Внимание, во второй части этого обзора (ниже есть еще одно предупреждение) имеются атомные СПОЙЛЕРЫ, поэтому читайте на свой страх и риск! Издательство: Marvel Comics Сценарий: Tom King Рисунок: Gabriel Hernandez Walta Цвет: Jordie Bellaire Дата выхода: 2015 – 2016 The Vision является одной из главных работ Тома Кинга, забирающегося на олимп талантливых комикс-сценаристов семимильными шагами. Если я правильно помню хронологию событий, именно при выходе этой макси-серии DC Comics заключило эксклюзивный контракт с Томом, сделав ход конем. Интересно, кусает ли Аксель Алонсо себе локти, глядя на продажи и качество Batman? Я бы откусил себе руку по самое плечо, будь я на его месте. Но пока вы не подумали, что этот обзор – лишь очередные банальные дифирамбы таланту Тома, позвольте вас осадить. В этом комиксе есть много спорных, а для меня лично, и вовсе портящих впечатление моментов. Но сначала об объективном. Том Кинг пошел по протоптанной дорожке на которой Marvel довольно успешно стирает свои пятки в кровь последние лет 5. Схему я уже рассказывал – берем никому не интересного персонажа или и вовсе “ноунейма”, меняем ситуацию и/или сеттинг на абсурдный и медленно закручиваем сюжет, чтобы в итоге никуда не сдвинуться, но заключить “сегодня мы многое поняли…”. Нет, Вижн, конечно же, старый персонаж с богатой историей, но историей не его, а Мстителей. В лучшем случае он пару десятилетий был “бывшим Алой Ведьмы”. Так уж вышло. Даже Кинг это подчеркивает мета-шуткой в сценарии много раз… Кинг решил поместить Вижна в сеттинг и ситуацию из сериала Декстер 3-4 сезонов. Простите за аналогию, но я позже объясню со спойлером почему именно эта аналогия не выходит из головы когда читаешь комикс. Итак у нас есть синтезоид, его жена и детки, милый домик в пригороде и даже клевый зеленый песик. Сценарий и диалоги в комиксе просто идеальны, несмотря на то что пишет Кинг в очень четком и сухом стиле, и дело не в персонаже “роботе”, ибо, читая это все, я отчетливо вспоминал его Бэтмена, но стиль = плюсик, поэтому едем дальше. Монологи. Ммм… тут придется поворчать. В рамках всех 12 выпусков Кинг в целом все делает неплохо, но есть конкретные выпуски где заметны дыры, которые Кинг заполнял заумными рассуждениями. Особенно расстроил мутный монолог “p & np” Агаты Харкнесс (крякнутой на голову няньки Ванды). Вот тут Кинг дает осечку. Его Агата излишне зажатая и логичная в своей речи и рассуждает как… хм, как робот (pun intended). В целом это можно посчитать “вкусовщиной”, но монолог этот подходит больше мистеру Споку, нежели по своему дурной Агате (почитайте как ее пишет Робинсон в Scarlet Witch, например). В общем, по моему мнению, эти вставки здесь просто лишние, и первоначальный фатализм повествования Агаты намного лучше бы смотрелся без “Хикмановских” рассуждений в пустоту. Раз уж я ушел в сравнение (зря я это сделал, но стирать и писать по новой лень), то закончу мысль с ассоциацией с Декстером. В этом сравнении нет глубокого смысла или метафор, это банально та же тема, только вместо социопата у нас синтезоид, и каст подобных ему, борющийся с эмоциональными проблемами “людей”. Это все меня бы раздражало, если бы первые 3-4 сезона Декстера не были так же хороши, как хорош по своей концепции этот комикс. Даже юмор здесь такой же своеобразный, а местами и вовсе черный или ироничный. Это слайд-шоу требует JavaScript. Юмор – один из важнейших аспектов данного комикса. На протяжении всей серии баланс шуток очень четко разграничен между Вижном и его окружением и по сути часто служит социальным комментарием и часто религиозным, что особенно радует. Также не обошлось и без отсылок “не для всех”. Вот, например, замечательная пасхалка к стрипу Peanuts (в оригинале Люси вечно убирала мяч, стоило Чарли Брауну занести ногу для удара, а здесь все происходит наоборот): Вообще комикс можно поставить в топ 2016 хотя бы за неординарность темы в медиуме. Сейчас выходит довольно мало работ совмещающих серьезный slice-of-life и мейнстрим супергероику, при этом The Vision в корне все же остается крепкой сай-фай мелодрамой, ведь в итоге комикс сводится к банальному вопросу “что значит быть человеком?”, на который мы с вами никогда не