Stan-SakaiЧерно-белый кролик-самурай впервые появился на страницах антологии Albedo Anthropomorphics №2 в 1984 году (первая самостоятельная работа Стэна Сакаи), но в скором времени ему было суждено переехать в издательство Fantagraphics, и в антологию Critters.

Первой собственной серией он обзавелся чуть позже, в 1987 году, под эгидой того же Fantagraphics. С 1993 по 1995 второй том приключений Усаги издавался вMirage Studios, известной российской публике как первый «дом» Teenage Mutant Ninja Turtles, а затем серия обрела постоянную прописку в Dark Horse. Отдельно стоит отметить, что в истории Usagi Yojimbo было еще одно издательство: Radio Comix, выпустившее два номера The Art of Usagi Yojimbo (не путать с артбуком от Dark Horse!), включающих одну короткую историю, массу скетчей и неопубликованных ранее иллюстраций.

Всего же за 31 год существования серии Стэн Сакаи написал более 200 регулярных выпусков, мини-серий и специальных выпусков, а также один графический роман. Чуть позже я подробно расскажу обо всех значимых комиксах про Усаги, а пока начну с самого начала. С идеи.

2

Стэн Сакаи, является, пожалуй, лучшим примером того, как можно успешно адаптировать восточный контекст в формате, близком к американской аудитории. Стэн, являясь японцем по национальности, вырос на Гавайях, читая американские комиксы, но вдохновляясь и японскими произведениями этого вида искусства, о чем неоднократно упоминал сам. На его творчество повлияли множество талантливых авторов вроде Стива Дитко, Джека Кирби и Серджио Арагонеса, с которым Стэн давно дружит и работает над совместными проектами. Собственно, первой серьезной работой Стэна оказалось выступление в качестве леттерера для Серджио Арагонеса в комиксе Groo the Wanderer. По словам Сакаи, работа с Арагонесом повлияла на него не только в художественно-эстетическом плане, но и научила проводить серьезные исторические и культурологические исследования для достижения правдоподобного результата.

Хотя Сакаи и рос на традиционной супергероике Marvel и DC, его с самого начала больше привлекала идея собственных независимых проектов. Однако самостоятельной издательской деятельностью автор никогда в итоге не занимался, несмотря на призывы Серджио Арагонеса попробовать освоить и эту область. Серджио, что примечательно, также никогда не прибегал к самиздату, но почему-то с большим энтузиазмом советовал это своему другу и коллеге.

Стэн Сакаи всегда хотел нарисовать комикс о приключениях самурая, вдохновляясь образом Miyamoto Musashi* — великого самурая, жившего в XVI-XVII веках. Изначально Стэн не планировал рассказывать историю через образы животных, придерживаясь идеи максимального реализма. Однажды он нарисовал кролика с подвязанными ушами, проводя аналогию с тем, как самураи носили волосы — в пучке. Дальше все получилось само собой. В том числе 20 номинаций и 4 премии Eisner Award.

3*Сразу сделаю оговорку: в данной статье все имена собственные и некоторые японские слова я оставил без транслитерации (она уже сделана на английский язык), поскольку, исключительно на мой вкус, на русском языке читать и воспринимать их не так удобно.

Действие истории происходит в Японии периода Эдо (1603-1868 гг.). Главный герой серии — Usagi Yojimbo, что дословно означает «кролик-телохранитель». Здесь необходимо объяснить, что в Японии фамилия идет перед именем. Таким образом, имя главного героя — Miyamoto Usagi. Начало истории довольно незамысловатое. Кролик скитается по землям Японии, время от времени подрабатывая телохранителем, после того, как стал ронином.   Ronin — дословно значит «человек волны», что является идиомой для образа «скитающегося человека».

Исторический смысл, однако же, заключается в том, что Самурай, не сумевший уберечь от смерти своего господина (или если его господин потерял власть и земли), должен был по кодексу самурая (Bushido Shoshinshu) совершить ритуальное самоубийство сеппукку (оно же харакири), в противном случае обрекая себя на бесчестие, существуя сам по себе. Стоит отметить, что в выбранную автором эпоху статусы Ронинов подвергались сильному угнетению со стороны завистливых самураев или феодалов, часто видящих (иногда ре без причин) угрозу в стремительном росте количества этих самых ронинов. Образ Usagi именно тем и примечателен, что будучи ронином, он продолжает следовать кодексу самурая и сохранять поразительную наивность и идеализм, при этом принимая свое изначальное поражение, но не отказываясь от дальнейшего поиска своего места в мире, что для многих ронинов того времени было редким явлением (среди них было огромное количество бандитов и мародеров).

