Тор Громовержец, является одним из популярнейших персонажей Marvel. Ни для кого не секрет, что прообразом Тора, как и прочих “богов” вселенной Marvel, послужили реальные божества языческих религий мира. По этой причине, читатель, знакомый со скандинавской и кельтской мифологией может найти их смешными и не соответствующими “реальным” сведениям. Не стоит, однако, забывать, что мифы, как и легенды почти всегда трактуются неоднозначно. Именно по этой причине Тор, Геркулес и прочие боги и герои пользуются популярностью среди читателей комиксов, тем более, что за последние пару лет кинофильмы Marvel рассказали об Асгарде и его обитателях даже тем людям, кому соцсети давно заменили печатную литературу. Отдельную новую аудиторию принес в индустрию и Крис Хэмсворт, исполнитель роли Тора в рамках кинематографической вселенной Marvel. Однако, хоть Тор и является популярным персонажем, действительно качественных комиксов про него не так уж и много. В этом кратком путеводителе я расскажу о значимых историях и целых ранах, признанных критиками и фанатами по всему миру. Stan Lee & Jack Kirby Сюжет: Stan Lee Сценарий: Stan Lee & Larry Lieber Рисунок: Jack Kirby Выпуски: Journey Into Mystery #83 – Thor #177 (Journey Into Mystery была переименована в Thor начиная с 126 выпуска) Началось все на страницах антологии Journey Into Mystery. Первое появление Тора состоялось в 83 номере комикса, полностью изменив дальнейшую его концепцию. Оригинальная идея была в том, что Стэн хотел сделать персонажа более сильного, чем Халк. Замысел был таков: Тор был послан своим отцом Одином на Землю, чтобы научиться человечности. Его сущность была помещена в тело смертного Дональда Блейка, а сама сущность Тора явилась миру только после обнаружения молота Мьёльнира этим самым Дональдом. Как и многие герои того времени, Тор жил двойной жизнью как Дональд Блейк и Тор, каждый со своими проблемами и стремлениями. Многие основные для комикса персонажи были созданы в то время: Локи, Джейн Фостер, Разрушитель, Чаровница и др. Можно найти массу печатных изданий этого рана: Essential collections (дешевые ч/б сборники), Marvel Masterworks HC (довольно дорогие хардкаверы), Mighty Thor Omnibus HC (последний том еще не вышел). Главная проблема для читателя этой эпохи – эти комиксы выглядят устаревшими. Вообще, чтение комиксов 40-70 гг., занятие не всегда полезное. Многим комиксам не хватает качественного сценария или сюжета. И если Вы не фанат рисунка Кирби, стоит ли знакомиться с этими комиксами – решение спорное. Я однозначно не советую начинать знакомство с этого рана. Лучше при желании отложить его на потом. Walter Simonson Сценарий: Walter Simonson Рисунок: Walter Simonson & Sal Buscema Выпуски: Thor #337-355, #357-369, #371-382; Balder the Brave #1-4 Этот ран является лучшим воплощением Тора по мнению многих фанатов. Волтер Симонсон привнес свой, уже ставший классическим стиль, расширив мифологию девяти миров и подарив нам потрясающие истории, сочетающие более современное (на тот момент) повествование и классические приключения полные эпических битв. Этот ран по праву считается классикой 80-х годов, чьи идеи до сих пор находят свое отражение на страницах современных историй Marvel. К слову, оба фильма о Торе берут отдельные элементы именно из этих историй, и третий фильм, судя по слухам, не будет исключением. Отдельно хочется заметить и то, что ран Симонсона очень даже new-reader-frendly, то есть читать его можно и без предварительной подготовки в виде прочих комиксов и википедии. Лично мне этот комикс нравится тем, что он, хоть и интегрирован в общую комикс вселенную, все-таки рассказывает личную историю Тора с минимумом вовлечения др. персонажей, да и вовлечения эти обыгрываются намного интереснее современных комиксов. Ближе к концу своего рана, Симонсон, как и многие после него, частично обыгрывает Рагнарёк (конец света), что приводит к “смерти” Одина и временной ссылке всех богов на Землю (Мидгард). Это позволило раскрыть человеческие аспекты асгардийцев, и тем самым глубже показать, почему Тор так сильно любит мир смертных. Закончился ран эпичным боем с Ёрмунгандом (мировым змеем), который также является частью Рагнарёка. За 35 номеров, Симонсон рассказал много небольших историй, связывая их воедино несколькими огромными сюжетами, а так же придумал Бета Рей Билла, инопланетянина достойного поднять молот Тора, а позднее получившего от Одина свой молот StormBreaker. Современному читателю он едва известен, но в рамках своим первых приключений он являлся одним из ключевых элементов успеха Симонсона. Отдельного упоминания заслуживает история из 3 номеров, в которой Тор стал лягушкой. Это просто шикарно. Весь ран был издан в огромном омнибусе, а также 5-ти трейдах. Трудно переоценить влияние Волтера Симонсона на современные комиксы о громовержце (и не только). Рекомендую начать знакомство именно с этого рана. P.S. Волтер также рисовал Thor # 260–271, которые к данному рану не относятся. Thor: Disassembled Сценарий: Michael Oeming & Daniel Berman Рисунок: Andrea Di Vito Выпуски: Thor vol. 2 #80-85 Этот арк является последним во втором томе Thor. В рамках известной сюжетной линии “Avengers Disassembled”, убившей как некоторых мстителей, так и их постоянные серии, Тор встретил Рагнарёк в очередной раз. Однако эта история отличается от предыдущих тем, что в ней рассматривается сама суть бесконечного мифологического цикла смерти и