С журналом Heavy Metal я “познакомился” еще в детстве – узнаваемый логотип то и дело мелькал на рыночных прилавках. Эротичные обложки зародили понятный образ того, что скрывалось под оберткой. Какого же было мое удивление, когда спустя добрый десяток лет оказалось, что HM целиком и полностью состоит из комиксов. Желание читать легендарный журнал, однако, пришло еще позже: к этому привело увлечение БД (что символично, благодаря издательству Humanoids), страсть откапывать неизвестных авторов и произведения, а так же приход любимого Гранта Моррисона на позицию главного редактора Heavy Metal.


Англоязычные издания от Humanoids (из коллекции автора)

В 2019 году стартовал марафон, который из простого чтения трансформировался в проект Lost Gems of Heavy Metal. Через полторы сотни выпусков мне пришла идея – собрать сборники превосходных, но не особо известных комиксов (очень редких или не имеющих переиздания вовсе), предварительно отреставрировав ветхие сканы. Два года и почти две тысячи обработанных страниц спустя проект был завершен, но… Выкладывать эти сборники без какого-либо контекста не хотелось, что привело к длительному сбору информации и написанию данной статьи. Heavolution – рассказ о насыщенной истории журнала, абсолютно самодостаточный и призванный дополнить Lost Gems of Heavy Metal.

Европейские книги, приобретенные на Ангулемском фестивале комиксов (из коллекции автора)

За время марафона и подготовки материалов журнал перешагнул рубеж в 300 выпусков и в апреле 2022 года отпраздновал 45-летний юбилей. К сожалению, одновременно с этим ушли из жизни великие Хуан Гименез и Ричард Корбен – время беспощадно и поколение революционеров комиксов постепенно покидает нас. Наследие Heavy Metal находит место в современной индустрии комиксов: в немногочисленных переизданиях, фанатских компиляциях, рекомендациях прославленных комиксистов. Пожелтевшие страницы журнала хранят удивительные истории и имена, которые терпеливо ждут своего читателя. Смахнем пыль и отправимся в самое начало.

Замечательно! Превосходно! Не для нас.

Ни для кого не секрет «Тяжелый Металл» является англоязычной адаптацией «Металла Ревущего», французского Metal Hurlant. Однако есть у журнала корни и на родной, американской земле. Если быть точным – в редакции культового National Lampoon. «Памфлет» появился в 1970 году и быстро стал популярным юмористическим изданием. Влияние журнала на массовую культуру сложно переоценить, а о его истории снято несколько фильмов. Для нас National Lampoon интересен с точки зрения комиксов. Журнал был наполнен многочисленными картунами, фуметти (комиксы из фотографий), а также имел постоянную секцию стрипов. На основе последних в 1974 году издан National Lampoon Comics – спецвыпуск, полностью состоящий из рисованных историй.

Тем временем во Франции назревала революция: трио амбициозных комиксистов в лице Мёбиуса, Жана-Пьера Дионне и Филиппа Друйе сформировали собственное издательство. Ими двигало желание отойти от стандартов, воплощать самые безумные идеи, творить не имея границ. Les Humanoïdes Associés появились в декабре 1974 года, а уже через месяц ошеломили поклонников девятого искусства первым выпуском Metal Hurlant. Журнал попал в руки редакторов National Lampoon и вскоре о существовании европейского феномена узнал Леонард Могель, издатель «Памфлета». Спустя год он лично встретился с Humanoïdes в Париже.

В январе 1977 года National Lampoon представили очередной спецвыпуск. French Comics (The Kind Men Like) разительно отличался от привычных «Best of…» и тематических сборников он целиком состоял из комиксов французского производства, переведенных на английский язык. Хотя French Comics и являлся солянкой из зарубежной периодики, такой как Pilote, Fluid Glacial и Mormoil, историй из Metal Hurlant в нем не было. Среди составителей выпуска фигурировал Жан-Пьер Дионне, а комиксистов, Мёбиус, Форест и Мандрыка, часть огромного списка талантов, которые в скором времени станут известны американской публике.

