нет 3!”. Так и общаемся на этот счет. Впрочем, это не мешает мне наслаждаться теми немногими (а их все-таки не 3, конечно) сериями манги, что я прочел, и делиться ими с вами. Про Акиру я уже неоднократно говорил, а сегодня порекламирую другую менее известную работу Кацухиро Отомо, на английском изданную также благодаря Dark Horse.

Domu – A Child’s Dream – это такая репетиция зарисовок для Акиры, если угодно. Да и писалась она за полтора года до последней. Размер, однако, тут небольшой, примерно 3 выпуска по 80 страниц. Сюжетно здесь поднимается та же тематика и элементы, в частности странные старики/дети и экстрасенсо́рика.

Сеттинг здесь, однако, более приземленный, да и сам комикс скорее является легким хоррором или даже триллером с элементами фантастики, нежели антиутопическая Акира. Все происходит, судя по виду (год, вроде, не указан) в Японии 70-80 годов и мне лично напоминает СССР тех лет по стилистике и атмосфере. История строится вокруг серии самоубийств с паранормальными нотками в районе специфичных высоток с интересной и основанной на реальных событиях историей. Реалистичность и отображение социальной проблематики также выделяют комикс из простого жанра популярной фантастики. Так, например, сам сеттинг основан на месте пребывания Кацухиро в Токио в юности, а суицидальные инциденты на новостях о подобных явлениях.

В целом, не выдавая истории, сказать-то больше и нечего. Если Вам уже нравится Акира, то Domu стоит попробовать. Если вы Вообще Отомо или мангу не трогали, это крутая штука, чтобы начать. Текста немного, рисунок шикарный, история хорошая и крепкая. Архитектура и экшен Отомо здесь на той же высоте, что в Акире, разве что сэттинг не дает развернуться на полную, но ему и микрорайона хватает, чтобы все разнести и рассказать свою историю.


Душная пятница #32: Invincible: Justice & Fresh Vegetables.

Про этот комикс на сайте уже рассказывал Володя (выбрав его одним из фаворитов в прочитанном за 2018 год), но я свои 5 копеек для рубрики тоже вставлю.

Pascal Jousselin создал томик на 50 страниц со стрипами, местами одностраничными зарисовками, местами сюжетами, создающими общую историю. Главный герой Invincible – простой парень, который хочет приготовить поесть, или помочь своей бабушке, но вечно сталкивается с нуждой супергеройствовать. Его суперсила – видение всех панелей комикса и перемещение между оными. Таким образом каждый сюжет построен как продуманная головоломка, постепенно набирающая обороты. Есть в этом что-то божественное в плане видения героем всей своей истории в перспективе 4 стены, однако интересна здесь именно ограниченность этих историй, вместо абстрактных шутеек и фишек, как это чаще бывает в медиуме.

По-настоящему интересным (все-таки 4 стены бились еще у Джорджа Хэрримана в 1920х-30х, да вот только читать его комиксы никто сейчас не будет) комикс делает незатейливость происходящего. Здесь совсем не надо думать (думал, причем крепко, автор, создавая комикс), а только откинуться и следить за головоломками и хитросплетениями нарратива.

Отдельного упоминания заслуживают злодеи. Тут есть и тип, который бьет всех спич бабблами, и злодей, перемещающийся в одну точку на разных страницах и многие другие оригинальные персонажи. Неумелый сайдкик Инвинсибла так и вовсе искажает пальцами перспективу дальности объектов.

В общем и целом это потрясающий комикс который мы готовы рекомендовать ну буквально всем. На его страницах автор как иллюстратор выжимает из простенького комикс-стрипа как объемного медиума ну просто все креативные соки, на манер того что Крис Уэйр делаем с комиксами на уровне дизайна. Абсолютный мастрид. Очень ждем появления комикса в бумаге.


Душная пятница #33: Junji Ito’s Cat Diary – Yon & Mu

Будучи пока только манга-любознательным, я уже знаю авторов которых мне лучше избегать, и об одном из них, как бы это не было парадоксально, сегодня и пойдет речь. Сегодня в рубрике у нас Дзюндзи Ито, но не пугайтесь, ужастиков не будет. Будут Котики!!!

Cat Diary – Yon & Mu это своеобразная автобиография автора хоррор-манги, в частности покрывающая несколько лет женатой жизни в компании 2 кошек. Звучит, быть может, не очень увлекательно, но, если вы загуглите обычные для Дзюндзи иллюстрации, то поймете почему его работа, заранее проверенная на жесть (спасибо Диме) и ее лишенная, показалась мне как минимум интригующей.

Делая нейтральный комикс и избегая гротеска за гранью адеквата, обыденного для своих жанровых работ, Ито каждый раз подходит к грани, превращая простую кошачью лапку, выглядывающую из-за двери в кошачью лапку, которая пугает в том числе и читателя, но в сердце своем остается безобидной.

Страх здесь воплощен в обычные бытовые неприятности и даже странных глюков и криповатых стилизованных сцен здесь можно не пугаться (разве что совсем капельку). Крайне увлекательный эксперимент, показывающий что автор может делать не одно и то же, но разные работы в разных жанрах, находя отклик за гранью фанатской базы читателей.


Душная пятница #34: Beauty

Красота – понятие абстрактное, но понятное любому человеку. Из многих комиксов, прочитанных мною, Beauty французского дуэта Кераскоет, передает эту идею, чуть ли не лучше всех.

“Красота”, уже успевшая выйти на русском усилиями КомФедерации , рассказывает сказку о крайне некрасивой молодой девушке, которую фэйри (фейка?) в качестве благодарности за спасение из заточения одарила небывалой красотой. Разумеется, как и в любой олд-скульной сказке, у дара был подвох, даже несколько. Во-первых, одержимость внешним обликом барышни окружающих мужчин, во-вторых, фактически ее внешний вид является лишь иллюзией образа нестареющей красавицы, но на самом деле она все также неприглядна. В целом вокруг этих вопросов (обладание красотой, ее недолговечность и одержимость ею) и строится комикс.

