Пролог (читать не обязательно)

Не знаю, заметили ли вы, но, на мой взгляд, в последнее время российские комиксы прямо-таки поднимаются с колен. Честно, ребят, помню году в 2014-м в моей ленте доминировали исключительно Bubble Comics. Чуть реже мелькал Old-Comix’овский Доктор Люцид. Еще реже –малыши без издательств и перспектив, многие из которых, к сожалению, унесло в Лету. [Меня может подводить память, но примерно ситуация так и обстояла] Сегодня, в конце 2018-го ситуация совершенно иная: тут Бумкнига то и дело грохочет отличными книгами, там Live Bubbles без устали продвигает молодых талантов, Комфедерация и вовсе бомбардирует чуть ли не ежемесячно свежими российскими новинками самых различных жанров. И помимо них имеется еще с дюжину издательств, уверенным шагом прокладывающих полный терний путь славному понятию «Российская Комикс-Индустрия». Вот и Jellyfish Jam, которые давно дали понять, что одним Marvel и Image не ограничатся, стремительно пополняют полки магазинов (и мои) книгами, которые написаны не на английском или французском языках. После двух томов Фронтиров, Победителей Невозможного, Диптиха неожиданно издательский станок JJ выпустил очередной релиз – Ниндзю Гаттера.

Про авторов (тут уже поинтереснее)

Некоторым гусарам НГ знаком довольно давно. Первые главы его приключений увидели свет в 2016 году. Тогда они были выложены на инглише в соцсети, где в узких кругах заслужили свое «пацаны ваще ребята». Оно и немудрено: Глебу Липаткину и Андрею Лукину настолько осточертел пресловутый постмодернизм в комиксах, что они решили вылить свое недовольство в персонаже по имени Ниндзя Гаттер.

Ниндзя – воплощение межпанельного пространства, которое используется им как орудие возмездия самодовольному Сценаристу за его плоских персонажей, за неуместные отсылки, за идиотское развитие сюжета и все прочее грехопадение, столь часто встречающееся нам в комиксах. Короче говоря, НГ не просто рушит 4-ю стену, он забирается на нее и с громким журчанием опорожняет свой мочевой пузырь на все набившую оскомину ходы и приемчики, коими оперирует бездарный писака-Сценарист.

Собственно, пару слов об авторах.

– Лукин – сценарист ряда небольших, весьма занимательных комиксов, которые он выкладывает в своем паблике bad lookin’ comics, куратор антологии «Диссонанс», выпущенной Parallel Comics, переводчик во все том же JJ, леттерер, джентльмен и куртуазный повеса;

Липаткин – сценарист чрезвычайно искрометных комиксов «Представьте себе», «До дна», «Пьяный лес», «Radio is in the Devil», автор изумительных презентаций, начинающий Эминем. Парни хороши известны российскому комикс-сообществу, в комиксах плавают очень и очень давно, поэтому попытка в миниатюрную деконструкцию жанра от них вполне имела право на существование.

Художники у Гаттера также все как на подбор, смотрите сами:

  • Алексей Гончаров – известен, в первую очередь, своим «Винни Бартоном», который выходит в Комфедерации;
  • Артем Топилин – участвовал в антологиях «Межгалактическое телевидение» от JJ и в «Диссонансе»;
  • Роман Титов – известен как колорист Bubble и автор трогательных веб-комиксов;
  • Урюрюк – автор комикса «Море волнуется», выпущенного Live Bubbles.
  • Дима Иванов – главный художник персонажей Marvel (в будущем) на территории РФ, колорист нашего баннера, на минуточку.

Плюсом, обложку рисовал Влад Легостаев, более известный на Западе благодаря как раз-таки офигенным обложкам и пинапам, также участвовал в «Люциде» и «Диссонансе».

В общем, команда собралась поистине звездная, насколько это слово уместно в наших реалиях. И вот теперь я и поделюсь своим авторитетным мнением касательно того, что же нас ожидает за этой ослепительной оберткой.

Про комикс (вот тут читайте, да)

Короче говоря, «Ниндзя Гаттер». История состоит из 7 (семи) глав, составляющих единый сюжет, который, впрочем, не мешает наслаждаться каждой из глав по отдельности. И это тот случай, когда две чаши весов – «Рисунок» и «Сценарий» – никак не перевешивают друг друга.  Сюжетная и визуальная составляющие гармонично идут рука об руку, не перетягивая на себя одеяло и не прикрывая им стыдливо изъяны друг друга. Стилистика художников четко соответствует динамике (так ведь можно говорить?) главы, над которой каждый из них работает.  Внимание, сейчас буду разжевывать.