Реклама в журнале Rolling Stone, апрель 1977

«Это замечательно. Это превосходно. Но это не для нас. Не думаю, что это может работать в Америке. Вот что сказал Стэн Ли, когда впервые увидел Metal Hurlant», – вспоминает Жан-Пьер Дионне. К счастью, владельцы National Lampoon придерживались другого мнения: «После серии трансатлантических звонков установлено […], что Америке, для её же собственного блага, необходимо приобщаться к содержимому Metal Hurlant. В ходе переговоров решено, что название Heavy Metal наименее вразумительно, а поэтому будет использовано. […] Всё остальное – научная фантастика».

Arzach Мебиуса и Den Ричарда Корбена – флагманские серии на старте журнала

Heavy Metal стартовал в апреле 1977 года. В начале пути журнал являлся англоязычной адаптацией Metal Hurlant. Представьте классиков франко-бельгийской сцены, будь то Мёбиус, Билал, Скойтен (или менее известные у нас Каза, Шалан, Клавелу) – рядовой выпуск целиком состоял из их историй. «В большинстве своем, наши авторы являются детьми послевоенной эпохи. Их комиксы более мрачные, провокационные. Они реагируют на мир, который достался нам после Второй мировой войны», – считает Брэд Бэлфор, редактор журнала в начале 80-х. Научная фантастика и фэнтези, приправленные порцией эротики и психоделии, стали ядром Heavy Metal на долгие годы. 

The Bird of Dust, Caza

Постепенно состав HM пополнялся американскими авторами: Пол Киршнер, Берни Райтсон, Джеффри Джонс и Чарльз Бёрнс составили достойную компанию старожилам журнала, Ричарду Корбену и Вону Боде. Отметились рядом публикаций и будущие революционеры американского комикса – Стивен Биссетт, Джон Тотлбен и Рик Вейч. «Мы отсылали кучу историй редакторам Heavy Metal, но лишь малая их часть увидела свет. Разбирая две стопки, с принятыми и отвергнутыми комиксами, Джон осознал причину отказов. В HM принимали только те истории, в которых не было смысла!», – вспоминает Биссетт. 

The Bus, Paul Kirchner

Как и его европейский прообраз, «Металл» состоял не только из рисованных историй. С самого начала на страницах журнала публиковались эссе, короткие рассказы и отрывки свежих книг. Тексты Уильяма Берроуза, Харлана Эллисона и Стивена Кинга соседствовали с хулиганской рок-оперой Рода Кьеркегора, приключениями Валериана и эпическими полотнами Филиппа Друйе Heavy Metal объединил поклонников научной фантастики, фэнтези и андеграунда.

По краям: Master, Jean-Michel Nicolett – Urm, Philippe Druillet

Спустя два года после запуска в журнал пришел Тед Уайт, знаменитый редактор научно-фантастических изданий. Он был призван расширить текстовое наполнение журнала. При Уайте в HM появились статьи о музыке и кино (позже раздел получит название Dossier), увлекательные интервью с режиссерами, музыкантами, писателями и художниками. Последние могли получить свою порцию внимания благодаря секции Gallery, которая в будущем послужит витриной для многих иллюстраторов, далеких от мира комиксов.

Интервью с Джоном Уотерсом, Дугласом Адамсом и Дэвидом Кроненбергом

Изменения редакторского состава способствовало эволюции Heavy Metal в нечто большее, чем просто антологию комиксов. Тед Уайт проработал в качестве главного редактора всего год и уступил место Джули Симмонс-Линч. Будучи дочерью Мэтти Симмонса, совладельца HM, Джули работала в журнале с первого номера и планировалась как временная замена. По иронии судьбы, именно она будет руководить Heavy Metal долгие годы, развивая идеи Уайта и поддерживая высокий уровень публикации даже в самые непростые периоды.

