Обзор комикса «Винни Бартон»

Свист закипевшего чайника отвлек меня от мысленного составления списка книг, которые нужно прикупить на Большом Фестивале. «Медный Всадник», «Продукты 24», «Диноостров», «Винни Бартон»… «Главное не забыть о «Винни», пробормотал я в полудреме будто некий завет самому себе. Оно и не мудрено: недавно вышедшая книжица Алексея Гончарова (он же Алексей Дитко, он же Zhomapelle Mopapaselle), выпущенная издательством «Комфедерация», была, по сути, первой самостоятельной работой молодого дарования, одинаково умело орудующего и словом, и пером; мне не терпелось заценить ее с самого дня анонса.

Прежде Алексей работал в качестве художника в «Докторе Люциде», отметился в антологии «Параллельные комиксы», а также периодически участвовал как в личных, так и в сторонних веб-проектах. О подготовке «Винни» было известно достаточно давно. Так, анонс выпуска книги состоялся еще в марте, а сама работа была начата автором еще несколько лет назад. Изначально история создавалась в соавторстве Алексеем и его другом Дмитрием Буниным и веб-вариант первого выпуска «Винни Бартона» увидел свет в уже далековатом 2013 году. Как уточнял сам Гончаров в одном из постов, «я в основном только рисовал, ну и предложил имя, слепив его из Джоуи Бартона и Винни Джонса».

Обложка первого выпуска Винни образца 2013 г.

Тем не менее, вскоре, когда пути товарищей разошлись, Алексей занялся созданием истории самостоятельно, несколько переработав при этом изначальные концепты.

Вспоминая эти факты и пробуждаясь от остывающего чая с экстрактом гибискуса, я взглянул на часы и – каналья! – до открытия Большого Фестиваля оставались считанные десятиминутия! Схватив рюкзак с наспех уложенными в нем бланками для зарубежных гостей, я вызвал такси. К счастью, автомобиль оказался более проворным, чем ход моих мыслей во время завтрака и я своевременно занял очередь на входе. Когда все необходимые процедуры вроде, собственно, входа, приобретения талонов на скетчи и автограф-сессии с Кевином Истманом были выполнены, я направился в комикс-зону, где среди россыпи авторов и художников за одним из столов скромно расположился и Алексей Гончаров.

Спустя пару минут долгожданный экземпляр «Винни Бартона», еще и со скетчем главного героя, наконец, лежал в моих руках. Размер книги был стандартного для «Комфедерации» формата 12х17 см, так называемый pocket-size или что-то вроде того. Короче говоря, предполагается, что ее, как и большинство книг издательства, можно для удобства уместить в кармане, в отличие от тех же стандартных ТПБ «Комильфо». Ну, это на случай, если вы не в курсе, да (см. сравнительное фото ниже).

Будучи одержимым бережным отношением к книгам, я, вопреки имеющейся возможности формата, не стал прятать книгу в кармане и большую часть дня носил ее в своих потных рученках, пряча среди синглов. Наконец вечером, приехав домой и отойдя от после-фестивального куража, я принялся за чтение первого тома «Винни Бартона» в бумаге. Вот он, момент истины. Сакральное таинство девятого вида искусства.

Начнем с того, что обложка книги является единственной раскрашенной иллюстрацией «Винни Бартона», сам комикс выполнен в ч/б с сероватым оттенком, используемым для добавления теней. С одной стороны, такое решение вызывает сожаление по той причине, что многочисленные раскрашенные работы Гончарова, коих в его паблике немало, показывают: с задачами колориста Алексей справляется на пять с плюсом. Но я бы не стал утверждать однозначно, что отсутствие цветов – косяк книги. Нет, история вполне комфортно себя ощущает в паре оттенков серого. Возможно, у кого-то могут быть проблемы с идентификацией персонажей (особенно злодеев), и тут, кстати, была бы как раз их цветовая персонификация. Разноцветные повязки на глазах или еще что-нибудь.

Кадр из первого варианта Винни Бартона, представляющий шайку злодеев – то, чего, возможно, не хватает вышедшей книге.

