В рамках рубрики Душная Пятница вконтакте я еженедельно рассказываю про те или иные комиксы, далекие от понятия “мейнстрим” или “попса” (хотя все в мире относительно). Выкладываю архив с первыми 25 выпусками на сайт, так сказать, “для потомков”.


  1. SilverFish
  2. Leo Roa
  3. Three Shadows
  4. Shoplifter
  5. I am Legion
  6. Miss Don’t Touch Me
  7. Terminal City
  8. It’s a Bird
  9. Sandcastle
  10. Last Look Trilogy by Charles Burns
  11. Green River Killer: A True Detective Story
  12. Embroideries
  13. Ice Haven
  14. Murder Me Dead
  15. Shamanism
  16. Hey, Wait…
  17. Sugarshock
  18. Motor Girl
  19. Superdupont: Revival vol.1
  20. Be Prepared
  21. Hillbilly
  22. Koma
  23. Big Questions
  24. Gingerbread Girl
  25. Light Brigade

Душная пятница #1: SilverFish

Сегодня я хочу рассказать про оригинальный графический роман (и именно здесь термин верен) Silverfish Дэвида Лэфэма, выпученный Vertigo в 2007 году.

Для начала пара слов об авторе. Дэвид писал те самые Stray Bullets, широко известные в узком кругу тех, чей круг интересов вполне себе широк. С подачи друга я, наконец-то, засел за столь долго ждавший своей очереди цикл Stray Bullets ранее в прошлом году и добил его в феврале, но не о нем сегодня речь, а о комиксе отдельном, но весьма наглядно демонстрирующем талант Дэвида, причем как писательский, так и художественный.

Silverfish – короткий криминальный триллер, в меру страшный, в меру напряженный и без меры захватывающий. За примерно 165 страниц Лэфэм рассказывает историю девочки, переживающей смерть своей мамы, заботящейся об отце и младшей сестре и вдобавок вынужденной терпеть глупую и наглую молодую мачеху. Сеттинг – небольшой американский городок, происходит это все в 88 году, что позволяет делать классические приемы размеренности с отрубленными телефонными линиями, ожиданием полиции и вот этим всем, ныне имеющем намного более быстрый и парадоксально скучный темп.

Структурно здесь все очень просто и во многом работает, как и в Stray Bullets. Начинается история детективом с детскими розыгрышами и вполне здоровой паранойей, а заканчивается кровавой баней, расправами и откровениями, и немножко хэппи ендом, разумеется, не для всех. Набор персонажей тоже довольно стандартный; у нас есть протагонист, парочка друзей и семья, а также маньяк и его жертва. Ключевая линия здесь эмоционально-сентиментальная у протагониста и психозная у антагониста, но отношений между персонажами очень много, равно как и сложных эмоций. Зависть, жалость, злость, страх – все это переплетается на страницах между органичными кадрами, прекрасными, размеренными и драматичными как лучшие драмы канала HBO, а черно-белый колорит и вовсе погружает вас на следующий уровень вовлеченности в историю.

Дэвид Лэфэм в своей исключительно авторской ипостаси стал для меня пока что главным открытием этого года. Его персонажи правдивые, но оригинальные; его комиксы простые и при этом очень стильные и многоуровневые; его талант к раскадровкам и искусству сторителлинга завораживает будь то небольшая история на сотню страниц или цикл историй на несколько тысяч оных.

Silverifsh я бы не спешил называть шедевром, но в этой рубрике едва ли их будет много. Нет, Silversfih просто замечательный детективный триллер, который можно запросто скрасить вам вечер или поездку в метро и познакомить с весьма и весьма важным автором современных независимых комиксов и одним из пионеров авторского самиздата.


Душная пятница #2: Leo Roa

Небольшие “Биде” (“альбомные”, как я их условно в голове называю), особенно космические оперетты часто заранее отпугивают меня скудностью проработки сценариев, и сугубо на мой вкус и по моему опыту этот страх часто бывает оправдан. Так уж сложилось, что художник красивых, иной раз и вовсе живописных европейских комиксов чаще имеет больший вес, нежели его сценарист; и так уж сложилось, что для меня это в корне противоположная заинтересованности ситуация. Вкусовщина? Вкусовщина. Как и все в этом мире, но текст пишу я, а про плохие (для меня) комиксы я не пишу, поэтому вы уже поняли, что Leo Roa стал одним из тех исключений, подтверждающих правило (автор у него один, обратите внимание).

В отличие от других работ подобного типа, – коих я, признаюсь, читал не то чтобы горы, – этот комикс оставил исключительно положительные эмоции. Leo Roa не претендует на величавость или глобальность, он не раскрывает тайн мироздания и не строит многоходовочек с планами на десятки томов, а является ровно тем, чего от него ждешь, глядя на синопсис и превью – захватывающим приключением, целью которого является само приключение (и сюжетно не обоснованный секс задротов с космическими красотками, но к этому я еще вернусь ниже).

Leo Roa рассказывает историю журналиста и его друга-кузена программиста / музыканта. Причем последнему вторая книга посвящена даже в большей степени, нежели титульному герою. Можно даже сказать, что главный герой вообще не особо на что-либо влияет и едва ли вызывает интерес сам по себе, особенно во второй истории. Зато комикс может похвастать контрастом второплановых персонажей, их дизайнов и главное характеров, а заодно и проработкой общих концептов и определенных структурных и сценарных “фишек”, прослеживаемых между томами. Так, например, если первая история технически представляет собой политический/шпионский триллер в космосе, то вторая является скорее слабеньким сай-фаем в духе слабеньких же эпизодов старенького Star Trek, причем и лекала для основных сюжетных твистов здесь напоминают такие вот мхом поросшие (от того порой не менее прекрасные) вещи. И это не страшно, это свойственно почти любой истории, особенно если акцент в ней делается на приключение и красивый вид.

Темп у комикса очень быстрый, но я лично не заметил в нем ни неровностей, ни рваных концовок. Да здесь клише на клише клише погоняет, но… а где этого нет, если задуматься? Всё раздражающее любителей читать истории осмысленно здесь с лихвой окупается нюансами и юмором. Ярким и интересным же его делают в первую очередь легкость и динамика. Особенного внимания заслуживают внезапные сцены секса в обоих частях комикса. Вот перед нами Лео или его брат задрот. ВЖУХ одного из них уже раздевает космическая красотка, иногда даже пару раз за выпуск! И дело не в порнографии как таковой, и не “отвлекалке” от скудного сюжета, – дело в неотъемлемой части эротики как составляющей палп-фантастики, которая здесь, – в отличие от большинства подобных работ, – придает всему юмористический нежели вычурный и банальный душок. Комичность самой принадлежности этих сцен в контексте истории заставляет читателя осознать, что серьезным сюжетам и проблемам здесь уделено место лишь номинальное и это очень расслабляет (руки держим на столе, друзья).

В сухом остатке два тома Лео Роа (1988/1991) – остроумные космические приключения с долью эротики, ретро-фантастики и иронизирующего юмора, не дотягивающего до, скажем, Дугласа Адамса, но вполне конкурирующее с Футурамой или Пятым Элементом.


Душная пятница #3: Three Shadows

Сирил Педроса на данный момент является одним из моих любимых европейских картунистов, ну или комиксистов если угодно. Это касается и техники рисования, и навыков стортителлинга. Читал я у него, кажется, все, что вышло на английском; благо, так вышло довольно много его вещей, включая и самые важные. На сайте я уже писал год или более назад про Equinoxes, писал странно и мутно, как мне показалось, под стать комиксу. Сегодня же речь пойдет о более простой работе, первой прочитанной мною и, по-моему, первой изданной для англоязычного рынка (кстати, этот комикс выйдет в конце 2019 у МИФ, обязательно приобретите, если мои немногочисленные слова ниже вам понравятся).

