Вместо предисловия хочу сразу сказать, что Pluto – это уже третья работа Наоки Урасавы, которую я начинаю читать и первая, которую дочитал. Не поймите неправильно, с самими работами все в порядке, просто я такой человек, который покупает книги и комиксы на бумаге и даже их в таком виде читает. И так уж вышло, что из трех начатых мною работ Урасавы – 20th Century Boys, Master Keaton и Pluto – психологический детектив про футуристический мир, основанный на легендарном Астробое Осаму Тедзуки оказался наименее объемным – всего восемь танкобонов по двести с небольшим страниц. И за этот относительно скромный объем мы получаем потрясающую историю, крайне личную для ее основных участников, и в то же время отражающуюся на всем окружающем их мире. Психология, политические интриги, проработанный мир – здесь всего в достатке.


Истоки Pluto

Кто такой Осаму Тедзука? Люди, читающие комиксы, должны были хотя бы раз или два слышать это имя. Осаму Тедзука – это история. Осаму Тедзука – это легенда. Мы говорим о человеке, заложившим основы манги в Японии, человеке, принесшем динамику в иллюстративный ряд наших любимых книжек с картинками. Вы могли не читать его работ, но слышать о нем должны были. Казалось бы, а при чем здесь Осаму Тедзука, если мы говорим о манге Наоки Урасавы, увидевшей свет в начале двадцать первого века? А при том, что Pluto – это адаптация известнейшей манги Тедзуки – «Астробоя», он же «Могучий Атом». Если быть еще точнее – адаптация одной из историй об Астробое – сюжетном арке The Greatest Robot on Earth, он же «Величайший робот на Земле».

В 1964 году Осаму Тедзука начинает выпуск арки «Величайший робот на Земле». Так уж совпало, что мальчику Наоки довелось ее прочитать. Эта была первая манга, глубоко поразившая его и в некотором роде определившая его последующую судьбу. Мальчик стал мангакой, что после череды успешных проектов адаптировал ту самую, первую для него, историю на свой собственный вкус.

Для меня как для читателя и начинающего автора одним из интересных моментов в Pluto является желание понять, какие темы перешли в мангу из оригинальной работы Тедзуки, а какие были привнесены Урасавой сорок лет спустя. Для этого я, само собой, решил прочитать ту самую историю – «Величайший робот на Земле».

История начинается незамысловато – некий восточный султан и его помощник, изобретатель Абулла, создают робота Плутона – гигантского робота с двигателем в один миллион лошадиных сил. Цель существования Плутона – уничтожить семерых сильнейших роботов на Земле, чем он и занимается в течение 180 страниц, наполненных драками роботов и их спорами. Единственным роботом из семи, дающим достойный отпор Плутону, становится титульный Атом, к третьей битве с врагом получивший апгрейд со ста тысяч лошадиных сил до одного миллиона.

Динамика рисунка Тэдзуки

Забыл написать ранее, «Астробой» – детская манга. Поэтому сила меряется в тысячах лошадиных сил, а отказ от боя – трусость. Здесь важнее экшен и крутой внешний вид героев, нежели психологизм и идеи. Но знаете что? Последнего здесь тоже в достатке. Видимо, здесь и проходит грань между гением и посредственностью. Да, Тедзука мог нарисовать еще несколько эпичных боев, в конце которых Атом вышел бы победителем – все были бы счастливы. Но манга была бы просто забыта, а Наоки не стал бы мангакой. Вместо этого в финале Плутон сражается с Борой – еще более сильным роботом, созданным ради уничтожения этого самого Плутона, защищая Атома, который в это время спасает всех оказавшихся рядом людей. Атом, в отличие от противников, способен защищать и создавать, именно поэтому он величайший робот в мире. Неплохо для детской манги из шестидесятых, согласны? К тому же история в этом арке абсолютна герметична, для прочтения нужно лишь знать, кто такой Атом, остальное интуитивно понимается при прочтении или объясняется автором.

Визуально манга воспринимается великолепно, стиль Тедзуки немного устарел, дизайны персонажей на несколько десятилетий “просрочены”. Но динамика изображений – этому многим художникам по сей день можно поучиться. Экшен не сливается, не превращается в кашу, всегда можно понять, что же там, в гуще сражения, происходит. И это все еще и в ч/б. Да работа выглядит красочней многих современных комиксов! А уж идея… вполне себе бессмертна.

Отдельно хочу отметить, что за весь сюжет погибают только роботы, ни один человек в сюжете не пострадал. Практически невозможно проверить, слышал ли Тедзука о законах роботехники Азимова, или это само так получилось, исходя из логики мира. В рамках истории даже глупый и злой султан, заказчик Плутона, не получает по заслугам, а сбегает, обретя друга и получив урок.

Также я должен сказать, что «Астробой» получил приток популярности после этой истории. Большей частью за счет Плутона, робота-разрушителя, нашедшего отклик в сердцах множества японских детей. Он был сильным и визуально крутым, но, что важнее, у него было сердце и душа истинного самурая. Да, это мое мнение, но взгляните сами: Плутон верно служит своему хозяину, глупому и прогнившему, до самого конца исполняя его приказы. Когда ему удается отсрочить приказ – он делает это, но всегда готов выполнить требование хозяина. Да и визуального он похож на самурая в полном доспехе.


