Сразу оговорюсь, спойлеров здесь нет. Не бойтесь.

Вообще название сей заметки передает ее смысл. Небольшими мыслями ниже я просто хотел бы поделиться своими впечатлениями, восторгами и другими эмоциями касательно всех комиксов Майка и его команды. И да, я действительно прочел ВСЕ комиксы франшизы, а вот стоило оно того или нет, вы узнаете ниже и сделаете свои выводы.

HELLBOY или B.P.R.D.?

Вопрос, что из мета-серий лучше мне задавали в рамках youtube-марафона чаще всего, и ответ на него будет, надо думать… простым. Обе серии просто охренительны, но каждая абсолютно по-своему. Стоит читать обе, и ниже я объясню почему. Но сначала напугаю вас только основными трейдами истории.

О Хеллбое

Авторский в сценарном плане цикл Майка по Хеллбою дает читателю максимальное погружение в то, что хотел рассказать сам Майк и представляет собой сначала приключения, вдохновленные в том числе комиксами Джека Кирби, а потом эволюционирует в философию, эзотерику и расширение фольклора. Коротий формат у Майка самый любимый, поэтому, как ни странно, небольшие истории часто фанатами восхваляются больше крупных, но и это будет субъективной оценкой.

Дело в том, что, если качество Хеллбоя неумолимо прекрасно (кроме 1-ого тома с унылым сценарием Джона Бирна), то вот формат его не так стабилен и, если начало было именно размеренным приключением с готичными и мифическими мотивами, то к концу основного цикла история превратилась в огромную эпик-трилогию и смертью красного. Если вы думаете, что это спойлер – нет, это не спойлер, ведь завершается условно сольная серия Хеллбоя самостоятельной серией-эпилогом Hellboy in Hell (вот это я понимаю спойлер). И, скажу я вам, финальную серию читать без всего цикла не имеет никакого смысла, но в завершении прочтения всех этих комиксов, она подарит вам много прекрасного.

Сам Майк неоднократно писал, что не считает себя талантливейшим сценаристом, и это правда. Но это не умоляет невероятного таланта Майка как художника и сторителлера. Это прекрасные комиксы с глубоким продуманным миром, и даже мелкие рассказы на пару страниц позже превращаются в важнейшие истории как для самого Красного, так и для Бюро.

О Бюро

В том же, что касается серии о Бюро, тут все тоже не сильно сложно, но объем конечно пугает чуть больше. В общей сложности это, если я не ошибся 35 книг и да, все они важны для истории, даже если это приквелы (хотя тут можно немного поспорить, но я не буду). Есть здесь, разумеется, и оговорки.

Первый цикл (Plague of Frogs) все равно является самым прекрасным, по моему мнению. Здесь представляют новых персонажей, а Джон Аркуди начинает свой колоссальный авторский world-building вокруг наработок Майка. Серия, к слову, едва переплетается с самим Хеллбоем (его лично здесь и вовсе нет), что тоже радует, покуда от этого выиграет каждый комикс. Мне же цикл доставляет больше всего удовольствия ввиду целостности сюжетной канвы и того, как прописаны персонажи. Идеальная комбинация всего, что приходит мне на ум.

Второй цикл не сильно уступает первому, но из-за его экспозиции (он называется Hell on Earth, догадайтесь сами) практически сразу направляет читателя на другое настроение. Неотвратимость конца человеческой расы подкрепляется регулярным добавлением новых персонажей и ротацией старых. По техническому качеству комикс едва ли уступает предшественнику, но из-за масштаба истории это совершенно другой читательский опыт. Этот цикл ближе к концу дает ощущение неподдельного страха за любимых персонажей и их мир, но страха концептуального, будь то монстр, графика или чья-то смерть (у Хеллбоя мне такой страх давал лишь Conqueror Worm и немножко Hellboy in Hell). Возможно, поэтому первый цикл для меня остался в памяти более ярким и веселым (хотя слово “веселый” франшизе не очень подходит). На смену почти перманентному Гаю Дэвису здесь приходит целая команда постоянно меняющихся по кругу (хотя скорее дуге) художников, а завершающие это все ребята вроде Лоуренса Кэмпбелла и вовсе иной раз заставляли меня бегать в нужник чаще, чем стоило бы. А еще финал цикла, в частности одна из смертей, был единственным моментом когда я не сдержал слезу (и даже не стыдно).

