Хотя данная рубрика носит ретроспективный и немного аналитический характер, в этом выпуске рубрики присутствуют СПОЙЛЕРЫ, в частности в главе “Сюжет и наследие”, так что читайте на свой страх и риск.


4973886-superman+#423+12282015

Издательство: DC Comics

Выпуски: Superman #423, Action Comics #583

Сценарий: Alan Moore

Рисунок: Kurt Swan 

Тушь: George Perez (Superman #423), Kurt Schaffenberger (Action Comics #583)

Обложки: Kurt Swan & Murphy Anderson (a.k.a. “Swanderson”)

Леттеринг: Todd Klein

Цвет: Gene D’Angelo

Дата выхода: 1986

Дело было в далеком 1986 году, вселенную DC вовсю разрывал Crisis on Infinite Earths. Этот легендарный кроссовер, достойных аналогов которому, по моему мнению, свет еще не видел и уже не увидит, положил начало новой вселенной DC, объединивший многие миры издательства в один новый, свободный от старой континьюити мир. Как гласил слоган Worlds will live, worlds will die. And the DC universe will never be the same. И это было правдой, а не той “жвачкой”, которую нам подсовывает Marvel последние 10 лет. Справедливости ради Infinite Crisis (2005-2006) DC был близок к повторению успеха оригинала, но это все равно было нечто иное.

На фоне новой эры, в первую очередь читателей ждали изменения в истории главных персонажей, в том числе и Супермена. На горизонте уже маячил Джон Бирн с его, теперь уже ставшим легендарным, раном на комиксе Man of Steel, переосмыслившим происхождение персонажа и закрепившим многие детали и неточности в новой вселенной DC.

Тогдашний редактор Супермена Джулиус Шварц хотел эпично закончить свою эпоху работы над последним сыном Криптона. В размышлениях о том, как сделать нечто особенное он понял, что хочет создать действительно “последнюю историю Супермена”. Разумеется, понимая, что и в будущем нас ждем много историй о Человеке Из Стали, Шварц решил создать собирательную историю, одновременно отражающую суть персонажа и демонстрирующую все важные элементы многолетней истории. Что символично – на фоне грядущих после Кризиса перемен, по сути DC действительно стирали старого Супермена, и планируемая история в каком-то смысле становилась последней, во всяком случае для того поколения читателей. Проводя аналогию с текущими сериями в Супермене, можно наблюдать прямо обратный успеху тех лет процесс.

Разработав сюжет, которым Джулиус бы хотел закончить свое “правление”, он начал искать авторов, и если с художником все стало понятно сразу (об этом чуть ниже), то со сценаристом все вышло очень “в стиле DC”. Разумеется первое имя, пришедшее в голову  редактора было – Джерри Сигел (один из оригинальных создателей Супермена). Джерри сразу было согласился, но из-за каких-то юридических вопросов, на разрешение которых не было времени, было принято решение искать ему замену.

Чуть позже, за завтраком с Аланом Муром, Шварц рассказал ему о своих проблемах. Отодвинув кресло, Алан встал, схватил Джулиуса за шею и сказал: “Если эту историю напишу не я, а кто-то другой, – я убью тебя”.

Разумеется, не угроза смерти, но набирающая темпы популярность Алана Мура, как одного из главных талантов современности, убедила Джулиуса моментально согласиться с Муром.

Как я уже написал выше, с художником все было решено в момент рождения идеи в голове Джулиуса. Курт Свон – являлся давним уважаемым художником комиксов о Супермене, и не выбрать его было бы кощунством.

С тушью все было еще интереснее. Тушиста было 3:

  • В первую часть истории Superman #423 был приглашен Джордж Перес, в то время уже не нуждающийся в представлении (New Teen Titans, Crisis on Infinite Earths);
  • Во вторую половину истории Action Comics #583, Джулиус позвал Курта Шаффенбергера, который также известен частой работой над рисунком/тушью Супермена. Так как Шаффенбергер никогда не работал в паре со Своном, Джулиус хотел исправить это упущение.
  • Дорабатывать обложки Свона поручили Мерфи Андерсону, желая в последний раз воссоединить старый добрый дуэт “Swanderson”.

Говоря о рисунке, стоит отдельно отметить обложку Брайана Болланда (“after Swanson”), на мой взгляд, не очень хорошо “переработанную”:

ActionComics583-SupermanWhateverHappenedToTheManofTomorrow

Кстати люди на оригинальной обложке (трое в центре) – это Джанетт Кан, Курт Свон и Джулиус Шварц (слева направо).

Сюжет и наследие

Основное действие происходит 10 лет спустя после смерти Супермена. Лоис Лейн, теперь уже семейная женщина с маленьким ребенком, дает интервью репортеру Daily Planet. Далее следуют СПОЙЛЕРЫ.