Pluto VS Atro Boy

Какие же идеи переместились сквозь время от Тэдзуки к Урасаве?

Завязка истории.

В самом начале «Плутона» неизвестный уничтожает Мон Бланка, одного из семи величайших роботов на Земле. Мы не знаем кто, зачем и почему. История превращается в детектив.

Семь сильнейших роботов.

Разумеется, всякие упоминания тысяч лошадиных сил в манге для взрослых исключены. Но семерка роботов остается. У Тедзуки шесть роботов появляются буквально на несколько страниц и получают одну-две характеристики: добрый Мон Бланк, праведно мстящий Брандо, прямолинейный Геркулес, трусоватый Эпсилон, стремящийся к раскрытию дела Гезихт. И что-нибудь о Севере 2, пожалуйста? Ну, Урасава этот момент подправит. Что интересно, хоть дизайн роботов был абсолютно изменен, из металлических машин Судного дня они превратились в человекоподобных, характер героев был сохранен в соответствии с изначальными наработками Тедзуки. Характер этих роботов перерабатывается, углубляется, обогащается, но изначальные постулаты не меняются.

Явление Плутона

Герои.

Собственно, продолжение предыдущего пункта. Ни один персонаж, введенный Тедзукой, не исчезает из «Плутона», не меняется его характер, а только лишь углубляется и обогащается. Исключениями являются злодеи истории – султан, Абулла и титульный Плутон. Недалекий султан Тедзуки вообще заменяется Урасавой, превращаясь в персидского короля Дариуса Четырнадцатого, роль которого в сюжете довольно-таки неоднозначна.

Идеи.

Изначальная идея Тедзуки о тщетности разрушения сохраняется и углубляется, трансформируясь в идею «Нет войне» и стремлении к миру без ненависти. Должен отметить, что в послесловии к восьмому тому «Плутона», Такаши Нагасаки, с которым Урасава ранее работал над «Мастером Китоном», пишет, что величайшим роботом Атома сделало осознание бессмысленности войны, таким образом говоря, что главной идеей «Величайшего робота на Земле» было «Нет войне». Этой темы в данном арке у Тедзуки в каком-либо выраженном контексте нет. Возможно, эта тема проходит через все повествование «Астробоя», или вообще через все работы Осаму Тедзуки. Обобщая, данная тема является определяющей для большинства авторов, заставших и переживших Вторую Мировую войну (да хоть Ремарка или Хемунгуэя вспомните). Но говорить об откровенно антивоенной тематике «Величайшего робота на Земле» нельзя. Можете со мной поспорить в контексте «Астробоя» как единого произведения. А мы здесь говорим именно об этом обособленном сюжетном арке.

Повороты сюжета.

Урасава адаптирует или напрямую копирует сюжетные повороты из оригинальной истории, меняя место и время происходящего. Также меняется и внутренний мир героев. За счет этих изменений даже ожидаемые моменты воспринимаются иначе, превращая Pluto в оригинальную историю, а не в дубликат или подражание, что и случилось бы, будь рассказчик менее талантлив и трудолюбив.

Также стоит отметить, что Наоки Урасава заимствует различные элементы из других историй об Астробое, и вообще из прочих работ Тедзуки, что подчеркивается в послесловии к пятому тому «Плутона». Однако в контексте данной статьи мы говорим только об основном источнике вдохновения Урасавы. Если вы являетесь знатоком работ Осаму Тедзуки, можете сами написать такую статью. Без шуток, с удовольствием почитаю.


Pluto Наоки Урасавы

Что ж, если вы пробрались через стену текста и добрались для этого момента, у меня для вас хорошие новости. Мы наконец-то начинаем говорить о «Плутоне» Наоки Урасавы как о произведении, а не как о наборе тем и персонажей Осаму Тедзуки в обработке.

История начинается с пожара в горах Швейцарии, в ходе тушения которого обнаруживается разорванный в клочья робот Мон Бланк. Рядом с телом – рога непонятного происхождения. В то же время в Германии инспектор Европола Гезихт расследует убийство одного из ведущих немецких ученых в области робототехники. Около тела убитого – рога непонятного происхождения. Такая вот завязка.

Изменение главного героя позволяет Урасаве не только изменить жанр истории – перед нами теперь психологический триллер с элементами детектива, – но и раскрыть мир, в котором живут главные герои. И этот мир, он такой… реальный. Во время прочтения я не раз ловил себя на мысли, что перед нами современный мир с одной измененной деталью – добавлением роботов как полноправных жителей мира. Роботы живут в мире наравне с людьми, имеют равные или практически равные права, работают, создают семьи, заводят детей. Только детей этих строят на заводах, да и смерть для роботов от старения выглядит несколько иначе – со временем на твою модель перестают выпускать детали, а потом – сколько ты на текущих протянешь, столько и проживешь. В мире Урасавы ни разу не упоминается расизм, как ненависть человека к человеку на основании внешних признаков. Как раз наоборот – мы видим ненависть людей к роботам и роботов к людям, как частные проявления, само собой. Как это назвать? Техносизм? Киберхейт?