Tex Arcana, John Findley

В становлении журнала участвовали многие знаковые личности: Джон Воркман, Лу Статис, Брэд Бэлфор и Адам Куберт. Отдельного упоминания заслуживает первый арт-директор Heavy Metal – Питер Клайнман. Именно он ответственен за легендарный логотип журнала: «Я выбрал самый тяжелый шрифт и создал из него веселый каламбур. На это ушло минут десять». Знаменитый леттерер Тодд Клайн считает работу Питера идеальной и называет ее блестящим примером “говорящего” логотипа. «Он самобытен и оригинален, а еще очень хорошо читаем издалека», – заключает Тодд.

Летом 1978 года американский прокат взорвал Animal House – художественный фильм от National Lampoon, в основе которого лежали комиксы и рассказы публиковавшиеся в журнале. Спустя год Леонард Могель решил повторить успех «Зверинца» и перенести Heavy Metal на большой экран. Неоднократная смена студий, продюсеров и сценаристов, а также правовые вопросы внесли коррективы в первоначальную концепцию фильма. К счастью, «Металл» избежал производственного ада и в августе 1981 года начал свое шествие по кинотеатрам.

Анимационный Heavy Metal предстал антологией с уникальной для каждого сегмента стилистикой. За эпизоды отвечали отдельные авторские команды, а сами сюжеты взяли прямиком из журнала. В фильме оживали полотна Мебиуса и Ричарда Корбена, Ангуса МакКи и Берни Райтсона. Забойный саундтрек, под стать названию, подкреплялся диковинной картинкой: помимо классической анимации и ротоскопирования авторы использовали инновационную технику совмещения реальной съемки и мультипликации. Для многих Heavy Metal стал настоящим открытием; оказалось, что мультфильмы могут быть “взрослыми”, содержать откровенные сцены в перемешку с графическим насилием.

Фильм успешно показал себя в прокате, собрав 20 миллионов долларов при бюджете в 9 миллионов. Картина длительное время отсутствовала на видео носителях – всему виной многочисленные преграды в виде авторских прав на музыку. Трансляции на телевидении и пиратские копии фильма способствовали обретению культового статуса. В дальнейшем Heavy Metal неоднократно пытались переснять; Дэвид Финчер более десяти лет безуспешно вел проект римейка, который в итоге трансформировался в сериал-антологию «Любовь, смерть и роботы».

Пиратская копия кассеты Heavy Metal в фильме Клерки (реж. Кевин Смит)

За первые пять лет существования, Heavy Metal успел застолбить за собой культовый статус и вдохновить целое поколение авторов. «Мои первые эмоции от прочитанного… Вау! Неожиданно, показалось, что в комиксах есть возможности. Мы встречали достаточное количество картунистов среднего возраста, бедных, несчастных, работающих на DC и Marvel. Мы не хотим становиться частью этого», – рассказывал Рик Вейч. По иронии судьбы, авторские комиксы Вейча нашли пристанище в Epic Illustrated, журнале для взрослой аудитории от Marvel Comics.

Появление конкурента Heavy Metal было вопросом времени. В прошлом Стэн Ли уже пробовал расширить влияние Marvel за пределами супергеройских комиксов – попытка сыграть на популярности андеграундного движения с антологией Comix Book оказалась провальной. Конечно же Epic Illustrated позиционировался как нечто особенное, прорывное, способное изменить медиум навсегда. На деле читатели получили слегка причесанный Heavy Metal – позволить себе подобную степень вседозволенности в Marvel попросту не могли.

Паоло Серпьери, Зоран, Синобу Кадзе – иностранные гости на страницах Epic Illustrated

Редакторы Epic Illustrated сделали ставку на американских авторов и не прогадали. Журнал был свободен от Комикс Кода, что давало творческую свободу как независимым комиксистам, так и звездам мейнстрима в лице Джона Бирна, Криса Клэрмонта и Джима Старлина. Рядовые читатели Heavy Metal могли обнаружить хорошо знакомых им авторов, а иногда Epic баловал свою аудиторию иностранными картунистами. В контексте истории кажется, что издание от Marvel скорее стало качественным дополнением к HM, нежели его конкурентом. К сожалению, век Epic Illustrated оказался коротким; он продержался на рынке шесть лет и был закрыт по причине высокой стоимости производства. 