Three Shadows (Три тени) рассказывает история папы, мамы и сына и возникшую в их жизнях опасность. Начинается все с того, что ребенка преследуют три странных всадника, загадочными силуэтами приближающиеся к их дому изо дня в день. В попытке спасти сына отец принимает решение отправиться в далекое путешествие на свою родину, где, быть может, сокрыты секреты того как остановить наступление всадников. Во всяком случае, это экстерьер истории, простой и незатейливый. На деле же рассказывать про Three Shadows без спойлеров очень непросто. Еще сложнее рассказ делает факт того, что спойлеры здесь, в общем-то, не испортят вам ощущений, т.к. сам комикс надо просто читать и чувствовать; такая вот банальность.

В рамках истории некая эфемерность играет решающую роль. Да, действие происходит в сказочном ландшафте, да, многое здесь показано через призму метафор, иногда очевидных, иногда не очень. Поднятые в комиксе проблемы, однако, более чем реальны.

Рисунок в Three Shadows черно-белый, что для работ Педросы могло бы быть преступлением, не будь он мастером. Сирил годами работал в анимации (Disney) и дело свое он знает. Его плавные линии, способны превращать страницы из спокойных пейзажных гладей в бушующие волны страха и ужаса, охватывающие читателя и не отпускающие, пока автор сам того не захочет. Его композиции так же эмоциональны как эмоции осязаемы.

“Три тени” – история непростая и неимоверно грустная, но при этом жизнеутверждающая и трогательная одновременно. Она поднимает вопросы любви к своей семье, того, на что готовы родители ради своих детей и того, как справляться со всеми исходами неравного боя с судьбой.

Я глубоко уверен, что эта история способна тронуть сердце каждого читателя, а у многих еще и выбить немало слез, и дать, что называется, “повод задуматься” над многими важными вещами. Сирил Педроса просто потрясающий сторителлер и в этой книге он может разбить ваше сердце и снова собрать его воедино несколько раз к ряду, если вы дадите ему шанс.


Душная пятница #4: Shoplifter

Майкл Чо в основном всем известен своими бомбическими обложками а духе ретро-супергероики. Сегодня же я поговорю о его авторской работе Shoplifter, находка которой в свое время стала для меня сюрпризом, ждавшим своего часа для прочтения как минимум пару лет.

Shoplifter – рассказывает историю одинокой девушки, работающей в рекламном агентстве, теряющей время и журналистское образование на оплачиваемую бездушную работу, вместо своей давней мечты – писать книги. В результате небольшого срыва, она получает от добродушного (и просто “душного”) босса дружеский совет обдумать, нужна ли ей эта работа и, собственно, этому и посвящен комикс. Поиск себя, своего места, приоритетов, работы, друзей, – эти и многие другие рутинные и экзистенциональные вопросы подняты здесь довольно неплохо как с точки зрения истории, так и рисунка.

Рисует это все Майкл в своей узнаваемой монохромной гамме, в данном случае с розовым тоном. Лица, пластика и красивые виды – все это удается ему с легкостью. Хотя местами его и хочется сравнить, например, с Дарвином Куком, все же фирменные “фишки” выделяют Майкла срези коллег, работающих в схожей стилистике. Легкость разомкнутых контуров, компенсируемая цветом и светом, делают его иллюстрации одновременно легкими и динамичными и даже простые панели часто похожи на небольшой постер или и вовсе обложку; монохроматика лишь усиливает этот эффект.

Хотел бы я сказать, что комикс этот исключительно жизнеутверждающий, но, положа руку на сердце, должен признаться, что он скорее просто позитивный и красивый, нежели умный, оригинальный или поучительный. Романтизация решения банальной для XXI века проблематики проделана хорошая, но актуальность и оригинальность работы вызывает массу сомнений.

С др. стороны в плане сторителлинга здесь тоже есть за что зацепиться. Само название и ситуация, его обыгрывающая в комиксе (воровство в магазинах), служит неким якорем истории, хотя по началу это и не сразу понятно. Побочные линии и другие персонажи здесь тоже развиваются, причем чаще всего тем, что они не развиваются (если вы понимаете о чем я).

В целом Shoplifter однозначно крепкая работа как визуально, так и нарративно, хотя для неискушенного читателя может представлять чуть больший интерес нежели для любителей подобных историй в комиксах. Я все равно всячески рекомендую ее всем, как минимум, для расширения кругозора. А любителям Чо комикс к прочтению обязателен!


Душная пятница #5: I am Legion

В сегодняшнем выпуске “Душной пятницы” я бы хотел подкинуть экшОну, для разнообразия. Речь пойдет об I am Legion Фабьна Нури и Джона Кассэдэя. Если с первым вряд ли кто знаком (я точно нет), то вот со вторым все понятно.

I am Legion публиковался в Европе в 2009, затем в США у нескольких издателей, и по сути числится как лимитка на 6 номеров, но в полном издании опубликован как двухтомник. В любом случае, я не библиограф уважаемых авторов, поэтому просто перейду к рассказу о самом комиксе.

Читать серию я начал, разумеется, из-за Кэсседея, все-таки Джон шикарен и для меня имеет большое значение как автор из-за работы с Уидоном, да и с Эллисом тоже все у него было хорошо. Каково же было мое изумление, что комикс еще и оказался интересным. Правда, немного неровным.

Главная проблема истории – ее темп. Скажем первая 1/3 комикса довольно нудная и обусловлено это тем, что нас вводят в мир комикса очень прицельно через призму определенных конфликтов, но при этом с разных ракурсов; иными словами – в этой трети, читать приходится много, но происходит очень и очень мало интересного. С другой стороны остаток комикса компенсирует это все с лихвой.

Сценарий здесь хоть и незамысловатый, все же не лишен своей привлекательности и твистов. Хороший такой качественный “фильм” про войну двух вампиров посреди второй мировой. Сюжет избит, но подача и концепты довольно свежы.

Собственно, концепт местных вампиров здесь имеет определяющую роль, поскольку ту самую нудноватую треть только этот концепт и держит читателя в напряжении, позже уже превращаясь в развитый сюжет. И должен сказать, это весьма оригинальная подача вампиров, хотя представлены они здесь в целом в довольно “каноничной” манере, даже с предысторией Дракулы. Но и нового, и относительно оригинального здесь хватает.

Про рисунок Кэссэдея говорить что-то будет лишим: совершенство экшена и динамики во плоти. Все сценарные провисы, – коих здесь не то чтобы много, – компенсирует рисунок.

В целом писать тонны текста про этот комикс будет лишним, не потому что он того не стоит, а просто потому что его проще прочесть, если вам нравится тематика или художник. В противном случае этот комикс вряд ли окажет на вас какое-либо значимое воздействие вне зависимости от моих слов.


Душная пятница #6: Miss Don’t Touch Me

С творчеством Kerascoët (творческий командный псевдоним супругов Мари Помпюи и Себастьяна Коссе) я свое знакомство начал, – как думаю и многие в России, – с Beautiful Darkness, выпущенной JellyFish Jam. Прочитав “Тьму”, я одновременно был ошеломлен диссонансом происходящего относительно стиля и сеттинга, и в то же время испытал и неподдельное отвращение ко многим сценам комикса. Тем не менее, во многом я считаю “Тьму” неплохой работой, и мне есть, что сказать про нее, но это может выглядеть пуще скучно теперь, когда про него все знают, а о комплексном творчестве дуэта уже есть большая статья Макса Трудова на Комикстрейде (ссылка прикреплена к посту). Поэтому в рамках рубрики я пока расскажу о других комиксах и начну, с Miss Don’t Touch Me, ведь именно ею я и продолжил знакомство с семейкой комиксистов.