Но люди живут, именно что живут в этом мире. То, как Урасава подает историю, какими деталями ее наполняет, позволяет почувствовать мир. Почувствовать ненависть и ужас, что несут действия Плутона. Кстати о самом Плутоне. Мы не видим его воочию практически до самого конца. Урасава умело поднимает напряжение от происходящего, скрывая облик злодея и показывая нам только последствия его разрушительных действий. Каждое его появление интригует и повышает градус напряжения, принося смерть одному из героев. Он не называет своего имени, это имя дают ему прочие персонажи. Тот, кто является разрушать и убивать, получает имя бога смерти.

На фоне основного сюжета проходит еще одна важная сюжетная линия – права роботов и эволюция роботов. Как я обозначил выше, роботы в этом мире имеют практически равные права, но они все еще остаются роботами. Роботы не лгут, не вредят людям и не испытывают эмоций, роботам не снятся сны и они не забывают. А если они начнут? Что, если на свете появится «совершенный» робот, как называет их профессор Тенма, создатель Атома? И что является негуманным в отношении к роботу? И эта линия, в отличие от основной, остается открытой. По сути, Урасава заканчивает сюжет на пороге эволюции мира.

Отдельно стоит упомянуть семь великих роботов, которых уничтожает Плутон. Каждый из них получает характер. Не те несколько характеристик, что дал им Тэдзука перед уничтожением, а полноценную личность, которую чувствуешь и которой сопереживаешь, которой желаешь победы. Геркулес более не просто прямолинеен, он воин-одиночка, что может пофилософствовать на досуге. Эпсилон не трус, а человек, посвятивший жизнь исправлению зла, совершенного другими. И я не опечатался, назвав робота человеком. Тот, кто посвятил жизнь воспитанию и защите сирот из зон боевых действий – как можно назвать его всего лишь роботом?

И каждого из этих роботов гнетет прошлое. Они помнят все, что делали в жизни. Помнят каждое действие. Каждую жизнь, что отняли во время войны в Персии, на которую пошли во имя своих идеалов и которые на ней утратили. Но все они вынесли оттуда что-то иное, что дало им причину развиваться. Характер и стремления получает даже позабытый Тедзукой Север 2, ему вообще достается одна из самых тонких и камерных партий в истории.

Ах да, я упомянул войну. Я не напрасно говорил в первой части статьи об антивоенной тематике. Но если у Тедзуки в приведенном арке я ее не увидел, то у Урасавы она является основной. Все герои прошли через войну в Персии, начатую с подачи местного аналога США (единственная страна, у которой изменено название, кстати) во имя освобождения местных роботов, а на деле – для устранения робота, который мог бы превзойти все прочие существующие машины. Гонка вооружений, грязная политика, все дела. Именно эта война становится катализатором появления Плутона. Эта война калечит судьбы Сахада и Абуллы, делает убийцами Мон Бланка, Севера 2, Геркулеса, Брандо, Гезихта. Эта война наполняет мир ненавистью. На самом деле основная тема «Плутона» это не мир без войны, это мир без ненависти. Урасава говорит нам об этом напрямую, словами Гезихта – «Ничто не рождается из ненависти».

Наоки Урасава

Но мы все о темах да о смыслах. А комиксы – это книжки с картинками как бы. Визуал Урасавы – это просто космос. Вот так просто. Подробнее? Что ж, Наоки Урасава рисует в реалистическом ключе, скажем так. У него вы не найдете традиционных гигантских глаз или нереалистичных пропорций тела. Зато найдете потрясающе детализированный рисунок, достигаемый часами работы. Урасава бывает статичен, бывает эмоционален, бывает динамичен. Взгляд скользит по странице, не запинаясь на ненужных местах.

Если вам показалось, что в рамках данной статьи маловато рассказывается непосредственно о сюжете, мало говорится о заявленном главном герое – Гезихте и ничего не сказано об Атоме, вы абсолютно правы. И если вы хотите узнать больше – милости прошу в мир манги Pluto. Она того стоит.

Наоки Урасава – мастер высочайшего уровня, это касается и рисунка, и истории, и темпа повествования. Из глубокомысленной, но все-таки детской истории он создает сложную историю мира будущего, так сильно перекликающуюся с миром современным. И при таком высоком уровне, Pluto – даже не лучшая работа Наоки Урасавы.

Очень жаль, что на сегодняшний день работы автора не опубликованы на русском языке. Надеюсь, что в ближайшее время ситуация исправится, учитывая, что за последние пару лет мы получили множество релизов, о которых забыли после краха рынка манги в 2012 году. Очень надеюсь, что для Наоки Урасавы найдется место в ближайших лицензиях наших издательств. И если дойдет до «Плутона», надеюсь, что мы получим достойное издание, способное передать всю мощь визуала истории.



Бонусом хотел бы показать вам издания Pluto от Viz Media.

Поделись Радостью