Эволюция

В 1986 году произошло важнейшее событие в истории Heavy Metal – журнал перестал выходить ежемесячно. Редакторская колонка утверждала, что обновленный HM порадует подписчиков и лишится недостатков из прошлого. «Металл» сменил технические характеристики, уплотнился в объеме, получил большее количество цветных страниц и еще более разнообразных комиксов. Главным же изменением для читателей стала публикация продолжительных историй (европейских альбомов) целиком. Чтобы прочитать первый том трилогии Никополь, пришлось бы купить семь выпусков Heavy Metal (июнь-декабрь 1981 года) – второй целиком уместился в осеннем номере нового формата. 

Печать историй целиком стала значимым шагом для HM, однако журнал постигла проблема – многие циклы так и не были опубликованы до конца. Речь не только про длительные серии, но и короткие. Подписчики Heavy Metal не увидели финал вышеупомянутого «Никополя» и потенциальных блокбастеров: Yiu, Waters of Deadmoon, Juan Buscamares, Fairy And The Gentle Robots. Чуть больше везло европейским работам Пэта Миллса и эпопее Паоло Серпьери о Друуне.

С самого начала в Heavy Metal доминировали комиксы франко-бельгийской школы. Несмотря на то, что география авторов журнала постоянно расширялась, случались и периоды экспансий. Так, к концу 80-х большинство историй принадлежало испанским авторам, среди которых особенно выделялись дуэт Сегуры и Ортиза, Даниель Торрес, Мигельанхо Прадо и аргентино-испанская команда Зентнера и Пельехеро. Искушенным читателям часть из них была известна работой на Warren Publishing, в культовых журналах Eerie и Creepy

The Adventures of Dieter Lumpen, Jorge Zentner & Ruben Pellejero

В скором времени Италия перехватила эстафету и явила англоязычной публике многообразие талантов. К классикам в лице Манары, Либераторе, Крепакса и Серпьери присоединились такие значимые имена как Джиордино и Фреззато. Надо отметить, что большинство итальянцев зарекомендовали себя настоящими мэтрами жанра для взрослых. Если Фреззато и Джиордино играли на поле легких приключенческих комиксов с долей эротики, то произведения Манары и Серпьери граничили с порнографией. 

Little Ego, Vittorio Giardino

Хотя журнал и имел славу «расширяющего границы», цензуру это все же не отменяло. Конечно же, в первую очередь она коснулась «Друуны». Именно с магнум опусом Серпьери связан самый громкий эпизод цензуры в истории журнала весенний Heavy Metal 1988 года не пропустили канадские таможенники. Причиной стал местный закон, запрещающий импорт материалов с комбинацией секса и насилия. Редакторам пришлось извиняться в объяснительной записке для канадских читателей и затирать все пикантные панели комикса.

Благодаря законодательству разных стран цензура являлась неотъемлемой частью жизни Heavy Metal: от перекрытия рисунка пузырями текста до явного вмешательства и изменения графики. Более радикальные меры, о которых читатели могли и не подозревать, включали в себя удаление целых страниц комикса. Еще один хитрый способ проскочить сквозь таможенников – пересылка журнала в специальной упаковке, скрывающей эпатажные обложки. В конечном счете, цензура касалась лишь части тиража и HM оставался островком свободы и местом концентрации безумных фантазий.

Цензура в Heavy Metal. Druuna, Paolo Eleuteri Serpieri – Borgia, Alejandro Jodorowsky & Milo Manara

В 1989 году журнал снова претерпел изменения в периодичности издания. Отныне HM выходил не ежеквартально, а с промежутком в два месяца. Вместе со специальными выпусками в течение года набиралось до восьми номеров. Незадолго до этого журнал лишился своей знаменитой вывески The adult illustrated fantasy magazine став просто «Иллюстрированным фэнтези журналом». Пожалуй, именно конец десятилетия можно считать окончанием золотого периода Heavy Metal.