Usagi Yojimbo во многом обязан японскому кинематографу и часто отсылает к работам Акиры Куросавы (даже название является производным от фильма 1960 года Yojimbo) и другим иконам японского кино, например: Lone Wolf and Cub, Zatoichi и Godzilla. Также на серию частично повлияла работа упомянутого мною ранее Серджио Арагонеса на его авторском комиксе Groo the Wanderer. Однако общий тон Usagi намного серьезнее и вдумчивее большинства проектов подобного формата. Здесь есть место настоящему насилию, и его немало. Но Стэн Сакаи изображает кровопролитие и убийства так тонко, драматично и (чаще всего) карикатурно, что это лишь подчеркивает элегантный стиль автора.

Стилистически серия идеальна в своей простоте. Казалось бы, чего можно ожидать от черно-белого комикса с кроликом-самураем? Но на самом деле серия превосходит многие другие представители жанра. Историческая точность, с которой автор передает культуру и традиции общества того времени, завораживает. Я, как человек далекий от восточных традиций и культуры, нашел для себя новую тему для глубокого изучения. И именно это делает серию столь значимой. Подобно Майку Миньоле и созданной им вселенной Hellboy, Стэн Сакаи использует свои знания культуры и мифологии, чтобы побуждать людей не просто листать страницы, но и погружаться в эту самую культуру с автором, выходя далеко за рамки простого чтения комикса.

7Usagi Yojimbo многие считают путеводителем по феодальной Японии — и считают таковым заслуженно. В качестве примера часто приводят историю, завязанную на церемонии чаепития (том 3, выпуск 93). Чтобы удержать внимание читателя на подобной теме, нужно быть потрясающим рассказчиком. Но этот комикс не только обучает, но и развлекает, ведь здесь есть место и демонам японского фольклора, и героям японских легенд. Архитектура, костюмы и всевозможные декорации находятся на том же превосходном уровне и, глядя на иллюстрации, остается только завидовать тому, как честно Стэн гордится своим наследием и как скрупулезно он воспроизводит все исторические детали в своих рисунках.

Стэн не случайно работает только в черно-белом формате. Дело совсем не в экономии средств, как это часто бывает у независимых художников, а в том, что он считает американских колористов недостаточно квалифицированными для покраски комикса. По его мнению, они либо пытаются прятать плохие рисунки, либо портят хорошие работы, по сравнению с европейскими колористами, работающими изо всех сил. Среди американских колористов Стэн выделил работы Линн Варли, Кристин Ширер и, конечно, Тома Лута (Tom Luth), к чьей помощи он прибегал для своих немногочисленных работ в полном цвете.

Отдельно хочется отметить интегрирование японских слов как важного элемента диалогов между персонажами. Автор делает сноски по переводу слов, используя сначала транслитерированный японский термин, а затем разъясняя значение слова прямо в диалоге (в пузырях). Выглядит это вот так: «sensei<teacher>». Такой подход довольно непривычен, но оставляет интересное ощущение того самого погружения в культуру, о котором я говорил выше.

Использование терминов обыгрывалось, например, в тех же «Черепашках-ниндзя» еще в первом томе издательства Mirage Studios, но там оно носило фрагментарный характер. И хотя совместные приключения Черепах и Usagi стилистически смотрятся довольно интересно, разница в контексте использования такого приема здесь очевидна, как и смысловая нагрузка подобного подхода.

4Повествование в основной серии на протяжении 30 лет разбито на отдельные эпизоды. Каждый эпизод сконцентрирован на небольших историях, иногда образующих более длинные рассказы. Есть и центральный злодей — Lord Hikiji, который, что примечательно, является человеком, а не животным. Время от времени о нем упоминают другие персонажи — реже, чем хотелось бы, а показывают его еще реже. Со временем автор, возможно, доберется и до него в полной мере, но в данный момент он чем-то напоминает Саурона в трилогии Толкиена. Его присутствие и влияние постоянно ощущается, но сам он в главных действиях участия не принимает. Читать Usagi Yojimbo желательно с самого начала, поскольку по ходу повествования вырисовывается определенная группа персонажей, история которых складывается годами, хотя значительная часть эпизодов вполне цельная.