1, 2 и 7 главы были нарисованы Лешей Гончаровым, который стоял еще у истоков НГ. Таким образом, он изобразил ознакомительный пролог, завязку и развязку сюжета. Его минималистичный, карикатурный рисунок как нельзя лучше представил нам протагониста и затем завершил его историю – без акцентирования на лишних деталях, с упором на ключевые стороны глав, а именно эмоции персонажей и динамичность происходящего. Яркие цвета Димы Иванова в 1 главе усиливают каламбурный окрас в начале истории и драматический налет в ее финале. Колористом 2 и 7 главы выступил Рома Титов, причем их покраска, на мой взгляд, несколько различается. Во 2 главе, повествующей о жизни главного героя до того, как он попал в комикс, цвета носят преимущественно однотонный характер. Заливка, по большей части, не имеет оттеночных переходов (отче, прости меня, ибо я не шарю в терминах), кое-где присутствуют скринтона, за счет чего история кажется более приземленной и лишенной потусторонних вмешательств БогоСценариста. В 7 главе все ставки повышены до предела, и мы видим финальную битву Ниндзя Гаттера со злодеем. Также и Титов здесь дает максимальную свободу своему колористскому альтер-эго, в том числе вследствие сюжетного твиста в финале предыдущей главы. В заключительных сценах нет никакого «кровь-кишки-разукрасило», поэтому живописных изуверств не требовалось. И тем уместнее становится возвращение на последних страницах к спокойной заливке вступительной 2 главы.

3 и 5 главы полностью отрисовала художница по имени Урюрюк, и это было 100-процентное попадание в яблочко. Главы повествуют о первых поединках героя – сначала с антигероем истории, а затем с главгадом. В значительной степени сюжет и там, и там срывается в около-психоделический штопор ибо (1) Ниндзя-Фрейм (антигерой, его роль объяснять не нужно), используя свои контурные силы, превращает происходящее в хаос красок и чернил, и (2) Сценарист, будучи повелителем Слова, простым щелчком пальцев разрушает окружающий мир Гаттера, вынуждая его бессильно врастать помаленьку в панельку, ровно так, как заблагорассудится Верховному Надмозгу. И вся эта событийная катавасия была с блеском отрисована рукой Урюрюк.

Идем далее. 4 глава – центр сюжета, где главный герой надирает задницы приспешникам антагониста. Несомненно, самая задорная часть, которая максимально утирает нос всем грехам, присущим как начинающим, так и профессиональным сценаристам. Я редко смеюсь, читая комиксы, еще реже – в голос, и 4 глава «Ниндзя Гаттера» как раз стала таким исключением (до сих пор не могу без смеха вспоминать эпичный разворот с Ностальгейшей). Здесь за рисунок отвечал Артем Топилин, которому также пришлось создать концепты Отряда Сэппуку, горе-бандитов, играющих главную роль в этой главе. Почти вся глава состоит из битвы Ниндзя с Отрядом и поддерживать такой стремительный ритм, при этом не угождать в изображение тоскливого мордобоя, да еще и умудриться вписать все сценарные задумки в эти панельки – уверен, задачка была дичайше сложная. Однако, Топилин сумел просто безупречно отобразить на бумаге эту потрясающую битву.

Наконец, 6 глава – ее нарисовал уже упомянутый Роман Титов. Что иронично, данная история знакомит нас с Колористом. Несмотря на более легкий темп, обусловленный тем, что здесь Гаттер готовится к заключительному мочилову со Сценаристом, Роману удалось в полной мере показать свой талант именно художника. Тот самый Sequential Art здесь мне кажется наиболее последовательным и филигранно выверенным.

Говоря же о сюжете, сложно так активно жонглировать словами, поскольку в конечном итоге, все слова сведутся к одному – Глеб (1, 2, 7 глава) и Андрей (3-6 главы) сделали действительно качественную книгу. Не «ок, пойдет» и не «Моррисон все равно круче». Это воистину оригинальная и креативная вещь, которая реально работает независимо от пола, гражданства, возраста (хотя совсем маленькие не поймут), места жительства читателя.

Эпилог (тут тоже не обязательно читать)

Должен признаться, прочитав «Ниндзя Гаттера» я окончательно уверился, что российские комиксы требуют такого же внимания, как и флибустьерские сайты, с которых мы качаем каждую среду новинки большой двойки. Но «Гаттер» — не просто один из тех комиксов, который стоит купить в знак поддержки российского комикса. Главная причина, по которой я рекомендую приобрести эту тпбшку – это тот факт, что НГ является просто-напросто отличным произведением, достойно представляющим девятое искусство. Проще говоря, «эти ребята буквально на пустом месте сделали что-то прикольное».

Поделись Радостью