Итак, Париж 30х годов. Комикс рассказывают историю зажатой и осторожной служанки Бланш, работающей в паре с легкомысленной сестрой Агатой. Однажды Бланш становится невольной свидетельницей убийства своей сестры, которое все списывают на самоубийство (потому что кому какое дело до еще одной мертвой нищей служанки). Цепляясь за улики, Бланш уловками пробирается в местный элитный бордель с мировой славой, находя там работу на “должности” ответственной за БДСМ, доминирование и всякое такое с плетками и унижениями. По иронии ей не нужно ни терять девственность, ни испытывать проблем с финансами для достижения заветной цели – поиска убийц сестры и отмщения, – и по ходу истории Бланш местами даже наслаждается неким подобием поддельной власти. Попутно нас ждут и др. еще более личные сюжетные линии, например отношение Бланш с никудышной матерью, начальством борделя, завистницами и клиентами, а также немаловажная любовная линия, развитие которой совсем не лишено иронии и глубины.

Miss Don’t Touch Me наглядно сочетает в себе многие черты как Франции так и французкого комикса. Стилистически это чистый нуар, возможно, в самом его сыром виде (если я разбираюсь в его истории), хотя действие и происходит чуть ранее его условного зарождения и популяризации в кино. Однако, будучи криминальным триллером с совсем уж легким флёром (простите мой французский) психологической драмы, во многом данная история еще и социальный комментарий на тему важности и неотъемлемости секса в наших жизнях и, – что более важно и интересно, – о его абсолютно разных последствиях (а они есть всегда). Лицемерие и животные порывы переплетаются тут с невинностью и общественными нормами довольно хитрыми и витиеватыми путями, оставляя неподготовленного читателя иной раз в дискомфортной ситуации, покуда визуально секс здесь совсем не завуалирован как и его нездоровые (по популярным мнениям) формы.

“Госпожа Недоторга” демонстрирует более графичный и плоский подход к рисунку в сравнении с поздней акварельной “Тьмой”. Покраска не ставит своей целью вытягивать объем, напротив оставляя комиксу его, что называется, “мультяшный” и нарочито плоский вид, несмотря на исключительно взрослые сюжеты. Раскадровки и темп здесь максимально кинематографичные и простые с ускорениями и замедлениями в нужных моментах истории, перескакивающими порой довольно внушительные отрывки времени и резво меняющими локации, в основном, тем не менее, сосредотачиваясь на борделе как центре истории. Кераскоет очень точно улавливают эмоции, несмотря на весьма и весьма “простой” в общепринятом понимании стиль и это видно по всем их работам.

Как художники Кераскоет, конечно, замечательны, но забывать про сценаристов дело нелепое. “Госпожа”, насколько я знаю, стала первой крупной работой дуэта в которой они смогли “спорить” со сценаристом (Юбер/Hubert) дополняя и меняя сценарий под себя. Более того, основываясь на другой более поздней работе Beauty с тем же автором, я бы подытожил, что работать этой команде более чем комфортно, тем более что Юбер выступает еще и колористом.

В заключении могу горячо рекомендовать Miss Don’t Touch Me всем любителям криминальных триллеров с горой секса в оных, да и просто любителях витиеватых и драматичных историй; не думаю, что такой комикс кого-то оставит равнодушным после прочтения.

P.S. Сам комикс изначально был разбит на 2 части, но на английском давно доступен как “полное издание”, со всеми сюжетными главами, примерно на 200 страниц.


Душная пятница #7: Terminal City

УХ. Сканы этого комикса валялись в недрах моего флибустьерского жесткого диска годами, пока Дима не засел комплексно читать творчество Дина Моттера, создателя Mister X, культового персонажа новой волны инди комиксов 80-х. Наряду с, например, Братьями Эрнандеc, Моттер почитается многими авторами комиксов (и иногда даже читателями) и сегодня, но, покуда на Мистера Икс у меня попросту нет времени (и желания к полному погружению), я взялся за Terminal City, опять же с подачи Димы, назвавшего комикс выжимкой всего самого крутого, что Моттер развивал в своей теме (если у вас дежа вю, не удивляйтесь, ведь комикс уже был включен в наш список прочитанной годноты за 2018).

В Terminal City Моттер создал потрясающий мир, руководствуясь принципами, перенятыми в своем же Mister X, выходящим практически декадой ранее. Главной особенностью комикса выступает нестандартное повествование. Так, несмотря на плеяду интересных персонажей и их историй, главным героем остается рассказчик, а именно – сам город Terminal City.

Иронизируя и выплевывая красочные метафоры город мастерски меняет фокус с истории на историю лишь затем, чтобы в конце связать сюжеты воедино. И сюжеты эти абсолютно разные. В Terminal City вас ждут как более приземленные вещи будь то винтажные роботы с характером, погоня за реликвиями или роковые женщины-мстители, так и более абсурдные вещи вроде боксерского поединка человека с неандертальцами или Лох-несского чудовища.

Помимо нарратива и запутанной, но при этом элементарной структуры, “TC” может похвастаться в первую очередь именно архитектурой и стилем, которые монументально прекрасно изобразил более юный Майкл Ларк, ныне всем знакомый по таким комиксам как Captain America, Lazarus, Gotham Central помимо прочего.

Поскольку город здесь выступает рассказчиком, очень важно было показать его разноплановость и многообразие, в том числе и через атрибуты его внешнего вида. Сам “TC” наполнен преимущественно зданиями в стиле Ар-Деко, что в купе с ретрофутуризмом и нуар-составляющей истории дарит читателю сбивающую с ног дозу стиля и дизайнерской эстетики. Каждый раз, переворачивая страницу, я подсознательно ожидал появления Бэтмобиля в духе BTAS или Спирита, помогающего своему местному женскому аналогу. Благо что услуги их не потребовались, ведь героев здесь и без них хватает, и даже суперсилы им не нужны (разве что от гаджетов парни и дамы не откажутся).

Не могу не отметить здесь и Рика Тэйлора, чьи цвета даже в слабеньких сканах дарят просто умилительное состояние во время прочтения (сравнить с хардом пока не могу, но судя по видео обзорам, в книге они чуть-чуть темнее).

В общем, мы горячо рекомендуем комикс к прочтению вместе с Димой и ждем вашего мнения!

Весь цикл включает в себя всего-навсего 2 серии:

– Terminal City (1996) #1-9

– Terminal City: Aerial Graffiti (1997) #1-5.

Комикс доступен в виде библиотечного издания Dark Horse (всего 25 долларов по скидке на инстоке) либо полного Compleat terminal city TPB.


Душная пятница #8: It’s a Bird.

Что это там?

Птица?

Самолет?

Нет, это замечательный комикс!

Сегодня в моей душнецкой рубрике около-супергеройский комикс It’s a Bird (навеяло текущими новостями про Vertigo).

It’s a Bird был написан Стивеном Т. Сигалом и нарисован Тедди Кристиансеном. Quick reference: эти двое работали над House Of Mystery и Sandman Midnight Theatre. Отдельно стоит отметить Тодда Кляйна, культового дизайнера-шрифтовика и леттерера в мире комиксов.

Итак о чем же комикс? О Супермене, DUH. А если серьезно, то … ну да, комикс действительно о Супермене, но не про Супермена как такового. Как говорится, обо всем по порядку.

Получив предложение написать небольшой ран на Супермене примерно за десяток номеров до юбилейного двухсотого номера в начале нулевых, Сигал неоднократно отказывал тогдашнему редактору, но в итоге сломался и сделал свой, пусть и незначительный вклад в мифос Человека из Стали. Что же здесь интересного спросите вы? Все что было между его “ломаниями”.

Дело в том, что причиной нежелания писать комикс про величайшего в мире супергероя стала личная душевная травма Сигала, полученная еще в детстве, и, если кратко, то история It’s a Bird рассказывает именно о преодолении этих самых травм. Но это не очередная сопливая история про несчастного рефлексирующего комиксиста, – это скорее история веры в то, что Супермен олицетворяет, и парадоксов, окружающих его образ вот уже 80 лет (на тот момент 60+ лет).

Травма и то, в чем она заключается и как именно Сигал ее преодолевает, служит костяком истории, ломая нарратив на прошлое и настоящее. Структура и подача этого “графического романа”, тем не менее, довольно оригинальна. При линейном повествовании, нарушаемого уже привычными всем флешбеками в детство, Сигал вписывает в сюжет на первый взгляд не связанные зарисовки, на деле представляющие собой его блокнот, в котором он пытается разобрать Супермена по частям, высмеивая, оскорбляя или придираясь в нему.

