На волне успеха экранизации Мстителей в 2012 году, Джосс Уидон временно стал своеобразным эталоном для Marvel Studios и веселого супергеройского кино. Его деятельность и талант стали предметом обсуждения в самых различных закоулках интернета и телевидения.

Лично мне, как давнему фанату творчества Уидона во всех его проявлениях, волна успеха была понятна. Мстители получились тем фильмом, на который все надеялись, но мало кто действительно ожидал подобного результата. И хотя Джосс теперь часто ассоциируется именно с Мстителями, в данной статье я не собираюсь уделять дальнейшего внимания ни Disney, ни Marvel.

До Мстителей, до Кукольного дома, до Светлячка, Джосс создал Баффи Саммерс. Именно о вселенной BuffyVerse мне хочется рассказать поподробнее, поскольку это далеко не самый популярный (в контексте комиксов) фэндом в нашей стране.

Buffy the Vampire Slayer” – фильм 1992 года.

История создания Баффи, как персонажа уходит корнями в 80-е годы. Именно тогда Джоссу Уидону пришла идея перевернуть с ног на голову известную всем хоррор концепцию. Что если загнанная в темную подворотню блондинка, атакованная вампиром, убила бы его, а не стала очередной слабой жертвой? В ответе на этот вопрос и лежала суть изначального сценария фильма  “Buffy the Vampire Slayer”.

В 1992 году вышел в прокат полнометражный фильм Buffy the Vampire Slayer, за сценарий которого отвечал Джосс Уидон. Изначальная общая стилистика, которую Джосс позже воплотит в культовом сериале, в этом фильме была изменена с мрачной, пугающей картины с элементами комедии на банальный комедийный хоррор. Несмотря на неплохие кассовые сборы (16,6$ млн. сборов против 7$ млн. производственного бюджета), фильм в основном снискал негативные и нейтральные отзывы со стороны критиков.

В посредственности фильма винить актеров не стоит. Кристи Свонсон, исполнительница главной роли играла так, как того диктовал сценарий и режиссер, и в том, что ее образ отличается от более позднего сериального нет ничего удивительного; Люк Перри опять играл бесполезного красавчика (на тот момент он уже снимался в Beverly Hills, 90210), а от игры актеров вроде Рудгера Хаура, Дональда Сазерлэнда и Хилари Свонк требовать большего просто глупо, учитывая жанр и аудиторию фильма.

Более всего в фильме провалились вампиры и их визуальное воплощение. Вот вам пара сравнений фильма и сериала (давайте не будем валить все на бюджет, дело не в качестве, а в дизайне).

Нельзя назвать фильм провальным или излишне ущербным для 1992 года, но он однозначно скучный по современным меркам и уж точно не вызывает никакой ностальгии и желания к повторному просмотру. Кстати, события данного фильма к основной франшизе отношения не имеют, но об этом ниже.

1“Buffy the Vampire Slayer” – телесериал 1997-2003

Прошло 5 лет. Правообладатели разыскали Джосса и уговорили его попробовать еще раз, теперь в формате сериала с большей творческой свободой. Таким образом, в 1997 Уидон в сотрудничестве с 20th Century FOX смог запустить одноименный сериал, и в этот раз все удалось.

Пара слов о “пилоте”, не выпущенном в эфир. Сюжетно пилотный эпизод похож на переснятый и показанный публике 1-ый эпизод сериала, но в новой версии, помимо изменений в монтаже и паре сцен, произошла 1 ключевая замена в кастинге. Рифф Рэган (Riff Regan) была заменена на Элисон Хэнниган (“Американский пирог”, “Как я встретил вашу маму”) в роли Уиллоу Розенберг. Официально Уидон не раз говорил, что у Рифф не было подходящей химии в игре с др. актерами, да и сценарий она читала очень сухо, не улавливая крепкий но добрый характер, скрывающийся за фасадом застенчивости и неуверенности Уиллоу в себе. Если вы посмотрите пилот и сериал, то спорить с этим просто не сможете. Как бы там ни было, кастинг А. Хэнниган – это одно из лучших решений Уидона и его команды.

The Chosen One

“In every generation there is a Chosen One. She alone will stand against the vampires, the demons, and the forces of darkness.

She is the Slayer.”

“В каждом поколении рождается Избранная. В одиночку она должна противостоять вампирам, демонам и силам тьмы. Она – Истребительница”. Именно этими словами начинается своеобразное вступление сериала. Сама по себе “избранность” – концепция избитая и понятная, но смысл этих слов для сюжета BtVS абсолютно неоднозначен.

На протяжении 7 сезонов Джосс Уидон дает зрителю понять, почему Баффи особенная и почему именно ей уделена титульная роль, ведь до неё были сотни истребительниц и многие будут после неё. Особенной её делают друзья. Как бы комично это не звучало, без друзей она была бы “простой избранной”, но вместе они образуют нечто новое и нерушимое. Какой бы одинокой она себя не считала, она всегда может положиться на свою команду, в которой есть и оборотни, и ведьмы, и вампиры, и обыкновенные люди. Эта правда всем дается нелегко и раз за разом они доказывают друг другу, что, несмотря на ошибки и сомнения, их дружба всегда их выручает.

Собственно сериал именно о дружбе, отношениях, взрослении и эмоциях, испытываемых нами в процессе. К слову, эмоциональная составляющая является характерной чертой творчества Уидона, в своих историях он всегда прописывает в первую очередь отношения между людьми и только потом их борьбу со злом и обстоятельствами.