Третий цикл The Devil You Know оставляет самые противоречивые впечатления. Он классный. Он закрывает большинство открытых сюжетных линий (остальные менее важные дырки закрывают или закроют спин-оффы приквелы) и вроде бы с ним все хорошо, а твист(ы) в конце и вовсе по-настоящему склеивают все вместе и во всяком случае меня пару раз знатно удивили. Но очевидно форсирование ввиду смены издательского плана с чего-то около 6-9 трейдов до 3х (15 номеров). Это, вроде как, произошло из-за ухода Джона Аркуди с франшизы, хотя по самому качеству диалогов и раскадровок Скотт Элли с самим Майком справились отлично и сами. Опять же, я бы сказал, что претензии имеются, но в целом все закрыто и финал в общем-то вышел тем, что тизерили последние лет 30 Майк и Джон, начиная еще с Seed of Destruction и Wake the Devil. При очевидности финала, его детали, однако, все также лаконично сплетены в конце воедино и поданы не так как ожидает читатель. Главное впечатление, вызывающее спорные эмоции лично для меня, – это сама история. Когда читаешь комикс о конце света с почти 30-ти летней историей, в которой его финал неотвратим, это не исключает любви к персонажам и этому миру, поэтому горечь все равно знатно бьет по эмоциям, но к качеству комикса это скорее плюс, чем минус (хотя тут как раз и появляются споры и претензии, причем обоснованные). Общая история в том числе Хеллбоя по сути завершается здесь, а не в Hellboy in Hell, из которого сюжетные линии The Devil You Know и вытекают, но кто-то может считать концом и Hellboy In Hell, что довольно забавно. Еще стоит заметить, что тут, как и на самом Хеллбое, по сравнению с сериями о Бюро больше эзотерики и “потому что вот так” моментов, что опять же не портит для меня комикс, но из колеи более разжевывающего все и вся мира Бюро чуток выбивает.

Прочий Миньолаверс

Ух, а вот тут-то начинается сложность. На самом деле, я бы хотел упростить свои впечатления, но для этого надо объяснить важный момент, который может быть не всем понятен.

Одной из главных фишек Миньолаверса является его нелинейность. И она не должна ваc пугать. Майк очень умный мужик. ОЧЕНЬ. Забегая вперед, отвечу на вопрос “как это все читать?” – очень просто, ниже я приведу (не свой) список и расскажу в каком порядке я это читал и как оно было. Но давайте сначала о приквелах и спин-оффах.

Дело в том, что тут как раз есть комиксы, которые дают очень мало и о прочтении которых я если не жалею (хотя и такие есть), то, пожалуй, не рекомендовал бы на них зацикливаться вам (разве что догнаться в конце). К слову все серии ниже дополняют общий канон (кроме Hellboy Junior, Itty-Bitty Hellboy и Weird Tales, хотя в последнем есть 2 доп. истории с рисунком Дэвиса) и если не обязательны к прочтению, чаще однозначно стоят потраченного на них времени.

Давайте пробегусь по сериям и впечатлениям.

  • Lobster Johnson. Самый годный спин-офф. Точка. Причем самому странно, но, даже читая его практически последним и не по порядку относительно других серий, я никаких потерь не понес (хотя все же Iron Prometheus стоит читать по общему порядку). Лобстер отлично закрывает пробелы вселенной и свою общую историю ведет уверенно. Надеюсь финальные тома не придется ждать годами (хотя очевидно придется).
  • Witchfinder. 1,4,5 тома читабельны хоть и затянуты, но 2 и 3 () просто бомбические. Во втором томе нас удивляют вестерном с ветераном этого жанра Джоном Сэвэрином (John Severin) на рисунке, а в третьем показывают руральный ужастик про культ Угрей в болотистой деревеньке с Тайлером Круком (BPRD, Harrow County) на рисунке.
  • Sledgehammer 44 – желательно прочесть перед финальными омнибусами 2ого цикла, хотя в нем пересказывается бОльшая часть событий и меня обратный порядок чтения не сильно покоробил, а сам комикс не особо много дал.
  • Frankenstein Underground – точно стоит прочесть перед чтением 3го цикла. А лучше в том порядке, что указан в списке на рисунке ниже.
  • Abe Sapien (сольная серия) – Пожалуй, самый слабый в общей совокупности проект для франшизы. Не могу сказать, что он весь плох, пара историй меня все-таки зацепили, да и общий мир в паре арок ближе к концу прорабатывается в важных аспектах. К сожалению, его все равно стоит прочитать целиком для общего понимания, но он удивительно слабый сценарно.
  • Koshchei The Deathless – потрясающая лимитка, которую я прочел в рекомендуемом порядке перед вторым циклом BRPD, чего и вам советую. Вытекает она из Darkness Calls и Hellboy: The Fury.
  • Rise of the Black Flame – ИМХО самая ненужная история во всей франшизе, дающая практически ноль удовольствия (кроме, разве что, знакомой эстетики) и сюжетной глубины, на деле никак не дополняя основную серию про Бюро. Все ее действо можно уместить в рекап на 1 странице.
  • Crimson Lotus – Не самая сильная, но и не самая слабая лимитка про шпионов и мистику. Предыстория титульной героини.
  • Rasputin: The Voice of the Dragon – Весьма скучная серия, снова о прошлом. В частности о первой встрече Брутенхолма с Распутиным в военное время, а также финальной судье одного из героев Rise of the Black Flame. Название как бы манит, но это уловка.
  • The Visitor: How & Why he stayed – Посредственный комикс, раскрывающий пребывание пришельца из Conqueror Worm на земле с момента появления Хеллбоя в нашем мире. По сути очень локальная история жизни очеловеченного пришельца, едва ли что-то дающая для всего верса, ведь контекст уже был объяснен ранее.
  • Hellboy & the B.P.R.D. – Отличного качества приквелы, дающие хоть и разбавленный но приятный привкус лучшего из обеих серий. Выходить будут еще очень долго, закрывая дырки в истории и ее дополняя, что очень радует.