Сама история очень сбалансированная, и в купе с раскадровкой и графикой напоминает именно старый европейский комикс типа работ Эрже и Госсини: линейная история ради самой истории, а не ради эксперимента и новизны. Комикс будто бы был написал 30-40 лет назад, и действительно напоминает старую сказку. Таковы же здесь и нарративные особенности, и сюжетные ходы, и морали. И это прекрасно.

Читая “Красоту” по-настоящему отдыхаешь за завораживающей сказкой, погружаешься в поучительную историю, мораль которой намного сложнее, а темы шире, чем кажется на первый взгляд. Незаметно для читателя история эволюционирует и раскрывает аспекты религии и культов, сложных эмоций, концепций любви, брака и отношений, и субъективности восприятия красоты, как канона в контексте социума и эпохи.

Beauty покоряет читателя своей эм… красотой, но на этой самой красоте работа не останавливается. Перед вами внутренне сложный и внешне простой комикс с проработанной историей, сложной моралью, драмой в которую искренне веришь, и невероятно увлекательным и разносторонним рисунком.

Из всех англоязычных релизов Кераскоет, этот по моему скромному мнению самый лучший, поэтому, держа в руках оригинал, я очень рад, что и на русском эту работу теперь может прочесть каждый. Не проходите мимо.


Душная пятница #35: Bad Gateway

Прочитав вот уже четвертую (из полноценных) книжку Саймона Хансельманна все с теми же обкуренными отморозками в главных ролях, я задумался. Люблю ли я Хансельманна как автора? Ответить хочется фразой Вервольфа Джонса “my balls are wolverine”, потому что мой ответ будет также нуждающимся в контексте.

Моя история с серией Хансельманна не такая уж и сложная. Megahex в свое время (на волне хайпа вокруг приезда автора) мне понравился и объективно в ретроспективе я теперь вижу, что он (автор) делал и в более сомнительных 2-3 томах (Amsterdam и One More Year). Но сложность для меня вызывает необъективность восприятия комикса, потому как читая 4й том в лютейшей депрессии и неврологическом истощении (+-со всеми бывает) я нашел в нем и более качественную структуру, и эволюционировавший юмор, и душераздирающую драму со многими сложными социальными комментариями, которые раньше были более однобокими и локальными. Каково же читать комикс в обычном стабильном и ничем не обремененном состоянии, и нужно ли это делать? Вопрос интересный.

Говоря же максимально объективно Bad Gateway работает только в контексте прошлых книг. Сова ушел (его действительно нет в книге, не считая мелкого флешбека) и, занявший его место в квартире и “экранном времени” Вервольф Джонс из местного отморозка забегающего на камео стал одним из ключевых персонажей, и даже отмороженные и абсолютно безвкусные шутки (а их здесь много) при всей своей вопиющей пошлости, неуместности и агрессивности… неплохи? Даже, смешны на самом деле. И это во многом достигнуто за счет проработки глубины самого персонажа (например, теперь мы видим, что его имя оправданно, у него есть человеческая личность Warehouse Johns, складской рабочий в завязке, и тот факт, что он пытается завязать ради детей тоже его очеловечивает), а также давно необходимого аспекта компенсации местного юмора – контекста.

Раньше шутки часто были более завязанными на контрасте нормального и ненормального (обычно это Сова против всех и Могг/Джонс с редкими колкостями), теперь же они о реальных проблемах неадекватности против других форм и степеней неадекватности, и наоборот социальных норм (и их, что иронично, частой неадекватности). Теперь это черная комедия крайностей, драма о социопатах и социально-демографических проблемах, а также системном наследии дурных жизней от своих родителей, а не попытки сделать псевдо-серьезный комикс про наркоманов для душнил fanta-дрочеров, буквально впитывающих каждую панель с пенисом и насилием как нечто из разряда современной классики.

В корне своем уже с 3его тома (One More Year) стало понятно, что это история Мэгг и ее личной трагедии (в основном). В этом же томе история настолько сквозная и напряженная, что даже дико говорить такое о работе Хансельманна, но это действительно качественный и цельный(!) комикс, а не набор стрипов со сквозными вялыми линиями. Даже с поправкой на мерзкие шутки, отбиваемые контекстуальным обрамлением и классными панчлайнами, это драма и драма в которую веришь и которая тебе интересна. Это абсолютно безумные отношения безумных людей (по сути отбросов общества) и тщетные попытки порвать порочный круг своих комплексов, системных губительных привычек. Это попытки сделать в своей жизни что-то достойное, каждый раз терпя неудачу из-за собственных недостатков.

В общем сам удивлен, но тем, кто открыт к “отбитому дерьму” со смыслом (а не как у Джонни Райана, например), я бы рекомендовал серию попробовать, хотя 2-3 тома очень резко меняют градус с комедии про торчков на психоделическую агрессивную драму о наркотиках и их пагубном влиянии. И да, впечатлительным людям лучше такое не читать, если не открыты к абсолютному неадеквату (а это он и есть, при всех своих сторителлинговых плюсах).


Душная пятница #36: So Beautiful & So Dangerous

В этом выпуске я, наконец-то, расскажу об одном из главных открытий года (снова спасибо Диме) и одном из самых крутых комиксов, что я читал. Речь пойдет об So Beautiful & So Dangerous Ангуса МакКи (Angus McKie). Эту историю Ангус написал и нарисовал для Heavy Metal magazine, и в последствии она совсем боком легла в основу культового мультфильма (Heavy Metal).

В одной из своих увы немногочисленных работ в комиксах Ангус создал небольшую работу, пропитанную ироничной научной фантастикой на манер классических литературных произведений (коих я к своему превеликому стыду читал пока очень мало). На ум сразу приходит Дуглас Адамс и его цикл книг “Автостопом по галактике”, а заодно и “Футурама”, как его современный рип-офф.

Комикс начинается с рассуждений о нашем месте во вселенной в рамках некой конференции. Именно в этот момент мы видим прибытие на Землю пришельцев, отвлекающих всех инопланетными актерскими метафизическими представлениями с целью забора группы людей особой группы социума (отбросов в общем-то).

Пилот и капитан огромнейшего корабля Сисифас с помощником Титаном (по совместительству роботом и любимцем земных ветреных красоток) берут людей с собой в путешествие, попутно раскрывая чудеса вселенной, космическое мироздание и роль Земли в этом всем.