2

“Шайка Скуби”, – а именно так называют себя ребята, – за годы, проведенные в мистическом городке Саннидэйле, изрядно повзрослели и не раз сменили сеттинг, взгляды, а кто-то даже сексуальную ориентацию.

Костяком команды всегда были 4 человека: Баффи Саммерс, ее друзья Уиллоу Розенберг и Ксандер Харрис, а также Руперт Джайлз – наставник Баффи, член ордена Наблюдателей, помогающих истребительницам с незапамятных времен. Позже к касту присоединились и др. актеры, прописавшиеся надолго.

Hell Is for Children

Сеттинг является важной составляющей любого сериала, и BtVS не стал исключением.

Первые 3 сезона действие происходит в школе. К первоначальной концепции Джосс добавил простую метафору: “для детей школа подобна аду”. Эти сезоны образуют своеобразный условный первый акт, заканчивающийся не только окончанием учебы главных героев, но и реальным физическим разрушением школы, тем самым показывая зрителю, что все изменилось.

Последующие 4 сезона менее зациклены на каком-то одном сеттинге, кроме разве что дома четы Саммерс. Однако каждый последующий сезон производил более важные изменения в жизни героев, что не мудрено, ведь такова взрослая жизнь.

5 сезон, пожалуй, самый дикий в контексте всей франшизы, вот пара основных моментов, достойных упоминания:

Кстати, Джосс не раз говорил, что 5 сезон мог стать последним в виду СПОЙЛЕР, но к счастью для фанатов, этого не случилось.

Отдельно стоит отметить, что после 5 сезона BtVS переехал на канал UPN (ранее каналом был The WB), в результате чего последние 2 сезона стали показывать более откровенное насилие (не HBO конечно, но были свои моменты) и сцены лесбийской любви, ранее показанные, как метафорическое держание за ручку или в виде мужских вздохов изумления.

Seeing-Red-willow-and-tara-4085424-1280-800

В результате подобных манипуляций сериал стал более взрослым, хотя и потерял немного подростковой романтики первых 5 сезонов. Кстати и истории 6 и 7 сезонов намного тяжелее и сложнее, чем ранее в сериале, не говоря уже о совершенно другом уровне драмы. При этом нельзя заявлять, что BtVS стал хуже или лучше, он стал другим и попросту эволюционировал, что удается далеко не всем сериалам.

Секреты успеха

На протяжении 7 лет каждый сезон привносил что-то новое не только в Buffyverse, но и в целом в мистику и фантастику на телевидении.По-настоящему интересным сериал стал после эпизода “Страсть” (Passion) 2 сезона, в котором Джосс впервые использовал свой фирменный прием, наглядно демонстрируемый следующей иллюстрацией:

Whedon Rule

Да, Джосс любит убивать персонажей. Он считает это сильным сюжетным ходом, осуществляемым не ради успеха серии, а ради эмоционального роста других персонажей (и, как следствие, успеха серии). Я считаю, что относительно большинства комиксов/сериалов/книг и историй вообще – это правда. Ведь в большинстве историй (и не только современных) всё завязано на смерти персонажей, или их выживании. Это делает нашу жизнь острее и реальнее. Драма правит миром. Не верите мне? Спросите его:

Martin approves

Но шутки в сторону, – то, как Джосс (и его талантливая команда) убивает и эмоционально меняет персонажей в Баффи, является образцом потрясающего сторителлинга. Если роль главных лиц, будь то злодей или герой можно местами предугадать, так как сама история ведет к этому в каждом сезоне, то печальная участь многих второстепенных персонажей иногда просто оставляет зрителя с челюстью на полу, а то и вовсе в слезах и шоке (true story, посмотрите 6 сезон).

Теперь все-таки нужно сказать и о другой стороне этого замечательного сериала – о юморе. Юмор BtVS представляет собой нечто особенное для конца 90-х/начала нулевых. Я, разумеется, говорю о большом количестве поп-культурных отсылок и комментариев, начиная с фразы “My spider-sense is tingling” звучащее устами самой Баффи в 1 сезоне и заканчивая гик-баталиями команды задротов-злодеев, которые даже Кэвину Смиту и его фильмам утерли бы нос. Впрочем, именно аспект “гиковости” позднее немного испортил продолжение сериала в комиксах, но к комиксам я перейду чуть позже.

tumblr_m35mdf9pj61qkbybho1_1280

Атмосфера 90-х, которую поймут лишь те, кто все это помнит.

Шутки в Баффи носят совсем разный характер. Неловкие плоские комментарии в опасных ситуациях, редкие, но меткие шутки про секс, остроумные комментарии на английский манер, и просто ситуации свойственные скорее ситкому, а не хоррору, – все это есть в BtVS в избытке. Сперва может показаться, что за юмор отвечают определенные персонажи, но в скором времени становится понятно, что это лишь видимость и “клоунов” тут нет, и все довольно хорошо сбалансировано.

Отличительной чертой сериала также является законченность сезонов. Пока другие сериалы создавали “невероятно интригующие” (на самом деле банально раздражающие) клиффхенгеры, BtvS пошел другим путем.

