«Просвет» Антонии Кюн, как и многие замечательные релизы «Бумкниги», преисполнен меланхолии и рефлексии, но знатно разбавлен сюрреализмом в своей подаче. Главным героем истории выступает Пауль, мальчик не так давно лишившийся матери. Вместе со своей сестрой и отцом они пытаются справиться с утратой, каждый по-своему, при этом отдаляясь друг от друга все дальше и дальше. Говоря об истории, стоит заметить, что она довольно простая и ничего нового искушенному читателю особо не дает как таковая (а должна ли?). Зато море нового здесь с лихвой дают эмоции и визуальная составляющая книги, и тому есть несколько причин, но обо всем по порядку. Сюжет в книге красиво запутан таким образом, что вплоть до финала читатель не до конца понимает, что все-таки случилось с матерью, а больший акцент делается не на самой трагедии, а ее последствиях в виде длинной петли сожалений и фрустраций. Каждый из членов семьи винит себя и каждый ищет свою отдушину, будь то хулиганство, бесконечная меланхоличная ностальгия или чувство жалости к себе. И все-таки ключевая часть истории, – это принятие Паулем правды о своей матери и взросление, сопутствующее как побочный эффект таких откровений. В какой-то мере автор с середины произведения невольно добавляет детективной составляющей, и именно с этого места читатель едва ли может остановиться. Структура комикса сквозная, но дробная, перебивающаяся пустыми страницами между обычным действием и сюрреалистичными вставками-метафорами с рефлексией и размытыми воспоминаниями Пауля. Причем нарративно к концу книги все это сливается воедино в какой-то самый важный и откровенный для читателя и Пауля момент, немного ожидаемый, но от этого не менее прекрасный, утончённый и эмоционально сложный. Визуальная составляющая комикса для меня стала главным сюрпризом. С первого взгляда (особенно по скромному превью издательства) минималистичный рисунок кажется довольно скучным и уже привычным для рынка иллюстрации, как и монохромная покраска. Но вот читаю я, читаю и внезапно задумываюсь: «да ведь наверняка автор еще и дизайнер». Так и вышло, первое образование у автора было связано с коммуникационным дизайном. Считывается что-то подобное довольно легко, если знать где искать и хотя бы немного разбираться в теме. Помимо прекрасной работы с пустым пространством и композицией в целом (это все-таки работа иллюстратора и хвалить ее сверх меры было бы странно) Антония Кюн использует для книги некую дизайн-систему в виде винтажного мобиля (детской карусели над колыбелькой) выполненного в конструктивистском стиле, т.е. геометричными фигурами, как некий конструктор. Я, к сожалению, сходу не нашел был ли такой дизайн мобиля настоящим или нет, но еще пороюсь в сети позже. На что стоит обратить внимание, так это на то, что мобиль подается нам как первое воспоминание Пауля в самом начале, но образ его не везде считывается при первом прочтении, а пронизывает при этом всю книгу от корки до корки. Мобиль в книге выступает мостиком вежду стадиями взросления Пауля. Это и символ детства мальчика, и метафора воспоминаний о маме (не просто же так она всегда зовет его «Воробушек», а мобиль выполнен как птица), и композиционная составляющая, усиливающая эффект от воспоминаний и общее настроение Пауля, и раскладываемый на отдельные элементы инструмент для заигрываний с психологической деконструкцией персонажа, и главное – это аватар Пауля в его мыслях и их метафизических манифестациях. Простая с виду книга на самом деле преисполнена визуального смысла, который в более-менее полной мере считался лично мною только со второго или третьего прочтения и вдумчивого размышления над задачей этого самого мобиля. Это очень глубокая и я бы даже сказал академическая работа, сделанная с крайне скрупулезным подходом к делу. При этом замечу, что и первичное поверхностное восприятие комикса, как «обычной» работы иллюстратора, никого равнодушным не оставит, ведь ничего сложного тут нет, достаточно просто прочесть комикс пару раз. В заключении скажу, что «Просвет» стоит в первую очередь читать людям, любящим повествовательную графику, будь то комиксы, иллюстрации или дизайн. Это настоящее пособие для творческих людей; композиция, структура, художественные приемы – все здесь может научить таких людей чему-то новому не хуже многих учебников. Для любителей крепких в исполнении комиксов «Просвет» также станет хорошим приобретением для прочтения под одеялом в пасмурный, навеивающий философские мысли и раздумья день. Поделись Радостью