Собственно, юмор здесь – это просто квинтэссенция того, как надо писать бессмертные интеллигентные, но не душные и (фу) “элитарные” истории (это не только комиксов касается). С самых первых страниц размеренная и тонкая ирония пропитывает комикс, а длинные казалось бы занудные сай-фай рассуждения мимолетом дарят улыбку сокрытой внутри шутке или и вовсе готовят читателя к взрывному остроумию. Причем сами герои ведут себя естественно для своих характеров, и смеется почти всегда лишь читатель.

Пошлые шутки, коих здесь не так уж и много, совсем не безвкусны и пропитаны контекстом, а разбавляют их отнюдь не пустые философские рассуждения. Иными словами, даже глупые вещи здесь написаны очень изысканно и умно в рамках выбранной формы и цензуры. Есть здесь место и классическим визуальным шуткам из серии “он у меня за спиной?”, и пародиям на произведения Адамса, например, как “один безумный парень с Антареса и вовсе был на Земле распят”. Для 1978 года комикс блещет оригинальностью, по сути делая очень простые вещи, которые мы могли видеть где-то еще, но не факт что видели: обдолбанный пилот мелкого корабля, промахнувшийся в ангар размером полмили и потерявший контрабанду из скрепок и шариковых ручек, которая на Альфа-Центавре принесла бы команде горы денег; Достоевский и Толстой, застрявшие в шахте диктаторской инопланетной цивилизации. И это лишь то, что я вспомнил сходу. Кстати, и пасхалкам на известных людей вроде Вуди Аллена Ангус сюда подсунул, что ему позволяет очень специфичный и узнаваемый стиль.

Сюжетно же здесь все очень хорошо, но перед нами спрятанный под чем-то более серьезным роуд-трип по космосу с шутками и соусом из легкой пошлятины. Пересказывать его попросту не имеет смысла, покуда шустрая смена событий и реакция на них и составляют полотно истории.

По части философии и фантастики здесь все не менее легко и прекрасно, чем в каком-нибудь стареньком стар треке, однако самоцель оных здесь заключается скорее в создании контраста шуткам про бытие и банальности космических проблем. Одно дополняет другое, делая So Beautiful So Dangerous каким-то поистине космическим (простите каламбур) произведением. Редко это говорю (потому что это глупо), но данная работа – настоящий MUSTREAD, но при условии, что вы умеете именно читать, а не листать такие комиксы.

P.S. Комикс также переиздавали в спецвыпуске к фильму Heavy Metal: One Step Beyond (именно его я приобрел в коллекцию) и как отдельный сборник.


Душная пятница #37: Little Ego

Последний в этом году выпуск постоянной рубрики будет очень коротким, поскольку комикс в нем едва ли поддается длинному описанию, а его содержание абсолютно эротическое. Речь идет о Little Ego Витторио Джардино.

Данный комикс выходил в рамках Heavy Metal в качестве стрипов в среднем на 3-4 страницы и позже переиздавался в виде TPB в 1989 и позже с парой доп.страниц уже в нулевых.

Боясь обидеть автора, все равно не могу, что называется, не заметить слона в комнате. Little Ego изначально пародирует Малыша Немо Винзора Маккея. Сразу замечу, что пародия эта заключается не в содержании, а в формуле подачи комикса через сон, исключающей надобность соблюдения жесткой не рваной структуры. Подобно Немо, наша героиня в конце каждого выпуска просыпается и пускает остроумный комментарий про странные эротические сны, часто вспоминая своего психиатра. Говоря о структуре, здесь также стоит отметить и наличие поздних сквозных историй, тем не менее обрываемых пробуждением по окончании каждого стрипа.

Однозначно данная работа может многим не понравится сюжетно, ведь часто это просто эротические зарисовки. Иногда неуместные, иногда сюрреалистические и попросту красивые, иногда смешные, иногда и совсем дикие. Но вот рисунок Джардино даже меня заставил обратить на эту работу внимание, а я ради пустых картинок комиксы едва ли читаю, равно как и сугубо эротические работы. Если вам не понравится идея или исполнение в этом комиксе, то имейте в виду, что Джардино делал и другие не эротические работы, и как иллюстратор вас точно может заинтересовать.


Душная пятница #38: Hellboy Junior

Да, Хеллбоев в прошлом году я отснял, и мнение о них прописал, но… для этого комикса отдельные “почести” будут не лишними, да и в рубрику он подходит как нельзя кстати.

Hellboy Junior – совместное детище Майка Миньолы и Билла Рэя (Bill Wray), одного из создателей и художника Ren & Stimpy Show (к слову, дико отмороженного мультсериала, который я в детстве успел отловить и на кассетах и по телеку). Рисует комикс еще много художников, но курируют и частично рисуют это все титульный дуэт. Другие художники, участвовавшие в рамках проекта: Stephan DeStefano, Hilary Barta, Kevin Nowlan, Pat McEown, Dave Cooper, Glenn Barr.

К слову речь идет не о формате “графического романа”, а о сборнике изначально издаваемом в Hellboy Junior Halloween Special и Hellboy Junior #1-2, но TPB сборник включает в себя также новую историю, поэтому читать я советую именно его. Хотя “советую” сильное слово. Комикс очень и очень специфичный.

Откровенно говоря, я ожидал от проекта чего-то чуть большего. При этом нельзя сказать, что комикс не заслуживает внимания. Билл участвует почти во всех историях, но те, где главным героем выступает Красный, и в особенности те, что делает сам Майк наиболее интересны.

Начнем с плохого. В том что касается прочих историй, – это довольно рандомный набор стеба на персонажей классических мультфильмов (полагаю на них росли авторы) вроде Casper, Wendy the Good Little Witch, Baby Huey и, вероятно, не только их, но эти я хотя бы сходу узнал. Эти истории крайне отвратительны, неуместны и никаких положительных отзывов от меня точно получить не могут (я бы советовал авторам показаться психиатру). Я был бы рад приписать это все к течению underground comix, но оригинальных идей и подачи здесь нет, есть лишь дешевое опошление чужих творений (пусть и не самых гениальных).

