На дворе 1980-й. Восемнадцатилетний Стив попадает в состав британского еженедельника 2000AD. Жизнь начинает меняться: ему выпал отличный шанс засветиться в одном из легендарнейших журналов комиксов.

2000AD – сборник рисованных историй, выходящий в Британии с 1977 года. Выпуски содержат около 30 страниц, вмещая в себе 4-5 историй от разных авторских составов. Данный журнал стал отправной точкой британского вторжения и колыбелью британского комикса в целом. В 2000AD начинают свою карьеру такие мастодонты, как Алан Мур, Грант Моррисон, Дэйв Гиббонс, Нил Гейман, Питер Миллиган и, конечно же, герой нашего повествования – Стив Диллон.

В журнале 2000AD выходят истории о фантастическом будущем, рассказы о путешествиях на другие планеты… но настоящую славу журналу принес «Судья Дредд». Мир «Дредда» мрачный, брутальный, грязный и жестокий. Покой жителей МегаСити оберегает отряд судей-полицейских. Главный герой – Судья Дредд – брутальный мужик, скрывающий свое лицо под маской, не церемонящийся ни с кем, действующий словно машина, прилежно исполняя свой долг.

В одном интервью Стив вспоминает, что 2000AD оказался более доступным для британских читателей, чем американские комиксы. Однако сам Стив, имея подписку на многочисленные журналы, тем не менее, лишь поверхностно проглядывал 2000AD, замечая, что альманах очень «британский» по духу и несколько «панковский». Затем о 2000AD начали говорить в новостях – Стив понял, что пора бы взглянуть на него внимательнее.

После работы над «Доктором Кто» Диллон обзаводится связями и друзьями, которые и приводят его в новый журнал. Он набивает руку на еженедельнике, и теперь способен выдавать по 5-6 страниц в неделю.

Вот что Стив говорит о работе в 2000AD:

«Моей первой серией была Mean Arena, написанная в соавторстве с Томом Талли. Затем я рисовал Дредда. Кроме того, я сделал несколько историй для Future Shock совместно с Аланом Муром и Грантом Моррисоном. Вместе с Муром мы создали Абелярда Сназза. Я также работал над Alone In The Crow – одной из историй про Дредда, написанной Джоном Вагнером. Приходилось много времени проводить в офисе, потому что если ты был там в то время, когда редактор просматривал сценарии, было проще получить работу».

– Стив Диллон

Том Фрейм, Бретт Юинс и Стив Диллон в редакции Deadline

Том Фрейм, Бретт Юинс и Стив Диллон в редакции Deadline

Диллон рисует множество историй о Судье Дредде, но среди них есть лишь одна, после которой Стива начинают считать серьезным художником,  – Cry of The Werewolf. Специфика журнала 2000AD в том, что одну серию может начать рисовать один художник, а закончить – уже другой. Но Диллон рисует ее от начала до конца, еженедельно выдавая по 6 страниц. Целое лето он проводит в работе над оборотнями, в то время как его девушка загорает топлес на заднем дворе. Но работа есть работа.

Помимо Дредда Стив много работает над комиксами о Роуг Трупере (черт знает, как это грамотно перевести), которые пишут Саймон Геллер и Джон Смит. Роуг Трупер – синекожий солдат генетической пехоты, последний выживший из отряда. Действие происходит на планете Nu Earth, где идет война между Югом и Севером. Роуг пытается прекратить все, принимая задание инопланетян по убийству генералов. Вместе с ним путешествуют Шлем, Рюкзак и Ружье, в которые вживлены биочипы его товарищей.

Примерно в это же время старый приятель Дэз Скинн открывает новый журнал Warrior, в который зовет всех своих коллег по «Доктору Кто». Естественно, что и Стива приглашают. В соавторстве со своим старым коллегой Стивом Муром Диллон делает Laser Eraser & Pressbutton. Особенность Warrior в том, что он выходил ежемесячно, это и позволяло Диллону продолжать работать над 2000AD.

В процессе создания Warrior Стив знакомится с Бреттом Юинсом. В это время в Лондоне начинают появляться комикс-шопы – любимые пристанища британских авторов. Стив и Бретт быстро сдружились и решили основать свой собственный журнал Deadline.

