Писать статью о художнике – дело трудное, особенно если сам не являешься художником. Если бы я имел знания в художественном ремесле, умел бы строить композиции, разбирался бы в анатомии, в цвете, то эта статья была бы потрясающей в своем великолепии. Меня бы сразу же отрепостили все комикс-паблики, а мое лицо автоматически бы стало объектом внимания для юных дев. Но – к сожалению или к счастью – таких знаний я не имею. Я ждал, что кто-нибудь более подходящий напишет эту статью, ведь страна-то у нас большая, да и рисует каждый второй. Но время идет, а никаких вразумительных слов о Стиве Диллоне я не прочел.

Работа Стива Диллона “Nick Fury, Agent of S.H.I.E.L.D.” для журнала Hulk Weekly (редактор Дез Скинн) – 1978 год.

Работа Стива Диллона “Nick Fury, Agent of S.H.I.E.L.D.” для журнала Hulk Weekly (редактор Дез Скинн) – 1978 год.

Вчера я сидел у друзей в гостях, и под пивко зашел разговор о Диллоне. Я начал хвастать, что, мол, пишу лонгрид про него, что я такой весь из себя сногсшибательный (хотя к этому времени было написано ровно 0 слов). И мой друг спрашивает меня: «А почему Стив Диллон?». И я задумался: а и правда – почему он? Положа руку на сердце, признаюсь, что мне нравятся совершенно другие художники. Мне нравится Джеймс Стоко, Фрэнк Куайтли, Дэвид Аха, но я взялся за Стива Диллона. Почему? Но вдруг меня осенило, и я сказал, что он мне как друг. Потому что когда художник приходит на 4-5 выпусков, делает мастерски свое дело и уходит, то остается только «вау», которое со временем стирается из головы. А Стив и его герои шли со мной на протяжении долгого времени: пока я читал «Причера», «Константина» и «Карателя». Потому что художник, рисующий серию на протяжении 60 выпусков, становится тебе больше чем развлечением. Ты начинаешь видеть его изъяны, огрехи, но все равно продолжаешь этот путь. Художник дает тебе как потрясающие красоты, так и отчеканенные на скорую руку кадры. Но вы продолжаете идти до тех пор, пока не ловите катарсис на финальном кадре, утирая слезы и сопли и выбегая курить под летнее солнце. Вот почему я хочу написать статью про Стива Диллона. Вот почему и пишу.

Стив Диллон написал огромную кучу комиксов, которые я решил прочесть и проследить его развитие как художника. Предлагаю и вам пройти этот путь со мной.

Стив родился в 1962 году в городке Лутон, население которого не доходит даже до 200 тысяч человек. Каким-то чудом Стив заинтересовался комиксами и, более того, решил сам их делать. История доносит до нас такие названия его ранних работ, как «Космический вампир» и «Побег с планеты обезьян». Диллон и его школьный друг выпускали комиксы самостоятельно, настоящий DIY. У отца друга имелась копировальная машина, которую нещадно эксплуатировали двое школьников, продававшие выпуски своих сай-фай комиксов одноклассникам.

С комиксами в Англии обстояло туго. Изредка у какого-нибудь торговца газетами находился случайный выпуск американской серии. Диллон вспоминал, что ему с друзьями приходилось обходить киоски в поисках хоть каких-нибудь комиксов. Выпуски были разных серий, не имевших продолжений. Представляете, каково это – разглядывать финальную страницу выпуска с диким клиффхенгером и понимать, что никогда не узнаешь, что же будет дальше?

Первая публикация произошла в голландском журнале. Голландцы молодцы: заплатили юному дарованию несколько гульденов, выслав их по почте в конверте. Первый гонорар!

Диллон заявил о себе всей Англии (ну или небольшой горстке английских любителей комиксов), нарисовав историю для первого выпуска Hulk Weekly. Самое потрясающее то, что на тот момент Стиву было всего лишь 16 лет. Ого – подумали вы. Ага – кивнул головой я. Работая над Халком, молодой Стив познакомился с такими профессионалами как Дэвид Ллойд, Стив Паркхаус, Джон Болтон и другие. Он учился работать как они. Во многом ему помогал Пол Нири, благодаря которому Стив понял, что значит работать над комиксами.

