Издательство: Pantheon Books

Сценарий и рисунок: Charles Burns

Чарльз Бернс для меня долгое время был неким “мутным типом”, да простит меня автор за неуважение. Помнится, я открывал пару раз русское издание его Черной Дыры 5-6 лет назад во время походов в “Чук и Гик” еще на заре создания магазина, и каждый раз меня откидывало обратно впечатляющей, но местами просто выворачивающей душу, графикой. Возможно, тогда я не был готов к таким историям. Однако недавно я, наконец-то, прочитал всю серию в оригинале, и понял,… что и сейчас я к ней готов не был. *Безумный смех*

Несмотря на то, что Бернс является весьма известным автором среди взрослой аудитории читателей, назвать его творчески плодовитым, язык не поворачивается. Серьезных и полноценных работ у автора не то чтобы много. Я сейчас читаю его недавнюю трилогию Last Look и думаю, что и по ней мне будет что рассказать, но сегодня я остановлюсь на Black Hole.

Комикс Black Hole Бернс писал примерно 10 лет, с 1995 по 2005 год; комикс представляет собой макси-серию из 12 увеличенных выпусков в общей сложности на 368 страниц.

“Черная Дыра” рассказывает о небольшом городке, в котором появилась новая инфекция The Bug. Точнее говоря, это ЗППП вызывающие случайные мутации после секса с зараженными. Любопытно, что мутации эти не носят метафизических или фантастических элементов, а просто влияют на внешность, чаще всего уродуя людей до неузнаваемости. Хотя есть здесь и такие, кому повезло больше остальных, но об этом ниже.

Структурно, история, хоть и обладает сериализированным форматом, при прочтении в 1-2 присеста скорее ассоциируется с графическим романом. Все очень цельно и эргономично разбито на несколько сюжетных линий, ненавязчиво пересекающихся для создания контраста между судьбами персонажей. Флешбеки тоже имеются, но ничего экспериментального или сложного в самой форме нарратива вы тут не найдете.

Можно сказать, что именно персонажами и локацией поначалу цепляет история. Перед нами небольшой городок близ лесистых гор с населяющими его недальновидными жителями. Звучит знакомо, не так ли? Однако не обольщайтесь. Это вам не Twin Peaks с их харизматичными девочками и мистическими злодеями, и не Stranger Things с нарочито пониженным уровнем графического насилия. Нет, в этом маленьком городе все жестко, омерзительно и депрессивно. Все тлен. Почти.

Чем здесь развлекаются ребята? Бухают, курят, колются, занимаются сексом и думают, как здорово было бы только этим и заниматься остаток жизни. Разумеется, я утрирую, но подобные истории строятся на контрасте, да и, справедливости ради, здесь действительно зашкаливает уровень наркотиков, бухла и похоти среди подростков.

Сама ЗППП в центре истории, по словам автора, является метафорой на перемены, которые мы испытываем в процессе взросления. Метафора довольно очевидная, но очень удачная. Согласитесь, после популяризации одной известной франшизы, слово “мутант” часто просто указывает на правильное определение этого слова: “живые организмы подвергшиеся преобразованию генотипа под влиянием внешней или внутренней среды”. Таковыми и являются герои истории – измененными генетически. Но Бернс не оставляет намеков на романтику “положительных” мутаций в их эволюционном значении, вместо этого превращая зараженных в гротескное подобие людей, деградирующих морально вслед за телом, и оставляя шанс на хотя бы сколько-нибудь нормальное существование лишь горстке “везунчиков”.

Большая часть мутировавших подростков образуют лагерь в лесу. Именно вокруг группы этих изгоев и строится большая часть нарратива. В рамках нескольких переплетающихся историй Бернс захватывает разные социальные слои и статусы, опуская всех на один уровень как материально, так и морально; для продвижения романтических линий автор, теме не менее, иногда разбавляет мрачный флер безысходности подачками судьбы, ведь одно дело иметь гноящиеся язвы на лице, и совершенно другое – рудиментарный хвост размером в дециметр (последняя мутация вполне реальна и в нашей повседневной жизни).

Интересно, что в итоге одной из основных линий комикса становится именно тема судьбы. В значительной степени автор намекает на ее происки сверхъестественными сновидениями и галлюцинациями, пропитанными провидческими нотками. Все это в итоге остается не разъясненным на страницах комикса, но не нужно быть Аланом Муром, чтобы читать значения снов и символов между строк, по крайней мере большую их часть. Жутко красивые и пугающие вставки пропитывают весь комикс от начала до конца.

Незатейливость сюжета и символизма, впрочем, идут на руку автору, поскольку весь комикс зиждется на таланте Бернса как картуниста/иллюстратора, превращающим Black Hole в квинтэссенцию жанра хоррор. Его рисунок, – такой живой, сочный и густой, – забирается под кожу и заставляет читать все до конца, борясь с рвотными позывами и болью в сердце. Будто бы кто-то невидимый, крепко держа вашу голову, вставляет вам спички меж век, чтобы вы не могли отвести взгляд и не пропускали не единой панели.

Особенно радует то, что комикс представлен черно-белым. Именно так феноменальный объем рисунка Бернса виден сразу; этот объем – именно то, что делает стиль автора легко узнаваемым. Кстати, в этом году Fantagraphics выпустят аналог IDW Artist Edition со сканами страниц из “Черной Дыры” – это будет та еще книжка.

Самым интересным элементом оформления и задумки комикса мне показались начальные страницы каждого выпуска. На них Бернс рисовал портрет разных людей (не из комикса) до и после мутации. Мурашки продирали меня до костей, тем более, что читал я комикс в цифре. Просто двигайте ползунок на картинках ниже, чтобы увидеть контрастные примеры.

Подытожу рассказ о комиксе тем, что скажу – это не для всех. Серьезно. Комикс местами тошнотворный, отвратительный и отталкивающий – и таким он и должен быть; то, что задумка автору удалась, безусловно, является доказательством состоятельности данной работы. В общем, если такое вам по душе, вот мой совет – читайте на пустой желудок и наслаждайтесь умопомрачительно прекрасным и объемным рисунком, затягивающим вас внутрь ужасной истории.

Поделись Радостью