Секс продает. Эпоха Кевина Истмена

К началу 90-х National Lampoon начал приносить убытки, тогда как Heavy Metal оставался прибыльным предприятием. На удивление, издатель журналов хотел распрощаться именно с последним: «Памфлет» давно превратился в кинофраншизу, а потому представлял особую ценность. Интерес к покупке проявил Кевин Истмен, со-создатель Черепашек-ниндзя, а по совместительству давний фанат HM. Сумма выкупа в пятьсот тысяч долларов и легкость, с которой владельцы расстались с журналом, ввела Кевина в замешательство. «Они просто не понимали, чем владели», – заключил Истмен. 

Кевин Истмен и Джули Стрейн

В майском выпуске за 1992 год Истмен дебютировал как издатель, а уже через несколько месяцев стал главным редактором. Он сменил на этом посту Джули Симмонс-Линч, проработавшую в качестве главреда более десяти лет. Одно из первых нововведений Кевина – раздел Striptease. Он стал своеобразным наследником Funny Pages (секции стрипов в National Lampoon) и журнала Zap Comix. Пропитанные андеграундом, страницы «Стриптиза» разительно отличались от основного наполнения журнала. В разделе публиковалось множество авторов, включая такие знаковые фигуры как Джим Вудринг и Крис Уэйр.


Как и стоило ожидать, Истмен постепенно начал внедрять в журнал собственные проекты. И дело касается не только комиксов – его Fistful of Blood вряд ли удостоился упоминания, если бы не рисунок Саймона Бизли. Гораздо важнее сотрудничество Heavy Metal и Tundra Publishing, издательства, которое Кевин основал в 1990 году. «Я давно мечтал об этом. Посетив магазины комиксов в Европе, я увидел, что они называют “книгой”, и что мы называем “книгой”. Твердая обложка, ламинация, потрясающая бумага – это книга. Это то, что с гордостью можно поставить на полку или оставить на столе», – утверждал Истмен.

Твердая ламинированная обложка, комбинированный переплет – коллекция книг Серпьери о Друуне

Конечно, издателем руководила не только любовь к качественным книгам. Аудитория HM была отделена от большинства поклонников комиксов, потому что рядовой читатель покупал журнал в газетном прилавке, а не комикшопе. Истмен решил, что издания в европейском стиле помогут расширить аудиторию и показать, что «комиксы могут быть искусством, книгами, а не одноразовым развлечением». Tundra просуществовала всего три года и принесла Кевину немалые убытки. Компанию поглотило издательство Kitchen Sink Press с которым Heavy Metal продолжил сотрудничество и издание альбомов европейского формата.

Каталог изданий от Heavy Metal. Эротические комиксы издавались в специальной линейке Diva Graphix

Стоит упомянуть, что Истмен был не первым, кто пытался познакомить американскую аудиторию с BD. Бернд Метц и его издательство Catalan Communications выпускали высококачественные сборники евро-комиксов с середины 80-х. Среди изданий Catalan числится огромное количество работ, которые публиковались в Heavy Metal: от Манары и Билала до Даниеля Торреса и Пепе Морено. Хотя издательство продержалось на рынке всего восемь лет и специализировалось на европейских комиксах, в его обширный каталог вошли и американские авторы в лице Ричарда Корбена, Джона Финдли и Пола Киршнера. 

Помимо продвижения европейских альбомов Истмен продолжил внедрение HM в другие медиа. Кевину удалось решить проблему с авторскими правами анимационного Heavy Metal – спустя 15 лет (!) после релиза культовый мультфильм появился на домашних носителях. Помимо этого, ленту отреставрировали и отправили в повторный кинопрокат. Видеокассеты с Heavy Metal продались тиражом более миллиона копий и позволили Истмену начать разработку сиквела. «Успех VHS релиза Heavy Metal открыл нам дверь для продолжения. Пресс-релиз о начале работ еще даже не был готов, а мне уже писали мультипликаторы со всего мира. Они хотели принять участие», – вспоминает Кевин.

