Издательство: Top Shelf Productions, Pantheon

Сценарий и рисунок: Craig Thompson

Год выхода: 1999

Крэйг Томпсон – мастер своего дела. Ныне ему не нужно доказывать это ни читателям, ни критикам. Однако, комикс, о котором пойдет речь в этой статье, был выпущен в далеком 1999 году, когда Крэйг только начинал свой творческий путь и ситуация на тот момент была совершенно иной. Сегодня я расскажу вам о первом полноценном графическом романе Крэйга Томпсона Good-bye, Chunky Rice. Сам комикс довольно небольшой по сравнению с последующими работами Томпсона – всего 128 страниц, поэтому углубляться в пересказы я не буду.

Good-bye, Chunky Rice отчасти является историей взросления, хотя основная канва комикса строится вокруг конфликта одиночество/дружба, попутно раскрывая и столь любимую автором проблему халатного воспитания детей.

Главный герой Чанки Райс – маленькая черепашка, желающая, наперекор своим сомнениям, оставить провинциальный городок и лучшего друга в стремлении начать следующий этап своей жизни.

Забавным покажется тот факт, что животные здесь интегрированы в людской мир, как бы невзначай. Говорящая черепашка на судне с людьми? Ерунда! Мышка на велосипеде посреди людной улицы? Все в порядке! Эта абсурдность как раз и добавляет видимой “детской” подачи в произведение, хотя если этих персонажей заменить на людей, выйдет что-то больше похожее на авторское творчество Джеффа Лемира вроде Essex County или Underwater Wielder – превосходный slice-of-life о поиске своего места в этом мире с нотками иронии и ностальгии.

Даже будучи ранней работой автора, Good-bye, Chunky Rice уже полон узнаваемых визуальных приемов вроде переходов из одной сцены в другую посредством символических предметов или образов, кинематографических перспектив, нестандартной работы с панелями и плавного, несколько “мультяшного”, леттеринга, придающего довольно грустному произведению свой романтический и оптимистичный флёр. Да взять хотя бы “звуковую” аллюзию в конце книги на ее начало – просто бесподобно.

Открытки благодарности Джеффу Смиту и Эдди Кэмпбеллу за поддержку проекта.

Замечу, – я глубоко убежден, что этот комикс напрасно не покрашен. Да, графика уже стала характерной чертой творчества Томпсона, но его недавний Space Dumplins (про который я обязательно еще напишу материал) показал, что в цвете его детские книжки работают превосходно. Быть может дело в том, что Good-bye, Chunky Rice – это не совсем детский комикс? Позиционируется произведение как all-ages комикс, но написан он точно для взрослых, да и черно-белый рисунок не вызвал бы у меня лично желания читать такую историю в детском возрасте. Может 16+? В любом случае, ни у Top Shelf, ни у Pantheon (издатель с 2006 года) комикс в цвете не выходил. Знаю, этот момент может показаться глупостью, если бы не яркие открытки, обложки и просто промо арты, которые позже делал Томпсон, дразня фантазии читателей…

По легкости повествования, Chunky Rice действительно местами напоминает современную сказку, за что все почести, опять же, можно смело отдать картунистскому и писательскому талантам Томпсона. То, как автор разбавляет трогательные и душещипательные сцены переходами к ностальгическому настроению, в по-своему позитивное русло, каждый раз впечатляет. Легкость в подаче можно часто объяснить намеренным игнорированием автором логических цепочек. Так, например, само расставание в центре истории, равно как и путешествие Чанки в “большой мир” не обусловлено никакой объяснимой читателю мотиваций и просто представляется как данность, причем подчеркивая самими героями. В процессе прочтения, все эти моменты как бы уходят на второй план и сразу выглядят как вполне очевидная метафора на абсолютную неизбежность взросления. Порой Томпсон даже изображает вечные человеческие ошибки и сожаления, причем абсолютно простым и нарочно наивным языком персонажей.

Я писал выше, что конфликт здесь представлен тематикой дружбы и ее антипода – одиночества. Разумеется, раскрыть эти вопросы было бы невозможно без темы потерь и их последующего принятия. Смирение с неизбежностью, как мне кажется, является важной для автора темой, раскрываемой и в последующих его работах, однако здесь события хоть и поданы местами жутковато, все равно обладают некоей сценарной аурой спокойствия или… принятия? После значительных эмоциональных потрясений читателя к концу истории окатывает волна оптимизма и веры в то, что все плохое в жизни – это лишь этап на пути к добрым и хорошим вещам. Не каждый автор способен так играть с эмоциями читателя, и это дорогого стоит.

Тематика произведения здесь, как и всегда у Томпсона, раскрывается в первую очередь персонажами. Практически каждый из основных персонажей терял кого-то близкого в своей жизни. Все персонажи крайне выразительны, но каждый по-своему. Капитан корабля, потерявший некогда любимую женщину, заполняет пустоту лишь любовью к океану; его травмированный в детстве брат ищет нового друга, чтобы заглушить детские воспоминания и т.д.

Характерным для автора моментом также покажется неоднозначность персонажей. Например, главный герой Чанки и его подруга сами обрекают себя на страдания и оба не уверены, что оно того стоит. Обратным примером могут послужить сиамские сестры-близнецы, постоянно ищущие позитив в маленьких радостях, смиряясь с данными им картами.

Чего и говорить – каст здесь просто изумительный. Персонажей не много, но каждый из них показывает иную жизнь, иные реалии нашего существования, и с практически каждым из них вы сможете провести параллели из своей жизни.

Вердикт: Good-bye, Chunky Rice обязателен к прочтению всем фанатам творчества Крэйга Томпсона, а всем остальным я просто рекомендую его от всего сердца.

Поделись Радостью