Настало, наконец-таки, время вновь поговорить об отечественных комиксах. Сегодня я выскажу свое мнение о постмодернистском клюква-треш-боевике, коим, по моему мнению, является теперь уже небезызвестная антология Фронтир.

Первый том лежал на моей полке, ожидая прочтения очень давно. Очень. Причиной тому моя неподготовленность к увиденному и рисунок Евгения Францева, изначально немного отпугнувший меня в купе с пародией на криминальное чтиво в открывающей сцене. Однако, когда Женя предложил мне написать обзор на 2 том (за созданием которого я постоянно следил вконтакте) это стало отличным пинком под отнюдь не метафорическую жопку. Поэтому рассказать я решил сразу про оба тома. Решил сразу (после ККР2017), но вышло только сейчас…

Фронтир том 1

Первым приятным и определяющим достоинством Фронтира является сама его идея. Наемник в ковбойской шляпе по имени Баффало путешествует на луноходе по “пост-апокалиптической” России, морально отброшенной в 90е, если не еще раньше в глубокий совок. Есть в этой “ретро” составляющей нечто по-своему чарующее и романтичное. Эта же самая романтика, с другой стороны, во многом определяет аудиторию комикса, ведь не все любят ностальгию по этой теме, и далеко не все это видели сами (мне почти 30, в конце концов). Это ни в коей мере не минус самому комиксу, а, напротив, смелый авторский шаг, который, тем не менее, сильно ограничивает охват аудитории и, как следствие, объем продаж.

На концептах Волков и Кутузов, надо полагать, не остановились. Все истории в комиксе разные как в плане общей подачи и идеи, так и конкретно персонажей. Тут есть и истории-анекдоты, и миниатюрные зарисовки в духе Тарантино и много чего еще. Диалоги, хотя и выглядят по большей части заимствованно, порой добавляют истории больше атмосферы, нежели рисунок или даже сами персонажи. Да, местами все немного натянуто, но здесь это скорее необходимость; в абсурдную идею легче поверить, когда абсурд этот пересекается с чем-то реальным и стереотипным, ассоциативно удерживающим читателя на плаву подобно поп-культурному якорю, не дающему потеряться в новом произведении.

С другой стороны, главным, режущим глаз, недостатком этого тома является как раз чрезмерное копирование любимых кино сцен со стороны сценаристов, а также явное графическое подражание определенным художникам и их приемам. Если быть до конца честным, то это не так уж и страшно, ведь выражение “все идеи уже придуманы и заимствованы” является классическим тезисом для людей творческих. Я лишь замечу, что от такого нужно отходить, или уводить все в сторону более “ламповой” изысканности (об этом читайте ниже).

Продолжая тему минусов, нужно поговорить еще кое о чем: оммажи и пародии, причем как на кино, так и на комиксы. Я обожаю и первое, и второе, но место и темп для них обычно определяются несколько иначе, нежели это делают авторы. Сами по себе отсылки вроде 4 девочек с разными оружиями ниндзя пробуждают во мне, как в ребенке 90х, теплые чувства и улыбку, которая, впрочем, искривляется последующей сценой копирующей то ли Фрэнка Миллера, то ли какой-то древний отечественный мультик. В последней я буквально слышу игру на гармошке или балалайке и вижу, какие то союзмультфильмовские силуэты, что вне контекста просто замечательно (как потрясающий промо-материал или задняя обложка сборника), но внутри конкретной истории, как мне кажется, не к месту эстетически в рамках общей атмосферы. Причем визуально это мой любимый разворот во всем 1 томе, что довольно забавно.

Проблема здесь не в самой сцене, а в том, что темп повествования здесь скачет так, будто авторы не могут найти баланс между наигранной театральной серьезностью, банальными (отнюдь не плохими) шутками и самой историей, которую, собственно, надо постоянно развивать и держать под контролем. Усугубляется это и тем, что перед нами формат антологии с едва связанными историями, и такой подход к “дани уважения” другим авторам становится еще опаснее.

Рисунок в этом томе слабый, чего греха таить. Женя Францев сам это понимает, и сейчас рисует в десятки раз лучше и старательнее. Честно говоря, из всех отечественных художников за кем я слежу в соцсетях, Женя в плане развития рвет и мечет сильнее остальных, особенно учитывая, что он самоучка.

В общем и целом, комикс за многое можно ругать, но вот в чем загвоздка, – такого комикса как Фронтир никто ранее не придумывал, и это само по себе уже большое достижение, особенно для отечественной индустрии. Главным же преимуществом комикса является наличие у него абсолютно потрясающего сиквела…

Фронтир том 2

Во втором томе работа над ошибками была проделана колоссальная.

