Комиксы Баркса – одна из немногих вещей, на которую можно указать со словами: “Нравится вам или нет, но это и есть Америка!” И уже по этой причине они – бесценное литературное наследие. – Джордж Лукас Именно так отзывается об утиных рассказах Карла Баркса режиссер и сценарист Джордж Лукас, и я готов подписаться под каждым словом и даже добавить немного своих. Как и многие мои сверстники, я рос на мультфильмах и мультсериалах 80-90 гг. Одним из самых милых сердцу мультсериалов всегда был именно “Утиные Истории”. Мультфильм сразу стал столь культовым, что слагать о нем изъезженные абзацы мне не видится необходимым. Вместо этого я лучше расскажу о первом в России издании ранних приключений Скруджа МакДака, написанных и нарисованных пером (кхе-кхе) создателя селезня-скупердяя Карла Баркса. Первое о чем стоит оговориться, это сама серия изданий. Оригинальные издания выпускаются в США под эгидой Fantagraphics – одного из лучших с точки зрения типографии и лицензий издательства комиксов в США (да и в мире, в общем-то). В оригинальных изданиях порядок выхода историй носит не совсем хронологический характер*; на данный момент изданы 9 томов приключений Дональда Дака и 2 тома о Дяде Скрудже (3й выйдет в мае 2017). Всего в серии запланировано около 30 томов. В России “утиную” продукцию взялись выпускать АСТ, начав серию Carl Barks Library именно самыми ранними приключениями Скруджа с племянниками. Честно говоря, в сознательно взрослом возрасте я точно ранее не читал Баркса, как и вообще дисней комиксы в оригнале, но такой выбор мне кажется разумным. Остается лишь гадать (или кидать мне в личку анонсы, которые я мог профукать) будут ли АСТ издавать и похождения Дональда в будущем. *Изначально Баркс работал над переносом мультипликационного Дональда на страницы комиксов в ином виде, позже придумав Скруджа и создав широкую мифологию персонажей. Сам сборник абсолютно самодостаточен. В первую книгу вошли порядка 27 многостраничных (10-25 страниц) и одностраничных историй. Одностраничные истории в основном создавались для заполнения места в журналах, где комиксы изначально печатались. Их особенность заключается в классической структуре гег*-комиксов. Так как места для истории на 1 странице мало, такие комиксы ставят своей целью рассказать короткий и часто ироничный визуальный анекдот. В случае с дядей Скруджем тематикой таких комиксов служат деньги и скупердяйство. *gag (гэг) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость. Если мелкие истории представляют собой рутинные будние Скруджа с экономией пенсов и четвертаков, то крупные истории являют читателю витиеватые и часто фантастические рассказы о спасении состояния пернатого старичка и новой наживе. Все истории несут свои морали, посылы и даже социальные подтексты. При вполне невинном рекомендуемом уровне читательского возраста 6+, истории Баркса имеют совершенно другой, зачастую весьма взрослый, характер, нежели вышеупомянутый мультфильм в основу многих серий которого легли именно истории Баркса (в том числе и из этой книги). При этом здесь ранее имела место и цензура! Например, в истории “возвращение к Клондайк”, также частично экранизированной в мультфильме, есть сцена, в которой Скрудж собственноручно избивает пару десятков ушлых ребят защищающих украденный у Макдака самородок. Сцена эта была изначально вырезана редакторами и в полном виде вышла значительно позже в переизданиях. Нам с вами это покажется ерундой, но не забывайте, что комиксы эти издавались для совершенно иной аудитории в начале 50-х годов прошлого столетия, т.е. около 67 лет назад! Возраст историй, кстати говоря, является самым умопомрачительным аспектом комикса. Я читал и читаю довольно много стрипов того времени и знаю, что серьезных вещей всегда хватало и тогда, если знаешь, где искать, но Баркс все равно изумляет меня своей подачей важных и главное поучительных историй с четкой моралью, облаченной в, казалось бы, детские истории о жадном селезне и его семейке. Самым ярким примером как многослойности, так и бессмертия этих историй, можно посчитать историю “Драгоценный хрен” в которой пронырливый Хапуга Максуд пытается отобрать у Скруджа состояние юридическими путями, вороша оплошности предка МакДака. Мало того, что антагонист истории в какой-то момент скидывает за борт лодки своего товарища, как свидетеля преступления (не бойтесь, команда Скруджа спасла бедолагу), что выглядит довольно жутко на фоне других историй, так тут еще и имеется авторский личный подтекст отражающий нелюбовь Баркса к юристам, в то время объяснимую тяжелым бракоразводным процессом со второй женой. Контраст между действиями Скруджа и его оппонента наглядно показывает, почему Скрудж все-таки положительный, хотя и не безгрешный, персонаж. К слову, биография Карла Баркса, ввиду его сложного жизненного пути и карьеры, вообще крайне интересна, и ощутимые ее фрагменты вы можете найти в дополнительных материалах книги. Филологи, историки и другие профессионалы из разных областей рассказывают свое видение историй Баркса, а также приводят массу исторических сведений, читать которые – одно удовольствие. Сами персонажи в комиксе живые и максимально приближенные к американскому духу и ментальности. Даже появляясь в одной небольшой истории антагонисты Баркса запоминается читателю надолго, что уж говорить о знакомых нам с детства благородных утках и утятах! Напоследок стоит сказать и пару слов о локализации. Постоянные читателю моего сайта знают, что я очень редко обозреваю российские издания. Эту книгу я выбрал для обзора именно по причине ее, граничащей с безупречностью, редактуры и такого же качества перевода. Говорить здесь что-то еще будет лишним, поскольку это именно тот уровень, который меня устраивает и к которому у меня лично нет желания придираться (потому что придираться не к чему). “Дядюшка Скрудж: Всего лишь бедный старичок” – это книга, которая должна стоять на полке любого поклонника хороших рисованных историй. Абсолютный must-have. Поделись Радостью