«Я и Бретт были друзьями. Мы не работали вместе, а просто общались, так как Бретт работал дома, и я работал дома. У обоих были маленькие дети, так что однажды мы решили, что перспектива снять офис не такая уж и плохая. Бретту идея очень понравилась – он задолбался работать в одиночку, да и я, честно говоря, хотел побыть иногда вдали от детей. Как только мы сняли офис, к нам пришла самая тупая идея – основать свой журнал под названием Deadline».

– Стив Диллон

Бретт и Стив не имели редакторского опыта, поэтому многие вещи им приходилось делать «на коленке» – например, разметку страниц. С ними сотрудничали талантливые комиксисты, которые обычно приносят материал за день до сдачи в печать.

Из-под крыла Deadline вышли такие творцы, как Джейми Хьюлетт, Фил Бонд, Ник Абадзис.

В какой-то момент Диллону приходится уехать в Дублин в качестве консультанта, из-за чего Бретт остается один. В конечном счете, груз работы, проблемы с финансированием и прочие житейские неурядицы разваливают журнал. Самому Стиву приходится уехать загород из-за проблем с деньгами. И хотя Диллон практически разорился, попав в тяжелую финансовую ситуацию, в дальнейшем он все равно вспоминал это время с нежностью.

Журнал просуществовал 7 лет, с 1988-го по 1995-й. В нем печатались истории британских авторов, которые в наше время мало кто вспомнит. Но одна из них – Tank Girl – стала классикой комиксов, а это о многом говорит.

Бретт Юинс, Джейми Хьюлетт и Стив Диллон в офисе журнала Deadline , 1988 год

Бретт Юинс, Джейми Хьюлетт и Стив Диллон в офисе журнала Deadline , 1988 год

***

В 80-х творчество Диллона становится определяющим для его дальнейшей карьеры. На протяжении почти 10 лет он работает над 2000AD, изредка забегая в другие британские журналы – вроде Warrior или Dice Man. Но львиная доля работ выпадает именно на 2000AD. Почему этот этап жизни Диллона ключевой? Дело в том, что с началом работы в этой индустрии у него появляются дедлайны, сроки, гонорары, в конце концов.

Вообще, 80-е в британском комиксе – золотое время. Именно тогда индустрия обретает силы и крепнет, писатели и художники, наконец, могут заниматься комиксами в качестве основной работы. И все начинается, по сути, с 2000AD. Журнал пользуется популярностью: над ним работает огромное количество авторов, многие из которых впоследствии создадут важные и определяющие работы для комикс-культуры.

Но вернемся к Диллону. В 18 лет он попадает в редакцию странного фантастического журнала.

Первый его комикс – Final Solution – создается в соавторстве с Аланом Муром. Готовясь к этой статье, я прочитал около сотни выпусков, но именно первая работа Диллона мне понравилась больше всего. Сюжет повествует о городе, погрязшем в преступности. Местные власти, не зная, что делать, обращаются к умнейшему человеку – Абелярду Сназзу – четырехглазому чудаку, который решает проблему посредством роботов-полицейских.

История из 2-х выпусков напоминает некую притчу на тему «горе от ума». Мур написал отличный сценарий, наполненный юмором и сатирой с нотками безумия. Если же смотреть на рисунок, то Диллон, по сути, все тот же художник, который только-только рисовал «Доктора Кто». Сильных стилистических изменений нет, раскадровка – спокойная, мы всё еще видим большое количество проработки на задних планах и тщательную прорисовку самих персонажей. Хорошо, но, честно говоря, ничего интересного.

Далее идет работа над Mean Arena. Положа руку на сердце, скажу, что этот ран был для меня очень скучен. Читал его ради Стива. Он все еще много старается (мне кажется, что ему было очень трудно укладываться в сроки с таким вниманием к штриховке и деталям). Персонажи принимают пафосные позы, движения бывают деревянными, сюжет меня не цеплял. Но рисунок уже смотрится не хуже, чем у коллег.

И вот Диллону наконец-таки доверяют делать Судью Дредда. Помимо редких забегов в качестве заменяющего художника в одиночных выпусках, он начинает рисовать законченные истории, как, например, Trapping Hag.

В данном случае интересна раскадровка. Раньше фреймы являли собой нагромождение; тяжелые, насыщенные деталями, наезжающие друг на друга – они были подобны куче камней. Здесь же страницы дышат. Диллон отказывается от излишней прорисовки задников, давая простор персонажам. Линии становятся тоньше и четче. Мне нравятся ходы, как на этой странице, где лицо Дредда в центре, а вокруг идет баталия.