Большая часть комикса выглядит как пересказ события 10-летней давности. Супермен, привыкнув к относительно спокойной жизни, после победы над всеми серьезными врагами, становится свидетелем странных событий. Сначала Бизарро, до этого безвредный громила из параллельного измерения, совершает геноцид своей планеты, затем убийсто невинных людей и, наконец, самоубийство. Затем двое никчемных злодеев Toyman и Prankster разоблачают тайну его личности, предварительно выпытав и убив друга детства Кларка Пита Росса. Постепенно, понимая и чувствую, что дальше будет только хуже, Супермен забирает самых близких ему людей в Крепость Одиночества.

prankster3

Ожидая неминуемой смерти, Кларк, накануне посещенный Легионом СуперГероев 30-ого века и Супердевушкой из прошлого (в упомянутом выше кроссовере, она умерла), понимает контекст их визита, усугубленный “прощальным подарком”.

tusetjwiwzzwoqtvo7ns

Тем временем Лекс Лютор, порабощенный Брэйниаком начинает атаку на Крепость, с целью отомстить Супермену, уничтожив его и его близких. В этой финальной битве, помимо появления и смерти друзей Супермена вроде Ланы Лэнг, Джимми Олсена и Крипто Супер-пса, мы наблюдаем еще и классических злодеев вроде Криптонитового Человека. Самом собой, все это действо пропитано отсылками ко множеству предыдущих историй, читать которые Вы вряд ли станете:

cc-jm-ll-covers

Разумеется, злой гений, стоящий за кровопролитием также является давним (абстрактным) врагом Супермена, доведенным до абсолюта Аланом Муром. В конце зло оказывается поверженным, но мертвые остаются мертвыми, а Супермен, вынужденный совершить убийство своего врага, также умирает, пусть и метафорически.

Сама концовка и является квинтэссенцией Супермена, как персонажа. Вопреки мнению менее начитанных читателей и злостных ленивых хейтеров, существует огромное количество качественных, и даже легендарных историй о последнем сыне Криптона. Но эта история, пожалуй, самая важная. Я бы сказал, что позже Грант Моррисон в своем All-Star Superman попытался (успешно) повторить успех этой концепции, правда менее оптимистично и более лениво “в духе Моррисона”. Хотя этот комикс я тоже обожаю, не кидайтесь помидорами!

3116825-supermanwhttmot-45+whatever+happened+to+the+man+of+tomorrow

Так вот, суть в том, что Супермен решает самовольно отнять свои силы с помощью золотого криптонита. Предположительно считающийся погибшим во льдах арктики, Супермен на самом деле является Джорданом Эллитом (отсылка к Джор Эл’у), – мужем Лоис и отцом ее ребенка. Более того в финальных кадрах Алан Мур показывает нам, что ребенок Лоис и Кларка родился с силами, хотя сам Кларк/Эллиот, исходя из контекста истории, теперь обычный механик, счастливый в браке. Это наглядно демонстрирует суть персонажа и то, почему существует масса хороших комиксов про него. Отказ от своих божественных сил, во благо своих гуманистических принципов (“не убивать”) намного нагляднее демонстрирует человечность Супермена, чем все его многочисленные попытки пожертвовать собой ради чужих жизней и спасения мира. Как сам Кларк заявляет в конце истории

“Супермен был переоценен. Слишком эгоцентричен. Он думал, что мир не сможет обойтись без него”.

-Супермен

Ну и классическое подмигивание, просто гениально для финальной панели “финальной” истории.

1226666636824283278

Два выпуска классического комикса никого не оставят равнодушными. Как это принято у Алана Мура, читатель после прочтения остается наедине со своими мыслями, и мыслей этих обычно много и все они о вечном и главном в нашей жизни.

Если Вы не читали, возможно, самую важную историю о Супермене “Whatever happened to the man of tomorrow? ” 1986 года, то Вы однозначно упустили нечто значимое, поверьте мне на слово.

Поделись Радостью
  • ну после такого обзора и читать-то ничего не надо, всё рассказали от начала до конца, со всеми сюжетными поворотами 😉

    • Гранько Максим

      В этой рубрике я пишу как правило про старые комиксы, и даже отдельные выпуски в ретроспективе, что без спойлеров не всегда удается ибо обсуждение и анализ деталей часто и есть цель статьи (к тому же часть про сюжет я выделил отдельно). Поэтому я разграничил более привычные Обзоры в отдельной соответствующей рубрике, где спойлеров практически нет или они спрятаны и есть предупреждения, да и комиксы там современные, где spoiler alert актуальнее. С др. стороны, если Вас это напрягло, я думаю, что буду напоминать про спойлеры в начале выпусков рубрики, где спойлеры могут испортить удовольствие от прочтения. P.S. комикс все равно стоит прочитать, уверяю.

    • Гранько Максим

      Отметил в начале статьи про спойлеры. В др. статьях вроде бы писал там где это актуально. Спасибо за комментарий, буду внимательнее к спойлерам в этой рубрике!

      • да, на мой взгляд, прямо в начале раздела “Сюжет и наследие” можно было бы отметить, что дальше начинаются спойлеры, и вопрос был бы закрыт.

        а так вы плавно рассказываете о данном достаточно уникальном произведении, потом даёте завязку сюжета, и тут же без всяких предупреждений – бах, бах, бах, бах! – зачем-то на месте убиваются все ключевые повороты сюжета. финальный абзац с рекомендацией прочесть комикс выглядит уже форменным издевательством 😉