The Walking Dead # 193: Внезапное прощание с серией

Если вы еще не слышали, Роберт Киркман в очередной раз решил всех на… наколоть и закончить свой зомби-эпос комикс еще внезапнее, чем он заканчивал/начинал прочие проекты. The Walking Dead #193, вышедший 3 июля оказался увеличенным последним выпуском серии, которую Роберт, – скромно напоминаю, – неоднократно обещал вести как минимум до 300-ого номера.

Надо сказать что замаскированно все было очень круто. Солиситы несуществующих номеров, скрытность, обещания в фанатской почте длительных планов… все было частью уловки. Жаль, что bleeding cool все с подачи авторов испортил за пару дней до релиза, ну да ладно.

Итак, раз я не успел ничего сказать про дорогой моему сердцу Invincible в прошлом году, скажу про TWD, благо я “один из этих”, т.е. тех, кто серию не бросал и читал до упора. А читал я ее в реальном времени еще с 2009 (если не путаю), так что… ну да, закончилась эпоха, по другому и не сказать.

Чтобы не размазывать сопли и не ходить вокруг да около просто выражу тезис для тех, кому лениво читать дальше: достойный финал важной для медиума серии.

Дальше подробнее с ВОТ ТАКИМИ спойлерами, эмоциями и матюками и кривым правописанием, так что читайте на свой страх и риск.

За 16 лет Роберт Киркман выстроил проработанный мир с еще более проработанными персонажами. Чарли Эдлард, подхвативший серию буквально после первого арка Тони Мура, рисовал ее ну очень долго по меркам современной индустрии, и делал это отлично, почти никогда не проседая (хотя длительное время у них был дополнительный инкер).  То же Эдлард выдал и в финале. Красиво, ровно, реалистично и грамотно кадрированно. Ни как ГЕНИЙ, но как более чем достойный и замечательный ремесленник, что в 21 веке будет сильно важнее огромного талантища водить пластиковым перышком в фотошопе.

Со смертью Рика в 192 номере возник вопрос, а есть ли смысл выполнять обещание Роберта и вести комикс дальше и без него? Ответом стало – нет. Весь комикс на деле оказался историей Рика Граймса, его жертвах, потерях, трамвах и в конечном итоге реальном влиянии на судьбу нескольких коммун переживших апокалипсис американцев.

Как верно подметил Володя в личной беседе, важность и крутость многих вещей вместе с их огрехами чаще всего можно оценить только когда проект окончен. В ретроспективе. И в этой вот ретроспективе Ходячие Мертвецы несомненно великий комикс. Да, тут было очень много “жевачки” особенно после 100 номера и прихода Нигана, но и после жевачек были очень сильные моменты, были и днищевые. Как по мне, очень даже жизненно.

До самого финала главной фишкой TWD было, то что зомби здесь не враги. Враги люди, а зомби теперь просто есть. Как пчелы, дождь или геморрой. Можете их прогнать, переждать или вырезать, но они все равно могут вернуться и с ними просто надо считаться. Именно к такому миру Рик приводит несколько поселений людей в финале. Любопытно, что сам Рик практически весь комикс, буквально до смерти своей второй жены ближе к финалу никогда не считает себя хотя бы важным человеком и его всегда приходилось подталкивать к действиям в роли лидера. В конце же Рик, уже понимая свою роль, умирает абсолютно незаслуженной смертью, от пули избалованного подростка в порыве гнева в своей кровати, а финальную пулю в голову зомби-Рика в итоге всаживает его собственный сын Карл.

Страницы из 192 номера.

В финальном же номере (толстенном, кстати) нас переносят на *цать лет вперед и показывают город (точнее целую инфраструктуру поселений) в котором шестилетняя дочка Карла и Софии (!) может расти ни разу не увидев зомби, хотя сама история открывается именно с зомби возле их дома. С первых страниц Роберт делает то, что пытался делать все 15 лет, – показывает, что в мире где умерла цивилизация, можно все еще оставаться человеком, но бороться за это нужно каждый день, неумолимо помня чужие и свои потери.