А вот “миньоловские” истории о Красном однозначно заслуживают ознакомления. Причем здесь таких категории две. Есть несколько крайне сдержанных историй (одна без Хеллбоя): The Devil Don’t Smoke, Hellboy Jr. Gets a Car, Squid of Man; эти истории ощутимо сделаны в большей степени Майком и по большей части несут собой тот же вайб и подачу, что и классический Hellboy. Особенно забавно читать эти истории после Hellboy in Hell в плане контраста и разницы в датах издания этих серий.

Можно долго хвалить Майка, но сказать, что остальные истории о Хеллбое ужасны, я не рискну, потому что на деле, они тоже весьма забавны, пусть и не так по-миньоловски “интеллигентны”. Здесь вы не найдете отсылок к фольклору и цензурного уместного юмора, зато посмеяться над чем-то тупым и предсказуемым (например, страданиями Гитлера в аду) вы точно сможете и, возможно, оно того даже стоит. Это истории Maggots, Maggots, Everywhere, Magical Mushroom Trip, The House of Candy Pain и специально сделанная для сборника Hellboy Jr. vs Hitler.

В сухом остатке данная антология местами даже интереснее Weird Tales ввиду более свободных экспериментов и контраста разнообразия, а истории Майка, пусть и в со-авторстве, уж точно заслуживают вашего внимания.


Душная пятница #39: Postal

Еще одна серия, прочитанная по совету Димы. Postal рассказывает историю города Идэн (или “Эдэм”, если переводить название), приютившего исключительно преступников и живущего по своим строгим, но работающим правилам.

В целом концепция, придуманная сценаристами Мэттом Хокинсом и Брайаном Хиллом, уже сама по себе способна вызвать интерес к комиксу, но по-настоящему увлекательным его делает протагонист серии Марк. У Марка синдром Аспергера, что делает его пребывание в городе социопатов, убийц, воров и насильников весьма и весьма любопытным для читателя.

В целом вокруг Марка, его мамы (мэра) и отца (создатель города), давно покинувшего Идэн и строится история. Сюжетно здесь все довольно шаблонно: фбр, бандитские разборки, культы, нацисты и прочие шайки (хотя в конце будет и сюрприз). Однако личные сюжетные линии, и в частности внутренние монологи Марка, равно как и его реакция на происходящее, дают весьма свежий опыт от истории.

Очень хочется сравнить комикс с небезызвестным “Декстером”, да вот только суть его совсем в другом, а Марк не такой дурак как Декстер, а напротив пугающе расчетливый и проницательный (для человека с таким расстройством) парень, и даже девчонки у него более дурные и клевые, да и сверхкомпенсирующая и мутная мамка “веселья” завозит.

Для меня единственным недостатком стал рисунок Айзека Гудхарта, но помимо очевидным скачков в качестве пропорций и перспективы, в целом история здесь все-таки перетягивает читателя и заставляет закрывать глаза на графические огрехи.

Первый том включает 25 номеров + 2 спешла (Mark, Laura). Сейчас стартовала вторая серия-сиквел, но судить о ней пока рано, хотя мы с Димой разделяем непонимание ее объективной необходимости.


Душная пятница #40: Rat God

В рамках прошлогоднего чтения Миньолаверса я не то чтобы открыл для себя Ричарда Корбена, но точно переоткрыл. Этот художник у меня был одним из тех случаев, когда я открывал комикс и думал “чет, ну такое”, потом через 6-7 лет, набравшись опыта, поучившись рисованию, дизайну и всякому творческому, дополнительно получил от Димы экскурс в ранние работы Ричарда и вот, пожалуйста. Влюбился (в Ричарда, не в Диму).

Само собой это нет тот автор, у которого можно смело покупать все книги подряд (ввиду однообразной тематики на авторских штуках и редкости/доступности многих книг), поэтому да, флибустьерство спешит на помощь. Набрав приличный набор комиксов маэстро, одним из первых я прочел Rat God, уж больно аппетитно выглядел шанс посмотреть современную инди-работу Ричарда.

Rat God по сути уже в аннотации и названии раскрывает суть книги и (что чуток смущает) обложками спойлерит главные визуальные фишки местного монстра. Сама же история вполне по канонам EC/Creepy/Eerie журналов, и даже имеет так называемого рассказчика (вроде Хранителя Склепа у “Баек из Склепа”), хотя в целом выглядит более современно, довольно топорно ограничивая роль последнего. Это важно, потому что Корбен дикий фанат этих вот винтажных комикс-журналов антологий.
Завязка рассказывает про коренных американцев, живущих на землях, где ныне стоит городок деревенщин-сектантов. В этот город в “наши дни” (на самом деле речь о США времен пост-депрессии) приезжает очень душный якобы чистокровный начитанный джентльмен в поисках приглянувшейся ему девушки с колледжа, которую он нехотя обидел. И тут начинается разоблачение сектантов, спасение любимой, переосмысление себя как личности (хотя последнее тут сделано довольно грубо, будто для галочки) и т.д.

Я бы сказал, что саспенс в купе с невероятно тягучим, тяжелым и атмосферным рисунком дарит довольно много удовольствия любителям ужастиков, но в плане самой истории, – она одноразовая, как для меня часто и бывает с этим форматом. Сеттинг также играет немаловажную роль в рамках и истории и ее визуала. Если руральные притчи и ужастики вам по душе, то эта скорее всего, как минимум, вас развлечет, и вы о ее прочтении не пожалеете.

В целом Rat God очень атмосферная работа, и сценарий здесь вполне неплох, но с поправкой на жанр и его конкретный формат. Видно, как горячо любит Корбен все те вещи, воплощаемые им на бумаге в форме дани уважения, и с такой любовью даже средние авторские работы выглядят очень крепко.

P.S. А еще 1й и остальные номера странным образом покрашены в разных техниках, так и не понял почему.


Душная пятница #41: The Gigantic Beard That Was Evil

На вымышленном острове с чистыми и опрятными людьми, живущими на еще более чистых и опрятных улицах в своих чистых и опрятных домах, происходит феномен. Волосы на лице безволосого человека начинают расти, и ни одни ножницы и бритва не помогают избавиться от таинственной бороды. Вскоре все выходит из-под контроля, а остров превращается в балаган и медийный ад, окружающий главного героя.