В каждой зарисовке (а всего их здесь не более десятка) поднимается аспект, который лично у Сигала,- да и любого человека “не верующего” в Криптонского бога – вызывает массу вопросов и скепсиса. Тайна личности и глупая маскировка, полная неуязвимость и криптонит, человечность и инопланетное происхождение. Все эти и многие другие противоречащие логике вопросы подняты на страницах комикса. Используя гиперболу, сатиру и другие писательские инструменты, Сигал делает по истине странные вещи в своих зарисовках; в какой-то момент Сигал и вовсе сравнивает Супермена, то с фашистом, то с инопланетным иммигрантом, забирающим у нас бедных бедолаг земных женщин. Даже цветовую айдентику в костюме он пытается как-то параноидально связать хоть с чем-то (см. прикрепленную страницу).

Да, комикс во многом является рефлексией, но рефлексией не только Сигала. На страницах этой истории вас ждут другие важные и не очень люди из жизни автора, и у каждого из них свой взгляд на Супермена, который, – ввиду замкнутости и негласности личной травмы Сигала, – каждый раз искажается и выворачивается писателем, дабы доказать свою “правоту” в этих самых зарисовках. Впрочем одними зарисовками дело тут не ограничивается. В какой-то момент Стив бьет в лицо тогдашнего писателя Супермена просто потому что, он с ним не согласен. В то же время нам показывают знакомого механика, главной темой беседы для которого всегда остается вопрос “Кто победит Супермен или (вставьте супергероя)?”. И разных мнений и отношений здесь довольно много, а их глубина и значимость всегда варьируется.

Любопытно то, что сам “трактат” по сути исследует детскую травму, однако показывает мнения и отношение к супергероям в целом и к Кларку в частности глазами взрослых. Введя в историю ребенка в образе самого себя в прошлом, Сигал мастерски деконструирует не только свои комплексы и травмы, но и собирает Супермена как образ, сам же его ранее и разобрав на отдельные “аттрибуты”. Параллельно Сигал еще и рассказывает о тонкостях писательского ремесла, необходимости прокрастинации, рефлексии и порой напыщенности в этой профессии.


Душная пятница #9: Sandcastle

Приступив этим летом к плотному чтению переведенных на английский язык работ Фредерика Питерса под впечатлением от его “Голубых Таблеток” (покупайте Бумкнигу, друзья), прочитанных мною около года назад, я довольно быстро добрался и до Sandcastle и, честно говоря, о ней я хочу рассказать более всего (хотя у меня впереди еще пара книг и сюда они тоже попадут, но сейчас не об этом).

Сразу оговорюсь, что комикс этот разительно отличается от других работ Питерса, вроде ярких и психоделичных авторских Pachyderme и Aama, или той же Koma, которую Питерс вроде как только рисовал. Собственно, Sandcastle тоже Питерсом именно нарисован, а написал комикс Пьер Оскар Леви, режиссер документального кино, если верить аннотации в конце книги. И еще одна оговорка, – если у Питерса вы читали только “таблетки” и вам комикс не понравился в плане графики, то можете смело считать, что вы совсем не видели рисунок Питерса. Питерс с тех пор выработал другой узнаваемый стиль и в целом его и придерживается…Но вступление затянулось.

История начинается с голой девушки купающейся на закрытом пляже близ каменных утесов. В скором времени на пляж пребывает семья, затем другая, а за ней еще парочка случайных отдыхающих. Внезапно они находят труп той самой купающейся девушки, и одновременно с этим компания обнаруживает, что дети вокруг начинают взрослеть с невероятной скоростью. Однако быстро становится очевидным, что проблема не только в детях. Взрослые и даже собака также стареют на целый год каждые полчаса. Что это, – безумный эксперимент? Временная воронка? Дурной сон? Об этом вы узнаете (или не узнаете) из комикса сами.

История же строится на том, как разные по типажу, возрасту ментальности, вере и полу люди ведут себя, узнав что им осталось жить считанные часы. На страницах комикса вы видим как дети становятся взрослыми и стареют за сутки, а старики умирают, не успев понять что происходит; жизнь в некоей “перемотке”, если угодно. Перспектива, приоритеты, желания, сожаления, принятие или отказ верить в происходящее – все это и многое другое ощущается здесь с пугающим реализмом, во многом благодаря контрастной графике Питерса и его умению рисовать все что нужно, будь то розовощекий младенец или мертвый сгнивший пес, с завидной эмоциональностью.

Комикс безумно напряженный, тревожный и графичный, но при этом настолько же элегантный и выверенный по картинке и раскадровке. Мало у кого он не вызовет чувства тотального опустошения, однако я точно могу назвать его и жизнеутверждающим ввиду своей тематики. Говоря банально, здесь есть о чем задуматься после прочтения и во время оного.

В сухом остатке я бы описал работу как эпизод Original Star Trek 60-х в который ворвался Дэвид Линч; банально и просто с виду, но при этом сложно, глубоко и до последней панели страшно, красиво и завораживающе, как, собственно, и сама жизнь. Очень рекомендую к прочтению, но не в депрессивное для вас время.


Душная пятница #10: Last Look Trilogy by Charles Burns

Сегодня в рубрике речь пойдет о комиксах небезызвестного Чарльза Бернса X’ed Out, The Hive, Sugar Skull, составляющих единую трилогию The Last Look.

Чарльз Бернс, наверняка, знаком многим по “Черной Дыре”, которую у нас издавали уже несколько раз. К слову, данная работа очень напоминает “Дыру”, но разительно превосходит ее как история (по моему скромнейшему мнению, разумеется).

Бернс в своих комиксах совмещает гротескные и отвратительные сцены и изуродованные образы с сатирой на человеческое поведение. Этот паттерн из The Black Hole мы снова видим и в The Last Look. Но вот подход к истории здесь совсем другой.

Сама история нелинейная и символически собирается по частям через сцены “снов” протагониста и воспоминания из его юности, в свою очередь переплетаясь с его текущей взрослой жизнью. В этих психоделичных фрагментах мы можем заранее находить подсказки и анализировать, куда идет история прошлого и настоящего, даже если все это и напоминает бред сумасшедшего. Построив мир, искаженный чувством вины за прошлые поступки, протагонист отчаянно пытается превозмочь себя и хоть как-то исправить содеянное.

Снизив несвязность графического символизма в истории до минимума, Бернс превращает свой прием с “адскими” сценами из простого элемента атмосферы и якоря визуального повествования в инструмент рассказа, собственно, самой сути истории. Уровень погружения в безумной истории из тома в том разнится, равно как и его “экранное время”. Такие символические нюансы вообще пропитывают книгу и на ум приходит, как обычно, Дэвид Линч. Вот только концовка здесь четкая, а посыл до читателя доходит отнюдь не двусмысленный. И это прекрасно, покуда книжка дает разрядку небывалому эмоциональному напряжению, сводя все к крайне актуальным в наше время социальным проблемам.

Не обходится здесь и без странных и даже полному нубу очевидных стилистических оммажей на Эрже, а точнее его ТинТина, ведь именно в такой стилистике воспринимает себя главный герой в страшных фантазиях. Само наличие такого образа, правда, объясняется довольно быстро и не является оммажем “потому что”, и это тоже не может не радовать. Более того значительная часть комикса и нарративно сохраняет традиции ТинТина и для этого комикса оно не менее важно, чем произведения Уильяма Бэрроуза, коим творчеством Бернс постоянно вдохновляется в своих прекрасных… эээ… мерзостях?

Главное, что визуально отличает The Last Look от более знакомой русскоязычному читателю “Черный Дыры”, это цвет. Очень глубокий, вкусный цвет, который, казалось бы, должен убивать уже поистине легендарную “жирную” графику Бернса, однако этого не происходит и комикс действительно сохраняет свою мерзкую привлекательность во всей красе, местами и вовсе делая его еще более привлекательным.

