Каждый коллекционер комиксов рано или поздно задумывается о том, как обезопасить свои капиталовложения и маленькие радости жизни. В этой небольшой статье я расскажу вам о том, как это делаю я. Оговорюсь, что речь сегодня пойдет об изданиях с твердым переплетом.

Небольшое лирическое отступление. Я поверить не могу, что намеренно игнорировал эту тему для себя, считая ее излишеством и глупостью долгие годы. Все началось в сентябре 2016, когда ко мне приехали купленные на ebay стандартные хардкаверы комикса Promethea Алана Мура. По глупости и торопливости я подумал, что продавец сделал самопальные протекторы для книг, но позже, увидев на одном из экземпляров логотип фирмы производителя, я понял, что пора включить мозги и изучить вопрос. В результате прошло полгода, у моего стола стоят 5 рулонов с суперобложками-протекторами Brodart разной величины, а моей коллекции предстоит заблестеть ярче Эммы Фрост в ее бриллиантовой форме.

Итак, для чего же нужны эти суперобложки для суперобложек?

Сохранность от рутинных механических повреждений. Недооценивать этот пункт не стоит.

Ироничный пример. Будучи очень усталым после тяжелого дня на работе, я решил полистать одну из книг на следующий день после ее упаковки в такую вот обложку. Доставая ее с полки, я случайно зацепил ее об петлю двери. Мой смех слышали, наверное, и в соседнем доме, ибо не будь там протектора, переднюю обложку покрыло бы рваной царапиной от и до. Такое иногда случается: свело руку, не рассчитал угол открытия книжки, или попросту зацепил за что-нибудь.

Защита от пыли.* Пыль оставляет царапины на суперобложке, способствует маркости блока и дополнительному износу обложки и суперобложки. Последнюю можно легко защитить при помощи протекторов.

*Я уже не раз говорил, что считаю единственным правильным местом хранения книг дома – шкафы с дверцами. Этот момент опционален для каждого, и это лишь мое скромное мнение. Я, кстати, не все книги храню так, ибо они давно расползлись за пределы одного стеллажа, но двери – наше все. Хорошей альтернативой как раз могут послужить эти самые суперобложки из пластика.

Страховка от форс-мажоров. Эти обложки довольно сложно помять и еще сложнее порвать. Оригинальные суперобложки при этом остаются целыми, и чтобы нанести урон и тому и другому надо приложить немало усилий. Но есть и более тривиальные вещи вроде вашего ребенка, кота, пролитого кофе и т.д. Не факт что за счет этих обложек все будет идеально, но урон внешнему виду (и коллекционной ценности) они сокращают в разы.

Виды суперобложек Brodart

Оператор из меня никакой, да и камеры толковой нет, поэтому ниже прикрепляю видео от компании. Примерно на 2.04 диктор демонстрирует пример обложек, используемых мною, о которых пойдет речь ниже. Если я правильно их называю, этот тип называется center slit archival mylar (рассеченные в середине майларовые архивные обложки).

Их обложки выпускаются в виде “трубы” (закрытые), односторонние с подгибом, двусторонние и т.д. Видов очень много. Есть даже прозрачные суперобложки для книг без оных. Изучение вопроса приводило меня и на форум cbr, и на букинистические форумы, и черт знает куда еще. Насколько глубоко это все изучать дальше решать вам.

Brodart продают как готовые листы определенного размера, так и рулоны, где производителем регулируется лишь высота, но не ширина.

Сами суперобложки сделаны из майлара и внутренней бумажной части для отгибов.

Что такое Майлар?

Майлар (mylar) – общепринятое название для полиэстеровой пленки и пластиковых листов, хотя формально это запатентованная торговая марка компании DuPont.

Короче говоря, майлар – это модное обобщающее название для качественного архивного пластика, используемого, в том числе, и для хранения книг.*

*Кстати, энкапсулирование комиксов, например, компанией CGC тоже не проходит без помощи майларовой пленки.

Материал не окисляется и является химически инертным, т.е. не желтеет и не трескается со временем.

Brodart FOLD-ON LO-LUSTER (Mylar)

Давайте теперь я расскажу про конкретные обложки, которые использую я. Сейчас некоторые мои книги упакованы в 2 типа обложек, отличающихся лишь размером: Brodart FOLD-ON LO-LUSTER Mylar.

Почему я использую их? Потому что именно такие пришли мне с Promethea, а другие мне было страшновато везти вслепую.

Главным гипотетическим минусом может являться сильный блеск этих обложек. Меня он не смущает, хотя замечу, что, например, на книгах Marvel, где лака итак предостаточно, блики в итоге довольно сильные. Вот пример полки омнибусов с майларом и без него:

Thor, Spider-man, ASM - обернуты, Captain Britain в заводской пленке, остальные книги без пластика.

Thor, Spider-man, ASM – обернуты, Captain Britain в заводской пленке, остальные книги без пластика.

С другой стороны на матовых или блеклых книгах майлар лишь добавляет лоску и красоты.

В любом случае, решать вам, эстетика – вопрос очень личный и субъективный.

Также отмечу, что при недостаточно скрупулёзной упаковке (на самом деле рука набивается быстро), могут оставаться небольшие зазоры сверху или снизу суперобложек. Это уже зависит от ваших рук и дотошности. Я некоторые такие чутка неровные запаковки (устаешь с этого довольно быстро) пока оставил как есть.

Что же касается функционала, то тут все качественно и очень удовлетворительно.*

*к возможным минусам помимо блеска можно отнести небольшое увеличение пространства на полке, ввиду толщины майлара (он в целом довольно плотный), однако у меня даже на плотных полках все помещалось как до, так и после упаковки, разве что чуть-чуть с усилием, побочные эффекты (повреждения и потертости) от которого, по иронии, обнуляет сам майлар.