«Раньше я рисовал комиксы когда хотел. Теперь мне пришлось их рисовать потому, что я должен. Я должен был рисовать по 3 страницы в неделю, хотел я того или нет. Благодаря Полу я совершил некий квантовый скачок, достигнув нужного уровня быстрее, чем, если бы я шел этим путем в одиночку».

-Стив Диллон

Панель одного из выпусков Blake's 7 Monthly, который Стив рисовал для Marvel UK

Панель одного из выпусков Blake’s 7 Monthly, который Стив рисовал для Marvel UK

Стиву пришлось совершенствовать свой стиль на глазах всей редакции Marvel UK, ведь комикс продавался тиражом в сто тысяч экземпляров, что одновременно пугало и мотивировало молодого парня. Постепенно компания Marvel UK разрослась, и вышел первый выпуск Doctor Who Weekly. Конечно же, Диллона пригласили поработать над комикс-историями во вселенной Доктора. Проект был более масштабным: Стиву давали по 4 страницы в неделю. Таким образом, он в соавторстве со Стивом Муром начал развивать вселенную британского героя, попутно знакомясь с такими титанами современной комикс индустрии, как Дэйв Гиббонс, Брайн Болланд и Мик МакМахон.

Здесь мы прервем наш биографический экскурс и обратимся к самим комиксам. Вам наверняка уже не терпится рассматривать картинки.

Честно говоря, я с большой опаской подходил к комиксам о Докторе Кто, ведь я не являюсь фанатом данного шоу. Но два Стива приятно удивили меня.

Первая история называется Throwback: The Soul of a Cyberman. Комикс повествует о злостных киберлюдях, которые подчинили себе хомосапиенсов, постепенно истребляя их. Но один из киберменов по имени Кротон, пытаясь понять, отчего люди ведут себя столь странно и нелогично, борются с тиранией, не имея никакой надежды на победу, приходит к симпатии, бросая вызов своему народу и спасая последних людей из лап киберлюдей.

Глядя на эту работу, я нахожу что-то общее с Кирби. Фигуры персонажей будто бы состоят из отдельных частей, позы – сплошь героические. Видна также и модная в 80-х любовь к подчеркнутой маскулинности. Девушки в обтягивающих нарядах (иногда кажется, что они голые), полуголые накаченные мужские тела. Все это выглядит героично и пафосно.

Нельзя сказать, что рисунок молодого Диллона блещет оригинальностью. Свой стиль он найдет позже. А пока мы наблюдаем довольно профессиональную работу. Посмотрите, с какой любовью прорисованы задники и персонажи, наложены штрихи и затемнения. Финальный кадр сентиментален, но прекрасен: по сюжету Кротон спасает людей и улетает в космос, зная, что скоро его батарея сядет и он умрет. Глупенькая слеза кажется лишней, но меня задела.

Следующий пункт нашей остановки – The Stolen TARDIS. История повествует о повелителе времени, который разочаровывает Верховный Совет тем, что, путешествуя по эпохам, он помогает людям в беде, а ведь это чревато изменениями истории. Неудачливого героя заставляют чинить Тардис повелителя времени, в то время как рептилоид-циркач пытается украсть эту машину. Используя смекалку, добро побеждает. Все.

Согласен, история не самый сок. Чем же интересен Диллон в данной работе? А тем, что здесь большой упор сделан на лица персонажей. Много крупных планов, идет работа над эмоциями. Героический пафос отсутствует. Диллон прославился тем, что максимально точно научился отражать эмоции героев на их лицах, поэтому история ценна тем, что Стив делает первые серьезные шаги в данном направлении.

