«Ирвинг Злой Волшебник» покорил меня пару лет назад. В нем были смелые эксперименты начинающего автора с 4-й стеной и неловкие отсылочки; были в нем и шикарные кислотные композиции, искрометные юморные диалоги и главное – о нем хочется сразу сказать «наш» комикс, настолько силен в нем слог и дух (автор белорус, но для меня разница в культуре и ментальности здесь не велика, как думаю и для многих).

Второй том «Ирвинг и Варвара Варварша» получился где-то втрое толще и этим можно метафорически описать насколько он стал лучше. Но важнее не это. Он стал другим. Другим стал и автор и его навыки.

Приключения Ирвинга и Варвары более жестко структурированы, что для среднего читателя будет скорее плюсом, перевешивающим притягательно небрежные эксперименты первого тома, где аудиторией на первый взгляд должны быть любители необычного андерграунда.

Нарративно все просто. Книга поделена на главы, в начале каждой из которых Варвара отвечает на вопросы судьи о ее с Ирвингом похождениях. Каждая глава начинается с обвинения для Варвары, а для читателя – новой переделкой мускулистой дамы и ее карликового спутника в виде флэшбека.

Композиционно здесь, опять же, все стало более приземленно и выверенно в соответствии с общей структурой сценария. Читать комикс теперь комфортно и не представляет испытания, а прогрессирующий общий стиль Жени Киямова и вовсе делает работу более вылизанной и «сильно прожаренной», нежели прекрасная и сыроватая первая часть с пикантными, но иногда вводящими в сомнительные послевкусия нотками. Хотя я бы не возражал, хулигань Женя чуть больше во втором томе.

Как и первый том, «Варвара» поднимает довольно внезапные для обкуренного фэнтези социальные темы, пусть и мозолящие душу на фоне происходящего в мире действа. Здесь планка поднимается выше и спойлерить я ничего не хочу, скажу лишь, что в одном месте вы точно прифигеете от экспозиции темы сексуального насилия.

Но главное в комиксах об Ирвинге не технический диванный анализ, не отсылочки и не навороты, – намного важнее и интереснее его душа. Души здесь ух, как много. Признаюсь честно и не скрывая, комиксы авторов из СНГ меня редко интересуют. Я не говорю, что нет хороших, есть и много, и я даже сходу сразу могу пару десятков вспомнить, что не может не радовать. И все же в нашей части мира комиксы — это штука развивающаяся, постоянно заимствующая и невольно пародирующая (как и все в современном искусстве). Так вот, читая «Ирвинга» ты сразу понимаешь, что писал его человек, близкий тебе по духу, говорящий на простом и понятном языке, который мы слышим каждый день в обычной речи (то есть в основном это умение материться и оскорблять так изысканно, что никому в мире и не снилось, причем делать это со своей поэтичностью). Комикс не будет работать также потрясающе в любом переводе. Это необычный срез определенного аспекта культуры, даже если показан он как что-то анти-культурное в принципе. И мне лично любопытно, что именно лексика и диалоги вкупе с продуманным психоделичным лором, – почти не имеющим отношения к нашим схожим странам, несмотря на возможные аллюзии, – выделяет эти комиксы, как работы «нашего» автора. Делает ли это их в большей степени литературными? Это уже вам решать.

Иными словами без душнятины – Женя Киямов ох*енно пишет, друзья! И я не могу объяснить почему, кроме очевидной причины, когда кончаются аргументы: талант, видимо, и язык хорошо подвешен. При всей нелюбви к тому жанру и стилистике истории, которые выбрал Женя, в принципе, я просто таю, читая его комиксы и объяснить это сложно.

Нравится мне и искренность в рассказе. Автор буквально вкладывает в него все что любит или знает. Тут тебе и фэнтези, и межжанровый стеб, и тропы из компьютерных игр, и клише «умных комиксов» типа 4-й стены, и внезапные перевернутые с ног на голову модные адженды. Все это упаковано так прекрасно, что за первым впечатлением, которое ввиду стиля автора и странной тематики отпугивает читателя, следует второе и влюбляет без остатка. Это постмодернистское фэнтези с (бело)русскими мотивами в настроении, матами, как искусством, и просто захватывающими приключениями. А еще это драма, если в конце всплакнете, вас никто не осудит.

Поделись Радостью