Гарт Эннис приходит на серию и сразу убивает главного персонажа, именем которого назван комикс. Вот так стартует серия, с места в карьер. Меняя настроение с классического хоррора на психологические ужасы.

Мы понимаем, что Константин не может умереть. Но Эннис упорно убеждает нас в обратном. Он показывает на примере других персонажей, что герою не спастись и одновременно закручивает сюжет, вводя нового злодея. Игра в обман ожиданий начинается.

Константин не сдается и нам понятно почему. Он не ищет спасения от смерти, ему и читателю уже доказали, что это невозможно. Теперь он переключается на жизнь после смерти. Отличный художественный трюк с двойным дном. Наше внимание отвлекают от понимания «бессмертия персонажа», как это делают при настоящих фокусах. В конце концов это книга о магии, а волшебство всегда не то, чем кажется с первого взгляда. И вся книга посвящена обману.

Интересно рассмотреть систему, представленную в комиксе, состоящую из ангелов и демонов. Ангелы отстраненные, безжалостные. Они следуют своему кодексу и не вмешиваются в чужие дела; ведут себя так, как будто видят ситуацию целиком и могут себе позволить пренебречь деталями. Они не заинтересованы ни в чем, и потому не кажутся живыми. Демоны, напротив, – их интересы обширны и завязаны на людских слабостях.

Константин находится между ними, и не найдя себе места ни на одной из сторон, решает полагаться на себя. Помощи ждать неоткуда. Вариантов на спасение не осталось. И все, что он может, – это прощаться с близкими.

Эннис повышает ставки, показывая неминуемость конца Константина. Но смерть его, кажется, не пугает. А что может быть хуже смерти? Например, жизнь после нее. Вечность в аду в компании с Сатаной, затаившим на тебя личную обиду. И это не приемлемо для Константина. Вот только если ангелы далеки от понимания природы людей, а демоны играют на слабостях, ни те, ни другие не приблизились к пониманию сути человеческого поведения.

Константину нечего терять; худшие вечные муки, обещанные ему после смерти, не могут стать еще хуже и дольше. А это значит, что пока он жив, игра продолжается. Загнанный в угол человек, как и любое животное, способен на необыкновенные поступки ради возможного спасения. События комикса доказывают, что люди способны превзойти даже потусторонние силы.

Ангелы и демоны в комиксе показаны торговцами, конкурирующими между собой на рынке людских душ. И они продолжают побеждать только до тех пор, пока владельцы товара не вмешиваются в торги. Потому что на этой метафизической бирже действуют сдерживающие правила. Но эти правила только для торговцев; товар может ими пользоваться, но не обязан их соблюдать. А душа Джона Константина, – наиболее востребованный товар.

Гарт Эннис открыто признается в своей ненависти к торговцам, говоря через своего персонажа. «Я всегда хотел одного: чтобы мир освободился от вас, где бы вы ни были – в парламенте, сенате, в хунте, в аду или в раю». Впрочем, по его мнению все беды заключаются в трусости людей перед свободой и нежелании брать ответственность за себя. А властители просто пользуются этим. Это наталкивает на мысль о том, что все это закон природы. Жизненное равновесие: ни в чьих действиях нет злого или доброго умысла.

В этом всем легко забыть о самом Константине. Его сущность в эгоизме и самоедстве. Он больше волнуется о мертвых, забывая о живых, а уж если он сам погибнет, то остальное не имеет значения. Это делает главного героя самым страшным злодеем.

Константин знает правила рынка, осознает величину ставок, но для него цель оправдывает средства, и, если его план не сработает, он умрет, а значит ничего после не имеет значения. Он создает ситуацию, при который шаткий баланс высших сил может быть нарушен, что приведет к войне и неминуемой гибели человечества. И такие высокие риски его устраивают, ведь на кону его жизнь; это наглядно показывает насколько велик его эгоизм.

Он пользуется жадностью и недальновидностью демонов, так же как те используют эти качества при заключении сделок с людьми. Это позволяет ему обмануть их при торгах и заключить сделку на собственных условиях, не нарушая при этом правилЗаключив четырехсторонний договор, Джон подталкивает миры к войне. В то время как дьяволы ради Мира поступаются своими принципами, Константин, напротив, преследует только свои личные интересы. Так Джон побеждает темные силы не прибегая к магии, используя только свои ум и хитрость, а также лазейки в правилах игры. Тем самым становясь дьяволом для дьяволов.

Книга от издательства “Азбука” включает избранные комиксы автора, объединенные общим настроением и персонажами, но разные сюжетно. Есть как отдельные истории, так и сюжеты на несколько номеров. Но вместе они составляют общую картину мира.

Художники разные, но общий стиль сохраняется. Стив Диллон, с которым Гарт впоследствии поработает на «Проповеднике», здесь еще не пришел к своим традиционным лицам, но фирменный стиль чувствуется. Марк Пеннингтон своей графикой создает удивительный кинематографический эффект. А обложки Гленна Фабри это просто визуальное удовольствие. 

Поделись Радостью