узнаем ответа потому что не можем быть никем другим. В этом аспекте больше всего мне запомнился превосходный диалог с его дочерью о душе и Боге. Наглядный комментарий по теме вечной и неискоренимой актуальности религии в виде логичного уравнения, бьющего любой аргумент атеиста. Таких “приятностей” здесь хватает. Перед тем как перейти к разбору отдельных спорных и не очень моментов, скажу пару слов о рисунке. Габриэль Вальта ничего феноменального на серии не делает, но это и хорошо, ведь главное здесь история и на инновации и графические эксперименты комикс совсем не претендует. Отдельно хочется отметить лица семьи Вижн. Их художник часто делает наиболее выразительными, особенно в моменты эмоциональных всплесков. Семья Вижн за счет этого вызывает больше сострадания, чем местами кривоватые и немного гротескные лица тех же мстителей. В общем рисунок подходит комиксу вполне неплохо, но действительно хорошим его делают цвета Джорди Бэллеир. Джорди творит здесь просто великолепные вещи, придавая дополнительную динамику и сменам времен года, и эмоциям персонажей, и разного рода флешбекам, местами подчеркивая цветами какие-то моменты даже лучше нарратива Кинга. Самое приятное для глаз – использование неяркой и глубокой палитры, погружающей читателя в подобие транса, нехарактерного для чтения 99,99% комиксов Marvel. Кстати, отдельно отмечу 7-й номер, который по сути является рекапом взаимоотношений Ванды и Вижна с важной, раскрывающейся в сюжете, деталью из прошлого. Рисовал выпуск гостевой художник Майкл Уолш, чей стиль напоминает стиль Вальты, и в общем-то, мне пришелся по душе. Этим номером читателя еще и избавляют от изучения википедии и горы комиксов, большинство из которых довольны слабы и скучны, ну и, разумеется, Джорди здесь все также прекрасна. Теперь же я хочу перейти к аспектам, которые немного портят комикс для меня или, по крайней мере, оставляют слабый осадок двусмысленности. Можете считать разбор и претензии дальше моим необъективным ИМХО, если хотите. Еще раз предупреждаю про СПОЙЛЕРЫ. Повторюсь, Кинг отличный сценарист. С самого начала он прописывает несколько элементов к которым в итоге сводятся вообще все нити истории, по-настоящему имеющие значение. Ваза Зен-Ла, пианино из Ваканды, зажигалка из вибраниума, куст Вечноцвета – все эти вещи в конечном итоге сыграли свою роль. Отдам сценаристу должное, – писать истории в которых ты сам порциями сливаешь почти всю концовку комикса, не так-то просто и часто является тем еще вызовом. С другой стороны, учеными давно доказано, что спойлеры чаще побуждают к скорейшему потреблению информации, будь то комикс,кино или сериал, чем к отказу от оных. Все шло идеально, но затем для меня наступил поистине отрезвляющий момент замысла Кинга, особенно в том, что касается вышеописанного 7-ого номера, где выясняется, что Ванда сама дала свои мозговые волны Вижну для создания жены. Не самая свежая мысль, не так ли? Шаблон сознания нестабильной, почти всемогущей ведьмы переносят в тело робота… Лично я в момент непонимания кто из героев, Ванда или Вижн глупее, осознал, что они и вправду идеальная пара. Но и тут Кинг меня обманул, ведь об этом весь комикс. О том, что Вижн становится человечнее, и, как неизбежный факт, тупее и эмоциональнее (мне опять вспомнился Декстер, а вам?). Интересно, была ли сцена в кровати (см. изображения выше) специально сделана, чтобы дать читателю понять, что Вижн осознал, что натворил, или же все более поэтично и плоско завязано на нотках ностальгии… в любом случае, едем дальше. Мои проблемы с комиксом начинаются с того, как Кинг агрессивно вводит в сюжет мстителей, которые должны с подачи Харкнесс остановить Вижна, ибо ей было видение, что из-за каких-то событий Вижн готов будет убить весь мир ради своей семьи. И в целом это не так уж страшно, в конце концов, – почему бы не напихать в (не то, чтобы очень)серьезный комикс про Вижна иконических и попсовых персонажей, логически вписанных для развития сюжета… Тем не менее, мое отношение непосредственно к интеграции рандомных “Мстителей” в сам сюжет для массовки и натянутого экшена сказал устами Человека-Паука сам Том Кинг. Конкретно эта моя претензия была бы надуманной, если бы