space usagiЗа годы своего существования Usagi обзавелся несколькими мини-сериями и одним графическим романом. Сейчас я расскажу о них подробнее:

Начну я с серии Space UsagiВсего вышло три мини-серии по три номера в каждой и несколько коротких историй:

– Space Usagi «Death & Honor» №1-3 (1992 Mirage Studios)

– Space Usagi «White Star Rising» №1-3 (1994 Mirage Studios)

– S «Warrior» №1-3 (1994 Dark Horse Comics)

– История Under the Same Sky из выпуска Usagi Yojimbo Color Special №3

– История Hare Today, Gone Tomorrow из выпускаTeenage Mutant Ninja Turtles №47

В 1998 году Dark Horse Comics издали сборник, включающий все истории о космическом Usagi. Сюжетно, как понятно из названия, действие происходит в космосе. Главный герой — потомок Miyamoto Usagi, а место действия и герои стилистически повторяют основной комикс. Здесь нужно также отметить, что в 90-х годах был выпущен ряд игрушек по тематике комикса, на волне коммерческого успеха Черепашек-ниндзя (Usagi в то время находился в Mirage Studios).


Usagi sensoUsagi Yojimbo Senso — совсем свежий проект (2014-2015). Действие происходит в недалеком будущем (проходит 20 лет), где во время грандиозной битвы с участием Usagi, внезапно приземляется корабль марсиан и начинается невероятная битва с пришельцами. Сам автор признается, что идея бродила в его сознании уже 15 лет, но только теперь получилось воплотить ее в жизнь. Что же представляет собой эта мини-серия из шести номеров? Помимо очевидной пародии на «Войну миров», случившейся в феодальной Японии, это в первую очередь гипотетическое будущее персонажей оригинального комикса.

Здесь обыгрываются многие аспекты личных отношений главных героев, включая безумно красивую концовку. Даже если когда-нибудь оригинальная серия закончится, у нее навсегда останется и этот альтернативный финал. И это прекрасно.

При этом Senso на удивление легко читать новому читателю, хотя в этом случае теряется смысловая нагрузка некоторых откровений между персонажами. В любом случае, эта история идеально передаёт суть главного героя, и идейно, по значимости для персонажа в целом, я бы сравнил ее с All–Star Superman Гранта Моррисона. На ум приходит фраза: «Если нужно выбрать одну историю про Usagi, которую стоит прочесть, то это определенно Senso». Совсем забыл: еще там есть Usagi Gundam!


yokaiUsagi Yojimbo: Yokai — это первый и единственный графический роман в серии. Главное, что стоит сказать об этом произведении — оно полностью самостоятельное сюжетно, и идеально для нового читателя. История разворачивается вокруг ночи пробуждения демонов и их попытке завоевать наш мир. Yokai — это полностью цветная история, что для Usagi является очень редким явлением.

Помимо Yokai, с довольно большими интервалами были выпущены пять цветных спецвыпусков Usagi Yojimbo Color Specials, которые позже были разбросаны между несколькими томами основной серии в мягком переплете. Номера 1-3 издавались Fantagraphics, а два других, с подзаголовками Green Persimmon и The Artist, — издательством Dark Horse.


Но на этом появления любимого многими Кролика в комиксах не заканчиваются. Поскольку Стэн Сакаи всегда сохранял права на Usagi за собой, то и комиксы для гостевых появлений героя он также выбирал сам. Я не стану перечислять все появления Usagi в комиксах и за их пределами, но вспомню самое главное — комиксы и мультфильмы про Черепашек-ниндзя, где Usagi гостил далеко не один раз.

А вот о других работах Стэна Сакаи я кратко расскажу. В целом Стэн практически не рисовал полноценных комиксов для других издательств, но за свою карьеру создал множество обложек и коротких историй.