Каждый сезон BtVS заканчивался логичным завершением главы, тем самым создавая абсолютно умиротворяющее чувство удовольствия при завершенности сезона. Причем с каждым сезоном этот формат концовок становился все лучше и лучше, в конечном итоге превратив даже открытую концовку в самое идеально завершение сериала из всех возможных вариантов. На тот момент это имело бОльшее значение, ведь комикс-продолжение вышло отнюдь не сразу.

Впрочем, иногда речь идет даже не об общих концепциях и приемах, а скорее беспрецедентном подходе к сериям. Вот пара примеров с комментариями к фото эпизодов:

26782Once more with feeling

Отдельной истории заслуживает самый сложный и популярный эпизод s06e07 “Once more with feeling”.

Эпизод сделан в формате мюзикла. За сценарий и режиссуру отвечал сам Джосс, для которого это был первый опыт по написанию музыки и съемок мюзикла. Все хореографию и вокальные партии исполняли оригинальные актеры сериала, хотя пара человек и смогли выбить минимум пения.

По сюжету в  Саннидейл прибывает демон “Sweet”, использующий песни, как способ выуживания чужих секретов. Весь город поет песни, включая главных героев. Самое пикантное и несказанное вырывается с уст Баффи и ее друзей, разрушая отношения под абсолютно разную музыку.

Джосс совместил в этом эпизоде рок-оперу, темы из ситкомов 50-х, свинг и даже некие подобия диснеевских песен, создав невероятный саундтрек передающий эмоции и мысли героев и складывающийся в единое целое в конце эпизода. Кстати, этот эпизод неоднократно показывали и в небольших кинотеатрах, давая зрителям подпевать (эх, жаль, что меня там не было). Данный эпизод заканчивается серьезным откровением, практически сокрушающим дружбу команды до конца сезона.

Girl power!

tumblr_mjwvlatr9Q1qzub73o1_500А теперь про феминизм! *эпичная музыка*

Джосс Уидон очень любит и уважает сильных женщин, да и вообще является знатным феминистом, а потому, в его историях женщины чаще являются более сильными персонажами или, как минимум, не уступающими мужскому полу. Сексуальные меньшинства, особенно лесбиянок, Джосс также не обходит стороной.

Именно этим поначалу и цепляла Баффи, да и до сих пор цепляет. Из-за однобокости многих СМИ создается впечатление, что этот сериал создан исключительно для девушек и девочек. Это не так. Пусть вначале он похож на мыльные оперы вроде Charmed, Smallville, Supernatural и прочих сериалов середины 90-х – начала 2000-х, которые быстро приедаются (хотя их чаще всего все равно продолжаешь смотреть), – он быстро перерос в нечто большее.

Джосс во многом опередил свое время, снимая подобный сериал в 90-х, показателем этому является то, что активная волна про-феминисткой агрессии и ЛГБТ движения в тех же комиксах, кино, сериалах и вообще поп-культуре обошла творчество Джосса стороной. Он банально увидел в гендерной диверсификации и феминизме изначальный творческий потенциал, но не стал рубить с плеча и доводить это до абсурда, а сделал это плавно, экспериментируя с персонажами, их самоидентификацией и взглядами. Честно говоря, в BtVS были и многие другие весьма провокационные темы сексуального характера, особенно чувствительные для женщин, но об этом можно говорить довольно долго, а статья все-таки не об этом.

В общем, если вы не особо дальновидный и/или прогрессивный человек, то это франшиза вряд ли для вас, особенно комикс-продолжение, ведь уже 2 сезона в комиксах герои живут в Сан-Франциско. Ну, вы поняли, о чем я.

Angel

Пора рассказать вам немного о другом сериале, дополняющим вселенную BtVs. Спин-офф (ответвление) BtVS Angel, что иронично в смысле названия, рассказывает историю вампира, которого прокляли цыгане, и в наказание за убийство вернули ему душу, поэтому теперь он ходит по миру вечно грустный и старается не грешить (на протяжении 250 лет или около того). Персонаж был постоянным участником состава “Баффи” вплоть до конца 3 сезона (позже – эпизодически), после чего переехал в Лос-Анджелес в свой собственный сериал, где возглавил детективное агентство.

angel-promo-hq-angel-3274068-1500-978

Говоря о костяке BuffyVerse (т.е. сериалах), стоит отметить, что в “Ангеле” самым занимательным является то, что персонажи вокруг него намного интереснее, чем сам Ангел, хотя играет Дэвид Бореаназ в сольнике намного бодрее, чем в BtVS. В состав “Ангела” в разное время входили персонажи (а как следствие, и актеры) из “Баффи”, причем как в качестве гостей, так и на постоянной основе.

Сериал неплохой, но без предварительного или параллельного просмотра Btvs, он едва ли будет кому-то интересен, хотя там есть очень интересные персонажи, да и для понимания комикс-продолжения лучше его посмотреть. Кстати, персонаж Спайк перекочевал в “Ангела” после окончания “Баффи”, а Уиллоу появлялась в одном из эпизодов финального сезона.

Кладбище идей

Если у Ангела с собственным сериалом все срослось, то для других задумок Джосса и его команды результат оказался менее оптимистичным.

На разных этапах производства BtVS возникало несколько идей для спин-офф проектов. Я расскажу о паре из них, в той или иной степени реализованных.