Heavy Metal 2000 принято обходить стороной, когда речь идет о богатом наследии журнала. Современники ругали фильм как за анимацию, так и за слабый сюжет, не имеющий отношения к журналу. В качестве основы для мультфильма использовали Melting Pot – комикс Кевина Истмена, Эрика Тэлбота и Саймона Бизли. Более теплый прием получила компьютерная игра Heavy Metal: F.A.K.K. 2, прямое продолжение Heavy Metal 2000. Несмотря на хорошую критику, игру ждали низкие продажи и культовый статус среди небольшой группы фанатов.

Heavy Metal 2000, Simon Bisley

Оба проекта объединяет участие эффектной брюнетки в боевом купальнике. Речь о Джули Стрейн, модели и актрисе, а по совместительству жене Кевина Истмена (с 1995 по 2006). Стрейн не только стала прототипом главной героини, но и прообразом для прекрасных дев с обложек. Кажется, что сексапильную Джули, настоящий символ журнала, узнавали даже те, кто никогда не слышал о Heavy Metal. Наличие подобного талисмана, однако, подчеркивало обновленный имидж «Металла».

Джули Стрейн – в жизни, мультфильме, игре

Несмотря на ряд позитивных нововведений и сильный скачок во внешней политике журнала, нулевые обернулись стремительным угасанием HM. Кажется, что Истмен слишком буквально воспринял фразу секс продает – отныне абсолютно все обложки Heavy Metal украшали полуголые красотки. Да, журнал всегда позиционировал себя как взрослую периодику, но никогда не опускался до сексплуатации. Многообразие полотен и образов уступило место примитивной формуле, которая принесла Heavy Metal славу журнала категории Tits & Ass.

Гораздо больше вопросов вызывает внутреннее наполнение журнала. Издание, на страницах которого когда-то печатали интервью с Тарковским и продвигали фэнтези литературу, погрязло в рекламе порнографической манги и аниме (с тентаклями, разумеется), а также комиксов сомнительного содержания. Дополнило печальную картину обилие посредственных публикаций уровня DeviantArt – и это совсем не комплимент. Если наличие Sinkha, трехмерного эксперимента, еще можно объяснить, то ряд комиксов просто не имел права печататься в Heavy Metal

К счастью, «Металл» обладал внушительным запасом прочности. Страницы журнала не покидали работы выдающихся мастеров, которые с лихвой компенсировали заметное количество халтуры. «Реквием» Миллса и Ледруа, Gypsy Смолдерена и Марини, юмористические стрипы Франсуа Бука и едкая сатира Тайара Озкана Heavy Metal продолжал оставаться интересным чтивом даже в свои самые темные времена. К началу нового десятилетия, кажется, что журнал существовал только для того, чтобы англоязычная публика наслаждалась трилогией Coup de Sang Энки Билала и редкими успехами вроде Fluorescent Black.

The Color of Air, Enki Bilal

Кевин Истмен продал Heavy Metal в 2014 году, оставив за собой место издателя, на котором он продержался еще шесть лет. О своем уходе с поста Кевин узнал от третьих лиц, что стало для него настоящим ударом: «Я большой фанат журнала. Это было работой мечты. […] Представьте классическую рок-группу, которая собирала стадионы. Теперь она может собрать казино, но настоящие фанаты придут и поддержат. Они хардкорны на сто процентов и останутся до конца. Желаю владельцам журнала успеха, куда бы они не направили Heavy Metal».

Grant Morrison Special

«Он все еще существует?», – таким вопросом задались многие, когда в 2015 году прогремел анонс нового главного редактора Heavy Metal. Журнал нуждался в визионере, который смог бы не просто освежить издание, но и вернуть дух того самого «Металла» из восьмидесятых. Выбор пал на великого и ужасного Гранта Моррисона. Эзотерик и оккультист, а по совместительству один из самых значимых сценаристов комиксов последних десятилетией, оказался идеальной кандидатурой для HM. Важность имел не только талант Гранта, но и дополнительное внимание, которое он привлек к журналу.