Вообще рисунок Гончарова – отдельная тема. В нем есть стиль и почерк, есть вкус, есть любовь художника к своей работе и уверенность в правильности выбранного пути. Глядя на «Бартона» образца 2013 г., можно увидеть какой громадный шаг был сделан Алексеем в работе над рисунком за прошедшие годы. [Я не очень умею в заумные многословные тирады, полные терминов, обозначающих всякие виды покраски или раскадровки или чем там еще у нас любят кичиться гегемоны клавиатур из инди-пабликов. Я сужу по принципу «нравится – не нравится» и считаю более глубокие попытки углубления в суть на деле – попытками выставить себя умнее.]

Выдохнул. Так вот. Рисунок Гончарова мне нравится – он самобытен, своеобразен, в какой-то мере андеграунден. Да, может быть, «на любителя». И это дорогого стоит, как мне кажется. Кто-то увидит в нем частичку О’Мэлли и скажет, что это плохо – походить какими-то элементами на другого автора. Кто-то похвалит за то же самое, подметив схожесть с мангой. И мне кажется маловероятным, что эти персонажи с глазами-точками не задержат на себе чей-либо взгляд. Гончаров – тот художник, который заслуживает признания и, как минимум, внимания. Потому как на его рисунках невольно приостанавливаешь стремительное листание новостной ленты и на секунду-две всматриваешься в эти точки и линии. И хотя бы это уже важно для человека, который создает, пусть даже он и не узнает об этом.

Осознав, что я влил в себя экстремально высокую дозу чая с экстрактом гибискуса при чтении книжицы (прости, «Комфедерация», я не могу называть этих малышей книгами), я перелистнул заключительную 90-ю страницу первого тома «Винни Бартона». И теперь вместе с чаем можно переварить сюжет. В принципе, синопсис незамысловат: Винни мстит за своего друга Билли банде отморозков…и тут можно было бы поставить точку, но Гончаров решил пойти дальше классической истории о возмездии. Тут я позволю себе отклониться в дебри.

Как я говорил, первый вариант «Винни Бартона» выкладывался авторами в сеть и в открытом доступе по сей день висят три его главы.

«…чтоб отличать старого Бартона от нового, этот (старый – прим.авт.) будет называться Vinnie Barton EX Plus Alpha (ничего не значит, но мне кажется, что все эти стрит файтеры с их EX ALPHA TURBO и прочими приставками звучат оч круто, мб даже в основного что-нить такое засуну)»

– Алексей Гончаров

Изначально история, сочиненная Алексеем и Дмитрием, двигалась в несколько ином векторе. Как и в финальной версии, там имела место трагедия с Билли, причем переживаниям Винни на этой почве уделялось больше места. В книге этот момент оказался вырезан, но, на мой взгляд, он достаточно трогательно смотрелся, особенно на фоне той движухи, которую Винни вскоре устроил обидчикам. Кроме того, подзаголовок первой главы Funeral for a Friend более обоснованно выглядел также в первой версии. Однако после первой главы сюжетные линии «старого» и «нового» Бартона пошли в разных направлениях. Мне показалось, что в плане развития сюжета Vinnie Barton EX Plus Alpha двигался несколько стремительнее, НО финальный вариант, несомненно, более продуман. То, что поспешно было показано в Бартоне-2013, нам еще предстоит увидеть в следующих томах Бартона-Комфедерация Продакшн, если я правильно понял. С той поправкой, что теперь преподносимые события, персонажи, атрибуты будут более ровно вшиты в общую канву. И изображение перекрещенных пики и биты, с которого начинается каждая глава в книге – тому подтверждение. Знаю, говорю загадками, но спойлеры – это восьмой смертный грех, а я очень набожный.

Вообще, если говорить человеческим языком, то «Винни Бартон» – это как «Скотт Пилигрим», если бы его написал/снял Тарантино в отроческом возрасте. Ох, громковато сказано. Ладно, дубль два. «Винни Бартон» – это история, повествующая о том, что представляли мы, будучи хилыми забитыми подростками, где-то на периферии. Помню, меня классе в 7-м прессовали рэперы-11-классники за то, что я слушал Раммштайн и Арию. Конечно, я так и не дерзнул обрушить полномасштабную кару на них. А вот Винни не стал сдерживать себя. И одним избиением мерзких старшеклассников его геройская миссия не обойдется. Но это нам еще предстоит увидеть. Уж на это я очень надеюсь. Кажется, чайник закипел, нужно идти.

Поделись Радостью