С прошлого выпуска “воскресного чтива” прошло уже неприлично много времени, но я никогда не говорил, что ее закрою, поэтому почему бы не написать статейку-другую. Итак, на “воскресном” столе для резки комиксного мясца The Massive Брайана Вуда. Издательство: Dark Horse Сценарий: Brian Wood Рисунок: Kristian Donaldson, Garry Brown, Gary Erskine, Declan Shalvey, Danijel Zezelj Цвет: Dave Stewart, Jordie Bellaire Обложки: John Paul Leon, Brian Wood Год издания: 2012-2014 Количество выпусков: 30 онгоинг + нулевой выпуск + 6 выпусков мини-серии Ninth Wave (приквел) С творчеством Брайана Вуда я знаком давно. DMZ была одной из первых серий Vertigo что я читал еще юнцом лет 10 назад, наряду с классикой вроде Y: The Last Man, Transmetropolitan, Preacher и прочими взрослыми комиксами издателя, ныне ставшими современной классикой. DMZ произвел на меня впечатление, как минимум форматом повествования, поскольку ни до не после я не видел развлекательных работ по альтернативной истории столь страстно эксплуатирующих военную журналистику, при этом оставаясь одновременно увлекательным приключением и политическим триллером, но с точки зрения именно журналиста. Поскольку Northlanders я едва касался, The Massive практически 10 лет спустя стал второй крупной авторской работой Вуда на моем пути (не считая его работы для Marvel и Конана в Dark Horse, кои я, кажется, читал почти все). The Massive рассказывает историю траулера (промышленного судна) Kapital и его капитана Каллума Израэля, вместе со своей командой ищущего этот самый Massive – второй корабль организации Ninth Wave (Девятый Вал). Ninth Wave – организация энвайроменталистов (борцов за охрану природы), ныне выживающая в мире после глобальной катастрофы, именуемой в комиксе как Крушение. Собственно, комикс изначально позиционировался Вудом единым вопросом: “что значит быть энварйроменталистом на погибающей планете?” Не вдаваясь в спойлеры, стоит сказать, что комикс в целом рассказывает историю 3 основных персонажей: Капитана Израэля, его первого помощника и любовницы Мэри, и второго помощника Мэга. Герои плотно связаны между собой, их будущее и прошлое переплетается вплоть до финала истории. Остальные персонажи привносят контраст в идеологии, мотивации, поступки главных героев, но едва ли сильно на них влияют; в этом плане Капитан здесь КАПИТАН, и в этом сомнений у команды не возникает, зато возникают у самого Каллума, что делает его наиболее интересным и самодостаточным из персонажей. Путешествуя по всему миру в поисках корабля-собрата, пропавшего, но якобы подающего сигнал то тут, то там, команда “Девятого Вала” вынужденно сталкивается со сложностями, будь то современные пираты, бывшие магнаты, ныне ставшие викингами на весельных лодках, или изолированные на бурильной станции китайские группировки с атомной лодкой. В этом плане комикс во многом больше напоминает Y: The last man, нежели DMZ. А вот по стилю и структуре нарратива The Massive как раз таки больше похож на вышеупомянутый DMZ. Особенно в этом ключе выделяется манера Вуда подавать исторические и чаще псевдоисторические факты в справочной манере. Но если в DMZ это носило характер локализованных сносок о военных и геополитических нюансах, порой “размазанных” по целым выпускам (сильно утяжеляя чтение), то в “Массиве” они представляют собой пару страниц глобальных изменений на номер, стратегически раскиданных между сценами для дополнения текущей истории, порой отделяя их еще и от флеш-беков. Стоит также заметить, что в виду тематики речь здесь идет не только о геополитике, но и геологии, океанологии, астрофизике и всем что связано с землей и служит контексту истории. Более того, сделаны эти факты и флешбеки “на стиле”, так сказать, с однотонными вставками, не сливающимися с основной историей. Стиль далеко не единственное достоинство комикса, хотя и к нему я еще вернусь. Однако сначала мне хочется отметить невероятно продуманную и четкую структуру. В современном мире филлеров, франшиз и необходимости писать комиксы под тпбшки и омнибусы The Massive знатно выделяется из этой массы. Весь комикс (кроме 0 номера, собранного из антологии Dark Horse Presents) разбит на 8 арок по 3 номера в каждой с завершающим финальным актом на 6 номеров с эпичным названием Ragnarok. Насколько я помню в DMZ (да и в Northlanders из того, что я видел) применяется подобный подход, причем в “Северянах” Вуд еще и ломает хронологию. Здесь ничего не проседает, не оставляет недоумевать и продумано от начала и до самого конца. Да назвать комикс одинаково увлекательным нельзя, но некоторые арки вынужденно показывают менее захватывающие аспекты разрушенного “Крушением” мира, чтобы показать насколько все плохо в той же степени, в коей автор хочет показать что не все потеряно. Четкая структура ведет за собой и порядок раскрытия персонажей, и их место в истории; и даже дырки, раскиданные по пути, здесь тоже сбалансированы и не случайны. Так в середине комикса, начинают происходить непонятные моменты, вроде появления Мегалодона (первобытной акулы) посреди атлантики и внезапно, в последней трети, история из хорошего около-политического триллера превращается во вполне себе эпичный и захватывающий философский сай-фай про конец света и наши с вами место и роль на планете Земля. При этом Вуд, в лучших традициях научной фантастики, оставляет место для фантазии читателя, раскрывая и нам, и персонажам что произошло, и почему это произошло, но не показывая всю исходную историю, оставляя кое-что за кадром, потому как на комикс эти факты никак не влияют. Помимо 1-30 номеров есть также 0 номер (фрагменты из антологии Dark Horse Presents) и приквел-история Ninth Wave, сосредоточенная на отдельных членах команды “Девятого Вала” до “Крушения”, читать которую совсем и не обязательно, хотя она и довольно интересна. Иллюстрации Гэри Брауна. В том что касается художников, то открытий для меня здесь не было. “Подходящие” будет, пожалуй, самым правильным термином в моем понимании. Причем подходящих и под настроение и под тематику и, главное, под заданный феноменальными обложками стиль Джона Пола Леона. Подавляющую часть комикса рисовал Гэри Браун; весьма хаотичные и “штормящие” иллюстрации с массивными (каламбур) тенями как нельзя кстати подходят и под грозу в конец света, и под палящее солнце Сахары с ее песочными бурями. Отдельно хочется отметить красивый, но более “вылизанный” (в понимании современных комиксов) рисунок Дэклана Шэлви на том самом номере про Мегалодона, вызывающий смешанные чувства, одновременно привнося контраст в историю в той же степени, в коей он немного выбивается из общей стилистики Леона и Брауна. Дэклан Шэлви (The Massive #11). Отличная история с хорошими художниками. Что есть, то есть. Однако, если говорить честно, еще сильнее меня зацепил здесь дизайн. Дизайн обложек, логотипов, оформления и верстки, да вообще всего (библиотечные издания Dark Horse, кстати, тоже топовые). Не даром Брайан работал в Rockstar Games дизайнером и иллюстратором для Max Payne и GTA (и еще пары-тройки проектов в которые мне не довелось играть), да и в рекламе успел оставить след. В купе с Джоном Полом Леоном (Earth X) они сделали абсолютно привлекательный продукт для любителей качественных композиций, буковок и иллюстраций. Пожалуй, обложками и закончу. Поделись Радостью1Поделиться