«Я убеждена, что вплоть до совсем недавнего времени находиться запертой в пустой комнате было настоящей пыткой» – говорит своему бойфренду Элизабет, 23-летняя инуитка. Она редко выходит из квартиры, да в этом и нет необходимости: работает она удалённо (исполняет эротические танцы, которыми может насладиться всякий, кто заплатит нужную сумму); со всеми, с кем ей захочется пообщаться, она может связаться в ту же секунду; дроны в кратчайшие сроки доставляют синтетическую еду; новая одежда ей не нужна, у неё есть удобный неснашиваемый комбинезон, который отлично подходит и для танцев: её внешний облик корректируется анимацией в соответствии с её настроением и пожеланиями; да и все прочие социальные и культурные потребности она может удовлетворить в виртуальной реальности: стоит ей только захотеть, как она окажется на рок-концерте давно распавшейся группы, или в тёплых водах безбрежного океана, или в волшебном лесу, над которым она, отрастившая крылья, будет парить, выискивая диковинного зверя, которого сможет пристрелить ради развлечения. В реальном мире подобных возможностей нет, да и к тому же большая часть существовавших ещё в начале XXI века видов вымерла, планета загрязнена отходами, над гигантскими однообразными городами висит тяжёлый смог – тут не на что смотреть. И Элизабет не смотрит: в её квартире даже нет окон.

В вышедшем год назад графическом романе американо-мексиканской художницы Инес Эстрады «Отчуждение» («Alienation») изоляция стала новой нормой. Это связано не с существованием каких-либо внешних угроз, но с определённой социальной ситуацией, в которой равнодушие к окружающему миру сопровождается технической возможностью отказаться от живого общения: даже секс в виртуальном мире оказывается более насыщенным и приятным, чем реальная физическая близость. Однако компьютерная реальность может оказаться и источником угрозы: Элизабет, главная героиня комикса, замечает, что кто-то постоянно следит за ней и шлёт ей пугающие сообщения, а её виртуальные грёзы начинают выходить из-под контроля. Такая завязка могла бы стать основой для напряжённого технотриллера, но для Инес Эстрады сюжет является лишь связующей нитью между серией эпизодов, описывающих повседневную жизнь главной героини и её взаимодействия с другими людьми и управляемыми искусственным интеллектом персонажами виртуального мира, с которыми она зачастую выстраивает долговременные дружеские отношения. Эстрада внимательно изучает свою героиню (и не исключено, что весь комикс является результатом своего рода художественной автоантропологии) и попутно задаётся вопросами о том, как цифровые технологии трансформируют человеческую жизнь и меняют представления о сущности человека и даже онтологических основах реальности.

В первой сцене комикса Элизабет вместе со своим парнем Чарли наблюдают лунное затмение. Из-за загрязнения атмосферы увидеть Луну с Земли невозможно, так что они вызывают перед своими глазами проекцию затмения, каким оно должно выглядеть с одного из искусственных спутников. Чарли гадает, смотрят ли они реальную трансляцию затмения или же перед их глазами сгенерированное компьютером изображение. «Не всё ли равно?» – отвечает ему Элизабет. При должном уровне развития технологий человеческие органы чувств становятся более не способны различить реальность и симуляцию, и опыт, полученный в виртуальной реальности, оказывается как минимум не менее важен, чем непосредственный телесный опыт. В ситуации, когда подключение к Интернету осуществляется не с помощью внешних устройств, но благодаря чипу, вживлённому в мозг, вопрос дихотомии тела и сознания также перестаёт быть праздным. Одна из подруг Элизабет находится в коме: её тело, подключенное к аппаратам обеспечения жизнедеятельности, находится в медицинской камере у неё дома, но её сознание непрерывно пребывает в Интернете. Её физическое состояние не препятствует её социальной активности и даже даёт ей определённые преимущества: как минимум, ей не нужно покидать виртуальный мир для удовлетворения физиологических потребностей. В ситуации, когда электронная симуляция становится доминирующей реальностью, человеческое тело – за исключением мозга – оказывается рудиментом.

Комикс, само название которого – «Отчуждение» – носит очевидные оценочные коннотации, определённо создавался как критическая рефлексия над теми изменениями, которые при определённых социальных условиях Интернет вносит в человеческую жизнь. Проецируя в будущее и доводя до абсолюта современные тенденции во взаимодействии с цифровыми технологиями, Инес Эстрада создаёт образ разобщенного человечества, утратившего интерес к реальному миру и тем самым спровоцировавшего экологическую катастрофу, но также потерявшего способность к коллективным действиям и порабощённого – и даже не отдающего себе в этом отчёта – корпорациями, которые обладают беспрецедентным доступом к личным данным каждого человека. В интерпретации Эстрады Интернет, создающий иллюзию абсолютной свободы, в итоге оказывается более изощрённым средством контроля.

Однако, несмотря на мрачность сеттинга, комикс не создаёт гнетущего впечатления: повествование держит ироническую дистанцию к описываемым событиям, не теряя при этом симпатии к персонажам. Иллюстрации выполнены технически просто, но это отнюдь не перечёркивает изобретательность визуального ряда: изображение виртуальных миров открывает перед художницей почти что неограниченную свободу самовыражения. Декорации сменяются со скоростью изменения настроения персонажей, и даже обыденная переписка превращается в вихревой танец эмодзи. И в этом потоке авторской фантазии невозможно не заметить некоего восхищения перед теми возможностями, что открывают перед человечеством новые технологии. Но в комиксе нет противоречия между содержанием и формой: Эстада уверена, что опасность несут не технологии сами по себе, но то, как и с какими целями они используются. На последних страницах книги, там, где указаны выходные данные, Инес Эстрада скрыла небольшое сообщение (для самых въедливых читателей), в котором с предельной ясностью сформулировала свою позицию по проблемам, поднятым в комиксе:

Изменение климата реально.

Земля живая, и мы убиваем её.

Нашими врагами являются не технологии, а угнетение, алчность и эксплуатация.

В конечном счёте отчуждение оказывается следствием не технического прогресса, но общественно-экономического устройства, а Интернет лишь позволил довести это состояние до предела. А потому надежда остаётся: в одной из последних сцен Эстарада фантазирует, чем бы занялся обладающий сознанием искусственный интеллект, окажись он в человеческом теле, и предложенный ею ответ такой: он стал бы наслаждаться миром, не подвластном кодированию.

Поделись Радостью