1

Издательство: Pantheon Books

Сценарий, рисунок и цвета: David Mazzucchelli

Сегодня я расскажу об одном из самых интересных комиксов/графических романов, что я когда-либо читал – Asterios Polyp.

Я игнорировал комикс до недавнего времени, хотя вышел он еще в 2009 году, вскоре получив 3 премии Айснера и 3 Харви. Прочитав это произведение, могу сказать, что я рад многолетнему неведению, потому что в 2009-2010 годах я, возможно, не смог бы оценить комикс по достоинству.

Asterios Polyp рассказывает историю самоуверенного архитектора Астериоса Полипа, преодолевающего череду личностных кризисов. В день пятидесятилетия главного героя его квартира сгорает в результате удара молнии, оставляя его практически ни с чем. Прагматичный Астериос забирает в банке небольшие сбережения, доезжает до близлежащего провинциального городка и, прочитав несколько книг об автомеханике, устраивается помощником в местной автомастерской.

Благодаря изначально хитро введенному в историю рассказчику в виде закадрового голоса мертворожденного брата-близнеца Астериоса, мы узнаем часть истории с потусторонней стороны, можно даже сказать из небытия. Столь необычный формат нарратива позволяет нам видеть мотивацию и причины поступков Астериоса более детально и в иной перспективе. Собственно, само знание о потере своего брата-близнеца и является камнем преткновения в жизненном равновесии главного героя. Всю жизнь Астериос считает, что потеряв брата, которого не знал, он лишился чего-то важного, будто бы он сам то ли недостоин нормальной жизни, то ли живет жизнью чужой.

2

Экзистенциональные проблемы подсознательно разрушают жизнь архитектора, превращая Астериоса в сломанного и сложного человека. Ирония жизненных взглядов Астериоса заключается в том, что при всем своем уме и образовании, он бесповоротно уверен, что всем вещам свойственен исключительно дуалистический характер, без каких-либо произвольных серых оттенков. Именно в изучении вопроса дуализма, как элемента человеческой природы и культурно-духовного столпа многих цивилизаций, и кроется большая часть Asterios Polyp.

3

Своим рисунком и цветами автор максимально преумножил восприятие истории читателем, создав нечто феноменально сложное в своей простоте.

На фоне большинства на первый взгляд обрывочных иллюстраций, трактовка которых подчеркивается самим нарратором, основным графическим примером того самого дуализма служит изображение самого Астериоса и его жены Ханы. Большая часть иллюстраций в комиксе привязана именно к их противоположностям в цвете и форме. Если Астериос изображается преимущественно в синих оттенках с жесткими и четкими контурами, очерчивающими геометрически выверенные формы, то Хана показана нам округлой, плавной, всегда в розовых тонах и часто в виде штриховки. Эта основа отражается во всем, начиная с окружающей их обстановки и заканчивая отображением их восприятия действительности.

039

Кстати и сюжетно их отличия друг от друга автор всегда привязывает к рисунку. Яркий пример – Астериос является архитектором теоретиком, тогда как Хана – скульптор (как противоположность – практик, созидатель в отличие от ее мужа). Дополняя друг друга, эта пара напоминает всем известный японский символ равновесия, на что указывает и автор:

инь ян

Впечатляет то, как Дэвид Маццукелли каждый раз добавляет новые способы использования этого приема, и на деле, пара разных линий и цветов превращаются из способа отображения базовых эмоций в мощнейший инструмент рассказчика. Вот яркий пример: автор демонстрирует восприятие реальности в перспективе прошедших лет (см. рисунок ниже).

figure013

Говоря о цветах, отдельно нужно отметить, что они также служат своеобразным “разделителем” комикса на условные фрагменты, позже превращаясь в финальный соединяющий элемент нарратива.

Автор очень равномерно распределяет флэшбеки и настоящее Астериоса, в том самом маленьком городке Apogee, где, как я уже написал выше, последний работает механиком, занимаясь рутинной работой. В реальном времени и сновидениях превалируют немного тусклые желто-синие тона, но позже читатель (внимательный читатель) понимает, что эти цвета свойственны сценам, в которых главный герой банально сомневается в своей философии, взглядах и вообще в причинах происходящего, что подчеркивается контрастными, сине-розовыми (концептуально черно-белыми) воспоминаниями из его самоуверенного прошлого.

Еще пример: моменты пугающей ясности изображаются монотонным фиолетовым оттенком.

фиолетовый

К концу истории цвета начинают сливаться, и происходит нечто очень красивое и необычное, о чем Вы узнаете, прочитав эту историю самостоятельно.

Мой вам совет: после прочтения вернитесь в самое начало и прочтите книгу еще раз. В перспективе вы увидите, насколько объёмен и продуман этот комикс. В самом начале мы видим отголоски того, что позже складывается в невероятную историю, шаг за шагом приближающую нас к неминуемому финалу и личностному росту Астериоса Полипа.

В заключении добавлю, что Asterios Polyp – одно из тех произведений, которые надо в обязательном порядке изучать в школе, но вот на каких именно предметах, сказать сложно.

яблоки

Поделись Радостью