“Борода” один из тех комиксов, где пересказ истории в обзоре вредит ее дальнейшему чтению. Гораздо полезнее и интереснее сказать, что этот комикс полон метафор и символизма на современное общество, причем исполнение во всех смыслах здесь просто потрясает глубиной.

Разносторонность современных и не только расстройств социума находит здесь свое отражение, – апатия, депрессия, стадное чувство, зажатость и закомплексованность, необходимость в презрении инакомыслящих, гонения по разным признакам и т.д. Все эти вещи рассматриваются здесь в контексте одиночества и общины.
Затрагиваются темы новостей, хайпа и современной отвратительной политизированной журналистики, писать про которую без кавычек еле поднимается рука. Да и просто человеческая жестокость и меркантильность здесь отображены более чем отлично.

По офисному “планктону”, например, автор тоже знатно проходится с осуждением, но впечатляет здесь не отдельные моменты, а их комплексность. Сама проработка сеттинга и графики также полна различного рода метафор, причем настолько очевидных и прекрасных, что оторваться от книги просто невозможно. Чего только стоит экспозиция истории и общей идеи книги в виде карты (прикреплена к посту).

Усиливается история и готичным минималистичным художественным стилем, сходу напоминающим работы Тима Бёртона. Собственно, и сама история очень “бёртоновская”, несмотря на очевидную сдержанность во всех аспектах. Борода протагониста истории в какой-то момент нагоняет страх не только на персонажей, но и на читателя, в конечном итоге превращая очевидно социальный подтекст истории еще и в мрачную сказку, мораль которой хоть и вполне проста, но от этого не менее эффектна.


Душная пятница #42: The Sword

К братьям Luna у меня всегда было своеобразное отношение, но в какой-то момент в 2014 году я разом прочел Girls и The Sword и о последнем я давно хотел написать пару слов, хотя эти работы “душными” особо и не назовешь.

“Меч” рассказывает историю довольно банальную, но хорошо поданную и внезапно для меня (к своему удивлению я не читал даже кратких описаний комикса) легонько приправленную мифологией, еще и моей второй любимой после скандинавской, а именно греческой. Причем написать заметку мне хотелось уже лет 5 из-за одного забавного совпадения и мета-момента. Комикс я читал, находясь в медовом месяце на острове Крит. После экскурсии в Кносский дворец царя Миноса, в тот же самый день я прочел выпуски The Sword, где как раз таки рассказывается о Миносе и связях главных героев с этим всем греческим и +- мифическим, т.е. буквально прочел то, что мне рассказывал гид, ну помимо надуманного для комикса, разумеется (а этого здесь большинство). До сих пор смеюсь вспоминая.

Про сам комикс можно многое рассказать (но я буду краток).

Во-первых, к рисунку я так и не привык. Он и по сей день вызывает у меня в основном негативные эмоции. Дело не столько в том, что он плосок или местами кривоват, просто нет в нем какого-то стиля с большой буквы. С другой стороны он запоминается и для современных комиксов это, к сожалению, часто важнее.

Во-вторых, история здесь закручена очень и очень неплохо и при всей, казалось бы, банальности на деле представляет собой микс довольно интересных идей. Впечатляет здесь и лор вокруг Меча, как артефакта и оружия, да и персонажи, пусть и плосковатые местами, в целом вполне неплохи.

В-третьих, он очень легко и быстро читается, что в совокупности с Girls дает повод думать, что писательство здесь такое себе, потому как ни одного диалога или фразы мне не запомнилось и перечитывать его ради какой-то литературной эстетики у меня желания не возникало. Иными словами, текст здесь просто есть, и он рассказывает историю, но едва ли является сильным авторским инструментом. Еще на мой взгляд здесь явный перебор ненужных диалогов, новостных сводок и подобного однообразия.

В-четвертых, это очень кровавая работа. Некоторые моменты конкретно жуткие концептуально и визуально. Это, кстати, одна из причин почему The Sword работает. Он бескомпромиссен в своем подходе к рассказу истории и держит планку жести до самого конца, порой весьма удивляя. Еще стоит заметить, что это единственный аспект, где плоский и (сугубо на мой взгляд) бесхарактерный рисунок выигрывает, – тела людей здесь режутся титульным мечом и ломаются сверхсильными ударами, как пластилин или бумага, что придает истории именно то свойство смертного/бессмертного, которое ей необходимо. По гротескности комикс не сильно уступает более качественно нарисованным работам.

В итоге хочется заключить, что The Sword – это неплохая история с интересной постановкой, миксом жанровых фишек и неплохим обыгрыванием пусть и надуманной мифологии в контексте современного мира. Моя предвзятость ввиду любви к последнему может затуманивать мой рассудок, особенно учитывая, что прошло уже 6 лет, но The Sword, как минимум, могла бы стать классным мини-сериалом, который я бы с удовольствием посмотрел, а выводы делайте сами.


Душная пятница #43: Set to Sea

Пропустив издание AltGraph 2014 года за незнанием работы, я открыл для себя данный комикс не без помощи Димы, к моему удивлению заказавшему еле как найденный библиотечный экземпляр оригинала Fantagraphics на ebay после давнего прочтения русской версии. Мой интерес был понятен, ведь помимо малой известности комикса, это еще и авторский дебют Дрю Вэйнга, делавшего работу 5 лет. К слову, не без помощи другого друга, я умудрился найти себе русскоязычный экземпляр комикса и может позже привезу себе и оригинал. Но я отвлекся.

“Зов Моря” рассказывает историю человека в поиске чего-то неизвестного и недостающего в жизни. Неуклюжий и огромный с виду поэт-неудачник случайным образом оказывается на борту корабля и вынужден нести там службу. Сквозь бури, пиратов, охоту на китов и многочисленные путешествия по всему миру ему суждено найти себя, потратив на эту всю свою жизнь.

Стилистика комикса очевидно вдохновлена Моряком Попаем, это касается и дизайна персонажей и фирменных культовых боев, которыми тот прославился много десятилетий назад. А вот структура здесь прямо противоположна, ведь перед нами не классический газетный стрип, а однопанельный комикс с одним кадром на каждой странице.

“Зов Моря” очень сложно описать, его скорее надо чувствовать, читая. Как “Одеяла” Томпсона или “Цыпленок с черносливом” Сатрапи или “Мечтатель” Муна и Ба. При всей простоте и минимализме графики, это трогательная история заставляет вас рефлексировать, думать и сопереживать персонажу, а это именно те причины, по которым я читаю хорошие глубокие комиксы. Опять же, редко это утверждаю, но… мастрид.