Проект условно названный Faith the Vampire Slayer был потенциальным спин-оффом про Фэйт, другую истребительницу. По задумке Фэйт должна была колесить по миру в поисках  себя, что давало зрителям совершенно другой формат приключений. Главной причиной отказа, исходя из доступных источников, вроде как являлось нежелание Элайзы Душку участвовать в проекте, в первую очередь это было связано с вторичностью проекта (речь идет о первичности Баффи, как лидера франшизы). Наработки для сериала позже были использованы в одном из стори арков 8 сезона комиксов.

Самым многострадальным проектом был The Ripper, рассказывающий о наблюдателе Баффи Руперте Джайлсе, в юности прозванным “потрошителем”, отсюда и название. История началась еще в 2001 году, когда Джосс загорелся идеей снять отдельный сериал, после временного выхода Руперта из BtVS. Играть его должен был все тот же актер Энтони Хэд. Джосс довольно быстро написал 2-х часовой пилотный эпизод, а его коллеги-сценаристы набросали идеи для след. серий.  Тем не менее, что-то пошло не так, и к 2005 году в задумках уже был телефильм, а к 2007 был подтвержден разговор с каналом BBC о 90 минутном фильме, но годом позже Джосс заявил о чрезвычайной занятости в новом проекте (речь шла о сериале Dollhouse). После отмены “Кукольного Дома” Джосс погряз в разговорах об авторских правах с BBC, что забавно, учитывая, что изначально BBC просто хотели проект от Джосса и Энтони, а был ли Потрошитель главным персонажем или нет, роли не  играло. В общем, ничего с мертвой точки так и не сдвинулось, а в 2012 началась переработка сценария ТВ-шоу The Ripper в угоду комикс-продолжения франшизы Angel & Faith. В частности 2 бессмертных молодых тетушки Руперта взяты именно из оригинального сценария. Любопытно, что изначально их должны были  играть дочери Энтони Хэда.

Остальные телевизионные проекты не заслуживают особых рассуждений, а вот про мультфильм, которого мы не увидели, я скажу пару слов.

Действие мультсериала Buffy the Animated Series должно было происходить в середине 1 сезона. Был написан сценарий для 13 эпизодов.

ads_buffy2Одним из ключевых сценаристов был Джефф Лоеб, позже объяснивший в одном из интервью, что проблемы были обусловлены лишь тем, что ни одна из телесетей не хотела браться за трансляцию мультфильма поскольку он был слишком взрослым для детских каналов, а в прайм-тайм многим бы не подошел. Джосс тогда утверждал, что чувствовал, будто сидит на золотой жиле с мешком денег, но никто не хочет их брать. При этом Уидон четко утверждал, что хочет для мультсериала уровня Animaniacs или Batman: The Animated Series, а потому отступать от изначального концепта не желал. После последней попытки в виде четырехминутного ролика в 2004 году, Джосс похоронил идею, о чем официально заявил уже в 2005. Некоторые наработки мультфильма были использованы в выпуске 8 сезона в комиксах в истории After These Messages… We’ll Be Right Back!.

Как видите, добро под крышей Джосса Уидона не пропадает никогда.

Ничто не вечно

Итак, сериал Buffy the Vampire Slayer закончился после 7 сезона в 2004 году. Годом позже, в 2005 закончился и Angel.

Примечательно, что в обоих сериалах наблюдались эпизодические роли актеров из “Светлячка”, что не удивительно (Джосс любит своих друзей).

Можно долго обсуждать отдельные эпизоды-филлеры или критиковать слегка натянутое начало сериала, но то, что BtVS закончился в наивысшей своей точке, после столь длительного роста персонажей и их историй отрицать нельзя.

Ending

Концовка “Баффи” была идеальной: открытой для новых идей, но без крайней необходимости продолжать историю. Концовка “Ангела”, напротив, оказалась  неразрешенной, с главными героями в эпицентре очередного апокалипсиса. И если продолжение “Баффи” в комиксах очень прямолинейно и однозначно, то “Ангел” оказался в более своеобразной ситуации, из которой выбрался не сразу. Но об этом чуть ниже.

Комиксы Buffyverse

Итак, теперь о комиксах. Издательством комиксов про Баффи неизменно остается Dark Horse Comics. Комиксы про Ангела изначально тоже выходили в Dark Horse, затем с 2007 по 2011 выходили под логотипом издательства IDW, а с 2011 вновь вернулись в Dark Horse.

Я рассказываю о комиксах в наиболее логичном порядке исходя из времени их публикации. Сразу оговорюсь – в конце статьи будет список того, что входит в канон Buffyverse (и что обязательно стоит прочесть), поэтому не переживайте, если в процессе чтения, что-то покажется вам запутанным. 

chaosbleedsBuffy the Vampire Slayer (Dark Horse) 1998-2004

Издательский дом Dark Horse Comics запустил комиксы по мотивам сериала о Баффи в 1998 году. В рамках первого тома было выпущено 63 выпуска и несколько мини-серий, которые издавались, как правило, не в хронологическом порядке (они занимали разные периоды во времени между сезонами или между эпизодами сериала). К канону в этом томе можно отнести только мини-серию из 3 номеров The Origin”, в котором несколько сценаристов, работая по оригинальному сценарию Уидона (для фильма 1992 года), воссоздали оригинальный фильм с изменениями под мифологию сериала. Остальные истории не являются каноном, поскольку  сам Джосс в то время не писал сценариев для Dark Horse, хотя сюжеты и были одобрены студией Fox и/или самим Уидоном. Эти “не-канонные” комиксы, как и во всех подобных франшизах, относятся к так называемой Extended Universe.