В том, что касается диалогов, то “американизированная” их подача никуда не делась, все таки перед нами “пельмени-вестерн”, как его именуют сами авторы. Однако тут все стало менее экспериментальным и более уверенным. Теперь у Фронтира есть не просто идея или концепты с интересными фрагментами-зарисовками, но и свои уникальные голос и атмосфера, легко узнаваемые практически на любой странице антологии, и дело не только в графике.

Суп из поп-культуры стал наваристее и сочнее, но авторов все еще не отпускает желание делать очевидные отсылки для недальновидных читателей. Дважды за комикс отсылать к Хранителям? Ребят, забейте вы на них, вам это попросту не нужно.

Если уж пестрить пасхалками, то “для себя”, глубже и тоньше, чтобы сыпать маленькими интересностями на лекциях, конвенциях или просто в интернете, делая комикс сложнее, заставляя читателя возвращаться к нему и перечитывать истории заново в поисках новых, упущенных ранее, деталей. В любом случае, теперь такие вещи уже являются характерными мелочами, а не бросающимися в глаза ненужными элементами сторителлинга. И да, пасхалка на ребят из JJ – одно из лучших камео, что я вообще видел в комиксах. Серьезно.

Диалоги и вообще сценарий здесь также выросли в разы, и даже расписывать какие-то нюансы не хочется, чтобы не портить вам прочтение спойлерами. Кутузов и Волков безоговорочно стали лучше и опытнее (было бы странно увидеть обратное), но действительно сверкает здесь рисунок, причем в этот раз уже двух художников, поделивших главы между собой.

Францева хвалить я не буду.

Шучу. Буду, конечно. В этих работах Женю уже хочется называть комиксистом. Все стало объёмнее, “правильней” и попросту качественнее как композиционно, так и в целом технически. Один лишь разворот с полем нарциссов вызывает у меня боль в запястье…

Ну и не могу не выложить самый красивый разворот в обоих томах:

Вторым художником выступил Дмитрий Феоктистов, чей рисунок однозначно выглядит брутальнее и менее каррикатурно. И это здорово, ведь смысл любой антологии заключается в ее разнообразии. К слову, интересно было бы посмотреть на цветные и более лощеные “мейнстримные” истории с персонажами комикса, возможно авторы нас удивят (лучше не стоит). Но в целом, Фронтир в какой-то мере уже определен для читателя черно-белым рисунком с довольно характерной графикой. Посмотрим, что будет дальше.

Говоря о рисунке, единственное, что иногда бросается в глаза, так это немного не эргономичное использование пространства панелей и их компоновка, причем у обоих художников. Создается впечатление, что черно-белый формат местами наоборот сдерживает художников, вместо того, чтобы упрощать им задачу. Я думаю эти недоработки ребята победят в следующем томе, быть может уделяя больше внимания фонам и/или композиции.

Хотелось бы сказать еще пару слов о самих изданиях. В целом здесь все отлично, не считая, разве что, очень тугого и глубокого переплета, съедающего слишком много рисунка на разворотах, и некоей блеклости черных тонов в некоторых местах. Уж не знаю, в печати ли дело или в изначальной работе с изображением после сканирования, но не покидает ощущение, что все могло быть немного контрастнее и четче. Это, впрочем, с лихвой компенсирует отличный дизайн, одновременно минималистичный и атмосферный, причем как на обложке, так и в оформлении глав; с этим тут все просто прекрасно, как и с плотностью бумаги, особенно учитывая низкую стоимость книжек.

В заключение хочется настоятельно посоветовать нашим читателям прочитать обе эти книги. Поверьте, они того стоят.

Авторам я желаю расти и дальше, благо конкуренции в плане столь основательно продуманных концептуально отечественных комиксов сейчас практически нет. И да, – я хочу увидеть толстенный сборник Фронтира в твердом переплете через пару лет, с более контрастной обработкой страниц и прошитыми прекрасными разворотами. Такую книжку я бы купил однозначно.

P.S. Долго думал над каким-то красивым описанием Фронтира одной фразой, и в итоге для себя решил, что все даже слишком очевидно. Фронтир – это Танкистка по-русски. Во всяком случае отношение концепт/потенциал у серии такое же, что очень радует.


Фронтир том 2 был предоставлен мне для рецензии лично Евгением Францевым, первый же куплен на свои кровные 😉

Поделись Радостью