Душная пятница #44: Little Tulip

В прошлом году я марафонил чтение комиксов Франсуа Бука, и снова хочу рассказать про наиболее запомнившуюся мне работу (не считая ребута Super Dupont про который я уже писал в рамках рубрики).

Little Tulip – очень странный. Возможно, поэтому он мне и понравился. Это история в двух временных пластах. Первый про американского мальчика, чья семья мигрировала в Москву незадолго до ВОВ и за обвинения в шпионаже и пропаганде в скором времени была выслана в лагерь на Колыме. Второй сюжет частично продолжает первый и происходит много лет спустя, где уже взрослый протагонист Павел работает татуировщиком и художником портретистом для полиции в Нью Йорке, где случаются странные нападения с намеками на его прошлое.

Сценарист комикса Жером Чарин (Jerome Charyn) является американцем и более того Нью-Йоркцем и, собственно, как в этой работе так и в других совместных с Буком, что я читал (Billy Budd, KGB и The Magician’s Wife) любовь и проработка города видна не только в графическом плане, но и в общем атмосферном и эстетическом.

Комикс безумно красивый и детализированный, и даже несмотря на довольно кровавую историю с минимумом сюрреализма (что о других комиксах сказать сложнее) оставляет массу приятных впечатлений.

С виду это адская клюква. Но, справедливости ради, несмотря на не столь уж глубинные познания “понятий” и этого всего, мне показалось, что здесь довольно мало того, что не могло бы быть правдой или того, что мы уже не видели по телевизору или, что нам не рассказывали старики. Все довольно реалистично, разве что некоторые культурные моменты намешаны слишком лихо, но и тут я не буду ничего утверждать покуда не являюсь экспертом.

Вообще совместным работам этих авторов свойственен микс из жесткого реализма и сюрреализма с эффектом недосказанности в финале. Но вот именно Little Tulip историю закрывает с конкретной точкой и, возможно, это еще одна причина почему мне он понравился больше. В нем все четко, просто и структурировано, а сюрреализм и даже немного магия здесь красиво разбавляет жестокость реализма, делая дар к рисованию Павла чем-то большим, чем просто ремесло.

За вычетом возможных неточностей и клюквы, что мне здесь дискомфорта не принесло, – это очень классная работа и при всем моем отторжении большинства европейских около живописных комиксов со слабыми сценариями, Little Tulip меня приятно удивил именно балансом сценария и рисунка. Весьма хорошая работа.


Душная пятница #45: Satania

Не вижу смысла не написать о единственной работе Kerascoet на английском, про которую я умолчал. Я очень ждал релиза Satania в США, пуще уж мне нравятся Beauty и Miss Don’t Touch me. Но ожидания мои, увы, не оправдались.

Но комикс есть за что советовать. Главное – он безумно красивый и увлекательный (до определенного момента). Его проблема в том, что сеттинг, главная героиня и общая концептуализация перекрыли весь сценарий. Вообще из моего читательского опыта европейских комиксов, — это проблема системная. Ну, проблема для меня, покуда я комиксы рассматриваю как “последовательные истории” по заветам Айснера, а не полотна, сборники концепт-арта и мешанину идей. Концовка и темп для меня также важны, как идея и персонажи (хотя последние часто вытягивают даже посредственность). Здесь же все более или менее глубокие идеи банально не работают до конца и автора это будто устраивает. К слову, писал комикс Вельман, поэтому паттерн для меня очевиден, учитывая такую же неоднозначную, но более сильную в плане финала идею Beautiful Darkness, несмотря на ту же фиксацию на концептах.

С другой стороны, банальность и неуклюжесть концовки и искусственно растянутый сюжет здесь лихо вытягиваются (почти) рисунком и безумно красивыми цветами. Художественная часть комикса на мой взгляд затмевает даже акварельную Beautiful Darkness да и сам рисунок здесь более сюрреалистичен и интересен.

В корне своем Satania, – это такое “путешествие к центру Земли” ради самого путешествия и его концептуальной визуализации. Авторы продумали, что они хотят сделать очень дотошно, но вот “зачем?” здесь явно хромает. Нельзя сказать, что это откровенно плохая работа, нет. Это откровенно посредственный сценарий у более чем красивой истории, что в совокупности дает если не золотую, то серебряную середину для фанатов Кераскоет, да и любителям красивых комиксов и концептов дарит приятные ощущения.


Душная пятница #46: Endocosmia

Еще один бриллиантик из дебрей изучения журнала Heavy Metal Димой. Короткая история от сай-фай и фэнтези иллюстратора Алекса Эбеля.

История жизни и путешествий очеловеченных микробактерий внутри человеческого организма. Говорить что-либо бессмысленно, благо комикс насчитывает всего 10 страниц. Лучше просто прочитайте. В конце страшненький “панчлайн”.

Комикс полностью можно прочесть в оригинальном посте.


Душная пятница #47: Hostage

Ги Делиль российскому читателю может быть известен по опубликованным благодаря Altgraph “Пхеньян” и “Шэньчжэнь” – работам выполненным в фирменном стиле автобиографических путешествий.

В этой же рубрике речь пойдет о работе 2016 год, ознаменовавшей отход автором от этого формата с целью рассказать чужую история. История эта касается Кристофа Андрэ – управляющего “Врачей без границ” в кавказском регионе, 1997 году похищенного вооруженными людьми. 3 месяца Андрэ оставался прикованным в изоляции практически без контактов с внешним миром.

На протяжении примерно 430 страниц, из которых бОльшая часть это нахождение в одной комнате в изоляции, читателю попросту некогда скучать. Вместе с рассказчиком вас ждет одновременно пугающее и интригующее, а местами и вдохновляющее приключение из жизни человека, пережившего действительно жуткий опыт.