Размер имеет значение

Первый вопрос, который мне необходимо было решить, это размер суперобложек. Главное понять градации их по высоте книг. Ниже я опишу к чему я пришел через разные материалы, и что проверил сам.

10” (10 дюймов) – судя по заверениям коллекционеров, подходит для премьер-хардкаверов, но сам я их заказывать не стал во избежание рисков.

12” (12 дюймов) – подходит для премьерок и оверсайзов (например, Marvel), а значит и omnibus форматов.

14” (14 дюймов) – подходит для вышеперечисленных форматов, а также крупногабаритных книг вроде формата Dark Horse Library или разных увеличенных “энциклопедий” и артбуков IDW.

В целом тут все очень просто посчитать, ведь 1 дюйм = 2,54 см.

IMG_6877 (Копировать)

Обернуты 3 книги в центре (14 дюймов с запасом)

С главным, т.е. высотой, мы определились. Что делать с шириной? Тут есть 2 решения: сложное и простое.

Вы можете замерять ширину омнибусов и прочих книг, рассчитывать сантиметры и брать оптимальные листы (например, пачкой из 25 штук), но это, как по мне, ненужная трата времени и денег.

Оптимальным решением будет покупать рулоны, как это сделал я. Стандартные и популярные длины включают, например, 20  или 50 ярдов, т.е. примерно 18 и 45 метров соответственно.

Насколько хватает таких рулонов? Это зависит исключительно от книг. Например, мне одного 50-ярдового рулона хватило примерно на 33-35 книг (DH Library / Marvel omnibus).

*Считая длину суперобложки без майлара на руках, не забывайте о загибающейся ее части.

Вспомогательные средства

Изначально я загибал обложки пальцами, но эту идею откиньте сразу. Чтобы они загибались как надо, перманентно принимая форму, лучше использовать что-то типа линейки. Я же, являясь человеком, часто слишком глубоко уходящим в аутентичность, заказал специальную штуку от того же производителя.

У этой ерунды есть много вариантов. Я предпочел вариант “под кость”. У folder’а (так эта фиговина называется) довольно причудливая округлая форма по бокам с одним тупым и одним острым концом на краях. Круглая часть помогает выравнивать складки где бумага спаяна с пластиком и вообще все это разравнивать, тогда как острый край создает четкие края при загибах бумаги. Иной раз при ровных движениях хватает и одного прохода.

Процесс

В целом все предельно просто и немного индивидуально. Следуйте действиям на видео выше с учетом специфики заказанной вами версии обложек.

  • Снимите суперобложку с книги.
  • Раскройте майлар и положите обложку внутрь.
  • Выровняйте одну сторону по краю, засунув обложку максимально плотно в “покет”, т.е. закрытый край майлара (советую плотно прижимать именно нижний край обложки, поскольку отступы сверху не так бросаются в глаза на полке). Добиться оптимального прижатия можно путем переворачивания майлара с обложкой внутри для визуальной проверки с фронтальной стороны.
  • Линейкой/фолдером можно плотнее прижать майлар в обложке разгладив его до максимульно плоского состояния (опять же, пальцами так качественно не выйдет, и не пытайтесь).
  • Далее, удерживая уже “закрепленную” часть, переверните (опционально) все это действо и аккуратно прижмите вторую часть листа майлара впритык к соответствующему краю обложки. Здесь без вариантов нужно прессовать майлар фолдером, создавая для него границы. Если вы немного промахнулись, все можно переделать в пределах разумного, но советую сначала наметить насколько плотно вы все прижали, а затем ОДНОСТОРОННИМ движением выравнивать все максимально плоской поверхностью линейки или фолдера. Не начинайте выравнивание с середины или от краев к середине, делайте все из одной стороны в другую, избегая неровностей (не торопитесь). Обычно нужно несколько проходов.
  • Переверните обложку в майларе лицом вниз, прогладьте пальцами или линейкой складки (где изначально стыкуется бумага и майлар) для избегания складок внутри книги (опционально, скорее личный опыт) и положите книгу на суперобложку, чтобы она покрывала одну из ее частей.
  • Аккуратно отогните обложку книги, одев на нее суперобложку и плавно разгладив края.
  • Сделайте то же самое со второй частью обложкой, хотя я предпочитаю сначала проглаживать корешком суперобложку в майларе, чтобы она округлялась.

Имейте в виду, что изначально она будет немного “пухленькой”. Поставьте книгу на полку, прижав ее другими книгами вертикально (как обычно). Через недельку она станет плоской, если вы все сделали на совесть. При необходимости позже можно догладить какие-то части.

Снимаются майларовые обложки довольно легко и одеваются обратно также плотно. Главное все делать не спеша.

Тема довольно интересная, поэтому рекомендую к изучению, особенно если вы читаете свои книги и/или храните их не за стеклом. Приобрести эти штуки можно на сайте производителя или ebay (я все покупал тут).

Поделись Радостью
  • Сергей Померанцев

    спасибо! “коллекции” для укатки в пленку у меня пока нет, но думаю, хелбоя на анлийском стоит так укатать.
    и немного не по теме (немного по теме):
    сегодня заходил в три книжных магазина в токио, удивительно, но 95% книг там закатаны в пленку. т. е. не просто в пакеты, а именно в “суперобложки”. чего-то растерялся, не посмотрел, не запомнил, возможно это были закатаны “сэмплы” или экземпляры для просмотра, а обычные экземпляры для покупки были уже в пакетиках. закатано было так же большинство журналов, особенно тех, что, как я понял, выходят не ежемесячно. такие ежеквартальники толстенькие. тоже были в плёнке. в европейских книжных я такого например не замечал.