Разумеется, не все номера этой серии хороши или стоят прочтения, но подобно сериям Star Trek или Star Wars, отношение к канону – личное дело читателя.

tumblr_mkn6qzdshp1qka5cpo1_r1_1280В разное время над комиксом работали Christopher Golden, Fabian Nicieza & Scott Lobdell, Eric Powell, Cliff Richards, Jane Espenson, Andi Watson, Joe Bennett, Ryan Sook и др. авторы.

Позднее вся серия, включая спецвыпуски и лимитки, была издана в формате omnibus тем же издательством в виде 7-ми томов (некоторые спецвыпуски не были изданы в сборниках). Именно в таком виде я рекомендую читать эти комиксы.

Кстати, именно эта серия частично издалась в начале 2000-х под крылом ИДК (Издательство “Комикс”) в России.

Angel (Dark Horse) 1999-2002

Пока Angel находился в Dark Horse, был выпущен ряд мини- и максисерий:

Angel: The Hollower (1999) (3 выпуска)

Angel (2000–2001) (17 выпусков)

Angel mini-series (2002) (4 выпуска)

Большую часть писали Christopher Golden & Thomas E. Sniegoski. Аналогично неканонному BtVS серия была издана в омнибусе, правда в виде 1 большого тома.

Buffy the Vampire Slayer Season 8 (Dark Horse) 2007-2011

Восьмой сезон является официальным продолжением сериала. Все персонажи снова вместе и действие происходит примерно через год после окончания 7 сезона. Большая часть 8 сезона написана не лично Уидоном, а под его чутким руководством, но это местами даже хорошо.

BUFFY2V1-TPB-FC-FNLАвторы 8 сезона:

  1. Jane Espenson, Drew Goddard, Doug Petrie, Drew Z. Greenberg и Steven S. DeKnight – сценаристы, работавшие над сериалами ранее с Джоссом;
  2. Jeph Loeb, известный своими работами на DC и Marvel (и не только);
  3. Brian K. Vaughan, один из заслуженных любимчиков публики, среди работ которого: Runaways, Ex Machina, Y the Last Man, Pride of Bagdad, Saga и др.;
  4. Brad Meltzer, среди его немногочисленных работ в комиксах, стоит отметить авторство в сериих Justice League of America и Identity Crisis.

Рисовал комикс и альтернативные обложки Жорж Жанти, с  редкой помощью от Пола Ли, Клиффа Ричардса и Карла Молина. Основные обложки с переменным успехом рисовала Джо Чен.

8 сезон насчитывает 40 номеров и 3 спецвыпуска. Вся серия была издана в форматах TPB (8 томов) и  роскошных изданиях Dark Horse Library Edition Hardcover (4 тома).

8 Сезон в целом получил лестные отзывы как от фанатов так и от критиков, поскольку большинство негативных отзывов возникало из-за смены медиума. Не всем одинаково легко давался переход с ТВ на комиксы. Однако, Джосс не раз заверял фанатов, что это единственное логичное продолжение сериала с точки зрения подачи материала, поскольку затрат на производство уходит минимум, а рамок для полета фантазии практически нет. Также стоит отметить критику в отношении откровенной сцены “космического секса” Баффи в концовке 8 сезона, и это несмотря на лесбийский опыт самой Баффи ранее в том же сезоне.

В рамках 8 сезона авторы не смогли обойти стороной тогдашнюю моду на вампирскую тематику, в частности на франшизу “The Twilight”. Так, например, главного антагониста сезона зовут Twilight, а альтернативная обложка № 36 пародирует постер фильма “The Twilight Saga: New Moon”, намекая тем самым на плагиат. Но господа из Dark Horse сочли, что и этого мало, отразив свое отношение к популяризации “вампирской любви“ в одном из финальных сражений с Twilight устами самой Баффи.

Лично от себя замечу, что первая половина 8 сезона намного сильнее второй. Доказательством этому может послужить полученная серией премия Eisner Award 2008 в номинации “лучшая новая серия”. Под конец, как это не печально признавать, Уидон немного испортил сезон, из-за занятости в др. проектах, в частности в производстве фильма Avengers для Marvel Studios. Свобода в использовании любых визуальных идей испортила конечный сценарий, и сезон получился немного затянутым и противоречивым. Хотя последствия у него самые интересные и значительные, и именно из концовки вытекает весь сюжет для 9 сезона серии. В общем, задумка финала оказалась мощнее реализации.

Angel: After the Fall (IDW) 2007-2011

Angel After The FallПосле того, как телесериал Angel закончился неразрешенной концовкой (хотя и по-своему романтичной), кто-то просто обязан был закончить начатое. В 2007 году издательство IDW, получившее лицензии на франшизу Angel двумя годами ранее, выпустило официальное продолжение сериала, написанное самим Уидоном в соавторстве с Брайаном Линчем. Комикс начал выходить в том же году, что и 8 сезон BtVS, но на 8 месяцев позже.

Изначально серия “Angel: After the Fall планировалась как лимитка из 12 номеров, но растянулась до макси-серии из 17 номеров. Рисовали серию Франко Урру, Ник Ранж и Стивен Муни.