не бездарно слитый в комиксе Виктор Манча и последующие за этим абсолютно нелогичные, даже по меркам современного Marvel, последствия, а точнее, – их полнейшее отсутствие. Но давайте по порядку. Виктор Манча (если вы не знаете) был придумал Брайаном К. Воном для комикса Runaways в начале нулевых. После закрытия 3 тома Runaways он мелькал то тут, то там, в том числе побывав в команде Avengers A.I., состоящей из роботов и им подобных существ. И вот, возвращая персонажа на страницы комиксов, Кинг, задним числом, делает его наркоманом (вроде раньше не замечал за ним, но если что поправьте) и шпионом Мстителей, случайно убившим своего племянника. Ну т.е. выходит, что по факту Marvel не только позволили слить одного из Беглецов (Виктор в конце также умирает), которых итак обделяют вниманием годами, но и сделали Мстителей (по идее их верхушку) виновными в смерти сына Вижна. Это все можно было бы проглотить намного легче, добавь Кинг немного нелинейности, вместо пихания всей этой линии в 2 выпуска с последующей растянутой донельзя эскалацией проблемы, до конца попросту не решенной. Именно с этим у меня и возникли проблемы при прочтении. В итоге мы имеем: Мстители по факту чужими руками убили живое существо, более того сына своего собрата, и всем плевать. Особенно забавно, что это все было напрасно и походит больше на тай-ин к Civil War II, если задуматься, только с Агатой вместо … того пацана нелюдя из Civil War II. Вижн хотел убить Виктора, как в конце выяснилось, взаправду и всем плевать, включая Вижна (По сути наш друг робот ведь “сломался”). Никакие терки между Вижном и Мстителями не показаны, и в др. онгоингах я тоже их не замечал, т.е. ничего не поменялось, хотя в комиксе все как будто меняется. Умерли люди, часть из них по вине Вижна, но никто не наказан. В итоге, как и во многих др. сериях Marvel, мы получили нового персонажа для нового поколения – Вив, дочку Вижна (пес и тот интереснее). Все Мстители и Ко здесь просто бездушные статисты, в роль которых не веришь ни на секунду. Я знаю, что вы скажете, “такое в Marvel происходит в каждой серии каждую неделю”. Но я отвечу, – нет, такое происходит в проходных и слабых комиксах, коим Вижн, несмотря на мои придирки, совсем не является. В целом здесь действительно нет ничего нового, но подумайте, поменялся бы сюжет хоть как-то, если бы вместо Виктора нам представили нового синтезоида, найденного вот только что в 1 номере, или сделанного самим Вижном и живущего по соседству? Да ничего бы не поменялось. Может даже стало бы лучше, но это уже неважно. Важно, что ровный нарратив Кинга портится ненужными вставками для экшена и массовки, и вместо полноценной “вещи в себе” мы вынуждены откидывать мусор, чтобы видеть только потрясающе переписанного персонажа и крутой “character development”. Еще обиднее становится от того, что Вижна Кинг развил очень здорово, в конечном итоге сведя его отношения с женой (они были самыми странными и интересными) в необходимое и неизбежное для концовки сценария русло. Как я уже писал выше, фраза “I am the Vision of the Avengers” тут по сути описывает все проклятие и груз героя. Проблема второсортных героев как до так и после выхода комикса The Vision осталась той же. Аксель Алонсо в одном из недавних интервью писал, что Тор-женщина, Вив, Лаура-Росомаха и др. новшества взялись сами собой и так вот вышло у каждого автора по отдельности, а потом превратилось в NOW и т.д. Опять же, это все сводит мою претензию к комиксу к несостоятельности, ибо так в издательстве ведут дела, но претензия эта имеет место быть. The Vision, – это лишь еще один комикс Marvel, дразнящий переменами, на деле их лишающий, и практически тут же рубящий все на корню. Увидим ли мы не совсем здорового и приемлемого для общества Вижна вновь? К большому сожалению, сильно вряд ли. Но это все лирика и унылые завывания парня, который читает слишком много плохих комиксов, и они затуманили ему поиск хороших. Ведь в итоге ругать мейнстрим за то, что он мейнстрим, – это глупо. Но я все равно попытался. Как бы там ни было, The Vision – один из лучших и свежих комиксов Marvel за долгие годы. Обязательно читайте эту годную серию! THE END Поделись Радостью4Поделились