Издательство: Vertigo

Сценарий: Grant Morrison

Рисунок: Sean Murphy

Год выхода: 2010-2011

Грант Моррисон безоговорочно является одним из самых важных людей в индустрии комиксов. Говорить о нем, как правило, не нужно даже самым зеленым новичкам. Сегодня же речь пойдет о далеко не самом известном из произведений Гранта.

Joe the Barbarian рассказывает историю юного галлюцинирующего диабетика по имени Джо, но давайте начнем сначала.

Джо недавно потерял отца, находящегося на службе за океаном. Его мать пытается отвоевать дом, итак принадлежавший по наследству ее мужу. Жизнь Джо и без того не проста, но одним совсем не прекрасным днем, находясь на чердаке в своей огромной комнате, мальчик понимает, что не съел вовремя шоколадку и начинает впадать в гипогликемический шок. Разумеется, и таких неприятностей Моррисону не хватило, и он устроил за окном настоящий шторм, вырубивший свет в доме. Таким образом, практически весь комикс представляет собой спуск Джо вниз по лестнице в подвал, для возобновления электричества в доме.

Скучно, не так ли? Конечно же, нет, ведь Джо чуть ли не каждую секунду прыгает между реальным и фантастическим миром, галлюцинируя почище обдолбанных любителей психоделик-рока в вудстоке 60-х. На структуре нарратива в 2 мирах одновременно и строится этот комикс из 8 слегка увеличенных выпусков.

Разделение нарратива здесь условно, ведь Джо понимает, что скачет туда-сюда и галлюцинирует, иллюзий касательно своего состояния не испытывая. Мальчик взвешенно ставит простые цели в порядке приоритета: спуститься по лестнице, достать банку газировки из холодильника, включить рубильник в подвале… Вот только простые в обычном состоянии дела превращаются в небывалой сложности квесты.

В галлюцинациях его ручная крыса становится могучим крысо-варваром, местный хулиган – “гигантским” сыном короля гномов, симпатичная знакомая – изобретательницей и так далее. Родители Джо также занимают свое место в выдуманной части истории.

Как вы, вероятно, могли догадаться, в воображаемом мире Джо облачает свои страхи и надежды в нечто материальное, в то, что можно проще понять и чему можно дать тумаков. Интересно, что главный эмоциональный и объективизированный страх (если так можно выразиться), хоть и предсказуемый, Моррисон держит до последних выпусков.

Сам выдуманный мир помимо личностей из повседневности Джо отражает и все окружение протагониста в ином свете. Вода из открытого водопроводного крана, в купе с лестницей по которой она стекает, образуют новую невиданную реку в воображаемом мире; агрессивный пес, случайно забредший в открытую дверь (да – Джо тот еще разгильдяй), становится драконоподобным монстром; заветная бутылка с газировкой превращается в фонтан жизни и т.д.

Интересно наблюдать, как Грант шаг за шагом добавляет истории сюжетных линий, увеличивая эмоциональный груз Джо; мальчик теряет сознание, его крысу кусает собака, а дом медленно превращается в местный водопад – все это результат ранних небрежных действий Джо, каждое из которых он пытается исправить по мере повествования.

Моей единственный, но очень весомой претензией является вторичность и однообразность истории в целом, что Гранту редко свойственно. Разбавь он комикс нелинейным раскрытием потери отца Джо, проблемами с правами на дом и диабетом мальчика, переплетающимися с галлюцинациями, – комикс вышел бы намного сильнее. Грант же в самом начале сливает вообще все проблемы и на деле читать становится скучновато уже после 2 выпусков, когда понимаешь, что мистики и прочего здесь нет, а концовка понятна сразу по общему настроению комикса.

За визуальную часть отвечает Шон Мерфи. В целом у него всегда лучше выходили минорные темы, хотя возможно мне так кажется из-за нарочито небрежного стиля художника и моего не столь обширного знакомства с его творчеством.

С точки зрения концептов в выдуманном мире тут все хоть и не свежо, тем не менее, довольно забавно. Особенно порадовали ожившие игрушки из 80х и 90-х вроде Хи-Мена, капитана Жана-Люка Пикара, Бэтмена и Робина и др.

За вычетом “вкусовщины”, видно, что Шон свое дело знает. Есть в рисунке любого комикса определенные правила раскадровок, кинематографичности, перспективы и т.д. Правила эти не всегда в полной мере способны понять люди не из этой профессии (вроде меня), но чувствовать, что все “как надо” можно просто много читая и анализируя комиксы, а также разговаривая с более знающими людьми. Так вот – тут все как надо.

Шону удаются и трогательные сцены, подчеркнутые его “неаккуратным” стилем, и эпичные бои с динамичными секвенциями постоянных погонь. Больше всего мне запомнились пейзажи, превосходно раскрашенные Дэйвом Стюартом (Ха! Будто бы он умеет красить как-то иначе).

В общем и целом комикс достаточно неплохой (не видел пока у Гранта откровенно плохих историй), но если вы читали более “серьезного” Гранта, или более трогательные истории подобного типажа от других авторов (Tellos, I Kill Giants, например), то вряд ли Варвар Джо займет в вашем сердце особое место.

Поделись Радостью
  • “мальчик понимает, что не съел вовремя шоколадку и начинает впадать в гипергликемический шок”.
    Гипергликемия – это повышенное содержание сахара в крови, бороться с этим состоянием приёмом дополнительной шоколадки довольно странно. Более того, сахарный диабет – это как раз хроническая гипергликемия, т.е. мальчику для нормальной жизнедеятельности нужно периодически инсулин принимать, а не сладости. И лишь при передозировке инсулином есть риск вызова гипогликемии (которая тоже в тяжёлой форме сопровождается потерей сознания и комой). В общем, что-то тут не то.

    • Гранько Максим

      ГИПОгликемия, конечно. Спасибо, поправил. Даже в комиксе он говорит просто hypo, если правильно помню =)