Грант Моррисон

Моррисон понимал, какой имидж со временем приобрел бренд и хотел это исправить. «В былые времена вы могли увидеть бластеры и сиськи только в Heavy Metal. Сейчас, если вам семнадцать, вы видели вещи в миллион раз хуже и вам не нужно идти за журналом, чтобы увидеть секс. Эротизм является частью сущности HM, но я хочу преподносить его гораздо интереснее», – заявлял шотландец. Вдохновение Грант решил искать в классических выпусках журнала, а так же в не свойственной ему индустриальной, техно и тяжелой музыке.

С 1982 года Heavy Metal выпускали тематические спецвыпуски, а их количество варьировалось и менялось в зависимости от периодичности издания. Вплоть до 2012 года HM имел систему разбивки на тома (по месяцам/сезонам), пока не обрел легаси нумерацию, которая объединила регулярные и особенные выпуски. Моррисон дебютировал в мае 2016 (#280), а уже с июля каждый последующий журнал имел плашку Special. Первой темой, с которой началась новая эпоха Heavy Metal, стал… секс. Помимо понятных Sci-Fi и Mythic были магия, психоделика и фетиш – неотъемлемые части творчества шотландца.

Ai Shiteru!, Jean-David Morvan, Liberatore

К редактура Моррисон привлек свою жену, Кристан: «Я хотел, чтобы в журнале присутствовал женский голос, сильный и смелый. Мы распиваем бутылочку шампанского, отсматриваем присланные материалы и решаем, что нам нравится». Грант был заинтересован не только в привлечении свежей крови, но и возвращении заслуженных комиксистов. В обойму журнала вернулся Ричард Корбен, отсутствовавший почти два десятилетия. Вместе с ним вновь стали публиковаться работы Либераторе, Фингермана и Фреззато. Среди перспективных авторов засветились Донни Кейтс и Пич Момоко.

They Lived Happily Ever After, Fernando Baldo

Не обошелся Heavy Metal без историй самого Моррисона: «Моя работа над журналом… хочу, чтобы это был перформанс. […] Я собираюсь привести за собой художников и авторов, с которыми хотел поработать». Намерения Гранта вылились в разнообразие стилей, короткие и продолжительные комиксы, ставшие подарком для поклонников сценариста. Шотландец не упустил возможности познакомить читателей с магией хаоса, приверженцем которой он является, в большой статье-гайде. Отдельного внимания заслуживает редакторская колонка, в которой Моррисон упражнялся в концептуализме и мог подарить читателям до шести страниц текста, представляющего интерес не меньший, чем собственные комиксы.

 Heavy Metal #283 Editorial, Grant Morrison & Rantz Hoseley 

Начиная с 293 выпуска Грант и Кристан пропали из списка редакторов. Моррисон числился креативным консультантом, но к 296 номеру исчез из авторского состава, а вскоре прекратилась публикация его комиксов. «Некоторые из вас спросят, что же случилось с Smile of the Absent Cat. Судя по всему, история никогда не увидит свет. Очередная причина, по которой тяжело сохранять мотивацию в комикс-бизнесе», – писал в своем блоге художник Герхард. Насыщенный и яркий период Heavy Metal под предводительством шотландца продлился чуть больше двух лет и внезапно прервался.

300 issues and counting

В августе 2020 вышел 300 выпуск Heavy Metal, в котором впервые за полгода появилась редакторская колонка. Новые владельцы журнала вспоминали былые свершения и решительно заявили, что готовы раздвигать границы и вдохновлять свежее поколение читателей. Одной из точек опоры стал оригинальный анимационный фильм 1981 года – обложку юбилейного выпуска украсила Таарна, героиня финальной новеллы. «Все знают, что она из Heavy Metal. Нельсон, зомби пилот, еще один подобный персонаж. Это наши Человек-паук, Бэтмен и Чудо-женщина», – утверждал Тим Сили, свежеиспеченный редактор HM.