After the fall является канонным продолжением сериала. Более того, она заканчивается как самостоятельное произведение. Я говорю именно о первых 17-ти номерах.

Дальше началось ожидаемое: серию сделали постоянной, не меняя нумерации, а лишь опустив слова  “After the Fall”. Начиная с 18 номера и до самого её окончания номером 44, авторские команды постоянно менялись. Серия превратилась в подобие первого тома “Buffy the Vampire Slayer” от Dark Horse. Ситуацию усугубил переход лицензии обратно в Dark Horse в 2011 году. Зная, что им придется возвращать права, IDW аккуратно завернуло текущую серию, не внося необратимых последствий для главного героя и его друзей.

С 2007 по 2011 год IDW также издали ряд мини-серий про Ангела и окружающих его второстепенных героев, 2 из которых входят в канон: Spike: After the Fall (привязана к “Angel: After the Fall) и Spike”. Последняя изначально планировалась как постоянная серия, но вышла в виде мини-серии (8 номеров) и послужила своеобразным прологом к появлению Спайка в 8 сезоне Баффи. В рамках линейки After the Fall, также был издан ряд спецвыпусков и мини-серии “Angel: Only Human”, “Spike: The Devil you Know”, “Illyria: Haunted, чтение которых дополняет основную серию в промежутке с 18 по 44 номер.

AftertheFallcast

Angel: After the Fall был издан в огромном издании IDW, включающем 17 номеров канонной основной истории. Дальнейшие номера онгоинга и мини-серии были изданы лишь в стандартном издании в твердом и мягком переплетах (сущетвует еще репринт After the Fall в 4 трейдах и слипкейсе). Последние 3 тома были выпущены в 1 толстом хардкавере с подзаголовком The End.

Немного вернусь назад, нарушая свое обещание соблюдать хронологию.

Как я написал выше, IDW приобрело лицензию в 2005, сразу начав массивно выпускать разные мини-серии, редко связанные др. с другом хронологически. Все, что издавалось IDW с 2005 по 2010 гг. и не входило в After The Fall линейку, в канон не входит, хотя некоторые мини-серии достойны внимания фанатов. Действие ряда мини-серий и спецвыпуков привязано к сериалу и структурно напоминает то, что ранее в 90-х делали Dark Horse. Не вижу смысла перечислять все мини-серии, добавлю лишь, что они были изданы 2 омнибусами в том же формате, что и у Dark Horse.

Buffy the Vampire Slayer Season 9 и Angel and Faith (Dark Horse) 2011-2013

Season 9После небольшого перерыва, Dark Horse выпустило 9 сезон Баффи. Интервалом в пару недель вышла серия-компаньон Angel & Faith”.“Баффи” Писал Эндрю Чамблисс при поддержке Уидона. В паре номеров им также помогает Скот Элли, главный редактор Dark Horse, а также Дрю Гринберг и Джейн Эспенсон. Рисует снова Жорж Жанти, которого иногда подменяют Карл Молин и Клиф Ричардс.

Действие “Баффи” разворачивается в Сан-Франциско, где Бафии и компания приходят в себя после разрушительных событий 8 сезона. 9 сезон  вернул “Баффи” старый дух первых 5 сезонов, после которого все стало более сложным и запутанным. Это отчасти произошло потому, что издательская команда  Dark Horse признала ошибку и прислушалась к мнению критиков и фанатов, в частности в том, что в 8 сезоне не хватало духа так называемой Scooby Gang. Несмотря на не менее значимые события 9 сезона, он сохраняет более целостную структуру и напоминает ранние приключения персонажей. В серию вновь добавляется немного фантастики, а взаимоотношения персонажей вновь становятся более тесными и личными. Единственным нехарактерным моментом сезона является его концовка. До этого каждый сезон Баффи заканчивался как логическое завершение главы, без острого накала с надписью to be continued, ставшей классикой формата, а лишь предпосылками на будущее развитие.

Отдельно стоит упомянуть то, как в 5-7 номерах авторы затронули тему абортов с актуальной и реалистичной стороны, что было очень позитивно воспринято критиками, как показательный пример взросления титульного персонажа и вообще смелого решения для мэйнстрим-комикса, хотя в итоге сценаристы немного схитрили.

События серии Angel & Faith происходят в Англии. Комикс повествует об Ангеле и Фэйт, двух старых персонажах серии, теперь крепко связанных концовкой 8 сезона. Пишет серию Кристос Гейдж, рисует Ребекка Айзекс.

Серия по качеству не уступает Баффи, а новые персонажи интересны и разнообразны. По мнению многих читателей Angel & Faith вышла даже лучше основной серии. Ангел, Фэйт и их друзья по сути исправляют последствия 8 сезона, а Ангел ставит своей целью воскрешение одного из героев, ранее убитых им, в попытке загладить хотя бы одну из своих многочисленных ошибок. Сам комикс очень отличается от Баффи, в первую очередь масштабом, тем самым еще больше основной серии напоминая старые добрые времена.

В этот раз, наученные опытом, авторы сделали каждую серию длинной в 25 выпусков.

Помимо основных серий, в рамках 9 сезона вышло 2 мини-серии по 5 номеров каждая, которые также стоит прочесть: “Willow: Wonderland и “Spike: A Dark Place”. Первая рассказывает о закулисных похождениях Уиллоу в 9 сезоне, а вторая про Спайка в межсезонье. Также были изданы 2 небольших истории для антологии Dark Horse Presents, позже включенные во 2 и 5 тома “9 сезона” и 1 спецвыпуск, включенный в 1-й том “Angel & Faith”.

