27 января 2016 года исполнилось 59 лет легендарному автору комиксов Фрэнку Миллеру. В связи с таким важным, хоть и не юбилейным событием, хотелось бы кратко вспомнить, чем прославился легендарный автор. Карьерный успех для начинающего сценариста и художника комиксов начался в мае 1979 года, когда Фрэнк нарисовал Daredevil #158. В то время Marvel рассматривали возможность закрытия серии, но кадровые перестановки закончились тем, что в январе 1981 года, в 168 номере Миллер уже являлся и сценаристом и художником в одном лице. Продажи комикса выросли так резко, что уже через 3 месяца Daredevil вернулся к ежемесячному графику (до этого комикс выходил раз в 2 месяца). Что было дальше, теперь уже считается классикой супергероики/криминала в мире комиксов. За свой ран над Сорвиголовой Миллер создал, убил и воскресил Электру, придумал историю клана “Руки”, в том числе и наставника Мэтта – Стика. Сорвиголова был переосмыслен практически полностью, как и его антагонисты. Даже Меченый (Bullseye), созданный Марвом Вульфманом и Джоном Ромитой Старшим, под пером Миллера превратился в одного из самых безжалостных и значимых злодеев во вселенной Marvel. Позже Миллер возвращался к работе над Электрой в комиксе Elektra: Assassin #1-8 (совместно с Билом Синкевичем) и графическом романе Elektra Lives Again в 1990 году. В 1993 году также вышла мини-серия Daredevil: The Man Without Fear, рисовал которую Джон Ромита Младший. В 1982 году Миллер нарисовал мини серию Wolverine, сценаристом которой выступил Крис Клэрмонт, в те годы набирающий обороты на своем культовом ране о Людях Икс. Рассказывать про этот комикс особенно нечего, так как все, что делалось в рамках Людей Икс Клэрмонта, автоматически превращалось в золото или серебро в ту эпоху. Лучше просто прочитать эти шикарные 4 выпуска, чтобы по достоинству оценить рисунок Фрэнка. Этот комикс, кстати, выходил в России в рамках Hachette коллекции, поэтому многие про него знают не понаслышке. В 1983-1984 гг. под крылом DC Comics вышел первый авторский комикс Фрэнка. Я, разумеется, говорю о Ронине (Ronin). Действие комикса происходит в дистопичном Нью-Йорке будущего. Комикс в первую очередь демонсрирует влияние BD и манги на стиль Миллера. В целом история возникновения немного схожа с появлением задумки оригинальных Звездных Войн в попытке (как мы все знаем, удачной) Джорджа Лукаса совместить, казалось бы, несовместимые элементы азиатской (преимущественно японской) культуры и популярной фантастики. В 1984 году творчество Миллера также сыграло свою роль при создании Черепашек Ниндзя, поскольку изначальная концепция, помимо прочего, являлась пародией на работу Миллера надо Сорвиголовой. 1986 год без сомнения можно назвать самым продуктивным для карьеры автора. Именно в этом году вышла всем известная мини серия Batman: The Dark Knight Returns, повествующая о постаревшем Брюсе Уэйне, которого судьба заставляет вновь вернуться к супергеройству, а заодно поднять революцию и надавать тумаков Супермену. Наряду с Хранителями Алана Мура (которые также вышли в том же году) этот комикс ознаменовал эпоху более мрачных героев и антигероев, мораль которых часто граничит с безумием. Тенденция к подобной подаче персонажей в мейнстрим-супергероике повторно началась в конце 1990-х (ключевым произведением здесь можно назвать Authority Марка Миллара и Уоррена Эллиса). В том же году Миллер возвращается к работе над Сорвиголовой и создает самую монументальную историю с рогатым супергероем – Daredevil: Born Again. В ней титульный герой впервые узнает, что такое страх, когда его заклятый враг Кингпин узнает тайну его личности и медленно разрушает жизнь Мэттью Мёрдока шаг за шагом. Комикс пропитан всем, чем славятся истории Фрэнка Миллера – драмой, жесткостью, борьбой за жизнь, романтикой и бескомпромиссностью. Совместно с Билом Синкевичем Миллер пишет мини серию об Электре Elektra: Assassin #1-8, а также выпускает графический роман Daredevil: Love and War, являющийся своеобразным мостом между его первоначальным раном и Born Again. И хотя эти работы менее популярны, они все еще остаются признанными широкой массой и критиками, почетно пополняя библиографию Фрэнка Миллера. Годом позже, в 1987, выходят знаковые 404-407 номера Batman, установившие новое происхождение героя в истории названной Batman: Year One (Год Первый). Многие детали появления персонажа были изменены, и позже признаны новым каноном и священным Граалем комиксов о Темном Рыцаре. После небольших скандалов с DC Comics, Миллер перебрался в независимое издательство Dark Horse Comics, где в 1991 году начал работу над авторским циклом Город Грехов (Sin City). Цикл мини-серий продолжался вплоть до 2000 года. Про этот комикс рассказывать российским читателям почти нет смысла, поскольку все 7 томов были изданы издательством Амфора в 2013-2014 гг. Кроме того, огромное количество людей далеких от комиксов познакомились с этим черно-белым криминальным миром с выходом в 2005 и 2014 годах двух полнометражных фильмов. Город Грехов стал фирменной карточкой Фрэнка Миллера и его главной работой в мире комиксов. В 1998 году вышла мини-серия 300, повествующая о походе царя Леонида и группы трехсот спартанцев и их сражении с армией персидского царя Ксеркса. Комикс также был экранизирован в 2007 году; успех экранизации обеспечил сиквел кинофильма и приквел комикса в последующие годы. Нулевые для Миллера оказались странным временем. С одной стороны экранизации его комиксов вышли в целом успешными, с другой – его комиксы стремительно теряли качество, а периодичность их выхода удручала. В 2001-2002 гг. Миллер выпустил сиквел своей темной версии Бэтмена – Batman: The Dark Knight Strikes Again. Комикс продавался хорошо, однако его качество в целом мало кому пришлось по вкусу. Приквел его Бэт-вселенной All Star Batman & Robin, the Boy Wonder с рисунком Джима Ли в рамках импринта All-Star до сих пор вызывает абсолютно разные чувства, в первую очередь из-за того, что мини история до сих пор не окончена, и, судя по тому что мы видим сегодня, не закончится в обозримом будущем (последний выпуск вышел в 2008, а последнее обещание мы получили в 2011). И, наконец, в 2015 начался выход мини-серии триквела по вселенной Темного Рыцаря – The Dark Knight III: The Master Race. Судя по интервью с Миллером, его причастность ограничилась кураторством, к тому же судить этот проект еще рано. Я не знаю, что ждет Фрэнка Миллера в будущем, но любые успехи и провалы не отменяют его грандиозного вклада как в мейнстрим-супергероику, так и в независимые комиксы. Более того, его наследие оказало влияние на поколения вперед. Наряду со многими выдающимися авторами 80-х он поднял планку повествования в формате комикса на абсолютно новый уровень, и многие современные авторы тратят свою жизнь на то, чтобы дотянуться до этой планки. Поделись Радостью