Обзор «Цыпленок с черносливом»

Сегодня мне бы хотелось кратенько рассказать о замечательном релизе Бумкниги “Цыпленок с черносливом” Маржан Сатрапи.

Работа,  к слову не новая для мировой аудитории; в 2005 году на Международном фестивале комиксов в Ангулеме «Цыплёнок с черносливом» получил главный приз, да и экранизация 2011 года у критиков оказалась в почете. Фильм, правда, мне лишь предстоит посмотреть, но вот порекомендовать комикс я могу уже сейчас.

Комикс рассказывает краткую и весьма трагичную биографию известного иранского музыканта Насера Али Хана, который по совместительству являлся дядей Маржан Сатрапи. После того как жена сломала любимый тар* Насера Али, он решает умереть, не находя больше никакого смысла в своем и без того сложном существовании.

*Иранский струнный музыкальный инструмент.

На первый взгляд простая и абсурдная для современного человека история на деле быстро превращается в многослойную пищу для ума, и в итоге оказывается беспроигрышным вариантом, – историей несчастной любви и семейных отношений.

В рамках сценарной части комикса, впечатляет читателя совсем не оригинальность или закрученность сюжета, ведь он основан на реальной жизни не менее реального человека, да и приемы все весьма стандартны. Впечатляет здесь то, как Маржан берет абсолютно простую историю и делает из нее нечто эфемерное, пропитанное и личным отношением к героям, и атмосферой восточного сеттинга, и историей Ирана, и даже местным фольклором! Последнее, к слову, вообще превращает комикс, в нечто совершенно потрясающее и многожанровое ближе к концу истории.

С точки зрения технического разбора работы особо разглагольствовать, аки ваш стереотипный гек, мне не хочется, ведь прелесть “Цыпленка” именно в его универсальности и доступности для любого, даже самого неискушенного читателя. Да и на амбиции деконструирующих формат гениев, разговаривающих с богами, Маржан явно не претендовала. Философской и сюжетной глубины здесь ровно столько нужно, по принципу “ничего лишнего”. В какой-то момент, сами персонажи комикса выдают тезисы произведения, будто бы тыкая читателя в лицо, но на самом деле лишь резюмируя происходящее для главного героя.

Визуально стиль Сатрапи многим будет знаком по Персеполису и это замечательно. Нет ничего приятнее, чем читать историю автора, в котором ты заведомо уверен, а если он, как Маржан, еще и не разочаровывает, – так это и вовсе эйфория.

Несмотря на весьма минималистичный с точки зрения графики стиль, кинематографичных приемов, подпирающих отличный нарратив, Маржан не чурается, делая местами неожиданные вставки. Чего стоит одна лишь эротическая сцена с огромной Софи Лорен, появляющейся из той самой курочки с черносливом в фантазии Насера Али! Так сказать, груди из грудки (простите мне неловкий каламбур, но так и было в комиксе). Вообще рефлексия на воспоминания и эмоции, а также связанные с ними чувства, будь то вкус или тактильное восприятие, играют важную роль в комиксе, а визуально позволяют Маржан обходиться с фантазиями как душе угодно.

Больше всего мне нравится, с какой легкостью автор меняет перспективу повествования, заливая черным флешбеки или фантазии, легко перескакивая из одной сцены в другую буквально в любой момент, при этом, абсолютно не теряя темпа истории; простое и оптимальное использование черно-белого комикса. То же Маржан делает и с контурами, при том, не погружаясь в более сложные и часто “читерские” приемы вроде разрушения панелей и межпанельного пространства и т.д. Эта простота и отсутствие вычурных решений, как мне кажется, случайным образом добавляет комиксу еще более восточный (строгий и чистый) колорит.

А еще там есть потрясающая сцена с ангелом смерти, в которой…

Хотя, знаете что? Писать про 80-ти страничный комикс еще больше текста мне не позволяет совесть, ведь рано или поздно, я что-нибудь испорчу, опускаясь до спойлеров. Поэтому, давайте-ка я закруглюсь, а вы идите в ближайший магазин (а лучше к издателю), и покупайте “Цыпленок с черносливом” и делитесь вашим мнением с нами и Бумкнигой.


Экземпляр для обзора предоставлен мне самим собой, потому что с Бумкниги хватит и привоза потрясающих комиксистов в Россию 😉

 

Поделись Радостью