Итак, Джонс умудрился еще раз сделать крепкий современный комикс, хотя на западе аудитория как и с Doomsday Clock разбилась напополам, но скорее за идею и лайки, как обычно. Больше всего вымораживает желание людей именно сравнивать критично работу с комиксом Мура. Да, это сиквел The Killing Joke. Но… как с Хранителями тут «ко-ко-ко» не сработает. Это обычная работа Мура на обычном Бэтмене. И вот тут как раз у меня назрел вопрос, – а Том Кинг не делал сраный плагиат на Чака Диксона и Ко с их Найтфолом, весь ран построив на истории с Бэйном и оммажами на перелом спин и цитатки? А Моррисон делая половину своего рана продолжением неканонной истории, которую решил канонизировать был ли говна куском? Не был, конечно. Но это все мета-восприятие работы, – а значит в жопу это все, лучше поговорить об истории.

А хотя нет, мета-прикол один я еще подмечу. Для тех, кто был в бункере поясню, что Джонс начал эту идею с Джокерами очень абстрактно еще до ребута с Манхеттеном в 2016. Его Лига заканчивалась и фактом, что Бэтмен спросил кресло Мёбиуса кто такой Джокер. Так вот прикол теперь в том, что комикс на выходе абсолютно не бьется с фактом удивления Брюсом в Лиге, и вообще та сцена теперь имеет ноль смысла, как и мотивация продолжать тему. Это довольно забавно, но очень типично для DC Comics в целом. Но в итоге мы получили нечто сильно бОльшее.

Вот теперь можно о важном…

Не удивлюсь, если комикс как и Doomsday Clock будет игнорироваться как канон (но ведь Джонс ее спецом так и писал, и также написал Джокеров), и это не важно. Важно, что по сравнению с «часиками» «Джокеры» – действительно сиквел The Killing Joke. Если «часики» просто использовали Хранителей как прокладку для рассказа истории некоего нового понятия Мета-верса, роли Супермена во вселенной DC в качестве метафоры и главного двигателя издательства и ее начала (а также отката для галочки JSA и Легиона Супергероев), то Джокеры ничем таким не страдают.

Давайте сначала по форме. Фэбок, конечно, жжот, как говорится, хотя по моему личному мнению динамичные крупные планы у него выходят интереснее, чем плоские сцены с полным ростом (особенно Барбара местами совсем Барби в костюме с вечно приспущенным лицом). Зато экшен тут какой-то космически прекрасный по мощи. Буквально чувствуешь сломанные черепа от ударов Джейсона или Джокера до мурашек. И это во многом происходит из-за 9-ти панельных страниц, полагаю; слишком очевидно их специфичное использование вот уже второй проект Джонса.

Общая динамика истории «киношная» за неимением др. терминов; визуал + сторителлинг дают в общей сложности, что-то более приближенное к Муру по атмосфере, но не по темпу, – это уже совсем другой фильм в жанре боевика, нежели душный триллер с символизмом Мура. Страдает здесь темп из-за формата. У Джонса cojones конские, конечно, и издатель ему много чего разрешает, но, видимо, формата OGN он почему-то испугался (или испугался Фэбок). Из-за серийности проекта очевидно проседают экшен сцены во 2-3 номерах, где искусственно вытянуты некоторые бои, ради показа нескольких важных для второстепенных персонажей сцен (а вот читателю они ничего не дают, как и задвоенные диалоги Барбары с Джейсоном). Не могу сказать, что я где-то из-за этого не получал должного удовольствия, но если бы кое что порезать и перемонтировать, можно было бы даже утверждать, что местами вышло актуальнее и интереснее Мура. Но этого не вышло. Зато вышло современнее.

В том же, что касается Джонса как мастера современных переосмыслений супергероики – тут все как в старые добрые прекрасно. Здорово, что Джонс поднимает каждый раз планку проблематики. Если в «часах» все было взято из пальца для интересного нового восприятия всего, что есть в ДЦ и наследия Супермена, то здесь было взято железно важное наследие Бэтмена (и тут надо держать в голове, что «шутка», насколько я помню, долгое время каноном не была) в виде Джо Чилла, Джокера, разбавлено травмами Джейсона и Барбары и выведено, как формула чего-то окончательно нового и досказанного. Будто бы кого-то заколебала пубертатная философия (которую Нолан божественно воздвиг в прекрасный абсолют своим фильмом) вокруг клоуна против отбитого миллионера с комплексом вины или порядка против хаоса, и этот кто-то решил показать, что, вообще-то, можно, придерживаясь этих старых абстрактных вещей, сделать современную законченную историю, еще и закрыв дыры в каноне и вещи, объективно глупые, которые все игнорируют десятилетиями.

Но что действительно свалило меня наповал, это даже не феноменальный реткон «шутки» в финале истории, не полное совпадение с идеей Мура (Джонс по сути ничего революционно нового не сделал, развив старое должным образом), не тема с именем Джокера (которая имхо вообще гениально обыграна и я не верю, что ни один автор вроде гениального Моррисона или Мура даже не подумал сделать такую историю, но видимо так и было) и даже не план Джокеров вокруг Джо Чилла и вся эта сопливая тема. Нет, больше всего меня впечатлило, как Джонс обыграл то, почему Джейсону прощали убийства, то как Барбара общается с отцом, то, как Джейсон до сих пор не был разобран как хренов сломанный человек, а не антигерой со стволами, будто на дворе тупые 90-е. Несколько этих сцен настолько «потные» по отношению к читателю, что через страницы чувствуешь жар. С героев, наконец-то, спадает маска лицемерия. То что мы обычно додумываем, как дыры в сюжете, здесь физически ощутимо и прекрасно исполнено. Это те нюансы, которых в таком масштабе и размахе на серьезных щах мы теперь долго не увидим. Это буквально назревающие десятилетиями темы из серии дискуссий геков в очередях и на форумах за «логику» Бэт-лора.

В конечном итоге Джонс сделал увлекательный детективный боевик про Бэтмена и его «детей», про вечный конфликт с Джокером, но это ведь пытаются далеть все авторы, разве нет? Зато Джонс внес финальность в жизни героев и в этом плане он ушел дальше Мура. Если Мур пытался якобы увести все в символизм с темой «убей меня или я не остановлюсь», с природой хаоса, попутно введя любимые им увечия и изнасилования, то Джонсу даже не потребовалось никого из героев калечить, убивать или насиловать (ну ладно, огреб Джейсон чуток, это ерунда). Джонс, напротив, вывел все в позитивный ключ, показав Бэтмена однозначным героем, орудующим во тьме, но всегда идущему к свету, даже когда его дети оступаются. А уж как далеко и глубоко идет безумие Джокера здесь и подавно показано намного интереснее банальной (пусть стильной и шикарной) версии Мура.

Сам Джонс в конце оставляет шикарнейший мета-мем в духе I’m Goddamn Batman, и мем этот поставлен не хохмы ради, а как пост-модернистский комментарий на тему отношений Бэтмена и Джокера и абсурдность дыры в личности главного злодея Крестоносца в Плаще.

Я не то, чтобы тонны Бэтмена читал (скорее сотни килограммов), но все равно рискну предположить, что это теперь одна из лучших историй про Бэтмена и, возможно, одна и лучших про Джокера, если не по форме, то по содержанию. Причем очень внезапно, я при всей вере в Джонса ждал лютую херню, если честно.

Поделись Радостью