Помните, как после обнародования первого фото БэтАффлека одной из самых обсуждаемых тем стала длина ушей у данной киноверсии бэт-костюма? Я помню. Одни напоминали об ушах Нолановского Бэтса, другие вспоминали версию Dark Knight Returns, третьи еще черт знает какой вариант. Удивительно, как столь высокоразвитое существо, именуемое ни много ни мало homo sapiens, может быть взволновано такой, казалось бы, малозначительной деталью. А ведь если задуматься – даже в комиксах у Бэтмена от художника к художнику, от автора к автору менялись различные детали костюма, в том числе и его многострадальные органы слуха. Крис Симс с comicsalliance.com рассмотрел сию животрепещущую тему, а мы спешим поделиться с вами русифицированной версией статьи. Ради наибольшей точности в определении минимальной-максимальной длины ушей Темного Рыцаря правильнее будет подойти к этому вопросу с научной точки зрения. Для этого автором была разработана уникальнейшая шкала Спрэнга-Джонса. Суть ее проста – с одной стороны шкалы будет располагаться версия Бэтмена за авторством всем известного Дика Спрэнга, художника Золотого и Серебряного века. Уши его Бэтса – наикротчайшие, а значит, мы присвоим им число «1» в нашей системе. По другую сторону нашей шкалы, с полновесной 10-кой – Келли Джонс, работавший с персонажем в 90-х. Собственно, он до сих ассоциируется у многих именно с Бэтменом, не в последнюю очередь благодаря костюму героя, а в частности, ушам. Которые, давайте признаем, воистину длинны. Итак, это будут крайние точки в нашем исследовании. Уменьшите версию Спрэнга хоть на йоту и получится не Рыцарь Ночи, а Грампи Кэт. Чуть длиннее, чем у Джонсовского Бэтса – и мы лицезреем скорее представителя рогатого скота, чем летучую мышь. Начнем же с самого начала. До того, как Спрэнг пришел к Бэтмену, его (Бэтса) уши были не только длиннее, но и располагались не там, где мы привыкли их видеть. Именно таким изобразил Бэтмена Боб Кейн в Detective Comics #27. С одной стороны, такое решение вполне научно обоснованно (не забываем, что мы тут научным исследованием занимаемся). Ведь как известно, настоящие летучие мыши не имеют демонических рогоподобных ушей вроде тех, что носит, например, Бэтмен Джонса. Нет, летучие мыши, как наверняка известно и Брюсу Уэйну, обладают локаторами, которые растут из их голов под некоторым углом. Обратите внимание на слово «локаторы», ибо длина этих ушей всё-таки длиннее бэт-спранговских. С учетом всех этих факторов мы ставим версии Боба Кейна заслуженную 4-ку. Тем не менее, природа природой, а комиксы требуют большей изобретательности, чем бесхитростное перерисовывание животных. Прямо торчащие уши всё-таки смотрятся более внушительно и угрожающе. Кейн и Билл Фингер быстро просекли эту фишку и к 33-ему выпуску Detective Comics форма ушей уже была изменена на более известную современному читателю. Причем как – на целую 6-ку! Следующие несколько лет уши Бэтмена слегка уменьшались – с легкой руки таких художников как упомянутый Спрэнг, Шелдон Молдофф и, в наименьшей степени, Джерри Робинсон. Автор имеет предположение, что это связано с введением Робина – как-никак ребенок по дому бегает, негоже выглядеть таким брутальным, каким Бэтс изображался прежде. Таким образом, версия Робинсона получает 4-ку по шкале Спрэнга-Джонса, уровнявшись с оригинальным Кейновским Бэтменом. В целом, образ Бэтмена Спранга сохранялся, за незначительными изменениями, на протяжении тридцати лет. Вот, например, панелька из Brave and the Bold #28 из 60-х годов за авторством Майка Сековски: Это даже не единичка, это прямо-таки 0,5 по шкале Спрэнга-Джонса. Очевидно, что данный дизайн отразился и на известном сериале 60-х, где Адам Вест вполне спокойно щеголяет с крошками-ушками на макушке. Совпадение или нет, но с окончанием шоу эта тенденция начала идти в другом направлении. В начале 70-х Боб Браун решил потихоньку брать быка за рога (здесь должен быть каламбур про «взял мышь за уши») и довел длину ушей до уверенной 2-ки. В итоге к 1971 году короткие уши остались в прошлом. В этом заслуга одних из самых известных художников вообще и Бэтмена в частности – Нила Адамса и Джима Апаро. Нужно отметить, что поначалу Адамс рисовал более короткие уши в своих первых историях (автор рекомендует заглянуть Detective Comics #395, где мы увидим, что имеем дело с очевидной 3-кой). Как бы то ни было, в Batman #232, где мы знакомимся с Рас аль-Гулом, Адамс увеличил уши до 5-ки. Что касается Апаро, то здесь заслуженная 7-ка. Кстати, вполне возможно, что Бэтмобиль в те времена лишился крыши именно в связи с мешающими Бэтмену ушами. За исключением Джонса, большинство художников 90-х вроде Грэма Нолана и Норма Брейфогля оставляли уши в диапазоне, оставленном им Адамсом и Апаро; Брейфогль иногда доводил до 8-ки, а Тим Сейл – не меньший поклонник откровенно длинных локаторов и героически развивающего плаща, чем сам Келли Джонс – то и дело достигал 9-ки. Но как бы ни были талантливы указанные мэтры, нельзя однозначно утверждать, что именно они повлияли на образ Бэтмена в 90-х. Да-да, Бэтмен 90-х в большей степени стал в первую очередь изображаться в соответствии с образом, придуманным Брюсом Тиммом в мультсериале Batman: The Animated Series, который получает 5-ку. Одним из интересных нюансов в дизайне Тимма является даже не длина ушей, а их расположение – вместо того, чтоб поставить их посередине головы, как обычно и было, Тимм несколько отодвинул их назад. Гордый профиль супергероя стал в разы драматичнее. Длина ушей стала чуть короче, чем у Апаро, – им самое место в центре нашей шкалы. Находка Тимма в плане расположения ушей, в итоге, была адаптирована в комиксах Дэйвом Джонсоном, в 1999 году. Правда, длина их вернулась к параметрам 30-летней давности, когда ушами заведовал Боб Браун – уже знакомая нам 2-ка. Конечно, за время работы Тимма над анимационной вселенной он время от времени видоизменял внешний вид объекта наших исследований. Уши становились то длинней, то короче в New Batman Adventures, а также в Justice League, где Тимм отсылал нас к Золотому Веку, когда Бэтмен походил на нечто сатанически-гротескное: С наступлением 2000-х художники преимущественно отдавали должное работам их предшественников – Джиму Ли в Hush лично я поставил бы 5, аналогично работам Адамса. Годы идут, реки текут вспять, звезды рождаются и гаснут, а уши Бэтмена неизменно остаются одной из волнующих тем для обсуждения среди читателей, наравне с эмблемой на груди Бэтса. Но это уже совсем другая история, которая, надеемся, будет также нами рассмотрена. Поделись Радостью4Поделились