Третья работа – The Ogrons. Коротенькая история о двух ученых, которые пытаются приручить обезьяноподобную расу огронов, даруя одному из них разум. Естественно, умный огрон обманывает дурачков, отдавая их на растерзания своим сородичам, а сам улетает бороздить космос.

И вот мы дошли до истории Abslom Daak, которая сделала Стивов популярными. Абслом Даак – маньяк-убийца, которого приговаривают к изгнанию в мир Далеков (кто не знает, Далеки – это такие Р2Д2, только злые). Даак просто-напросто крошит роботов, хвастаясь своей крутизной перед полуголой Принцессой и рассуждая на тему нигилизма. На самом деле, Даак напоминает мне Конана-Варвара, только в сеттинге сай-фая. Огромный мужик, который просто всех уничтожает. История заканчивается тем, что Даак убивает всех Далеков на планете Принцессы, но последний робот стреляет в красотку, и та погибает на руках великана. Даак плачет.

Какой шаг сделал Дилон здесь? А вы посмотрите. Диллон начал смещать кадры, разрушая ровную сетку. Он сжимает и удлиняет полосы, придавая повествованию динамичности. Персонажи стали более аккуратные, а не выбитые из камня. Линии – мягче и плавнее.

Идем дальше. Ship of Fools – моя любимая история. Помните киберчеловека Кротона из первой истории? Ну так вот, его корабль засекает огромный лайнер. Кротона спасают, заряжают его батарею. Все вроде бы хорошо, народ на лайнере развлекается, но Кротон понимает, что время не двигается, оно застыло на 7:17. Дело в том, что лайнер угодил во вневременную зону. Люди живут в одном мгновении уже долгие годы. Кротон прибывает к капитану корабля, которым оказывается сломанный робот. Кротон чинит его и дает новые координаты, но в последний момент, проглядывая данные с корабля, он понимает, что обитатели лайнера пробыли в этой зоне более 600 лет и, выйди они из нее, мигом обратятся в прах. Именно это с ними и происходит.

История потрясающе интересна. Она несет на себе отпечаток одиночества космоса, скуки и желания все поменять. Стиву Диллону оставалось только аккуратно визуализировать сценарий без выпендрежа. С чем он и справился. Особых подвижек в стиле не наблюдаю. Но все же, посмотрите на первый кадр – как величественно выглядит этот забытый лайнер, этот корабль дураков.

Star Tiger – следующая глава дуэта. Драконоиды плетут интриги, что-то мутят. Но тут на планету прилетает Абслом Даак, пьяный в зюзю, и просит спасти Принцессу, чей труп он успел заморозить. Странная история, которую к тому же дорисовывал уже другой художник. Совершенно не знаю, что сказать. Кадры становятся еще больше, история растягивается. Давайте я просто оставлю здесь скриншоты.

И последняя история. И она, кстати, про Доктора! Стоит сказать, что The Moderator написана на четыре года позже рассмотренных выше. Эти четыре года Диллон трудился над Судьей Дреддом, потому Модератор выделяется в этом ряду. Диллону дают не четыре страницы на выпуск, а восемь. В истории присутствует черный юмор, есть несколько главных героев (Доктор, Догболтер и Модератор). Интересное построение сюжета, приколы, живые персонажи, много психов, даже трагедия – все это делает комикс первым мастридом, который я рекомендую прочитать вам самостоятельно.

Благодаря этому выпуску можно проследить, как поменялся стиль Диллона. Он уже набил руку, выработал свою подачу. Рисунок мастера. Посмотрите на сцену с Догболтером – она кинематографична. Крутящийся стул, а «камера» – на одном месте. Диллон знает, как подавать материал, знает, как работает комикс. Кстати, обратите внимание на предпоследний скриншот, а именно – на последний кадр страницы. Фирменная рожа героев Диллона нацеплена на самого Доктора. Классный комикс, что еще можно сказать?

Здесь я закончу первую главу нашего путешествия по миру комиксов Стива Диллона. Впереди нас ждет Судья Дредд, работа на DC и Марвел.

Поделись Радостью