Чтобы показать разнообразие этих работ, отмечу следующие:

  • История (1 страница (задняя обложка)) для Bart Simpson‘s Treehouse of Horror №6;
  • ИсторияWizard of Oz для Bart Simpson’s Treehouse of Horror №7;
  • ИсторияDevil Say, Devil Do для Grendel: Red, White & Black №1 (рисунок и текст);
  • ИсторияUrchins для Star Wars Tales №14 (рисунок и сюжет);
  • История с персонажами Bone (Джефф Смит) и Riblet (Том Снигоски) для комиксов Bone №30-35 (позже переиздавалась в сборникеStupid Stupid Rat Tails: The Adventures of Big Johnson Bone, Frontier Hero, но не издавалась в Bone: Tall Tales);
  • Мини-серия 47 Ronin (рисунок)
  • Разворот для Shi: Senryaku №3 (рисунок);
  • Обложка дляDonald Duck Adventures №32;
  • Рисунок для сборникаVisions of Arzach, посвященного персонажу Мёбиуса;
  • Рисунок с изображением Storm (X-men) дляAmazing Heroes №164 Swimsuit Special.

Вот несколько особенно интересных иллюстраций:


Возвращаясь к Usagi. Существует еще два издания, достойные отдельного упоминания:

  • ARTThe Art of Usagi Yojimbo — артбук с эксклюзивными скетчами и фрагментами ранее опубликованных работ, выпущенный в твердом, а затем и в мягком переплетах издательством Dark Horse Comics;
  • The Sakai Project: Artists Celebrate Thirty Years of «Usagi Yojimbo» — потрясающий по своей концепции проект. Когда жена Стэна тяжело заболела, в качестве благотворительной помощи семье Сакаи, издательствоDark Horse Comics выпустило этот артбук, включающий в себя работы первых имен в индустрии комиксов, среди которых: Майкл Оллред, Говард Чайкин, Дэйв Гиббонс, Дэвид Мэк, Алекс Малеев, Майк Миньола, Уолтер Саймонсон, Джефф Смит и другие.

Говорят, что Dark Horse даже не взяли денег за расходы на типографию. Этот артбук также совпал с тридцатилетним юбилеем Usagi. Не могу не выложить работы Майка Миньолы и Джеффа Смита:

uytpb12К сожалению, в ноябре 2014 года, после продолжительной болезни, Шерон Сакаи скончалась от рака.

Несмотря на потерю жены Стэн продолжает работу, и в мае 2015 года вышел 145 номер постоянной серии Usagi.

Трудно переоценить работу Стэна Сакаи на Usagi Yojimbo. Несмотря на 30 лет существования, серия остается флагманом независимого комикса. Среди наград отмечу самые важные:

1990 «Parents’ Choice Approval» за «талантливое переплетение фактов и легенд в своих работах» (рекомендовано для детей от 7 лет и старше);

1996 Eisner Award — «Лучший художник по шрифтам» (Groo и Usagi Yojimbo);

1996 Eisner Award — «Талант, заслуживающий большего признания» (Usagi Yojimbo);

1999 Eisner Award — «Лучшая многосерийная история» (Usagi Yojimbo «Grasscutter»);*

2012 Eisner Award — «Лучшая работа со шрифтами» (Usagi Yojimbo).

*История Grasscutter включена в учебную программу многих школ Японии, хотя сама серия на японском языке не издавалась.


В заключение мне бы хотелось кратко рассказать о том, какие издания основной серии существуют на рынке.

sagaИтак, первые семь томов из 29, издавались Fantagraphics в малом формате (эквивалент омнибусов Dark Horse) с мягкой обложкой, а позже было выпущено специальное издание из двух книг, включающих все семь томов в твердом переплете и в слипкейсе (теперь уже раритет). Этой осенью выходит вариант в мягком переплете.

Остальные тома, с восьмого по 29 включительно, издавались Dark Horse в твердом и мягком переплетах. С прошлого года Dark Horse также стало издавать омнибусы Usagi Yojimbo Saga, включающие три книги в одной, начиная с 8-10 томов. Помимо обычных, весьма доступных омнибусов в традиционном мягком переплете, также выходят специальные лимитированные издания в твердом переплете, каждый экземпляр которых пронумерован и подписан лично Стэном Сакаи.

Первый том уже стал раритетом и стоит от 600$ на eBay. Вышло уже три тома, четвертый и пятый должны выйти до конца года. Поэтому если Вы захотите начать собирать приключения ушастого самурая — сейчас самое время!


На этом мой рассказ о похождениях Кролика-телохранителя подходит к концу, но его история, я надеюсь, продлится еще долго. Ведь спустя 30 лет Миямото Усаги все еще продолжает свой поход. Вы готовы к нему присоединиться?

Final

Поделись Радостью
  • 1
    Поделиться