Выше я упоминал историю Cry of Werewolf. Предлагаю насладиться разворотами.

Здесь Диллон набивает руку. История довольно крута. Судья Дредд под пером Т.Б. Гровера потрясающий – настоящая машина, которая прет напролом, изредка ругаясь и убивая все живое. Сюжет повествует об оборотнях, которые неожиданно появились в городе. Дредд расследует это дело, попутно выясняя, что некоторые его коллеги также заражены вирусом.

Далее из того, что мне запомнилось, – концовка City of Damned. Думаю, эту историю я прочту целиком. Она расширяет вселенную Судьи Дредда, делая мир объемнее. Об этом комиксе написано много статей и обзоров (есть даже на русском).

8Перейдем от Дредда к Роуг Труперу. К нему Диллон периодически возвращается. Совместно с Геллером и МакМэйнусом они запускают огромную арку, которая называется Hit One (выходят также вторая и третья части).

К военному сеттингу приплетаются инопланетяне, чье появление похоже на наркотический трип главного героя. Страницы с баталиями разбавляются психозом, в котором Роуг видит причудливые образы. Диллон экспериментирует с раскадровкой, позы становятся реалистичнее, Стив явно  вырабатывает свой фирменный стиль – позже мы увидим это “диллоновское лицо” на Джоне Константине и Карателе.

Одиночный выпуск Slick Dickens, написанный совместно с Вагнером и Грантом, о котором ничего не хочу писать, просто повешу этот разворот здесь.

Их совместное творчество продолжается в арке Alabammy Blimps. Судья Дредд спасает противного посла из лап деревенских толстушек-каннибалов.

Меня всегда привлекает то, как авторы не чураются использовать 9-кадровые страницы. Обращаясь к классической форме, всегда интересно наблюдать, как поведет себя художник. Диллон мастерски держит темп, наращивая интенсивность, выдавая вполне законченную страницу, при этом, не используя слов.

Hap Hazzard – история про лузера Хапа, который тусуется на маленькой планете. Аллюзия на периферию, где нечего делать, кроме как тонуть в быту, отлично разбавлена юмором и злоключениями главного героя. Кстати, эту историю Стив Диллон пишет и рисует сам.

В одном выпуске присутствует статья с потерянными страницами из выпусков City of the Damned. Интересно наблюдать за тем, как идет рабочий процесс комиксистов и что в итоге попадает на страницы журналов.

17'

Диллон рисует еще множество историй, но наш материал не резиновый. Если вас заинтересовал журнал 2000AD, то смело начинайте читать. Таких комиксов давно уже нет. Сильный авторский состав, который с каждым выпуском растет в уровне сторителлинга и графики, не даст вам заскучать.

А на десерт я оставил вкуснейшее угощение – арку Диллона и Гарта Энниса – Emerald Isle.

История повествует об ирландских террористах, на след которых выходит Судья Дредд, отправляясь из Мега Сити Один в их родные земли. Там он встречается с местным Судьей Джойсом, который совершенно расслабленно прогуливается по городу, периодически забредая в пивнушки. Контраст между ним и Дреддом выявляет комические ситуации.

Говоря о рисунке Диллона, можно отметить лишь то, что Стив становится самим собой. Его рисунок узнается, на страницах много действия – будь то перестрелка или же пустой треп. Камера кружится вокруг героев, а меткий Диллон отбирает для нас самые удачные кадры, аккуратно компонуя их на странице. Фреймы не лезут друг на друга, повествование насыщенно (в среднем на одной странице от 6 до 9 кадров). Мастер!

Ну и, конечно же, Гарт и Стив находят друг друга. Кровь хлещет, экшн льет через край, герои пропитаны сарказмом – все это завернуто в хрустящую обертку из юмора. Лучшая история из всего, что я прочитал про Дредда. Рекомендую к ознакомлению.

Кончаются 80-е, скоро вот-вот выстрелят лихие 90-е. Впереди нас ждет продолжительное знакомство с Гартом Эннисом, работа в Vertigo и DC, и, конечно же, легендарный «Проповедник». Оставайтесь с нами.

Поделись Радостью