Обзор: Troll Bridge Нила Геймана

Коллин Доран, в прошлом году выпустившая графическую адаптацию рассказа Нила Геймана «Снег, зеркало, яблоки», тремя годами ранее нарисовала комикс на сюжет другого его рассказа, «Троллева моста». Гейман написал его по мотивам норвежской сказки о трёх козлах.

В этой сказке три козла, младший, средний и старший (в другой версии это козлёнок, коза и козёл), решают отправиться через реку к заливным лугам. Когда первый, самый младший добирается до моста, путь ему перегораживает голодный тролль. Козлик уговаривает тролля не есть его, потому что он слишком мал, и добавляет, что вслед за ним идёт его братец, который больше него и сытнее. Тролль внимает его словам и соглашается пропустить маленького козлика. Когда средний козёл ступает на мост, тролль не даёт пройти и ему и угрожает съесть его, но тот уверяет тролля, что скоро к мосту подойдёт другой козёл, крупнее него, и троллю лучше съесть того, большого козла, а его самого отпустить. Тролль соглашается и пропускает среднего козла. Когда же тролль встречает старшего козла, тот одним ударом своих мощных рогов сбивает его с моста, и речной поток уносит тролля прочь.

В рассказе Геймана никаких козлов нет, хотя тролль остался. Главный герой, Джек, в возрасте семи лет во время одной из своих долгих прогулок по сельской местности находит заброшенный каменный мост, из-под которого к нему неожиданно выпрыгивает тролль, собирающийся «съесть его жизнь». Джек, по-видимому, знакомый со сказкой о трёх козлах, пытается обвести тролля вокруг пальца, сообщая ему, что за ним идёт его старшая сестра, которая крупнее него и определённо придётся троллю по вкусу больше, чем он. Однако тролль сразу распознаёт обман: по запаху он определяет, что никой старшей сестры у мальчика нет. Тогда Джек умоляет тролля сжалиться над ним, потому как он слишком мал и ещё ничего не испытал в жизни, и отпустить его, а взамен обещает вернуться годы спустя, когда станет старше, и тогда уже тролль сможет «съесть его жизнь». Дальнейшее повествование следует структуре оригинальной сказки, однако полностью меняет её содержание и финал. Детский рассказ оборачивается мрачной историей о течении времени и разочаровывающем опыте человеческой жизни.

Эту игру с ожиданиями читателей продолжило и визуальное решение комикса. Коллин Доран оформила обложку так, как будто это произведение для детей: бабочки, мальчик, арка моста и вылезающий из-под неё страшный и немного нелепый тролль (каким он и должен быть в сказке).

Ту же иллюзию поддерживает и первая половина комикса, нарисованная в стилистике детской книжной иллюстрации золотого века. Доран старательно воссоздала атмосферу волшебной сказки с помощью светлой палитры с доминирующим жёлтым цветом и добавлением множества деталей, отсутствующих в тексте Геймана, но характерных для детских книг первой половины ХХ века: в небе порхают бабочки, по лесу гуляют лисицы и ежи, из-за деревьев выглядывает олень; в ночи главному герою чудятся призраки и злая зеленокожая ведьма (явно некогда увиденная им в экранизации «Волшебника из страны Оз»), а днём его воображение рисует далёкие замки, фей и даже пиратов (найдя блестящий на солнце камень, Джек представляет, что это драгоценность, вывалившаяся из пиратского сундука с сокровищами).

Однако во второй половине книги, когда становится ясно, что это история вовсе не для детей и не про детей, цветовая гамма постепенно выцветает и темнеет, а столь детально прописанный окружающий мир к финалу полностью растворяется в дымке. Эта стилистическая трансформация, соответствующая метаморфозам главного героя, идеальным образом работает на эмоциональное вовлечение читателя, достигающее апогея в кульминации.

В середине 90-х Доран уже рисовала графическую адаптацию этого рассказа, но не была удовлетворена результатом (сейчас эти рисунки практически невозможно найти: они публиковались лишь однажды в каком-то малотиражном издании); и лишь два десятилетия спустя ей удалось найти нужную интонацию для этой истории. И её «Троллев мост» – едва ли не идеальный пример конгениальности работы художника адаптируемому тексту.

Поделись Радостью