Используя монохромную синюю гамму, Делиль ловко орудует светом и тенью, чтобы показывать тягучесть времени, нагнетать страх на читателя, создавать интригу повествования. Мастерски владея раскадровкой и свободным пространством автор вытворяет здесь поистине интригующие вещи. Чего только стоят привычные нам спичбабблы, здесь работающие как раз-таки непривычно, не просто передавая громкость формой и содержание типографикой, но еще и будто бы прорезая тишину в голове читателя пронзительной громкостью белого цвета; настоящие звуки и речь здесь попросту создают второй уровень восприятия истории.

Hostage, пожалуй, то самое исключение, доказывающее, что документальные и биографические комиксы могут быть не только личными, но и высокохудожественными и кинематографичными.


Душная пятница #48: AAMA (4 тома)

Прочитав все комиксы Фредерика Питерса, что я нашел на английсом или русском, на десерт я оставил его четырехтомный сай-фай “Aama”. Комикс оставил у меня много противоречивых чувств, но о его прочтении я однозначно не жалею.

Aama – очень красивый и богатый на концепты комикс. Сценарные перипетии истории здесь довольно очевидны, но красиво обыграны и в целом не вызывают у меня никаких претензий по части темпа, раскадровок и общей постановки. Да и повествование на протяжении первых трех томов в духе “а что вчера было-то” дает очень бодрый старт истории. Диалоги также никогда не заставляют скучать и выглядят довольно сай-файно, если позволите. Но вот сам сюжет…

Перед вами классическая история техноорганики, как единственно логичного пути эволюции человечества. Выручает комикс набор протагонистов и в целом разнообразие персонажей, их мотиваций и характеров. Ну и общий сторителлинг, высокий уровень которого здесь очень ощутим. На деле в сердце комикса лежит история отца и его нездоровой (“дефективной”) дочери, в обществе, где биомодификаторы и импланты стали нормой, а рождения детей – автоматизированным процессом. Вторая линия, собственно, проекта AAMA, созданного для изучения естественной эволюции при помощи неестественных ее ускорений от руки ученых на далекой необитаемой планете.

Под прессом экшена и инопланетных приключений здесь довольно умело спрятаны интересные, хоть и избитые дискуссии о человеке и его месте во вселенной, об эволюции, о душе и боге, и главное о любви и семье. Но в этом кроется не только, казалось бы, глубина Aama, но и ее главная слабость, – Питерс просто не вытягивает свою же глубину идеи, философию бытия человеком и вообще саму человечность его отличных и разных персонажей. В конечном счете мы получаем безумно красивую визуально, но пустую концовку, не несущую ничего неожиданного, нового или глубокого в историю, т.е. то, что Питерс старался давать (и местами давал) на протяжении 4 томов.

Концовку, опять же, можно трактовать по-разному, но называть ее традиционно “открытой” я бы не спешил. Она скорее оборванная за неимением ее в голове автора или его нежеланием ее дописать. Додумывать самому, конечно, иногда очень полезно, но в этом вообще кроется моя давняя системная претензия к фантастике в европейском комиксе. Сиськи и красивые кибер-костюмы, космические пейзажи – это все прекрасно, да и облики Бога и хитросплетенная эзотерика тоже, но заканчивать историю важно и ни один концепт или оправдание его сложностью под грудой картин маслом это не изменит (хотя и может перекрыть значимость для конкретного читателя).

В конечном счете Aama стоит того, чтобы ее прочесть, но не обязательно стоит того, чтобы ее восхвалять как отличный комикс. Это безумно красивая и жуткая космическая история, суть которой автор не смог додумать, или не смог объяснить читателю. И не хватило ведь совсем чуть-чуть до чего-то потрясающего.

P.S. С др.стороны здесь есть робот-горилла Черчиль, что уже причина прочесть все тома.


Душная пятница #49: Enigma

В какой-то момент, начав всей редакцией читать Питера Миллигана (в разном темпе и разном количестве) я остался позади, не бравшись за Enigma, многими называемой самым интересным из его авторских комиксов. Грант Моррисон, например, и вовсе сказал, что эта работа намного сильнее Хранителей как срез жанра… Интригует же?

Enigma действительно невероятно сильная работа с рисунком менее привычного современному читателю Данкана Фегредо, тогда лишь набиравшего обороты. Enigma, к слову, вышла чуть ранее ван-шота Face от тех же авторов (смотрите ДП #27) и представляет собой лимитированную серию на 8 номеров (делюкс переиздадут в 2020).

Enigma рассказывает историю выдуманного некогда непопулярного одноименного супергероя и его “галереи” врагов, внезапно терроризирующих простой люд в суровой американской реальности. Посреди всего этого безобразия оказывается не особо выдающийся парнишка Майкл, в детстве фанатеющий по тем трем выпускам Энигмы, что увидели свет, и переживающего по ходу истории свои личные проблемы. Проблематика Энигмы довольно проста и для читателя Миллигана уже привычна, – принятие и осознание сексуальных отклонений, ориентации и прочего. В данном же контексте эта линия занимает важное место в истории, но далеко не центральное (хотя это спорно). Центральное место здесь уделено супергероям в реальном мире.

Ключевая интрига комикса (как Энигма ожил, откуда взялись его враги и какова роль Майкла во всем этом) на деле подпитывается оригинальными и интересными персонажами, наделенными сверхсилой, чаще абсурдной нежели наоборот (к этой тематике Миллиган позже вернутся в X-Statix для marvel). Чего только стоит “интерьерная лига”, – трое отморозков с именами вроде Carpet Man, двигающими ночами мебель в домах жертв таким способом, чтобы хотя бы один житель квартиры сходил с ума и вырезал свою семью. Притом, нельзя назвать Энигму банально концептуальным комиксом; вплоть до финальных номеров серии читателя ждет полное непонимание происходящего с невероятно проработанным и оригинальным для жанра концом.

Сравнивать Энигму с Хранителями может кому-то показаться излишне смелым (особенно учитывая их терки с Моррисоном), но Грант во многом прав. В конечном итоге, не вдаваясь в спойлеры, Энигма делает примерно то же самое, что и Хранители, т.е. показывает тему сверхчеловека в мире обычных людей и общественную роль супергероя, для которого это общество едва ли что-то значит (и должно ли оно значить что-то для таких “людей”).