перерождения богов. Несмотря на то, что этот стори арк шел сразу после завершения долгого рана Юргенса, новый сценарист Майкл Оеминг, привнес за один арк больше оригинальных мифических элементов, чем кто бы то ни было. Он уловил корни Тора как бога и покровителя викингов, и закончил не только 2 том, но, в какой-то мере и саму историю Тора и Асгарда. По сюжету Тор узнает, что есть некие “Восседающие в тенях в вышине”, высшие существа, руководившие бесконечными инкарнациями Асгарда и 9 миров. Желая положить конец бессмысленной повторяющейся смерти своего народа, Тор сначала ускоряет Рагнарёк, чтобы затем оборвать цикл и погрузиться в вечный сон. После такого окончания, Тор действительно исчез из комиксов Marvel на несколько лет, вплоть до осени 2007… J. Michael Straczynski Сценарий: Michael Oeming & Daniel Berman Рисунок: Oliver Coipel & Marko Djurdjevic Выпуски: Fantastic Four #536-537, Thor #1-12 and #600-603, Thor Giant-Size Finale. Про ран Стражински Вы наверняка уже слышали не раз. Под шум Гражданской Войны, столь популярной до сих пор, Стражински возродил Бога Грома, а тот возродил остальных богов (а его молот случайно вытащил Доктора Дума из ада…ах как давно это было). Я бы мог сказать что это мой любимый комикс о Торе, если бы не читал ран Симонсона. Время воскрешения играет довольно большую роль, поскольку действие происходит после гражданской войны, разделившей геройское сообщество надвое, и закончившейся смертью Капитана Америки. Можно с уверенностью сказать, что Стражински привнес в новый трм Тора ту же теплоту и интимность с которой он когда-то завоевал сердца фанатов Amazing Spider-Man. Эпичность и приключения, впрочем, никуда не делись. Рисунок Оливера Койпеля идеально сочетается как с трогательными сценами, так и с колоссальными битвами. Самым интересным, как мне кажется, является переезд асгарда в небеса над небольшим городком Брокстон, штат Оклахома. Такой ход определил сеттинг Тора на долгие годы, а для Стражински открыл возможность изучения другими богами аспектов человечности внутри себя. Побочным персонажам здесь уделяется очень много времени, а их истории часто интереснее истории Тора. Единственным минусом, пожалуй, является то, что Стражински не дописал последний стори арк в противостоянии асгарда с Доктором Думом в Латверии, впрочем Кирон Гиллен вполне успешно перехватил эстафету. Весь том был издан тремя книгами (мягкий и твердый переплет) и одним омнибусом. Ран Стражински частично издавался и в России. Thor: God of Thunder Сценарий: Jason Aaron Рисунок: Esad Ribic, Nic Klein, Ron Garney, Emanuela Lupacchino, Das Pastoras, Agustin Alessio, RM Guera, Simon Bisley Выпуски: Thor: God of Thunder #1-25, Thor 1-8 и продолжается… Судить насколько отличным будет весь ран Аарона на Торе пока рано, ведь сейчас молот носит Джейн Фостер, которая теперь выступает в качестве нового Тора (ох…). Самое парадоксальное, что комикс от этого не упал в качестве, и, более того, открывает новые возможности перед авторами, ведь все мы знаем, что это не навсегда, да и “недостойный” Тор, весьма интересен. Оценить первые 25 номеров можно уже сейчас, поскольку история выглядят законченной благодаря своеобразному эпилогу в последнем выпуске, хотя “спойлеров” к тому, что нас ожидает, Аарон оставил от души. Первым делом надо отметить, что Аарон (большую часть рана) ведет повествование в нескольких временных линиях, что соответственно дает нам 3-х громовержцев. Первый и второй стори арки повествуют о встречах Тора с так называемым God Butcher’ом в разные временные периоды, заканчиваясь совместным походом против этого озлобленного пришельца, устроившего геноцид богов. Здесь Аарон поднимает Тора на новый уровень. Громовержец уже был правителем Асгарда, теперь же (хоть и ненадолго) Тор становится Богом богов. Такую эпичность отлично дополняет рисунок Эсада Рибича с его детальными, романтичными панорамами. Далее следуют арки с возвращением Малекита и уходом Асгардии из Брокстона обратно в родной мир. Эти арки специально созданы для смены экспозиции и завязки перед грядущими событиями (очередная война). Параллельно с основной историей, Тор-Всеотец и его внучки в будущем отвоевывают Землю у Галактуса. Интересно заметить, что из-за масштаба происходящего и элементов научной фантастики, вроде путешествий во времени, сначала возникает ощущение, что комикс пишет Джонатан Хикман, а не Джейсон Аарон, особенно если читать Тора после ознакомление с новыми Secret Wars, которые рисует Рибич. Будем надеяться, что дальнейшие приключения Тора (Торов?) под руководством Аарона будут такими же увлекательными. Эти выпуски Тора можно приобрести в 2-х делюксовых хардкаверах или 4-х трейдах, но я не исключаю выход омнибуса в будущем. Послесловие. Наверняка кто-то из вас задался вопросом, почему здесь нет рана Дэна Юргенса. Дело в том, что его ран очень большой и читать его лучше полностью, что для нового читателя (да и для старого) не самое благодарное занятие из-за постоянных взлетов и падений в качестве и очень плотной привязке к знанию вселенной Marvel и мифологии Тора/9 миров . Этим раном я бы заканчивал знакомство с Тором, поскольку все перечисленное выше намного интереснее, важнее и проще в ознакомлении. Читать или нет раны Кирона Гиллена и Мэтта Фракшена решать Вам, они идут между Стражински и Аароном и дополняются эвентом Siege между ними, читать который в любом случае придется. Поделись Радостью2Поделились