Крайне рекомендую к прочтению всем любителям социальным драм с упором на наркотический бред и абстрактное повествование. Комикс тяжелый эмоционально и визуально, но это как раз тот редкий случай когда “муки” могут пойти читателю на пользу. Потрясающая работа.


Душная пятница #11: Green River Killer: A True Detective Story

Сегодня в пятничной рубрике речь пойдет об очень своеобразной работе, основанной на реальных событиях.

Собственно, Green River Killer – прозвище Гэри Риджуея, одного из самых известных серийных убийц в истории США. В период с 1982 по 1998 год Риджуэй совершил 49 доказанных убийств девушек и женщин.

Комикс едва ли приукрашивает или преуменьшает хоть что-то и является пересказом событий ведения дела о преступлениях Риджуэя детективом Томасом Дженсеном с начала его преступной деятельности и до его поимки (а это несколько десятилетий). Разве что некоторые имена изменены, а персонажи местами объединены из нескольких менее значимых личностей в более цельные образы. Комикс написан журналистом New York Times Джеффом Дженсеном, старшим сыном Томаса на основе открытых фактов, документальных съемок и объемных интервью, занимавших долгие месяцы при допросе обвиняемого.

Несмотря на довольно сухое и “документальное” повествование, история вовлекает читателя вне зависимости от его осведомленности о титульном персонаже. Все выглядит “киношно” и грамотно, но при этом сама история местами пробирает до костей, особенно если держать в голове, что все это действительно имело место в реальном мире.

Главным героем комикса, пусть в этом и сложно поверить из названия, является Томас Дженсен, ведь именно его жизнь занимает центральное место повествования, а эта работа является некоей одой его карьере, ведь в той или иной мере Томас участвовал, а потом руководил группой поимки Риджэуя 20 лет и многим пожертвовал, хотя в итоге сам Риджуэй скромно говорит, что “его поймала наука, а не мы”. Но давайте без спойлеров.

Иллюстрирует комикс Джонатан Кейс (Batman 66, The Creep), чей умеренно детализированный рисунок и вполне удачные эмоции персонажей отлично передают атмосферу комикса и его основное настроение и повестку – раскрытие дела серийного убийцы и страх неудачи.

Отличная книжка для чтения темным вечером с кофейком и одеялом наперевес.

P.S. К посту цепляю полный пролог истории, который Стивен Кинг назвал “одной из самых страшных открывающих сцен за долгие годы”.

P.S.P.S. Все-таки ничего не знающим про Риджуэя до прочтения (как я) будет намного страшнее читать.


Душная пятница #12: Embroideries

К Маржан Сатрапи у меня давно уже трепетное отношение. Это и потрясающий “Персеполис”, ставший современной классикой, и “Цыпленок с Черносливом” ничем ему не уступающий. В данном же произведении меня пугала только аннотация, уж больно тема …эммм … женская? Благо подопытной свинкой в этот раз выступил Володя и комикс ему понравился. А то, что Володя советует, то надо читать (это второе правило комиксорса, если что).

После прочтения, я в лишний раз убедился. что Маржан просто монументально важный для медиума автор. Вы только подумайте о чем комикс! Женушки и девушки собираются дружной компанией и начинают мыть кости своим и чужим мужичкам. Так себе аннотация и экспозиция. ОДНАКО. Однако спешу заверить, комикс безумно смешной и, – как это уже привычно видеть у Маржан, – культурно увлекательный.

История во многом основана на реальных событиях из окружения Маржан, поэтому частично это снова биография. Дамы по очереди рассказывают разной степени забавности истории, параллельно раскрывая культурные особенности Ирана, и, что еще интереснее, их частую неактуальность в современном обществе.

Вот вам девочка, пытающаяся имитировать девственность в брачную ночь порезав себе бедро, по случайности слегка “чикнувшая” мошонку нового мужа. Вот вам меркантильная девица, которой надо бы открыть глаза на собственную глупость. Вот и зрелая женщина рассказывающая как полезно вовремя сделать операцию на носу (или не делать). Есть тут и мать, ни разу не видевшая мужское “хозяйство” и не знающая, как это все вообще работает. Просто рассадник мемов, если подумать.

Все это вне контекста кажется какими-то ненужными и совсем уж интимными моментами, рядового читателя едва ли интересующими, однако при минимальном погружении уже с первых страниц вас затягивает в водоворот смешных и поучительных (не всегда) историй и читается это все буквально на одном дыхании.

За визуал Сатрапи говорить будет лишним, тут все в лучших традициях автора. Красиво, минималистично и с чувством кадра.

Если вы не читали ее релизы от Бумкниги, то горячо рекомендую это сделать, а потом ждать выхода и этой книжки, если английская версия в приложениях вам пока не по плечу.

P.S. А еще комикс подарил мне классный мем, который я также прицепил к посту.


Душная пятница #13: Ice Haven

Дэниэл Клоуз в моей голове очень долго оседал как автор. Впервые прочитав (полностью) Ghost World в довольно позднем возрасте (да буквально года полтора-два назад с подачи редакции) он меня не сильно впечатлил, но зная себя, лет 6-7 назад я был бы от него в восторге. Первым его цельным комиксом был для меня, кажется Patience, который тоже оставил у меня осадок неудовлетворения, не знаю почему. Затем, после еще пары книжек, увенчавшихся ужасным по скуке опытом, я открыл для себя Wilson и он был прекрасен. C ним, тем не менее, многие уже знакомы благодаря русскому изданию (если нет, почитайте, он стоит ваших денег), поэтому я расскажу о более раннем Ice Haven, который я откопал из своих архивов совсем недавно и наконец-то ознакомился.

История Ice Haven рассказывает об одноименном городе, который кроме как “тленящий” и не назвать. Все здесь уныленько, стремненько и с налетом иронии, как это часто бывает в работах Клоуза.

Ice Haven в полном виде вышел в 2005 году как “графический роман”, хотя ранее публиковался в небезызвестной антологии Клоуза Eightball, как и многие другие его работы. К слову этот самый “полный” релиз знатно перерисовывался и дописывался.

Манера повествования здесь очень похожа на “Уилсона”, но если в оном большее внимание уделено стилистике стрипов между главами и остроумным панчлайнам, то в Ice Haven вся история наполнена разной важности событиями с ответвлениями от ключевого повествования, и на деле является 29 стрипами на 1-3 страницы каждый. На первый взгляд они никак не связаны между собой, но на деле каждый стрип связывает все поедино, показывая как плотно переплетается история и жизни обитателей в маленьком городке. Основной же сюжет крутится вокруг похищения ребенка по имени Дэвид Голдберг.

Справедливости ради отмечу, что стилизация здесь тоже сильно разнится, как и в Уилсоне и, возможно, Ice Haven местами является его прообразом хотя бы визуально.

“Классического” Клоуза здесь тоже хватает, но его фирменный стиль скорее удерживает основную историю, покуда стрип-вариации показывают менее значимые вещи под другим углом. Эта динамика очень любопытна и своеобразна, ведь читая Ice Haven отвлечься довольно тяжело, не только из-за увлекательности комикса, но и из-за постоянных скачков в визуальной подачи истории. Будто гуляешь по каналам телевизора, а на каждом из них идет одна и та же история, которую каждый автор делает по-своему.

Учитывая обычный для работ Клоуза тон, Ice Haven неплохо разбавляет “вечеринку” осмысленного тлена более оживленным тленом с перчинкой и чернухой. Эдакий пост-ироничный Достоевский для “дебилов читающих книжки с картинками”, если угодно. Крайне оригинальная работа, мимо которой проходить я бы не советовал.


Душная пятница #14: Murder Me Dead (9 выпусков).