Нарратив, во многом являющийся панчлайном истории, это отдельная авторская заслуга, но и без него и интересных концептов тут есть много смелых решений и интересных ходов. Тематика гомосексуализма в комиксе также раскрыта довольно забавными средствами и даже оставляет в конце некий абстрактный комментарий с очень свободной трактовкой, в прочем, это относится и к общему финалу истории. При этом здесь нет той вычурности, что присуща современной супергероике с тематикой нетрадиционной ориентации или квир-ориентированным поп-комиксам вообще (это все-таки 1993 год); здесь тема подана в контексте характеров персонажей и в конечном итоге служит исключительно сюжетным инструментом (хотя учитывая частоту темы в авторских работах, многие вопросы на взгляды автора как бы отпадают сами собой).

Отдельно стоит упомянуть, что Питер умеет именно писать комиксы, а не просто вставлять фразочки по “marvel методу” покойного Стэна Ли (при всем к нему уважению). Это взрослая работа, написанная на том же уровне, что пишет ранние комиксы Алан Мур, Гран Моррисон или Нил Гейман, и со своей присущей автору жестковатой подачей, иронизирующими сальными диалогами и гротескными и не политкорректными метафорами.

Энигма внезапно для меня стал настоящим открытием, хотя его непопулярность на фоне схожих работ вполне очевидна; омников по нему нет, гейство всех отпугивает, школьникам его советовать не стоит, да и просмотров на ютубе такая рекомендация вам не добавит. В общем, читайте Enigma и узнавайте, как надо делать крутейший нарратив и абстрактные концепты в аналитическом для жанра произведении.


Душная пятница #50: March (vol.1-3)

Постепенно с опаской (все они подозрительное офигенные и почти все страшненькие) проглатывая книги Нэйта Пауэлла еще с 2016 года, я какое-то время назад (Год? Два?) с жадностью и скрипом в сердце осилил его March. Ну как “его” … “с его рисунком” будет более точным описанием. “Марш” представляет собой трехтомную биографию Джона Льюиса – известного борца за права чернокожих жителей США. Связующим звеном между авторами выступил третий участник – помощник Льюиса Эндрю Эйдин.

Комикс политически-социальной направленности, надо понимать, произведение довольно жанровое и однозначно не всем будет интересно. Перед нами несколько десятилетий борьбы за отмену сегрегации в США (системное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни) во второй половине XX века.

Тема кажется избитой, особенно учитывая современные тенденции в поп-культуре и вообще популяризацию ущемления прав, когда уже и щемить порой нечего, да и крайностей в политкорректности среди необразованных расистов и попросту недоучек хватает (вспоминается цитата афро-американца в твиттере “не существует расизма относительно белых людей”). Однако – и это большое “однако” – March просто шедеврален в своем жанре. И во многом это стало таковым благодаря рисунку Нэйта Пауэлла. Но рисунок я оставлю на конец заметки.

Несмотря на то, что в основу комикса легла биография “некоего” (для нас с вами) Джона Льюса, – ныне сенатора США и активиста в своих преклонных годах, – здесь, разумеется, показаны многие деятели политики и культуры. Малькольм Икс, Мартин Лютер Кинг – среди самых популярных и многие, чьи имена я сходу не вспомню. С очень интересных ракурсов показаны не только сегрегационные и немыслимые для адекватных жителей мегаполисов 21 века вещи, но и быт тех лет, менталитет разных слоев общества, абсурдное, казалось бы, разделение США на “толерантный в разумных пределах” Север и “ККК” Юг со своими нюансами и историями.

В “Марше” есть что почерпнуть любителям истории и социологии, и здесь, как мне кажется, практически нет прикрас. Да, многое искажено под призмой жертвы всех этих ужасных вещей, но, с другой стороны, насколько можно извратить столкновение в живую с ККК в лесу или смерти взорвавшихся в церкви “цветных” детей? Более того, Мартин Лютер как и Малькольм Икс (а они здесь отнюдь не единственные важные люди, что необходимо понимать, ведь после и до них было сделано также не мало) показаны очень неоднозначно: Малькольм не столь черствым, каким его привыкли считать оппозиционеры и последователи, еще больше ужесточившие его идеалы, а Мартин далеко не самым самоотверженным, но весьма расчетливым человеком. Последнее особенно любопытно показано в сценах, тем не менее, не умоляющих его заслуг, но дающих его персоне человечности.

Сцены в книге в основном носят характер привязанных к историческим событиям, однако рассказаны с частных позиций очевидцев, через призму связной истории, а не набора образов и сцен. Начинается все с детства Джона и заканчивается его рукопожатием руки Обаме при принятии присяги президентства. Что вполне логично, учитывая статусность события и отражение Обамой довольно важной “галочки” для истории США и борьбы за права чернокожих.

Меня же лично история тронула именно визуальной глубиной того, как Нэйт и Джон показали мрачную и страшную Америку. Нет, для меня они Америки не открыли (простите каламбур), но свежих эмоций привнесли знатно. То как Пауэлл орудует тенью (комикс, кстати, черно-белый) и пространством для меня уже несколько лет остается мерилом того, что значит быть мастером и, честно говоря, чем дальше тем “страшнее”. Сцены где Джон и его команда оказываются в западне в супермаркете, а на улице их ждут десятки людей в клановских простынях… или сцены поджигания автобусов с полным безразличием к черным и их детям… все это, согласитесь, не сильно трогает нас, “ветеранов” “Прослушки”, “Сопрано” и других более современных их замен с кровопролитием, расизмом, насилием и всем этим “взрослым”. Да какие там сериалы, достаточно просто включить новости, чтобы понять как легко от этого всего абстрагироваться (в том числе, читая комиксы, что почти смешно в рамках обзора). Но, читая историю настоящую, человека пережившего время, когда снести свободному человеку голову из-за цвета кожи было почти законным, и чтобы это сделать можно было просто перевезти его через границу неугодного штата прямо в полицейской машине (в книге это делает сам любезный шериф), – это знаете ли, бодрит и заставляет немного по-другому относиться … да ко всему. Истории с Коронавирусом в этом году лишь подтверждают актуальность латентной и не очень нетерпимости в современном обществе, а любую подобную работу делает актуальной.

В конечном итоге могу сказать, что March – это точно комикс не для всех, но под всем, что я о нем расписал я готов подписаться, включая гениально талантливый рисунок Нэйта.

Поделись Радостью