Хах. Не знаю даже с чего начать. С творчеством Джиллиан Тамаки я знаком не особо широко, в частности читал, кажется, только This One Summer, который, к слову, никак не издадут уже второй год в России… Может потому что в России он никому особо и не нужен? Но сейчас не об этом.

“Академию” я приметил давненько, и, хотя название и концепт крайне интриговали, брать я ее не решался ибо кошелек у всех не резиновый, да и в цифре сборника было не найти. Так бы и не прочел я этот комикс, если бы ребята из КомФедерации не решили исправить эту дебильную оплошность с моей стороны.

Сразу спойлер: комикс охренительный. В принципе, дальше можно не читать, но я уж напишу, что думаю, с вашего позволения. Далее без спойлеров.

Первое, что хочется акцентировать в этом небольшом обзоре – название сборника. Под обложкой нас ждет ровно то, что нам обещает Тамаки. Перед нами школа для … волшебников? Мутантов? Инопланетян? Монстров? Как раньше частенько говорили комикс-маркетологи в США – YOU NAME IT, THIS COMIC GOT IT!

Вы, наверное, обратили внимание, что я странным образом называю данный комикс “сборником”, а не граф.романом или серией комиксов? Дело тут в том, что комикс изначально выходил как веб-комикс с 2010 по 2014 год и позже уже вышел в формате книги которую мы имеем, причем с новыми стрипами и завершающей историей на 40 страниц.

Ввиду своего формата выхода и своеобразного решения закончить его как цельную историю, Магическая Академия Супермутантов (далее МАСМ) имеет очень интересную, непривычную и неоднозначную структуру повествования.

Перед нами сразу несколько произведений внутри одного. Большая часть комикса представляет собой на первый взгляд едва связанные одностраничные истории-гэги (“gag”), т.е. в простонародье – приколы. Далее Тамаки разгоняется и поначалу добавляет некоторым зарисовкам страницы, нумеруя нужные стрипы как ½ и т.д., а к концу ломает формат, превращая его в стандартный для современного читателя вид сквозной истории. Ну, не ломает, конечно. Скорее комикс именно эволюционирует, причем довольно символично относительно самих персонажей и их настроений.

К слову, когда я писал про “гэги”, я вовсе не имел в виду, что комикс, это такой “арчи с трешаком”. Нет, комикс весьма и весьма меланхоличный и местами очень грустный. Но, опять же, местами и настолько смешной, что я не мог сдержать смех и разбудил таки случайно жену, читая комикс глубокой ночью. Впрочем, дочитывая его в маршрутке, я тоже пару раз от души “орнул в голосину”, как говорится. И тем не менее, комикс все таки меланхоличный. Тематика подростковых проблем тут видна четко и ясно, и она двигается на протяжении всей истории к логической концовке – завершению выпускного года для главных героев МАСМ.

Шутки же здесь очень и очень разные. Это и одноразовые откровенно чернушные зарисовки, достойные Людей Икс от Джонни Райана, которых мы никогда не увидим. Это и классические ситуационные стрипы, но с со своими оттенками подросткового ангста, депрессии и апатии. Это и структурно продуманные долгоиграющие шутки “на потом”, которые служат для раскрытия персонажей и дальнейшего усиления следующих шуток через контраст личностного роста, внутренних противоречий и самооценки героев по мере их взросления (довольно продуманная хрень, скажу я вам). Неважно сколько таких нюансов автор планировала изначально, предвидя конечное произведение, – именно так комикс читается сейчас и как читателю мне важно именно это.

Вы, наверное, удивлены, почему же я до сих пор ничего не сказал про персонажей? Оговорюсь, что около 1/3 героев стрипов мимолетны, а из этой трети около половины умирает или исчезает через 3-4 панельки. Но, разумеется, здесь есть и главные герои, и в целом они то и делают комикс запоминающимся. Напоминаю, что речь здесь идет о подростках, а это значит, что главные герои настолько же жалки и отвратительны, насколько идеалистичны и милы.

На переднем плане у нас есть две лучшие подруги – вечно позитивная Венди (как я понял оборотень-лиса) и сварливая около-гик-стереотипная Марша (к слову, влюбленная в Венди). В целом, это основные по глубине общей истории отношения; хотя иных персонажей, намного более сложных, автор показывает сильно проще и эффектнее, эти двое обладают, пожалуй, наибольшим очарованием и…эммм… магией? Пардон за каламбур.

Остальные образы также стереотипны, как и люди в нашей с вами реальной жизни, и от того их довольно легко понять. Тревор подает надежды на будущую полноценную социопатию своими хулиганскими выходками и отрешенностью от окружающих. Фрэнсис так старается создать истинное искусство, что попросту теряется в нем, становясь и творцом, и критиком в одном лице. Здоровяк Чеддер погружается в апатию, а большеголовая Джемма испытывает комплекс неполноценности на фоне иронично равнодушных к ней учеников. И это лишь костяк истории.

Отдельно стоит заметить самый яркий образ комикса – everlasting boy (да простит меня КомФедерация, просто оригинал круче). Это и стрипы о бренности бессмертной жизни, и сатирические вариации на тему реинкарнации, и вообще полнейший бред, пронизывающий всю книжку насквозь.

Рисунок Джилиан, надо полагать, достоин отдельного разговора. Здесь художница использует нарочито небрежный скетчевый рисунок, причем в разных вариациях, но всегда в едином стиле. От наброска какой-то ручкой до, как мне показалось, акварельных карандашей и туши с красными акцентами в паре из них. Тушь, браш-пены, кисти, карандаши, а возможно и компьютер – все это и, я уверен, много другое Тамаки использует превосходно в своей работе. Все выглядит разнообразно, экспериментально и всегда динамично.

Магическая Академия Супермутантов – потрясающе разносторонняя работа. Миланхолия, юмор, ирония и даже местами очевидная сатира пропитывают страницы насквозь, швыряя вас из апатии в умиротворение, из сомнений в самоуверенность, из милоты в расчленёнку. Данный комикс может вам не понравится, а может понравится, но остаться к нему абсолютно равнодушным после прочтения мало кто сможет, а это при перенасыщенном современном рынке комиксов уже дорогого стоит.

P.S. И да, издание выпущено в мягком переплете, как и в США. Вы же не хардодрочер? Отлично, тогда бегом покупать!


Благодарим и горячо целуем издательство “Комфедерация” за предоставленный для обзора экземпляр комикса.

Поделись Радостью