Криминальная история, контрастно Silverfish (о кот. я рассказывал в 1 выпуске рубрики) сделанная как классический нуар детектив-триллер; любовное письмо жанру, так сказать. Используя стандартные для жанра ситуации и персонажей, Лэфэм грамотно выстраивает запутанную историю, полную любви и смерти, на современный манер в том, что касается качественного сторителлинга.

Комикс начинается с места самоубийства обеспеченной владелицы джаз-ресторана. Стивен, ее муж и талантливый пианист, работающий в этом самом заведении, моментально оказывается главным подозреваемым. Вскоре Стивен попадает в череду перипетий и конфликтов с родственниками покойной, внезапно найденной вновь любовью детства, мафиози, наркоманами и злополучными детективами.

Про Murder Me Dead мало что можно сказать, не выдавая сюжета. Это квинтэссенция того, что любит в криминальном жанре Лэфэм и то, что он может делать в комиксах как автор.

Кинематографичная драма, рассказанная на страницах комикса успевает за 9 выпусков раскрыть и проработать всех своих персонажей и, манипулируя эмоциями читателя, создать запутанную, но простую историю преступлений, наказаний, вины и непреодолимой любви с мощной и пугающей концовкой.

Если вы не читали криминальные работы Дэвида Лэфэма и вам страшно начинать Stray Bullets, то это точно серия для вас.


Душная пятница #15: Shamanism

Игорь Баранько в России известен относительно широкому кругу читателей, благодаря “Орде”, изданной усилиями изд.Комильфо. Но что еще делал автор? Именно этим вопросом задался я не так давно, внезапно перечитав “Орду” спустя несколько лет после первого ознакомления. Открыл я для себя сразу несколько крупных работ, одна из которых моментально стала любимой в творчестве Игоря; о ней сегодня и пойдет речь.

“Шаманизм”, как и “Орда” (и его же “Принцесса Египта”), главным образом обыгрывает историческую составляющую, бурно заигрывающую с фантастикой, мистикой и эзотерикой. В этот раз Баранько забрасывает нас на Дикий запад, но не в ковбойские разборки, а индийские прерии и леса.

Главным отличием комикса от “Орды” является более привычное наличие не просто центрового персонажа, но четкого протагониста истории. Им выступает сын вождя одного из местных племен, совершивший глупую ошибку, ввергнувшую племена в войну и ставшую причиной смерти его “нареченной”. В попытке все исправить он, с подачи одной из местных ведьм, отправляется на поиски племени столь древнего, что само его существование ставится под сомнение. Позже, обретя силы над временем, юный индеец пытается все исправить, но одна беда влечет за собой другую, и внезапно его роль в судьбах всех племен, а может и всего мира обретает совсем другое значение.

В своих работах Баранько волнует тема божественной силы и человеческого начала. Где заканчивается смертность и начинается бессмертие? Можно ли победить судьбу и смерть, будь причиной страх или любовь? Имеет ли право человек распоряжаться силой, которую ему вверили заслуженно, или нет никаких оправданий и причин для богоподобных поступков, совершенным смертными руками? Примерно такие вопросы поднимают его работы и “Шаманизм” в моих глазах является наиболее удачным примером раскрытия этих тем.

При всей системной любви к проработке сеттинга с культурной точки зрения в своих работах, здесь Баранько запомнился мне более всего. Дело не только (и не столько) в исторической и культурологической верности конкретных деталей, а скорее в умении и любви к преувеличению символических элементов и традиций. Достаточно поймать нужную волну и тебя пропитывает правильная атмосфера, одежда, внешний вид, общая философия, и ты не успеваешь даже думать о достоверности тех или иных элементов. Это и есть искусство сторителлинга в комиксах, если вы спросите мое скромное мнение.

Интригующая история вкупе с атмосферным и живым визуальным сопровождением, по полной использующим сеттинг и знания автора превращает Shamanism в красивое приключение в обрамлении из кислотных трипов, экзистенциальных рассуждений о природе мироздания и нашем месте в нем. Но главное, что лично для меня выделяет Шаманизм: это не просто красивый концепт или зацикленная история связных сеттингом сюжетов, это цельная история взросления и становления протагониста, постигающего мир своих предков, расширяющего сознание себя и читателя с тем, чтобы дойти до точки роста в истории и на ней не останавливаться.

Любителям индейцев, вестернов, приключений, трипов, мифов и, очевидно, Баранько мимо проходить категорически запрещается.


Душная пятница #16: Hey, Wait…

Как-то раз, пару лет назад, я решил в один заход прочесть всего Джейсона и в целом… остался разочарован. Его стиль для меня ограничивает эмоции и почти все работы скорее похожи на перемотанные раскадровки и наброски, нежели живые истории. Во всяком случае, таково мое восприятие. Благо парочка крутых исключений для меня тут нашлась и первым делом это Hey, Wait…

С точки зрения истории Hey, Wait… не блещет оригинальностью, но вот с точки зрения “киношности”, эфемерности и раскадровок, здесь есть, что почитать и поглядеть. И разве обязательно требовать чего-то большего от современных комиксов?

Hey Wait… представляет собой историю сломленного детской травмой человека (ну или пса, в данном случае). В совсем юном возрасте, играя с лучшим другом, главный герой и не подозревал, что банальное подначивание на сомнительное мероприятие приведет к краху всей его жизни. Травма ломает жизнь юноши уже в детстве, но читатель по большей части видит последствия досадной ошибки, а не весь путь персонажа.

Особенно любопытны здесь жизненные аспекты, покуда, несмотря на сюрреалистичные метафоры, комикс этот действительно ранит прямо в сердце именно реализмом, причем делает это за счет нескольких практически статичных кадров (то, чем, как я понимаю, и славится Джейсон).

Упомянув наличие сюрреалистичных моментов, не могу не отметить здесь и символических или ассоциативных приемов. Одна только фраза в названии после прочтения вселяет меланхолию и слезы; два слова, отпечатываются в мозгу читателя после прочтения и становятся буквально тезисом всей работы. Удивительно как иногда банальные и простые вещи работают феноменально глубоко.

Для меня первая полноценная работа Джейсона (можете поправить в комментариях), стала первой из прочитанных и единственной, про которую я могу сказать: “ок, это было сильно”. Именно ее я бы советовал всем любителям пощекотать сердце и слезные железы.

О других работах я тоже обмолвлюсь, но не скоро, дабы не повторять авторов в рубрике слишком часто (а повторы неизбежно будут).


Душная пятница #17: Sugarshock

Полноценных работ в комиксах у моего горячо любимого Джосса Уидона не так много, поэтому рассказать об одной из таковых уже праздник.

Sugarshock – выигравший Айснера ван-шот, нарисованный Фабио Муном и написанный, собственно, Уидоном. Изначально публиковался частями в небезызвестной антологии DH Presents.

История представляет собой зарисовки о безумных приключениях музыкальной группы на земле и в космосе. Интересные и добрые персонажи, абсурдная фантастика, в меру сальные и неловкие шутки про это самое, – в общем все лучшее, что мог бы дать короткой истории на пару десятков страниц дядя Джосс. Толковый такой питч для полноценной серии (которой нет, забудьте).

Не буду врать, ради Фабио Муна я бы прочитал комикс, даже если бы его писал во сне Роб Лайфилд (dun dun dun), но признаюсь, был приятно удивлен обстоятельностью работы, даже будучи предвзятым к обоим авторам. Крепкая история, располагающие к себе персонажи, желание почитать еще, – все это здесь имеется и даже не будучи фанатом Джосса, вы сможете ощутить талант его сценарного мастерства, равно как и потрясающий рисунок Фабио.

Замечательный комикс, чтобы скрасить вам вечерок или хотя бы 7 минут в метро.


Душная пятница 18: Motor Girl (10 выпусков)

Будучи в финальных этапах подготовки больших материалов по Терри Муру, почему бы не подогреть интерес его недавней работой?

Итак, главная героиня Motor Girl Сэм – ветеран 3 призывов, ныне работающая на свалке автомобилей, здесь же при мастерской и проживая. Ее лучшие друзья – говорящая горилла Эрл и Либби, милая старушка, по совместительству владеющая этой самой свалкой.

