Издательство: Image Comics

Сценарий: Jonathan Hickman

Рисунок: Nick Dragotta

Дата выхода: 2013-

Новый Дикий Запад; атмосфера неминуемого апокалипсиса витает в воздухе. Белый всадник, имя которому Смерть, и двое его спутников бредут по Семи Нациям Америки, где некогда история повернула в иное от нашего с вами русла. Они бредут по земле ужасов и чудес, земле отчаяния и надежды, земле с ковбоями на роботизированных лошадях, кибер-пророками и древней магией, отказывающейся умирать и забирающей свое. На своих железных конях они скачут навстречу Апокалипсису…

Простите, что-то меня понесло не в ту степь.

У меня давно не доходили руки вставить свои пять копеек о магнум-опусе Джонатана Хикмана East of West. Так давно, что пока я писал обзор первого цикла, уже завершился и второй.

Собственно, название 1 и 2 циклов Apocalypse Year One/Two уже намекает на конец света, но на самом деле здесь все лишь идет к нему, хотя это, наверное, вопрос символический, ведь можно считать концом света точку, когда его приход уже банально нельзя остановить, хотя он и не наступил, не так ли? Но я снова отвлекся. Этой мыслью я лишь хотел донести, что этот комикс формально написан не в “жанре” постапокалипсис.

История начинается с похождений Смерти – одного из тех самых четырех всадников апокалипсиса. По задумке Хикмана, при последней недавней реинкарнации четверки кое-что пошло не так, и Смерть откололся от остальных товарищей, ныне возрожденных вновь в телах детей. Всадники несут конец света, Смерть находится в поиске семьи, с десяток фракций борется друг с другом за деньги, жизни или власть. В общем, это как “игра престолов” только вместо Ледяных Ходоков и драконов тут киборги-ковбои, религиозные демоны-мутанты и дичайше крутые техно-индейцы.

Как вы уже поняли, “Восток Запада” – это мистический сай-фай вестерн, происходящий в альтернативном будущем. Точкой ответвления от “нашей” временной ветки служит период где-то после Гражданской Войны США. Вокруг мистического пророчества, в которое все верят пока удобно, создается некий тайный орден, состоящий из лидеров фракций на которые нынче поделена Америка и на момент начала истории все сохраняют мир или, по крайней мере, нейтралитет.

Сказать, что здесь все запутано – ничего не сказать, поэтому я бы не советовал читать комикс по мере выхода (как я), а нагонять его делюксами или сразу в запой читать все, когда комикс закончится (Боже, надеюсь это случится скоро).

Запутанность здесь даже не самая большая проблема (я сам обычно люблю такие долгострои). Дело в том, что Хикмана очень тяжело читать (и не только мне, специально интересовался). Не в том смысле, как тяжело бывает читать Моррисона с его (почти) выдуманными прилагательными, или Мура с его словечками, ради которых даже носителям языка приходится иной раз доставать словарь, или Энниса с его мерзкими, но чертовски сексуальными транслитерациями невыговариваемых акцентных нюансов. Нет, Хикмана тяжело читать в контексте полного понимания истории, причем не только в East of West, – это общая тенденция его творчества. Даже его работы в Marvel на фоне прочих комиксов издательства читаются значительно сложнее, несмотря на то, что большинство из них чертовски хороши, особенно по меркам большой двойки. Со второго раза они заходят значительно лучше, но это уже другой вопрос. Связано это все, как мне кажется, с тем, что он увлекается, так называемым, high-concept, и поэтому не прорабатывает персонажей, т.е. пишет историю просто ради истории, двигая ее в естественном ключе, на самом деле разрешая, но не развивая ее. Его персонажи совсем не вызывают истинной симпатии, диалоги холодны и не эмоциональны, а порой выглядят еще запутаннее самой истории. Но давайте конкретно остановимся на East of West.

Я лично считаю, что читать Хикмана некомфортно еще и из-за его манеры нагромождения речи запутанными конструкциями и лишними словами. Это, опять же, связанно с пресловутым high-concept. Автору чаще важнее сделать что-то грандиозное или мощное и где-нибудь и как-нибудь потом это все разъяснить (чаще проще и вовсе не разъяснять). Что же касается диалогов, – хотя в контексте East of West есть персонажи, которым заумные выражения создают абсолютно неоспоримый антураж, в целом тут имеет место перебор во всем. Речь роботов и искусственных интеллектов в комиксе часто кажется проще и приятнее речи людей, будто упражняющихся в изысканности, но на деле ее лишенных; я уже молчу про религиозный, вроде как, высокий слог. Есть правда и вторая крайность – немногословность самых брутальных персонажей, которая хоть и разбавляет немного тирады невыговариваемой ереси, смотрится чаще вычурно, чем эффектно.

Говоря об эффектной стороне комикса, стоит отметить монументально проработанные концепты. На самом деле, это единственная причина, почему я читаю комикс до сих пор и, вероятно, буду читать его до конца. При этом рисунок Ника Драготты, как и цвета Фрэнка Мартина, в целом (мне лично) не внушают вообще никаких эмоций. Редко прорисованные детали, персонажи с одними и теми же эмоциями, нарисованными по паре шаблонов, статичные панели со скучной раскадровкой… всего этого тут навалом. Но концепты… концепты просто золото.

Взять хотя бы фракции на которые поделена Америка. Каждое из государств наделено своим политическим строем и/или этнической особенностью.

Поскольку сеттингом служит будущее, авторы не сковывают себя ни в чем. Металлические скакуны, модификации тела, компьютеризированные машины индейских пророков, даже, мать его, живые глаза – чего здесь только нет!

Мистический компонент так и вовсе так банален и прост, что никогда не надоест. За эту часть в большей степени отвечают индейцы с их магией, граничащей с техникой, и всякие богомерзкие твари всех мастей.

Даже не знаю, что еще сказать об этом комиксе. Он проработанный, но нудный; красивый и интересный, но далеко не всегда. Читать или не читать? Понятия не имею, но вероятность того, что он вам понравится все равно будет 50/50 при условии нейтралитета к подобной тематике.

Поделись Радостью