Все это добро было издано в мягком переплете (5 томов каждой серии + 2 тома с лимитками), а позднее в 6 Library изданиях (3 BtVS и 3 Angel & Faith, лимитки включены во вторые тома).

Buffy the Vampire Slayer Season 10 и Angel and Faith том 2 (Dark Horse) 2014-2016

BUFFYS10-30-VARIANT-FC-FNL-4x6-b6153-fe218Команда авторов 9 сезона воссоединилась летом 2013 еще до окончания серии для составления плана 10 сезона.

10 сезон титульной серии отдали авторам прошлого тома “Angel & Faith” Кристосу Гейджу в соавторстве с Николасом Брендоном (исполителю роли Ксандера начиная с 1 сезона); рисует Ребекка Айзекс, Карл Молин и др. художники из 9 сезона, а также Megan Levens.

Как и в прошлом сезоне, Баффи с друзьями сталкиваются с последствиями своих решений в прошлом и пытаются ускользнуть от ответственности перед магией всего мира. По ходу сезона они совершают довольно много ошибок, которые тут же пытаются исправить в финале.

По моему мнению, этот сезон изначально был немного испорчен со-авторством Николаса Брэндона, привнесшего слишком много плоских “гиковских” шуток в сценарий. Возникло ощущение, что сценарий писал не Николас, а его персонаж Ксандер. Далее, рисунок Айзекс намного слабее рисунка Жанти в целом, а посему героям во многих сценах попросту не хватает тепла и экспрессии. Тем не менее, сама задумка сезона по изменению новых правил магического мира, несмотря на абсурдность, изначально открывает перед читателем интересные перспективы, в будущем развивая старых персонажей, также интригующе, как это делали авторы в начале 8 сезона, возвращая старых героев из сериала на страницы комикса.

Новый том Angel and Faithпишет Виктор Гишлер, ранее писавший сценарий мини-серии про Спайка, а рисует Уилл Конрад.

Иронично то, что, по мнению критиков, да и многих фанатов, Angel & Faith снова вышел лучше основной серии. Стоит отметить, что это во многом обусловлено тем, что с каждым последующим сезоном, несмотря на мелкие кроссоверы между героями, персонажи Фэйт и Ангел становятся самобытными как и в сериалах, исправляя их роль второплановых гостей в 8 сезоне.

Angel & Faith закончился 25-ым выпуском, в то время как BtVS растянулся на 30 номеров. В этот раз лимиток в сезоне не было, но была небольшая история “Where Are They Now?”, включенная в 6-й том BtVS.

Отдельно отмечу феноменальные обложки к 10 сезону от Стива Морриса, который ранее рисовал не менее эффектные обложки к 1-ому тому Angel & Faith.

Buffy the Vampire Slayer Season 11 и Angel Season 11

11й сезон Buffy внезапно оказался макси-серией на 12 номеров. Сценаристом вновь выступил Кристос Гейдж, а художниками Ребекка Айзекс и Джорджес Жанти. В центре внимания политический конфликт. После нападения на Сан-Франциско огромного магического дракона и кучи жертв и разрушений, правительство организовывает лагерь для магических существ. По сути речь идет о профайлинге и лагерях. Сезон вышел очень цельным, пусть и не самым свежим. Благодаря добровольному временному отказу от своих сил Баффи снова открывает себя как личность (и не она одна). Идейно сезон продолжает микс из политики и сверхъестественного, заложенный еще в 4м сезоне сериала.

Вместе с Buffy выходил и 11й сезон Ангела, который в этот раз обошелся без Фэйт. Кроме безумно прекрасных обложек данному комиксу похвастать больше нечем, поскольку сама серия носит филлерный характер: по сюжету Ангел и Иллирия отправляются в прошлое, чтобы разобраться, что же такого натворил Ангел, что проблемы начались и “наши дни”. Справедливости ради, химия между персонажами тут показана неплохо, а их отношения сыграют важную роль в финалом 12-ом сезоне.

Помимо двух основных серий Drak Horse внезапно выпустили историю Джайлза на 4 выпуска. Сценарий написала Эрика Александер, а художником выступил Джон Лам. Очень специфичный комикс, говорить о котором без спойлеров физически невозможно.

Buffy the Vampire Slayer Season 12: The Reckoning

12й сезон вышел в формате мини-серии на скорую руку, поскольку Dark Horse вынуждены были попрощаться с лицензией. Перед уходом серии в Boom Studios Уидон, Гейдж и Жанти смогли за 4 номера вполне себе достойно свернуть франшизу. Любопытно, что сам сюжет не был чем-то проходным, а напротив завершал огромный сюжетный пласт, который был начал в потрясающей мини-серии Fray (см.ниже) и продолжен в 8 сезоне BtVS. История получилась в меру законченной, с заделом на любой потенциальный финал, которого, однако не последовало, ведь франшизу ждал ребут с нуля от другого издательства и других авторов…