По ходу истории Сэм встречает инопланетян, пытается отвоевать свалку у правительственных злодеев и не сойти при этом с ума из-за внезапных вспышек боли и посттравматических флешбеков военных действий. По ходу истории, – причем с самого ее начала, – Мур намекает читателю на развязку, но делает это так ненавязчиво, что предугадать здесь что-либо наверняка довольно сложно. Именно это делает Motor Girl самой цельной и гармоничной работой Мура на сегодняшний день (по моему скромному мнению, разумеется).

В Motor Girl, Мур, кажется, компенсировал все, что “забрала” у него “Рейчел” во многих смыслах. Терри вернулся к самым основам своего творчества, а именно жизненному юмору и душевной слайс-оф-лайф драме.

Маленький объем позволил развить небольшую абсурдную зарисовку с инопланетянами и говорящей гориллой в красивую драму полную надежды, юмора и любви, не потеряв при этом ни в темпе, ни в диалогах, ни в рисунке. Как Мур этого добился? Очень просто – он сжульничал; но подробнее вы узнаете сами, прочитав комикс. Добавить лишь стоит, что в комиксе исполняется огромный оммаж одному из кумиров Терри, и это замечательно.


Душная пятница #19: Superdupont: Revival vol.1

Марафоня англоязычне издания комиксов Франсуа Бука ранее в этом году, Superdupont стал глотком свежего воздуха после трех его совместных работ с писателем Джеромом Чераном.

Superdupont: Revival, как понятно из названия является перезапуском комикса. Изначально он выходил как французкий стрип и был создан в 1972 году Марселем Готлибом, Жаком Лобом и Домиником Валье (под псевдонимом Alexis). Комикс является условной пародией на Супермена с уклоном в национальные особенности Франции, а точнее их отображение через призму стереотипов как снаружи, так и внутри страны. После внезапной смерти Алексиса в 1975 году, его заменил Жан Соле. Стабильно выходя в 80-е, комикс после смерти главного автора (Жак Лоб) бы приостановлен и запустился вновь лишь в 2006. Во Франции было издано 6 альбомов с оригинальным комиксом.

Комикс же, о котором идет речь в этой заметке, является самостоятельным законченным перезапуском 2015 года с Франсуа Буком на рисунке. За сценарий отвечал последний оставшийся в живых оригинальный автор Марсель Готлиб (скончался годом позже) и Карим Белкроуф.

Перезапуск, судя по тому, что я нашел в сети, остался верен духу серии, но делает больший акцент на целостности истории. Основной сюжет вертится вокруг рождения сына Супердюпона, само собой обладающего суперсилами новоиспеченного папки. Любопытно, что в мире, где судиться готовы за каждый пук и крепкое словцо, Superdupont сохраняет нарочитое высмеивание уже высмеиваемых вещей.

По костюму супергероя вы, наверное, уже поняли, что в серии стоит ожидать минимум серьезности. Сама история настолько же карикатурна как и главный герой, пьющий красное вино, заедая его сыром, и курящий только национальные сигареты (в поддержку экономического патриотизма) и владеющий Сават (французское боевое искусство).

Обучая сына умению быть супергероем, Супердюпон сам попадает в передрягу, сталкиваясь с абсурдными врагами непонятной национальности, говорящей на смешанных языках (исконный враг Супердюпонта – террористическая организация “Анти-Франция”).

В итоге сам комикс является потрясающе веселым чтивом с красивым рисунком, иронизирующем и даже сатирическим юмором, раскрывающим Францию через призму самокритики и стереотипов извне страны. Но, поскольку в центре сюжета все-таки воспитание ребенка, вас ждут еще и очень забавные утрирования на тему отцовства Супергероя (как раз вовремя под почти новый статус Супермена), будь то смена подгузника на суперскорости или потребность накормить молоком детский супержелудок.


Душная пятница #20: Be Prepared

Сегодня в наших еженедельных заметках речь пойдет о “Be Prepared” Веры Бросгол. Если имя для вас звучит знакомо, то это, потому что я писал про ее “Anya’s Ghost” пару лет назад, и с тех пор он уже даже вышел на русском.

Be Prepared снова напоминает утрированную автобиографическую байку, но в этом раз без мистики. Все страшное в этой работе более чем реально, благо она о взрослении.

Место действия комикса – лагерь для русскоговорящих американцев (снова дает о себе знать наследие и происхождение Веры). Комикс не то чтобы был пропитан русской культурой, но она здесь присутствует и выглядит неплохо, не считая, разве что, одного сомнительного ляпа. Зато той самой “русской души” здесь полно.

Сама же история очень прямолинейна, но, в виду эмоционального и карикатурного рисунка Веры и ее умения распоряжаться темпом повествования, жутко интересная и яркая.

Мечта главной героини сбывается, и она попадает в летний лагерь, вот только не в тот, в который планировала попасть. В попытке найти здесь новых друзей она принимает как верные, так и не верные решения, полные приключений в лесу, подростковых проблем, смеха и драмы. И все это без лишних соплей и несуразицы.

Вера – отличный комиксист и если вам понравился “Призрак Анны” “Be Prepared” станет отличной и более позитивной добавкой в виде coming-of-age комедии в русском лагере посреди американского горного леса.

P.S. Цифрового слива я не нашел, но крайне рекомендую к покупке на том же амазоне в бумаге; есть и совсем бюджетная тпбшка, хотя я бы рекомендовал хард на который можно мониторить скидки.


Душная пятница #21: Hillbilly #1-12

С больших (на тот момент мне так казалось) статей про Стэна Сакаи и Эрика Пауэлла началось мое покорение гик рунета, поэтому удивляться моей непреклонной любви к этим авторам удивляться не стоит. И все же, Эрик для меня занимает ну совсем особенное место, делая то, что я люблю в любых историях более всего. Драма, разномастный юмор, порой забегающий за грани адеквата, широкая мифология персонажей и потрясающая стилизация. Именно о квинтэссенции того, что Эрик выжимает из медиума и пойдет сегодня речь.

Основная макси-серия Hillbilly включает в себя 12 номеров, а о том, что было и будет после я расскажу в конце текста.

Сеттинг – Северо-Восток США, горы Аппалачи. Основной герой – Рондел, странствующий деревенщина. Рондел родился без глаз, а после случая с обманувшей его ведьмой получил себе парочку, притом черных как бездна. В нагрузку он также получил (на деле забрал) тесак Люцифера, орудие против которого ведьмы ничего сделать не могут.

Когда я только начинал читать Hillbilly он представлялся мне антологией, постепенно раскрывающей основного персонажа, и как же зря я делал паузу в прочтении, ожидая финала, ведь очень быстро становится понятно, что история будет чем-то завершенным, и такой она и стала. Большая и красивая история на манер Властелина Колец или Игры Престолов в другом сеттинге с глубокой проработкой персонажей, вот что собой представляет комикс.

Эрик Пауэлл превосходный мастер рурального (деревенского, если не выпендриваться) фэнтези и хоррора, и это он уже доказывал ну очень много раз. Юмор Эрику тоже не чужд, как безвкусный до крайностей (было и такое, благо не для широкой публики), так и феноменально смешной, абсурдный, ситуационный и пародийный. Здесь, однако, юмором едва ли пахнет. Hillbilly не лишен каких-то ноток иронии, сатиры и прочего, но это абсолютно точно не комедийный комикс.

Графически в Hillbilly Эрик использует то, чем он заканчивал своего The Goon (1й цикл, сейчас комикс вернулся вновь), а именно невероятно проработанный рисунок с разными техниками (скетчинг карандашом, монохромная акварель, и не только), а также оригинальная селективная покраска. Но если сравнивать сценарий, то тут как раз Пауэлл откатывается скорее к самым мощным историям The Goon, где действо было именно нарастающим, а не таким интенсивным и неотвратимым. Так, в Hillbilly присутствует некий декомрпесс, если позволите; сама история нарастает очень и очень постепенно, рассказывая не столько историю Рондела (на нее хватило 1 номера и пары флешбеков), сколько историю места его обитания, его друзей и того как он с ними взаимодействует.