Анонс коллекционных фигурок Heavy Metal x Incendium

Новая инициатива включила в себя не только комиксы о персонажах полнометражного фильма, но и расширение продукции под брендом Heavy Metal. В апреле 2020 года стало известно об импринте Virus, призванном стать “вакциной” в тяжелые времена пандемии: «Читатели получат отличные истории, а авторы смогут зарабатывать с каждой проданной копии». В октябре того же года анонсировали Magma Comix, еще одном издательстве под крылом HM, которое появилось благодаря фигуре Дентона Типтона, бывшего работника IDW. 

Heavy Metal все чаще стал попадать в заголовки новостных порталов. К сожалению, в негативном контексте. Одной из главных проблем в новейшей истории журнала стали проблемы с дистрибуцией. Сотни разочарованных подписчиков сообщали о месяцах ожидания, не отставали от них рядовые покупатели онлайн магазина HM. Ряд получивших свои комиксы жаловались на отвратительную упаковку, вследствие чего их копии были повреждены. Многие из комментаторов удостоились бана в социальных сетях, а представители журнала обвинили в задержках третьих лиц, ответственных за печать и транспортировку.

Второй крупный скандал в новейшей истории журнала – изменение внешнего облика Таарны. Героиня в знаменитом боевом бикини удостоилась собственной линейки комиксов, в ходе которых облачилась в полноценную броню. Поклонники Heavy Metal восприняли подобные изменения не только как нарушение канона, но и визуальной эстетики и принципов издания. Под шквалом критики менеджеры HM выбрали наименее рациональную стратегию – высмеивания и публичного отказа от собственных читателей. Подобное отношение вызвало отток аудитории, как свежей так и наработанной годами.

В апреле 2022 Heavy Metal отпраздновал свой сорок пятый день рождения. Переводная версия Metal Hurlant пережила предшественника – оригинальный «Ревущий Металл» закрылся еще в 1987 году. Жан-Пьер Дионне считает это логичным: «Металл был концептом, большой бомбой, которая взорвалась и спустя некоторое время ее эффект выдохся. Что мне нравится в Heavy Metal – в течении многих лет он всегда менялся». Влияние журнала не ограничивается комиксами: HM вдохновил поколения режиссеров, музыкантов, художников и писателей. В эпоху независимых издательств Heavy Metal остается площадкой для экспериментов и местом, где можно почитать актуальные европейские комиксы на английском языке.

Начиная с 300 выпуска Heavy Metal вернулся к ежемесячной публикации

Новое руководство продвигает легендарный бренд по максимуму: создает NFT коллекции, издает художественную литературу, выпускает коллекционные фигурки и рассчитывает перенести опубликованные комиксы на большие и малые экраны. Мэттью Мидни, генеральный директор, уверен в будущем журнала: «Цель заключается в том, чтобы расширить Heavy Metal за пределы страниц, насколько это возможно. HM вдохновил Бегущего по лезвию, Чужого и другие передовые произведения. Пришло время завладеть тем, что мы дали жанру».

Текст: Дмитрий Ломоносов
Оформление: Дмитрий Ломоносов и Максим Гранько
Моральная поддержка: Володя Чигур и Мурат Тыков

Список источников:

Интервью:

• Джона Волкмана для Pop Culture Squad
• Рика Вейча для The Comic Journal
• Кевина Истмена для The Comic Journal (1998 и 2022 года)
• Гранта Моррисона для Comics Alliance и gizmodo
• Тима Сили для Comics Beat
• Жана-Пьера Дионне для Heavy Metal

Литература:

Comic Book Rebels: Conversations with the Creators of the New Comics

Дополнительные материалы:

• Документальный фильм Imagining Heavy Metal
• Документальный фильм Heavy Ink
• heavymetal.com
• heavymetalmagazinefanpage.com
• deepspacetransmissions.com
• hoodedutilitarian.com
• gerhardart.com
• kleinletters.com
• bleedingcool.com
• boundingintocomics.com
• cbr.com
comicvine.gamespot.com
• comicsdc.blogspot.com
• eurocomics.info
• mycomicshop.com
• totally-epic.kwakk.info
• publishersweekly.com

Поделись Радостью
  • 25
    Поделились