Мимолетом нам показывают важных в той или иной степени персонажей, костяк которых к концу серии стал еще меньше. Мишон теперь верховный судья, Хершел (сын Гленна и Мэгги) дурной шоумен, развозящий ходоков в вагончиках для всеобщего развлечения людей смерти не видавших, Мэгги местный управленец и тд. и т.д. Практически все персонажи при своих делах и под стать своим же характерам. Кто-то до сих пор говнится за прошлое, кто-то просто живет и радуется, кто-то строит железную дорогу… все как обычно.

Интересно, что закончил Киркман все это дело +- тем же, чем закончил Invincible. На последних страницах Карл рассказывает дочке про Рика Граймса и то как он изменил судьбы многих людей. А почему, собственно нет? Передача факела, наследие для будущих поколений, наша с вами смертность – это беспроигрышный вариант, не проиграл он и тут. Ну и да, очень забавно, что, казалось бы, оборванная концовка 192 номера с Карлом, говорящим в слезах “я не могу продолжать без него”, теперь имеет другое значение. Карл не стал лидером как батька, он просто живет и выживает дальше со своими идеями, мечтами и смыслом и его совсем не смущает статус “сына того самого Рика Граймса”. Во многом история всегда была и об этом тоже.

Оглядываясь назад на 193 выпуска и еще с десяток спешлов, хочется лишь сказать, насколько важным является комикс для индустрии. И коммерчески и “критически” это важная работа для медиума. Да, можно много и сладко кукарекать о провисах, о “жевачке”, о санта-барбаре, но в мире где манга выходит по 90+ томов, а среднячковые раны человеков-пауков длятся по декаде, кажется ли 193 номера и 16 лет неровных и местами ох*ительных хоррор-комиксов чем-то диким и непростительным в 2019 году? По-моему, них*я они такими не кажутся.

Не стоит забывать и про вклад TWD (да и Invincible) в индустрии с точки зрения взросления и наоборот омоложения аудитории. С 2003 года количество “мяса” и взрослых сюжетов в той же двойке (особенно DC) вырастало и падало в разы несколько раз, и все это было (в том числе) с приходом Неуязвимого и Ходячих Мертвецов. Никто наверняка не скажет хватило ли бы яиц многим авторам делать свои инди-проекты за последние 15 лет, если бы не пример Киркмана в Image. Да даже Сага Брайана Вона, возможно, и не обрела бы той популярности если бы не пример Киркмана и “поднятие” планки того что стоит и не стоит показывать в супергеройских и не супергеройских ПОПСОВЫХ комиксах. После бест-селлера с педозомбофилами и пытками в топах продаж (TWD) рисовать star-wars-like порнуху с баранами и бабочками (Saga) уже не кажется таким рискованным, не находите? Но допустим, все случилось само собой и Киркман всю славу получил незаслуженно… он, как минимум, на*бал школьников и таки заставил их прочитать хотя бы один черно-белый комикс 🙂

Как бы там ни было, у TWD была масса того, что миликанцы называют milestone моментами. Многие из них связаны с шок-контентом, многие с “киношными” постановками и уже авторскими фишками, но самые крутые (и про которые никто не будет распылятся в постиках и статейках, а зря), конечно, банально завязаны на историях. История эмоциональных, страшных и очень жизненных. Лично для меня TWD останется важным во многих смыслах комиксом о том, что жизнь и выживание вещи едва ли всегда связанные, о детях и том, что все сделанное в мире рано или поздно достанется им. Потому что все вы и я можем бессмысленно сдохнуть как собаки через минуту или 80 лет, а можем и не “сдохнуть”, а умереть в кровати в кругу любимых, ведь решать это нам не дано, дано лишь делать что-то, чтобы помнили нас без желания харкаться желчью.

P.S. Как же дико непривычно будет не видеть TWD в листингах и топах продаж отныне. ШТОШ…

Поделись Радостью