В контексте мифологии и легенды, которую создает Пауэлл очень выделяется разнообразие персонажей и их происхождений. То же можно сказать и о концептах чудовищ, людей и животных (лучший друг Ронделла – гризли Люсиль, например). Для всего-то 12 номеров современного комикса, баланс истории здесь просто невероятный, а постепенное раскрытие множества сюжетных линий так и вовсе сделано на высшем уровне.

В контексте творчества Эрика Пауэлла многие даже скажут, что технически Hillbilly затмевает Гуна, но делать продуманную макси-серию со сформировавшимся творческим процессом и экспериментальный цикл на 15 лет по +-юности, это все-таки разные вещи, согласитесь. Да и The Goon: Chinatown уже вряд ли что-то переплюнет на поприще драмы.

Абсолютный мастрид, ИМХО.

P.S. К слову, со сценарием Пауэлла, но не его рисунком уже есть мини-серия Red-eyed Witchery From Beyond (2018), увы, совсем не такая сильная и скорее самостоятельная зарисовка. Пауэлл сказал, что они планирует выпускать Хиллбилли в виде таких вот лимиток примерно раз в год.


Душная пятница #22 : Koma (6 томов)

Еще одна работа Фредерика Питерса в рамках рубрики. Koma рассказывает историю девочки с странным именем Адидас, живущую в грязном городе и помогающей отцу чистить фабричные трубы.

Koma безусловно очень странный комикс. С одной стороны общая художественная канва истории нарисована довольно “мультяшно” и мило, но вот сюжет, поднятые тематики и конкретные сцены, однозначно попадающие под 18+ и большой смысловой нагрузки на сюжет не несущие, вызывают массу вопросов.

Закадровая экспозиция быстро поясняет читателю, что мама девочки погибла, помогая отцу семейства и теперь они работают вдвоем. Основной сюжет крутится вокруг подземных машин, управляемых странными обезьяноподобными существами. Эти машины каким-то еще более странным образом связаны с жизнями людей, живущими на поверхности и одну из таких как раз и находит Адидас.

Сплетая несколько запутанных сюжетных линий, Питерс направляет Адидас, ее отца и конкурентов (так сказать frenemies) сначала на поиски укрытия от всех бед, а затем в квест к открытию тайн мироздания.

Как и многие другие комиксы Питерса, Koma полна сюрреалистичных визуальных образов и идей, однако в корне несет простые (или не очень) гуманистические или экзистенциальные проблематики.

Описывать комикс подробнее без спойлеров будет довольно сложно, поэтому я просто опишу его как “Матрица, Боун и Дэвид Линч зашли в бар…”. Это, пожалуй, самое точное, что пришло на ум.


Душная пятница #23: Big Questions

Нишевый комикс для любителей андерграунд экспериментов. Через стаю птиц и пару людей в весьма статичной локации Андерс Нильсен показывает нашу с вами (человечью) жизнь, но через пернатых персонажей. При этом люди здесь, напротив, занимают в основном место некоего абстрактного элемента, недосягаемого и инородного в птичьей жизни. Хотя и самим “человекам” здесь тоже в какой-то мере посвящено много времени, и кто-то может поспорить о важности их роли в центральной истории.

Основная проблематика комикса это рассуждения о вечных вопросах и бренности бытия. Несколько линий посвящено проблемам смерти, смысле жизни, любви (в меньшей мере), коллективного образа жизни и… еще разок смерти, пожалуй.

Графика здесь весьма специфичная и более всего мне нравится контраст “комиксовости” (даже картунности, если угодно) и стилизации, в общем-то, довольно близкой к реализму в том, что касается перспективы, объема и всех вытекающих, и это при крайне простых линиях и правилах Нильсена.

Очень томный комикс с очень непростыми вопросами, но на удивление легкой подачей, во всяком случае, в части диалогов и монологов. Странным образом Нильсен заставляет читателя не останавливаться даже когда все крайне плохо и беспросветно.


Душная пятница #24: Gingerbread Girl

В сегодняшнем выпуске речь пойдет о Gingerbread Girl, – совместной работе сценариста Пола Тобина и иллюстратора Колиин Кувер, ранее также вместе работавших над Bandette и Banana Sunday.

“Пряничная девочка” рассказывает простую историю о девочке якобы разделенной со своей сестрой в детстве. В целом это своеобразная история нежелания взрослеть и брать на себя ответственность, прикрываясь метафорическими образами из очевидно сложного прошлого.

Самым любопытным в Gingerbread Girl (и единственной причиной рекомендовать его к прочтению) является интересный нарратив с метафорической передачей факела повествования в очень кинематографичной манере. Начинается комикс с самой героини, но в дальнейшем все ее похождения, вполне себе сквозные по сюжету, комментируются по очереди знакомыми и незнакомыми, будь то продавщица в магазе, бывший бойфренд или случайный залетный голубь на ее окне. Таким образом общая картина проблематики в комиксе поднимается через кучу сторонних наблюдений, слухов и фрагментов диалогов с главной героиней.

Сама история, впрочем, остается незавершенной и драма здесь хоть и пытается пробиться, но меркнет под наплывом “приколюшек” с промискуитетными и просто легкомысленными ситуациями, окружающими главную героиню (которая, кстати, еще и бисексуалка, что лишь подчеркивает ее характер и неумение принимать конкретное решение с финальным результатом).

В целом этот комикс не является каким-то важным или оригинальным, но он пару раз заставил меня улыбнуться нарративным фишкам, а это для меня в комиксах самое важное.


Душная пятница #25: Light Brigade (4 выпуска)

Будучи давним фанатом DC работ Питера Томаси (в основном в паре с П.Глисоном), я с легкостью принял совет товарища почитать Light Brigade ранее в этом году, и какой же это оказался крутейший комикс!

Light Brigade даже названием неплохо передает смысл комикса, хотя и не полностью. События комикса происходят в ВОВ и речь здесь идет о битве небольшого американского отряда американцев, наделенного божественными силами, который должен остановить армию андед-нацистов расы “Григори” на пути к порабощению мира. Знаю-знаю, звучит сальненько и безвкусненько, но на дайте синопсису себя обмануть (как это было со мной).

Light Brigade на деле рассказывает банальный сюжет войны вежду “верхом и низом” на нашей с вами “территории”, это да. Что делает комикс интересным и даже захватывающим, так это его персонажи и диалоги. Для меня лично фирменная динамика Томаси из экшена и душевных диалогов уже повод почитать комикс, но визуальная стилистика похожая на Стива Диллона (Peter Snejbjerg просто божит) и вообще душевность Причера, ощущаемая здесь на каждой второй странице? Дайте два! Хотя дают нам четыре (выпуска), что учитывая увеличенный формат подразумеват 200+ страниц годноты.

Персонажи в комиксе живые и разнообразные. Удивительно как за 200 страниц Томаси удается через 1-2 сцены раскрывать характер, страхи, хобби, отношения солдат для читателя, моментально определяя для себя любимчиков. Причины жить и возвращаться домой тоже являются краеугольными в данной истории для многих персонажей, хотя, в целом тут есть центральный сюжет и протагонист, – солдат Кристофер Ставрос, чья жена буквально только что скончалась в автокатастрофе и чей сын теперь ждет его в одном из детдомов США.

Помимо очевидных прелестей вроде житейских и поп-культурных шуток и отсылок (а они здесь прекрасны), крошева нацистов и добротных персонажей в корне своем Light Brigade оказывается историей веры, причем веры не религиозной, а веры в принципе. Веры в высшие силы, в себя, в своих друзей и, конечно же, в добро и справедливость.

Потрясающий комикс и редкий случай в рамках рубрики, когда я могу от себя лично назвать комикс “мастридным”.

Поделись Радостью