Стоит также отметить еще пару комиксов НЕ в каноне миньолаверса.

  • Hellboy Junior – Это антология, сделанная с Биллом Рэем (Bill Wray). Истории с Хеллбоем в разной степени интересные, а те, что от Майка еще и сдержанны и стилизованны как и Хеллбой. А вот все остальные комиксы в сборнике – underground треш для самых отбитых с данью “уважения” классическим комиксам и мультфильмам.
  • Hellboy Weird Tales – Кроме 2 сегментов-приквелов с Бабой Ягой и Кощеем от Гая Дэвиса, это проект полностью неканонный. Группа авторов была приглашена для полной свободы написания и рисования своих историй, чтобы было что продавать под фильм Дель Торо, пока Майк не успевал делать хорошие комиксы. Тем не менее, авторский состав впечатляет и есть даже весьма неплохие комиксы.
  • Itty-Bitty Hellboy – Пародия на манер детских комиксов. В целом забавно, но аудитория тут будет довольно узкой и специфичной.

Вот видите, не так уж и много комиксов.

Хронология

Вообще я уже писал выше, что не так страшен черт (pun intended), как его малюют. И это правда. Я в целом придерживался списка от Multiversity, хотя встречал и другие списки. Загвоздка в нем лишь в том, что он для тех кто купил это все в бумаге (или нашел/купил сдвоенные и строенные сборники в сети). Для тех у кого на полках или жестких дисках стоят 70+ томов TPB, это будет чуть сложнее, но на том же mycomicshop в описании комиксов вы можете, потратив полчасика своей жизни переписать список по контенту изображаемых в списке утолщенных сборников. Но в них это просто занимает меньше времени, ведь выходило это все довольно сумбурно по хронологии и насколько это было читабельно в те годы (особенно для тех, кто с франшизой был с самого ее начала) остается только догадываться.

Сама хронология именно истории удивительно естественным образом не грузит читателя нелинейностью, хотя те же библиотечки собирают истории не линейно, а практически по мере выхода TPB. Мягкие же омнибусы Хеллбоя собирают все именно в порядке хронологии и в теории, делают опыт чтения еще приятнее. Однако я читал это все нон-стопом около 4 месяцев и столкнулся с нестыковкой в своей голове от силы 2-3 раза, и ничего критичного мне это не дало. К слову, омник-версия также изображена на картинке по ссылке выше, но у меня Хеллбой стоит в хардах уже очень давно, поэтому пришлось читать как есть.

Мнение о Миньолаверсе

Я его люблю. Даже не знаю, что еще сказать. Хотя нет, знаю.

Для меня Майк всегда в первую очередь был художником. Даже прочитав его комиксы не далее 3-его тома еще в 2010 году, и сразу начав собирать библиотечки, зная, что это моя тема, я видел Майка именно в этой роли. Так было пока я не погрузился в его мир с головой, и теперь для меня это один из лучших сторителлеров на сегодняшнем рынке комиксов и вообще индустрии развлечений. Те эмоции, рассуждения и трепет, что подарит вам комикс однозначно заставят вас к нему вернуться, будь то полностью авторские серии или выпуски с приглашенными художниками. Советую вам читать все предисловия и послесловия к сборникам; как и доп.материалы они очень познавательны и часто раскрывают процесс создания этих самых комиксов, а комментарии к коротким рассказам про Хеллбоя и вовсе чистое золото, покуда раскрывают “правду” и вымысел за той или иной историей. Мир Майка и его комиксы (порой даже вне зависимости от его участия в их создании) – это что-то особенное.

B.P.R.D. же с другой стороны дало мне более привычное для “быдло-читателя” отношение к миньолаверсу, как широкому миру со сквозными мотивами и одной большой неотвратимой мыльной историей, которая развивается весьма и весьма непредсказуемо (и это при спойлерах, которые сам Майк и раскидывал годами). Это те же истории о нечисти и ее месте в мире людей, но больше о современном, о человеческих драмах посреди игр богов, демонов и ангелов и о том, как мы должны и можем встретить конец, будь он отвратим или неизбежен. Это именно комикс о людях в мире монстров и богов, об их эмоциях и переживаниях и борьбе за существование, тогда же как Хеллбой история о том, что родословная и облик не делает человека, собственно, человеком и, плывя по течению судьбы, ты все равно волен выбирать как тебе жить в этом потоке, и как распоряжаться тем, что имеешь.

P.S. Самое дикое чувство в том, что я теперь буду читать Миньолаверс в “онгоинге” по мере выхода приквелов. Дичь.

Поделись Радостью