FRAYFRAY” (Dark Horse) 2001-2003

Отдельного внимания заслуживает серия Fray”, повествующая об истребительнице будущего Мелаке Фрэй. Серия выходила с 2001 по 2003 гг. и насчитывает 8 выпусков. Позднее у этого персонажа был кроссовер в рамках 8 сезона Бафии. Также ей была уделена глава антологии “Buffy the Vampire Slayer: Tales of the Slayers”. Именно в рамках “Fray” была впервые представлена секира истребительницы, получившая более обширное влияние на вселенную начиная с  концовки 7 сезона. Fray – однозначный канон Buffyverse.

buffyto_hc_cover


“Tales”  (Dark Horse)

В 2011 году был издан сборник в твердом переплёте: “Buffy the Vampire Slayer: Tales. Это наиболее полное собрание отдельных историй, ранее появившихся в антологиях и спецвыпусках. В нее вошли:

1. Buffy the Vampire Slayer: Tales of the Slayers TPB.

Ранее изданная в формате графического романа антология, рассказывающая 8 коротких эпизодов из жизни истребительниц разных поколений в хронологическом порядке. Данный формат наглядно демонстрирует эволюцию истории истребительниц, начиная с первой “избранной” и заканчивая вышеупомянутой Мелакой Фрей – истребительницей будущего. Вся антология посвящена теме природы одиночества в жизни истребительниц.

2. Broken Bottle of Djinn one-shot.

Рассказанный в стиле антологии Tales of the Slayers спецвыпуск, не играющий большой роли в общей истории.

3. Buffy the Vampire Slayer: Tales of the Vampires № 1-5.

Мини серия, в каждом выпуске которой рассказывается о жизни определенного вампира(ов) Buffyverse. Центром повествования выступает древний вампир, рассказывающий байки группе наблюдателей.

4. Buffy: Tales of the Vampires one-shot; Tales of the Vampires: Carpe Noctem parts 1-2; MySpace Dark Horse Presents № 31, 32.

Истории, идущие параллельно с 8 сезоном “Баффи” и напрямую с ним связанные.

Все истории из этого сборника входят в канон, за исключением, разве что Broken Bottle of Djinn“, которая, впрочем, ему не противоречит.

Buffy the Vampire Slayer (Boom Studios)

Как я уже писал выше, Dark Horse потеряли права, и в 2019 году Boom Studios начали массивно выпускать ребут BtVS. Всё началось с нуля. Старые персонажи дразнили старых читателей, старые сюжеты были переосмыслены (хотя скорее перепутаны), хотя и новых персонажей и концептов авторы не чурались.  В целом стартовал комикс неплохо, сразу воссоздав схему Dark Horse со вторым онгоингом Angel, но очень быстро после неудачного кроссовера Hellmouth серия взяла вектор в сторону мультивселенных и заигрываний со “что если?” концептами, что знатно подпортило общую историю и ее цельность. Художники также подбираются в целом слабые и новые, что серию не красит, но быть может они еще разгонятся.

Любопытно, что Boom Studios сделала большой подарок давним фанатам, не только переиздавая мягкие сборники серий dark horse под плашкой Legacy, но и доиздали 2 библиотечных полных издания 11 и 12 сезонов, что Dark Horse сделать не успело.

Какое будущее ждет франшизу? Остается только гадать, хотя золотые её деньки однозначно уже прошли. В прочем концепт с мультивселенными может породить кучу интересных зарисовок, а современному читателю и издателю такой концептуальный подход часто выгоден, поэтому поживём-увидим.

Канон BuffyVerse

Вообще, канон тема сложная в любом своем проявлении. Тем не менее, можно однозначно считать каноном следующее:

couple0-thumb-500x720-40029– Все 144 эпизода Buffy the Vampire Slayer;

– Все 110 эпизодов Angel;

– Комикс The Origin (мини-серия);

– Angel: After the Fall (#1-17);

– Spike: After the Fall (мини-серия);

– Buffy the Vampire Slayer Season 8 и все дополнительные выпуски;

– Spike (мини-серия);

– Buffy the Vampire Slayer Season 9 и Angel and Faith и другие комиксы цикла;

– Buffy the Vampire Slayer Season 10 и Angel and Faith Volume 2;

– Buffy the Vampire Slayer Season 11, Angel Season 11, Buffy the Vampire Slayer: Giles;

– Buffy the Vampire Slayer Season 12: The Reckoning.

– Fray (мини-серия);

– Tales of the Slayers (антология комиксов);

– Tales of the Vampires (мини-серия).

Существуют диспуты о канонности некоторых лимиток об Ангеле и Спайке издательства IDW, но это все рассуждения и желания фанатов. Относительно другого контента – это мнение читателя, что считать каноном, а что нет. Вот тут, много интересных нюансов.

Строго говоря, новые комиксы Boom Studios просто показывают параллельную вселенную, которая даже пересекалась событиями оригинального сериала в виде ни на что не влияющего кроссовера между мирами. Поэтому технически новые комиксы в какой-то мере тоже каноничны.

castShe is The Slayer

Напоследок подытожу, что Баффи Саммерс и ее друзья – отличные и неординарные персонажи, которых придумал и взрастил один из лучших сценаристов 2000-х. Мир Баффи полон драмы, хоррора, романтики, любви, юмора, смерти, жизни, секса, дружбы и поистине невероятных приключений.

Если все связанное с BtVS прошло мимо вас, то я рекомендую дать Buffyverse шанс, но как я и писал выше, сериал разгонялся постепенно, поэтому и ваш к нему интерес, возможно, ждет подобная участь.

Поделись Радостью
  • 23
    Поделились